Разделы презентаций


СССР в 1985-1991гг

ЭТАПЫ ПЕРЕСТРОЙКИ 1985-1991 гг.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1


Слайд 3ЭТАПЫ ПЕРЕСТРОЙКИ 1985-1991 гг.

ЭТАПЫ ПЕРЕСТРОЙКИ 1985-1991 гг.

Слайд 13М.С. Горбачев

М.С. Горбачев

Слайд 141987 г. возник конфликт между сторонниками и противниками реформаторского курса

в высших эшелонах власти.      В сентябре      В то же время выявились

серьёзные разногласия между М.С. Горбачёвым и одним из его ближайших сподвижников Е.К. Лигачёвым - секретарем ЦК КПССводимых реформ. Расхождения между ними были и по поводу так называемых "белых пятен" в советской истории. 13 марта 1988 г. газета "Советская Россия" поместила статью ленинградской преподавательницы химии Нины Андреевой под заголовком "Не могу поступиться принципами" (См. дополнительный хрестоматийный материал). Суть публикации была в том, что Н. Андреева открыто защищала И.В. Сталина, а авторов антисталинских произведений (драматурга М. Шатрова, писателя А. Рыбакова и др.) называла "фальсификаторами истории", которые заимствовали у Запада свою антисоциалистическую концепцию "гласности", чтобы подвергнуть полному пересмотру историю партии и советского общества. Письмо Н. Андреевой было напечатано целым рядом центральных газет. Развернулась острая полемика между сторонниками и противниками Н. Андреевой. Она свидетельствовала о том, что раскол общества стал достаточно глубоким.      ХIХ Всесоюзная партийная конференция (28 июня - 1 июля 1988 г.). На конференции впервые за шесть предшествующих десятилетий был поставлен вопрос о необходимости глубокой реформы политической системы (См. дополнительный иллюстративный материал). На конференции было принято решение о политической реформе Советов и совмещении постов председателей Советов с соответствующими постами в партийном руководстве. Была также принята резолюция "О гласности", закрепившая курс на демократизацию печати и свободу слова. На конференции вновь развернулась борьба между сторонниками и противниками перестройки. Но большинство делегатов поддержало М.С. Горбачева и его сторонников. Конференция высказалась за необходимость экономической реформы, но её главным итогом стала резолюция о всеобъемлющей реформе государственной власти.      Согласно решениям XIX Всесоюзной партийной конференции, учреждался высший орган власти - Съезд народных депутатов СССР, который должен был избираться тайно и по очень сложной системе. Часть депутатов избиралась по территориальным округам, часть - по национально-территориальным, а еще одна часть - от признанных общественных организаций и от Академии Наук. В свою очередь, Съезд народных депутатов избирал президента СССР и новый Верховный Совет, который должен был заниматься текущей законотворческой работой. 1-2 октября 1988 г. состоялась внеочередная сессия Верховного Совета, которая внесла в Конституцию необходимые изменения и приняла новый закон о выборах. Отныне выборы в Советы должны быть тайными и проходить на альтернативной основе. Весной 1989 г. состоялись первые в СССР альтернативные парламентские выборы. Большинство на них получили активные сторонники перестройки (См. дополнительный иллюстративный материал).      25 мая 1989 г. состоялось открытие I Съезда народных депутатов СССР. Уже в первый день его работы было принято решение о прямой трансляции со Съезда. Впервые в прямом эфире транслировались все заседания съезда, проходившее в течение трех недель. На Съезде был сформирован Верховный Совет, председателем которого был избран М.С. Горбачёв (См. дополнительный иллюстративный материал). На Съезде группа радикально настроенных депутатов образовала политическую оппозицию КПСС под названием "Межрегиональная депутатская группа". В числе сопредседателей этой группы были А.Д. Сахаров, Ю.Н. Афанасьев, Г.Х. Попов и др. Наиболее острая дискуссия шла на съезде по вопросу о 6-й статье Конституции СССР 1977 года, закреплявшей руководящую роль КПСС. Межрегиональная депутатская группа стала упорно бороться за отмену 6 статьи Конституции (См. дополнительный иллюстративный материал).      М.С. Горбачёв всячески стремился сохранить руководящую роль партии в обществе. На II Съезде народных депутатов (12-24 декабря 1989 г.) он добился принятия решения не обсуждать этот вопрос. 5 февраля 1990 г. на Пленуме ЦК КПСС М.С. Горбачев заявил о необходимости введения поста президента СССР одновременно с отменой положения Конституции о руководящей роли КПСС в государстве. На III Внеочередном съезде народных депутатов (12-15 марта 1990 г.) такие решения были приняты. Первым президентом СССР был избран М.С. Горбачёв. М.С. Горбачев президентом был избран прямо на съезде, хотя изменениями в Конституции предусматривалось всенародное голосование (См. дополнительный иллюстративный материал).      В июле 1990 г. состоялся последний XXVIII съезд КПСС. К этому времени партия фактически раскололась на сторонников радикальных реформ, выступавших за превращение КПСС в партию парламентского типа, и так называемых "консерваторов", обвинявших М.С. Горбачёва в отказе от коммунистической идеологии (См. дополнительный иллюстративный материал). М.С. Горбачев пытался удерживаться в центре, но центра фактически уже не было. На съезде Б.Н. Ельцин предложил переименовать КПСС в партию демократического централизма и разрешить в ней свободу фракций (См. дополнительный иллюстративный материал). Его предложение не встретило поддержки, тогда он объявил о своём выходе из КПСС. Примеру Б.Н. Ельцина последовали его сторонники.      На съезде М.С. Горбачёву удалось преодолеть жестокое сопротивление консервативного крыла партии и получить, в целом, поддержку своего курса. Он был переизбран на пост генерального секретаря решением съезда, что уменьшало его зависимость от ЦК КПСС. Но избрание М.С. Горбачева на высший пост в парии уже не играло никакой роли. Его авторитет стремительно падал (См. дополнительный иллюстративный материал). Полки магазинов оставались пустыми, в страну стала поступать западная гуманитарная помощь, по всей стране стали проходить митинги под лозунгами "Долой КПСС!". В июне 1991 г. на Пленуме ЦК КПСС М.С. Горбачев подвергся резкой критике, в ответ на которую он заявил, что подает в отставку с поста генерального секретаря. Отставка была членами партии отклонена, так как грозила развалом самой КПСС.      Создание политических партий и движений. Отмена 6 статьи Конституции явилась стимулом для возникновения новых политических партий и движений. В течение нескольких месяцев в стране возникло множество различных партий. Советское общество начало становиться многопартийным.      Возникли партии демократической ориентации: Крестьянская, Аграрная, Народная партия России, Демократическая партия России и др. Они выступали за демократическое государство, за проведение экономических и политических реформ.      В результате раскола в рядах КПСС возникло несколько партий коммунистической ориентации: Коммунистическая партия РСФСР (КПРФ), Российская партия коммунистов (РКП), Российская коммунистическая рабочая партия. Они видели задачу в возврате к коммунистической идеологии, а также в усилении роли государства в экономике.      Возникли также партии социал-демократического направления.      Партии национально-патриотической ориентации (Республиканская народная партия России и др.) выступали за сильное государство и возрождение национального самосознания.      В общем, новые партии попросту перенимали форму партий Запада и не имели социальной базы в обществе. Ни одна из них не выражала интересов какого-либо слоя или движения, зачастую они выражали амбиции самоутверждающихся деятелей. Время существования многих партий оказалось кратким. Они распадались одна за другой, тут же возникали новые.      Изменение отношения к религии. Новое руководство взяло курс на либерализацию отношений Церкви и государства. Состоялось несколько встреч М.С. Горбачёва с патриархом Русской православной церкви Пименом, представителями других конфессий. В 1988 г. произошли юбилейные торжества в связи с 1000-летием крещения Руси. Верующим возвращались отобранные у них ранее культовые здания, строились новые.      Было разработано и утверждено новое законодательство о культах. 25 октября 1990 г. был принят один из либеральных закон "О свободе вероисповедания", который предоставлял равные права всем религиозным объединениям. Согласно закону, в СССР могло быть зарегистрировано любое религиозное объединение, имеющее устав и число сторонников в 10 человек. Закон предоставлял широкие возможности для деятельности на территории СССР представителям самых различных религиозных верованиях, в том числе и нетипичных для нашей страны.      Экономическая реформа. Темпы экономического развития страны замедлились уже в 70-е гг. Первое время М.С. Горбачев надеялся поправить экономическую ситуацию, используя административные рычаги ? повышение дисциплины и ответственности и усиление централизованного управления экономикой.      Поэтому в экономической сфере продолжилась борьба с "нетрудовыми доходами" и взяточничеством, начатая ещё при Ю.В. Андропове.      О неблагополучном состоянии советской экономики свидетельствовал взрыв 26 апреля 1986 г. ядерного реактора на Чернобыльской АЭС (См. дополнительный иллюстративный материал). Подобной аварии в мировой практике не было, и власти в те трагические дни проявили полную беспомощность. Население на поражённой местности своевременно не было оповещено о произошедшем, службы Гражданской обороны действовали неэффективно, а в это время продолжался выброс радиоактивных веществ из горящего после взрыва реактора, что увеличивало количество человеческих жертв.      Экономическая ситуация продолжала ухудшаться. С 1988 г. заметно сократилось сельскохозяйственное производство, рост промышленного производства в 1989 г. достиг нулевого уровня и сократился на 10 % в первой половине 1991 г. Дефицит бюджета в 1988-1989 гг. достиг 100 млрд. руб. Стремительно нарастали инфляционные процессы. Чтобы смягчить воздействие инфляции на покупательную способность населения, государство и отдельные предприятия пошли на резкое увеличение в 1988 г. личных доходов. Но рост производства отсутствовал, личные доходы населения росли, и спрос на товары и услуги увеличивался. Вследствие этого товары на прилавках исчезали моментально, в магазинах выстраивались очереди. Чтобы удовлетворить спрос, государство увеличивало импорт на кредитной основе. В результате долги государства росли.      В течение долгого времени в советской экономической науке наблюдался застой, и учёные не могли предложить М.С. Горбачёву свежих и эффективных экономических идей. Реформирование экономики решено было начать с расширения сферы деятельности частного сектора и самостоятельности государственных предприятий.      19 ноября 1986 г. был принят Закон "Об индивидуальной трудовой деятельности", позволявший частную деятельность более чем в 30 видах производства товаров и услуг. В том же году некоторые ведомства и предприятия получили право создавать совместные предприятия с иностранными фирмами. Уже весной 1991 г. в кооперативном секторе было занято 7 млн. граждан (5 % активного населения). Но развитие частной инициативы сталкивалось с самыми различными трудностями: сопротивлением чиновничества, дефицитом материальных ресурсов, враждебным отношением (из-за высоких цен) населения. Правительство наталкивалось на трудности, пытаясь расширить сферу частной инициативы и в сельском хозяйстве. В 1988 г. сельские жители получили право брать землю в аренду на 50 лет и полностью распоряжаться произведённой продукцией. В марте 1988 г. было принято новое положение о колхозах, по которому площадь индивидуального участка и поголовье скота в личном подсобном хозяйстве отныне могли устанавливаться коллективом каждого колхоза.      Но эти меры не привели к возрождению духа предпринимательства у крестьян: к лету 1991 г. в хозяйствах арендаторов было только 2% возделываемых земель и 3% поголовья скота. Сказались и отсутствие техники у крестьян, и стремление местных властей подавить крестьянскую инициативу.      1 января 1989 г. вошёл в силу "Закон о государственном предприятии", по которому предприятия переходили на новые принципы: хозрасчёт и самофинансирование. Отныне предприятия могли сами планировать свою деятельность, получили право действовать напрямую с другими предприятиями, заключали контракты с поставщиками и потребителями.      Но эти меры по реформированию экономики успеха не приносили. Старые связи между производственными предприятиями рушились, но на смену им новые отношения не складывались. Правительство не смогло привести в действие новые рычаги грамотного управления экономикой. 1989 г. начались мощные забастовки шахтёров Кузбасса и Западной Сибири.      Антикризисные программы. В 1989 г. была создана Комиссия по проведению экономической реформы под руководством видных экономистов С.С. Шаталина, Н.Я. Петракова. Были выработаны различные проекты реформы: один - под руководством директора Института экономики РАН Л.И. Абалкина, другой - группой специалистов из Госплана под руководством председателя Совета Министров СССР Н.И. Рыжкова. Оба эти проекта были обобщены и одобрены II Съездом народных депутатов в декабре 1989 г.      В то же время малоизвестный экономист Г.А. Явлинский с помощью западных специалистов разработал свой проект экономической реформы - программа "500 дней", представлявший собой попытку решения экономических проблем посредством молниеносной акции, которая включала: децентрализацию экономики, перевод предприятий на аренду и приватизацию. Эти меры, по замыслу Г.А. Явлинского, должны были реформировать советскую экономику в течение 500 дней.      Появление программы "500 дней" вызвало бурную дискуссию, перешедшую в политическую борьбу. Руководители Комиссии по проведению экономической реформы С.С. Шаталин и Н.Я. Петраков поддержали программу "500 дней", Н.И. Рыжков с Л.И. Абалкиным поддерживали старый проект. Ректору Академии народного хозяйства при правительстве Российской Федерации академику А.Г. Аганбегяну было поручено найти приемлемое решение, но ему это не удалось. Экономическая реформа оказалась заблокированной.      Один из иностранных советников, при помощи которых разрабатывались проекты экономической реформы, заявил, что быстро поднять народное благосостояние можно только с приходом капитализма. Это была уже не перестройка, шла речь об изменении социального строя. Но М.С. Горбачёв был намерен сохранить социализм, он отказался от программы "500 дней".      Ситуация в экономике ухудшалась. Неудачные попытки реформирования экономики имели большие социальные издержки. Резко сократилось производство, уменьшились доходы населения, обострились жилищная, продовольственная, экологическая и др. проблемы. Многообразие форм собственности привело к появлению новых социальных категорий населения. Возникли социальные группы, владеющие средствами производства, сформировался слой граждан, владеющих значительным финансовым капиталом. Появилось понятие "новые русские".      В итоге перестройка ухудшила положение основных слоёв населения.
"Новое мышление" и поворот во внешней политике
Уже в первых своих выступлениях М.С. Горбачёв изложил положения нового внешнеполитического курса СССР. Добиться безопасности страны можно лишь при учёте интересов других народов и государств. В тезисах, принятых ХIХ партконференцией (июнь 1988 г.), говорилось: "…на нашу внешнюю политику наложили отпечаток догматизм, субъективистский подход…, не в полной мере реализовывались новые возможности для снижения напряжённости и наибольшего взаимопонимания между народами. Добиваясь военно-стратегического паритета, в прошлом не всегда использовали возможности обеспечить безопасность государства политическими средствами и в результате дали втянуть себя в гонку вооружений, что не могло не сказаться на социально - экономическом развитии страны и на её международном положении".      Этот поворот во внешней политике СССР получил название "новое мышление". В декабре 1988 г. в речи на сессии Генеральной Ассамблеи ООН М.С. Горбачёв сформулировал новую концепцию советской внешней политики. Центральное место в ней отводилось приоритету общечеловеческих ценностей над классовыми (См. дополнительный хрестоматийный материал). Советское руководство определило три основных направления внешнеполитической деятельности:
смягчение напряжённости между Востоком и Западом посредством переговоров с США о разоружении;
урегулирование региональных конфликтов;
признание существующего миропорядка и расширение экономических связей со всеми государствами.
Западное направление. В ноябре 1985 г. в Женеве состоялась встреча М.С. Горбачёва и президента США Р. Рейгана. Эта встреча положила начало возобновлению политического диалога двух ведущих держав мира. Стороны заявили о своём отказе добиваться военного превосходства друг над другом. Была достигнута договорённость о расширении отношений между СССР и США.      СССР стал предпринимать конкретные мероприятия, которые подчёркивали его приверженность новому курсу. СССР объявил мораторий на испытание ядерного оружия. Приостановилось развёртывание ракет среднего радиуса действия в европейской части СССР. Была выведена советская военная техника с территории ГДР. В СССР началось сокращение Советской Армии, конверсия военного производства.      В октябре 1986 г. в Рейкьявике состоялась встреча М.С. Горбачёва и президента США Р. Рейгана, в центре которой находился вопрос о сокращении и контроле над вооружениями. В итоге в декабре 1987 г. в Вашингтоне был подписан советско-американский Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности на территории Европы, принадлежавших обеим сторонам (См. дополнительный иллюстративный материал). Их арсенала США и СССР были полностью изъяты баллистические ракеты с дальностью полета от 500 до 5500 км.      2 декабря 1989 г. во время встречи на Мальте М.С. Горбачёв заявил, что СССР готов не рассматривать США как военного противника. С подобным заявлением позже выступила и американская администрация. В июле 1991 г. в Москве был подписан Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1). Стороны должны были сократить количество ядерных боезарядов на своих стратегических носителях до 6000 единиц. По мнению многих партийно-государственных деятелей эта акция серьёзно угрожала безопасности СССР, так как, по их образному выражению, СССР остался "в чем мать родила" в смысле вооружений. По мнению ряда обществоведов, принятие этих договоренностей означало конец холодной войны.      Серьёзные изменения произошли в отношениях СССР и государств Восточной Европы. М.С. Горбачёв заявил об отказе от политики вмешательства в дела союзников по Организации Варшавского Договора. В результате коммунистические режимы в странах Восточной Европы рухнули. 9 ноября 1989 г. была разрушена Берлинская стена, символ противостояния двух систем, открыта граница ГДР с Западным Берлином и ФРГ. В 1990 г. состоялось объединение Восточной и Западной Германии.      В 1991 г. прекратили деятельность СЭВ и Организация Варшавского Договора.      СССР потерял свои позиции в Восточной Европе.      Восточное направление. В феврале 1989 г. завершился вывод советских войск из Афганистана. К вводу советских войск в Афганистан в 1979 г. СССР подталкивали многие внешние обстоятельства. США активно пытались проникнуть и закрепиться в Иране, Пакистане, создавали в этих районах свои военные базы. Всё это создавало серьёзную угрозу на юге СССР, и с этим нельзя было не считаться (См. дополнительный иллюстративный материал).      Вывод советских войск из Афганистана сделал возможным возобновление диалога между СССР и Китаем. Советско-китайское сближение было подкреплено визитом М.С. Горбачёва в Пекин в 1989 г.      Советское правительство приняло ряд законов, соответствующих международному законодательству в области прав человека.      Итоги внешнеполитической деятельности. Закончилась холодная война, угроза ядерной войны была отодвинута, улучшились отношения СССР со многими странами. Но позиции СССР в Восточной Европе, статус мировой державы, - были утеряны.      В 1990 г. президенту СССР М.С. Горбачёву была вручена Нобелевская премия мира.
Распад СССР
Межнациональные конфликты. Ухудшение экономической ситуации вызывало недовольство населения на территории всего СССР. Местное руководство в республиках переключало недовольство своих народов на центральное руководство и на другие народы, находя в истории позабытые поводы для раздоров. Это привело к возникновению межнациональных конфликтов. Начало им положили события в Казахстане.      В декабре 1986 г. в республике вместо отправленного в отставку казаха Д.А. Кунаева первым секретарём ЦК КП Казахской ССР был назначен русский Г.В. Колбин (казахское население республики не превышало 30%). В Алма-Ате прошли антирусские демонстрации. 23 августа 1987 г. в годовщину подписания советско-германского пакта 1939 г. прошли массовые манифестации в Таллине, Риге и Вильнюсе. Наиболее трагичные формы межнациональный конфликт приобрёл в Нагорном Карабахе. Несмотря на большинство армянского населения, Нагорный Карабах в 1923 г. был присоединён к Азербайджану. В феврале 1988 г. армяне этой автономной области потребовали воссоединения с Арменией. Руководство СССР оказалось не готово к таким радикальным требованиям и заняло двусмысленную позицию. В ответ в г. Сумгаите азербайджанцы устроили погром армянского населения. Началась настоящая война между Арменией и Азербайджаном.      В 1989-1990 гг. возникли очаги сепаратизма в Прибалтике, Грузии. В Прибалтике народные фронты, возникшие как организации в поддержку "перестройки", превратились в движения за независимость. Ведущую роль в движении за отделение от СССР стала играть Литва. В республике было создано движение в поддержку "перестройки" "Саюдис". Но вскоре председатель "Саюдиса" В. Ландсбергис стал выступать с требованиями выхода Литвы из состава СССР. С такими же требованиями выступали Грузия и Молдавия. В ноябре 1988 г. в Грузии прошли манифестации под националистическими лозунгами, Эстония объявила верховенство законов республики над законами СССР. 9 апреля 1989 г. в Тбилиси армия открыла огонь по толпе демонстрантов, которые пытались ворваться в правительственные здания. Причём, огонь был открыт по требованию местных партийных и военных властей. В течение года практически все республики провозгласили свой национальный язык государственным, все республики требовали от Москвы суверенитета.      В сентябре 1989 г. состоялся Пленум ЦК КПСС по национальным вопросам. Пленум принял решение предоставить республикам полную хозяйственную самостоятельность и право самостоятельно определять государственное устройство. Но республики твёрдо придерживались курса на независимость от СССР.      В начале 1991 г. в Прибалтике произошли события, которые нанесли один из самых ощутимых ударов по СССР, как содружеству народов. 12 января 1991 г. в литовской столице Вильнюсе армия, доведённая до крайности обстановкой ненависти, открыла огонь по демонстрантам, пытавшимся штурмовать местное телевидение. 16 января М.С. Горбачёв потребовал приостановить действие закона о печати. 20 января в Риге части ОМОН штурмовали здание МВД, как и в Вильнюсе, были убитые и раненые. 22 января М.С. Горбачёв выступил по телевидению с заявлением о противоправных действиях прибалтийских властей, в ответ отовсюду раздавались требования отставки М.С. Горбачёва и предоставления независимости.
В мае-июне 1990 г. проходил I Съезд народных депутатов России (РСФСР), на котором председателем Верховного Совета был избран Б.Н. Ельцин. 12 июня 1990 г. Съезд принял Декларацию о государственном суверенитете России. Официально Россия стала называться Российская Федерация (РФ) (См. дополнительный хрестоматийный материал). В свою очередь республики страны тоже объявили о своей суверенизации.      Но М.С. Горбачёв пытался сохранить Союз, как необходимую форму сосуществования различных народов, во что бы то ни стало. В декабре 1990 г. был проведен IV Съезд народных депутатов СССР, на котором было принято решение о проведении референдума о сохранении СССР. На съезде была введена должность вице-президента СССР, на которую по предложению М.С. Горбачева был избран Г. И. Янаев. 17 марта 1991 г. по всей стране (не участвовали только жители Латвии, Литвы, Эстонии, Грузии, Молдавии) был организован всесоюзный референдум, в результате которого 76% избирателей проголосовали за сохранение Советского Союза.      Весной - летом 1991 г. в посёлке Ново - Огарёво под Москвой начались переговоры между М.С. Горбачёвым, Б.Н. Ельциным и лидерами союзных республик о проблеме сохранения Союза. В итоге было достигнуто соглашение по формуле "9 + 1", т.е. девять союзных республик (кроме Литвы, Латвии, Эстонии, Грузии, Армении, Молдовы) и Центр в лице президента СССР договорились об основах взаимоотношений друг с другом. Республики получали значительные права, но Центр сохранял за собой важнейшие рычаги управления: вооружённые силы, финансовую систему, транспорт, энергетику и др. Соглашение должно было составить основу нового Союзного договора, подписание которого было назначено на 20 августа 1991 г. Но произошли события, резко изменившие ситуацию в стране.
Путч ГКЧП (19 - 21 августа 1991 г.). 19 августа 1991 г., накануне намеченного подписания нового Союзного договора ближайшие соратники М.С. Горбачева объявили о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП) (См. дополнительный хрестоматийный материал). В него вошли: вице-президент Г.И. Янаев, глава кабинета министров В.С. Павлов и другие представители властных структур. Они потребовали от находившегося на отдыхе в Крыму М.С. Горбачева введения в стране чрезвычайного положения или временной передачи власти вице-президенту Г.И. Янаеву. Так как М.С. Горбачев не принял это требование, то он был изолирован на президентской вилле в Форосе в течение трех суток. Но участники заговора недооценили существование в Москве второго центра власти - президента России Б.Н. Ельцина. Из своей резиденции - Белого дома - он сумел организовать сопротивление. Заговорщики проявили нерешительность, неорганизованность. Б.Н. Ельцин смог добиться поддержки армии, милиции, правительственного аппарата. Путч был объявлен "антиконституционным" и не встретил поддержки ни в стране, ни за рубежом (См. дополнительный хрестоматийный материал) (См. дополнительный иллюстративный материал).      22 августа 1991 г. члены ГКЧП были арестованы. Указом Б.Н. Ельцина деятельность КПСС была прекращена (См. дополнительный хрестоматийный материал) (См. дополнительный иллюстративный материал). Все учреждения КПСС были закрыты, на Лубянке демонстрантами самочинно был снесён памятник Ф.Э. Дзержинскому, основателю ВЧК. 22 августа М.С. Горбачев сложил с себя полномочия генерального секретаря ЦК КПСС. При этом М.С. Горбачев выразил несогласие с решением президента РФ Б.Н. Ельцина о запрете деятельности КПСС.      После августа 1991 г. М.С. Горбачев приступил к немедленной реорганизации союзных структур власти. В сентябре 1991 г. был создан новый высший орган власти СССР - Госсовет, состоявший из президента СССР и глав союзных республик. Был также реформирован Верховный Совет. Руководителями союзных республик и М.С. Горбачевым был подписан Договор об экономическом сообществе. В конце августа - начале сентября Эстония, Латвия, Литва провозгласили свою независимость. Госсовет признал независимость Латвии, Литвы, Эстонии. М.С. Горбачев пытался спасти от развала СССР, продолжив работу над проектом нового Союзного договора и назначив на 8 декабря 1991 г. встречу с лидерами союзных республик (См. дополнительный иллюстративный материал).      Но в обход президента СССР руководители трёх республик Б.Н. Ельцин (РФ), Л.М. Кравчук (Украина), С.С. Шушкевич (Белоруссия) 8 декабря 1991 г., собравшись в Беловежской пуще в Западной Белоруссии, подписали соглашения о ликвидации СССР и о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) (См. дополнительный хрестоматийный материал). Представители других республик на встречу приглашены не были. Ни с кем не консультируясь, Б.Н. Ельцин, Л.М. Кравчук и С.С. Шушкевич положили конец существованию Советского Союза как долгому содружеству народов (См. дополнительный иллюстративный материал).      После подписания Беловежских соглашений 25 декабря М.С. Горбачёв объявил о прекращении своей деятельности на посту президента СССР и подписал указ о передаче управления стратегическим ядерным оружием президенту России Б.Н. Ельцину.      Перестройка закончилась (См. дополнительный хрестоматийный материал).
 

 

1987 г. возник конфликт между сторонниками и противниками реформаторского курса в высших эшелонах власти.      В сентябре

Слайд 388 декабря 1991 г. – Беловежские соглашения о роспуске СССР

8 декабря 1991 г. – Беловежские соглашения о роспуске СССР

Слайд 39     
     
 

            

Слайд 42 Внешняя политика СССР В 1985—1991 гг
Концепция

«нового политического мышления»:
Признание

современного мира единым и взаимозависимым, т.е. отказ от тезиса о

расколе мира на две противоположные идеологические системы.

Признание универсальным способом решения международных вопросов не баланс сил двух систем, а баланс их интересов.

Отказ от принципа пролетарского интернационализма и признание приоритета общечеловеческих ценностей.

Внешняя политика СССР В 1985—1991 гг Концепция «нового политического мышления»: Признание современного мира единым и взаимозависимым,

Слайд 44три основных направления внешней политики:
Смягчение напряженности между Востоком и

Западом посредством переговоров с США о разоружении.
Урегулирование региональных конфликтов

(начиная с Афганистана).
Расширение экономических связей со всеми государствами независимо от их политической ориентации
три основных направления внешней политики: Смягчение напряженности между Востоком и Западом посредством переговоров с США о разоружении.

Слайд 45Встречи Горбачева и Рейгана
1985 год – Женева
1986 год – Рейкьявик
1987

год Вашингтон
1991 год Москва
Договоры о моратории на испытание
ядерного

оружия,
ликвидации
ракет средней и меньшей
дальности и
о сокращении
Стратегических наступа-
тельных вооружений
(ОСНВ-1)

Встречи Горбачева и Рейгана1985 год – Женева1986 год – Рейкьявик1987 год Вашингтон 1991 год Москва Договоры о

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика