Слайд 1Стадии развития личности по Эрику Эриксону
Санкт-Петербург
2011
Слайд 2Восемь стадий психосоциального развития
(Источник: Erikson, 1963a, р. 273.)
Слайд 31. Младенчество:
базальное доверие – базальное недоверие
"Я полагаю, что матери
формируют чувство доверия у своих детей благодаря такому обращению, которое
по своей сути состоит из чуткой заботы об индивидуальных потребностях ребенка и отчетливого ощущения того, что она сама – тот человек, которому можно доверять, в том понимании слова "доверие", которое существует в данной культуре применительно к данному стилю жизни. Благодаря этому у ребенка закладывается основа для чувства "все хорошо"; для появления чувства тождества; для становления тем, кем он станет, согласно надеждам других" (Erikson, 1963a, р. 249).
Слайд 4Кризис "доверие – недоверие"
Причины кризиса:
Ненадежность, несостоятельность матери и отвергание ею
ребенка.
Возврат матери к занятиям, которые она оставила на время беременности
Рождение
следующего ребенка.
Родители, чья система ценностей находится в противоречии с общепринятым в данной культуре стилем жизни.
Слайд 5 Понять, чему не следует доверять, так же важно, как и
понять, чему доверять необходимо.
Положительное психосоциальное качество, приобретаемое в результате
успешного разрешения конфликта "доверие-недоверие", Эриксон обозначает термином надежда.
Слайд 62. Раннее детство: самостоятельность – стыд и сомнение
Приобретение чувства базального
доверия подготавливает почву для достижения определенной самостоятельности и самоконтроля, избегания
чувств стыда, сомнения и унижения.
Слайд 7 До наступления этой стадии дети почти полностью зависят от заботящихся
о них людей. Однако, поскольку у них быстро развивается нервно-мышечная
система, они гордятся своими только что обнаруженными локомоторными навыками и все хотят делать сами (например, умываться, одеваться и есть). Мы наблюдаем у них огромное желание исследовать предметы и манипулировать ими, а также установку по отношению к родителям: "Я сам" и "Я – то, что я могу".
Слайд 8 Эриксон рассматривает переживание стыда у ребенка как нечто родственное гневу,
направленному на самого себя, когда ребенку не разрешается развивать свою
самостоятельность и самоконтроль.
Причины появления стыда:
родители нетерпеливо, раздраженно и настойчиво делают за детей что-то, что те могут сделать сами;
родители ожидают, что дети сделают то, чего они еще сами сделать не в состоянии.
Слайд 93. Возраст игры: инициативность – вина
Стадия соответствует фаллической стадии
психоанализа.
Возраст: 4 – 6 лет – дошкольный возраст.
Задача этапа: инициатива
(предприимчивость) против чувства вины.
Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: направление и целеустремленность.
Слайд 10 интерес к трудовым занятиям,
активность, решение новых задач
и приобретения новых навыков,
дополнительная ответственность за себя, за
младших детей и домашних животных.
«Я — то, что я буду»
Слайд 11Причины чувства вины - влияние родителей
Родители, жестко ограничивающие свободу выбора,
чрезмерно контролирующие и наказывающие детей, вызывают у них слишком сильное
чувство вины.
Результат:
покинутость и собственная никчемность;
дети пассивны, скованные;
не целеустремленны, нерешительны;
патологии.
Слайд 124. Школьный возраст: трудолюбие - неполноценность.
Стадия соответствует латентной фазе
классического психоанализа.
Возраст: 6 – 11 лет.
Задача этапа: трудолюбие (умелость) против
чувства неполноценности.
Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: система и компетентность.
Слайд 13Это годы начальной школы. Ребенок проявляет способность к дедукции, организованным
играм, регламентированным занятиям. Интерес к тому, как вещи устроены, как
их приспособить, освоить.
Слайд 14Термин «трудолюбие» отражает основную тему данного периода, дети в это
время поглощены тем, что стремятся узнать, что из чего получается
и как оно действует. Эго- идентичность ребенка теперь выражается так: «Я — то, чему я научился».
Слайд 15Опасность этого периода состоит в появлении чувства неполноценности, или некомпетентности.
Причины
появления чувства неполноценности:
Когда родители видят в трудовой деятельности
ребенка одно “баловство” и “пачкотню”;
Когда дети обнаруживают, что их пол, раса, религия или социально-экономическое положение определяют их личностную значимость и достоинство.
Результат: дети могут утратить уверенность в своей способности эффективно функционировать в существующем мире.
Слайд 165. Юность: эго - идентичность / ролевое смешение. (от 12
до 20 лет)
«Юность — это возраст окончательного установления доминирующей
позитивной Эго. Именно тогда будущее, в обозримых пределах, становится частью сознательного плана жизни».
Слайд 17 Осуществляется стихийный поиск новых ответов на важные вопросы:
«Кто я?
»
«Куда я иду?»
«Кем я хочу стать?»
Задача подростка
состоит
в том, чтобы собрать
воедино все имеющиеся к
этому времени знания о
самих себе (какие они сыновья
или дочери, студенты, спортсмены, музыканты и т.д.) и создать единый образ себя (эго- идентичность), включающий осознание как прошлого, так и предполагаемого будущего. Восприятие себя молодым человеком должно подтверждаться опытом межличностного общения.
Слайд 18Согласно Эриксону, идеология — это неосознанный набор ценностей и посылок,
отражающий религиозное, научное и политическое мышление той или иной культуры.
Идеология предоставляет молодым людям упрощенные, но четкие ответы на главные вопросы, связанные с конфликтом идентичности.
Слайд 19Подростки испытывают пронзительное чувство своей бесполезности, душевного разлада и бесцельности,
иногда кидаются в сторону «негативной» идентичности, делинквентного (отклоняющегося) поведения. В
случае негативного разрешения кризиса возникает
«ролевое смешение», расплывчатость идентичности у индивидуума. Кризис идентичности, или ролевая спутанность, приводит к неспособности выбрать карьеру или продолжить образование, иногда к сомнениям в собственной половой идентичности.
Слайд 20Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности,
— это верность, т.е. способность сделать свой выбор, найти свой
путь в жизни и оставаться верным взятым на себя обязательствам, принять общественные устои и придерживаться их.
Слайд 216. Молодость: достижение близости / изоляция. (от 20 до 25
лет)
Эриксон использует термин интимность (достижение близости) как многоплановый, но главное
при этом — поддержание взаимности в отношениях, слияние с идентичностью другого человека без опасения потерять самого себя. Именно этот аспект интимности Эриксон рассматривает как необходимое условие прочного брака.
Слайд 22Главная опасность на этой психосоциальной стадии заключается в излишней поглощенности
собой или в избегании межличностных отношений. Неспособность устанавливать спокойные и
доверительные личные отношения ведет к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции.
Слайд 23Положительное качество, которое связано с нормальным выходом из кризиса «интимность
/
изоляция», — это любовь.
Эриксон подчеркивает важность романтической, эротической,
сексуальной составляющих, но рассматривает истинную любовь и близость шире —
как способность вверять себя
другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже
если они потребуют уступок или самоотречения, готовность
разделить с ним все трудности.
Этот тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.
Слайд 247. Зрелость: продуктивность – инертность
Седьмая стадия - от 26 до
64 лет
Основная проблема — выбор между продуктивностью и инертностью.
Продуктивность
- забота более старшего поколения о тех, кто придет им на смену.
Если у взрослых людей способность к продуктивной деятельности преобладает над инертностью, то проявляется положительное качество данной стадии — забота.
Слайд 25
Те взрослые люди, кому не удается стать
продуктивными, переходят в состояние поглощенности собой, когда основной предмет заботы
— их собственные, личные потребности и удобства. Эти люди не заботятся ни о ком и ни о чем, они лишь потворствуют своим желаниям.
С утратой продуктивности прекращается функционирование личности как деятельного члена общества.
Это явление — «кризис старшего возраста» — выражается в чувстве безнадежности, бессмысленности жизни.
Слайд 268. Старость: целостность эго - отчаяние
Последняя психосоциальная стадия от 65
лет до смерти.
Практически во всех культурах этот период знаменует
начало старости, когда человека одолевают многочисленные нужды.
В это время фокус внимания человека сдвигается от забот о будущем к прошлому опыту.
Эриксона интересовала эта внутренняя борьба, этот внутренний процесс переосмысления собственной жизни.
Слайд 27По убеждению Эриксона, для этой последней фазы жизни характерно суммирование,
интеграция и оценка всех прошлых стадий развития Эго
Чувство интеграции Эго
основывается на способности человека оглядеть всю свою прошлую жизнь и твердо сказать себе: «Я доволен».
Эриксон полагает, что только в старости приходит настоящая зрелость и полезное чувство «мудрости прожитых лет».
Слайд 28На противоположном полюсе находятся люди, относящиеся к своей жизни как
к череде нереализованных возможностей и ошибок.
Недостаток или отсутствие интеграции
проявляется у этих людей в скрытом страхе смерти, ощущении постоянной неудачливости и озабоченности тем, что «может случиться».
Эриксон выделяет два преобладающих типа настроения: сожаление о том, что жизнь нельзя прожить заново, и отрицание собственных недостатков и дефектов путем проецирования их на внешний мир.
Слайд 29 Эриксон приходит к выводу о том, что пожилые
люди должны участвовать в таких видах деятельности, как воспитание внуков,
политика, оздоровительные физкультурные программы, если они хотят сохранить жизнеспособность в преддверии снижения физических и психических способностей.
Коротко говоря, Эриксон настаивает на том, что если пожилые люди заинтересованы в сохранении целостности своего Я, то они должны гораздо больше делать, чем просто размышлять о прошлом.
Слайд 30Литература
1). http://psylib.org.ua/books/hjelz01/
2). http://www.socionics.ru/ericson.htm