Слайд 1 Становление и развитие связей с общественностью.
Слайд 2Вопросы
Исторические вехи развития PR.
Развитие западного и российского PR в
ХХ веке.
Слайд 3Паблик рилейшнз как относительно самостоятельный вид профессиональной деятельности появился в
XIX в. в США.
Родоначальниками СО считаются американские журналисты и социологи,
но предпосылки СО закладывались в древние века. Одним из основных умений, особенно высоко ценившихся у древних греков и римлян, было умение свободно, доступно и убедительно излагать свои мысли.
Слайд 5Социально-экономические и политические предпосылки появления PR:
усиление конкуренции в сферах экономики,
социальных услуг, а также в шоу-бизнесе,
содержание конкурентной борьбы в сфере
политики, и прежде всего в борьбе за президентское кресло,
развитие коммуникационных технологий (появление и развитие средств массовой информации)
Слайд 6Этапы становления связей с общественностью
Американский ученый Р. Смит в своей
книге «История связей с общественностью» (Public relations history) выделяет 4
основных этапа в становлении связей с общественностью.
Первый этап — «Эра манипулирования» — приходится на начало XIX в.
Слайд 7
В этот период, в 1807 г. в черновике «Седьмого обращения
к Конгрессу» президент США Томас Джефферсон впервые использовал словосочетание «связи
с общественностью».
Под активизацией связей с общественностью Т. Джефферсон понимал наращивание усилий политических институтов для создания климата доверия в национальном масштабе.
Слайд 8На начальном этапе своего существования связи с общественностью носили скорее
политический характер. Основной задачей была интенсификация действий различных политических институтов,
направленная на повышение лояльности в национальном масштабе. Данный период отличался прежде всего односторонностью коммуникаций. Работа с общественностью предполагала не установление диалога, а информирование о деятельности правительства.
Слайд 9В 1829 г. Э. Джексон пригласил в Белый дом в
качестве пресс-атташе Амоса Кендалла (1789 – 1869), который, работая со
СМИ, придумал и применил метод «утечки информации». Его считают пионером PR.
А.Кендалл готовил публичные выступления президента, писал за него речи, памфлеты, разрабатывал PR-стратегии, изучал общественное мнение и формировал имидж. Стала издаваться первая правительственная газета «Globe».
Слайд 10А.Кендалл ввел в обиход понятие «отношения ради всеобщего блага» («relations
for the general good»).
30-е – 40-е годы охарактеризовались появлением
первых консалтинговых агентств и пресс-агентов. Их деятельность была направлена на установление и поддержание добрых отношений со СМИ.
Слайд 11Второй этап, начавшийся в начале ХХ столетия, получил название «Эра
информирования». Этот период охарактеризовался рядом серьезных изменений, произошедших в общественной
жизни США. Крупные промышленники не стремились к установлению диалога с общественностью.
Слайд 12PR в XX веке
Начало ХХ века открыло
историю прародителей современных PR-агентств и отделов — Publicity Bureaus (бюро
паблисити). Они появились в Бостоне в 1900 году и в ближайшее десятилетие стали необходимым инструментом для многих сфер бизнеса, проводили PR-консультирование в разных областях жизни, отрабатывали новейшие PR-технологии и во многом вытеснили юристов из традиционной сферы — лоббирования интересов компаний, показав значимость работы с общественным мнением и общественностью.
Слайд 13Из истории PR
В это же время на рынке рождается «знаковая»
фигура в истории PR — Айви Ли, который способствовал проникновению
в PR передовых для того времени общественных теорий и концепций, был автором крупных работ, таких, как «Декларация о принципах» (1907), «Паблисити» (1925) и др. Первоначально Ли работал репортером. Профессиональный путь в PR он начал в сфере политики, возглавив в 1903 году кампанию по перевыборам мэра Нью-Йорка
Слайд 14Из истории PR
Айви Л. Ли работал с крупной железнодорожной компанией,
с Дж. Рокфеллером, с компаниями «Стандард ойл», «Крайслер», везде добивался
успеха, популяризируя тем самым возможности профессионального PR.
В 1904 г. Айви Л. Ли, вместе с пресс-агентом Джорджем Паркером (George Parker), открыл агентство по связям с общественностью Parker & Lee.
Слайд 15Начало третьего этапа, или «Эры убеждения», датируется серединой ХХ в.
Точнее 1923 г., когда появляется книга Эдварда Бернайза «Кристаллизуя общественное
мнение». В ней он говорит о концепции связей с общественностью, а также об обязанностях советников по СО.
Слайд 16Из истории PR
В начале XX-го века начинается деятельность
еще одного патриарха американского и мирового PR - Эдварда Бернэйза,
который является автором терминов «советник по PR» и «специалист по PR» («инженер согласия»). Именно ему принадлежит инициатива превращения PR из технологии и практики в науку. Читал курс по практике и этике PR в 1923 году в Нью-Йоркском университете оказало значительное влияние на преподавание дисциплин данного цикла во всем мире.
Слайд 17 В 30-е годы начинается интенсивная профессионализация и институционализация PR.
появляются первые профессиональные объединения: Ассоциация по связям с общественностью в
США, Институт по связям с общественностью в Великобритании в 1948 г.
Коммуникационный процесс перестает быть односторонним, налаживается диалог. Связи с общественностью начинают рассматриваться как наука и искусство управления,
Слайд 18Из истории PR
Годы Второй мировой войны придали новый импульс развитию
PR как профессиональной деятельности. Важную роль в этом сыграла деятельность
созданного в США Военного рекламного совета, в задачи которого входили информирование общественности обо всех аспектах военной деятельности, поддержка действий правительства и его положительного имиджа внутри страны и за границей, сотрудничества индустриального сектора и общественности, создание «единого потока» военной информации под контролем правительства. В 1943 году военные открывают собственное Армейское агентство новостей.
Слайд 19Из истории PR
Войны, в первую очередь, Вторая мировая, являются важным
стимулом быстрого развития PR — не только в США, но
и в Великобритании, Германии, Франции, других странах.
Например, именно работа в армейских службах и Министерстве военной информации подготовила для Великобритании множество PR-специалистов, которые после войны решили делать карьеру в данной сфере.
Слайд 20
Р. Харлоу основывает Public Relation Journal (1945);
в результате слияния региональных
PR-ассоциаций образуется Public Relations Society of America (PRSA;1948);
Международная торговая палата
учреждает Комиссию по PR (1953);
PRSA разрабатывает первый этический кодекс PR (1954);
в Лондоне создается Международная ассоциация PR (IPRA), официально принимается ее устав, избирается Совет IPRA (1955);
Слайд 21
IPRA принимает Кодекс профессионального поведения и этики PR (1961);
на протяжении
последних десятилетий XX века фиксируется активное создание национальных PR-ассоциаций, институционализация
этой деятельности практически во всех средних и крупных компаниях развитых стран, развитие международных сетевых агентств, таких, как Burson-Marsteller, Schandwicke Europe, EPIC, Porter Novelli Intern, Hill&Knowlton и др.).
Слайд 22Конец ХХ в. ознаменовал четвертый этап в развитии связей с
общественностью.
СО направлены прежде всего на выстраивание отношений взаимопонимания и
сотрудничества, а также на разрешение кризисных и конфликтных ситуаций с наименьшими потерями. Коммуникационный процесс — двусторонний.
Слайд 23Возрастает количество используемых коммуникационных каналов. Связи с общественностью используются на
всех уровнях: международном, национальном, региональном и локальном. В каждой серьезной
компании присутствует отдел по связям с общественностью, в малом и среднем бизнесе отдел заменяется менеджером по СО.
Слайд 24PR в России
Основные этапы становления и развития
Слайд 25Периодизация В. Моисеевой
1-й этап(1988-1991гг.) – этап зарождения рынка PR, появление
PR служб в госструктурах, российские отделения международных PR агентств;
«НИККОЛО
М», «ИМИДЖЛЕНД PR»
2-й этап(1991-1995гг.) – период роста и развития рынка ПР, начало подготовки ПР специалистов, РАСО
3-й этап - с1996г. - до настоящего времени – качественное изменение рынка ПР ( избирательные кампании, новые СМИ, кризис доверия к рекламе)
Слайд 26Периодизация М. Шишкиной:
1-й этап – доинституциональный (1988-1991гг.) – отдельные специалисты
2-й
этап – первичная институционализация(1991-1994гг.) – РАСО, региональный ПР, первые агентства
3-й
этап – (с1994 до настоящего времени) – вторичная институционализация - Декларация профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью
Слайд 27Из истории PR
В 1991 году образована Российская ассоциация по связям
с общественностью (РАСО – www.raso.ru). Среди членов РАСО – PR-агентства,
коммерческие структуры, ВУЗы, государственные и общественные организации.
В 1999 году создана Российская ассоциация компаний-консультантов в сфере общественных связей (АКОС – www.akos-icco.ru), куда входят только профессиональные PR-агентства.
Слайд 28Из истории PR
В 2003 году возникает Российская ассоциация студентов по
связям с общественностью (РАССО – www.rasso.ru).
В 2003 году постановлением Министерства
труда и социального развития РФ профессия (квалификационные характеристики) специалистов по связям с общественностью внесена в Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов – ОКПДТР, что означало ее государственное признание.
Слайд 29Из истории PR
Московский государственный институт международных отношений (МГИМО - Университет
МИД РФ) - первый вуз, начавший готовить студентов по специальности
«связи с общественностью», их первый выпуск состоялся в 1994 году.
К середине 2000-х годов количество российских вузов, имеющих аккредитацию на подготовку дипломированных специалистов по связям с общественностью, превысило 120. Еще в десятках вузов PR преподавался в качестве обязательной дисциплины.
Слайд 30Из истории PR
С 1996 года по инициативе РАСО проводится ежегодный
цикл мероприятий (фестиваль) под общим названием «Дни PR в Москве»
(www.dnipr.ru). С 2001 года в Санкт-Петербурге каждый сентябрь проходит Международный форум PR-специалистов «The Baltic PR Weekend» (www.bprw.ru).
Среди наиболее значимых и выходящих ежемесячно в течение длительного времени изданий по PR следует назвать журнал «Советник» (www.sovetnik.ru), ведущие интернет-ресурсы PR-профиля - порталы www.sovetnik.ru и www.raso.ru
Слайд 31Из истории PR
В 1996 году учреждена Национальная премии в области
развития связей с общественностью «Серебряный Лучник» (www.luchnik.ru)
В последующие годы статус
общероссийской и международной премии приобрела премия Северо-Западного отделения РАСО «PRоба» (www.pr-proba.ru), церемония вручения которой проводится в Санкт-Петербурге начиная с 2000 года.
Слайд 32Из истории PR
С 2004 года конкурс PROBA проводится совместно с
Международной ассоциацией по связям с общественностью (IPRA) и носит название
PROBA-IPRA Golden World Awards. По соглашению с IPRA, работы победителей конкурса PROBA становятся участниками международного конкурса IPRA Golden World Awards.
С 2000 года проводится один из крупнейших в России Всероссийский конкурс студенческих работ в области связей с общественностью «Хрустальный апельсин» (www.crystalorange.ru).
Слайд 35Из истории PR
Историческую периодизацию развития связей с общественностью
в США разработали Дж. Грюниг и Т. Хант (Grunig and
Hunt, 1984), которая состоит из отдельных фаз:
Одурачивание общественности - «Общественность может идти к черту!»
Общественная информация
Пропаганда и убеждение
Общественное понимание
Общественное понимание
Слайд 36Из истории PR
Модель паблисити = Одурачивание общественности - «Общественность может
идти к черту!»
Модель общественного информирования = Общественная информация
Модель двусторонняя ассиметричная
= Пропаганда и убеждение
Двусторонняя симметричная = Пропаганда и убеждение
Слайд 37Одурачивание общественности
Финеас Т. Барнум (Phineas Т. Ваrnum)
Пресс- агенты
Агенты по
работе с прессой были озабочены не столько методами своей работы,
сколько достижением результатов. Такие вещи, как ложные сообщения о ювелирных ограблениях, семейных скандалах, любовных романах, а также надуманные комментарии по поводу действительных или выдуманных свадеб, разводах, гардеробах, постоянно шли в ход.
Marston, 1979
Слайд 38Из истории ПР
Выражение: «Общественность может идти к черту!» принадлежит Вильяму
Вандербильту (William Vanderbilf).
Дж. П. Морган (J. P. Morgan) —
остался в истории как автор выражения: «Я ничего не должен общественности».
Слайд 39Общественная информация
Теодор Рузвельт «выгребание мусора» (muck-raking)
Айви Л. ЛИ и
его декларация принципов
Слайд 40Пропаганда и убеждение
Э.Бернейз считал, что ключ к успеху в деятельности
по связям с общественностью заключается в том, чтобы найти, что
же в конце концов нравится публике, и сделать найденное акцентом своего бизнеса.
Это положение было развито им в опубликованной в 1955 г. книге «Конструирование одобрения» (The Engineering of Consent) следующим образом: прежде всего, определите ценности и установки той части общественности, которую вы хотите убедить; затем опишите своему клиенту, каким образом он должен действовать, сообразуясь с этими ценностями и установками.
Слайд 41Общественное понимание
Финальной фазой истории развития связей с общественностью является оформление
современной практики: развитие и поддержание взаимопонимания между организацией и ее
общественным окружением.
Слайд 42Общественное понимание
Мнение Харольда Барсона (Harold Burson), одного из основателей
международной ассоциации консультантов по связям с общественностью Burson-Marsteller:
Руководящие специалисты по
связям с общественностью содействуют определению политики организации таким образом, чтобы помочь корпорации адаптироваться к [социальным] изменениям и адекватно действовать в сфере социальных коммуникаций (как внешних, так и внутренних), что будет основанием для их участия в выработке организационной политики. Одна из очевидных задач заключается в обеспечении того, чтобы экономические институты служили людям.
(Burson, 1974)