Разделы презентаций


Становление слоговой структуры слова в онтогенезе

Содержание

А.Н. Гвоздев, рассматривая усвоение слогового состава слова, останавливается на особенности слоговой структуры русских слов, заключающейся в том, что сила безударных слогов в ней неодинакова. При овладении слоговой структурой ребенок научается воспроизводить

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Становление слоговой структуры слова в онтогенезе

Становление слоговой структуры слова  в онтогенезе

Слайд 2А.Н. Гвоздев, рассматривая усвоение слогового состава слова, останавливается на особенности

слоговой структуры русских слов, заключающейся в том, что сила безударных

слогов в ней неодинакова. При овладении слоговой структурой ребенок научается воспроизводить слоги слова в порядке их сравнительной силы; сначала из всего слова передается только ударный слог, затем появляется первый предударный и, наконец, слабые безударные слоги. Для слоговой структуры русских слов характерно, что сила безударных слогов неодинакова: среди них наиболее сильным является первый предударный слог.
А.Н. Гвоздев, рассматривая усвоение слогового состава слова, останавливается на особенности слоговой структуры русских слов, заключающейся в том,

Слайд 3Эти особенности слоговой структуры слова очень отчетливо сказываются на воспроизведении

слов ребенком.
Ребенок не сразу овладевает умением воспроизводить все слоги слова:

в течение известного периода наблюдается пропуск (элизия) слогов.

Эти особенности слоговой структуры слова очень отчетливо сказываются на воспроизведении слов ребенком.Ребенок не сразу овладевает умением воспроизводить

Слайд 4Т.Г. Егорова, анализируя вопрос о факторах, влияющих на выделение звука

из слова, наряду со звуковым окружением называет слоговую и ритмическую

структуру: ребенку легче выделять звуки из двусложных слов с открытыми слогами, труднее анализировать слова с одним закрытым слогом и еще труднее со стечением согласных.

Т.Г. Егорова, анализируя вопрос о факторах, влияющих на выделение звука из слова, наряду со звуковым окружением называет

Слайд 5Анализ первых отдельных слов при нормальном и нарушенном развитии речи

показывает, что первые 3-5 слов по своему звуковому составу очень

близки к словам взрослого: «мама», «папа», «баба», «дай», «ам», «бух». Набор этих слов относительно одинаков у всех детей. Время появления первых слов у детей в норме и условиях патологии также не имеет существенных различий (исключение составляют дети-имбецилы и дети с тяжелыми нарушениями артикуляционного аппарата).

Анализ первых отдельных слов при нормальном и нарушенном развитии речи показывает, что первые 3-5 слов по своему

Слайд 6Замечено, что как в норме, так и в патологии имеется

момент, когда дети повторяют только определенный набор «своих» слов, которыми

активно пользуются в обращении с родителями и другими лицами, но отказываются повторять другие слова, которые им предлагаются, проявляя при этом упорный негативизм. Эти первоначальные слова в своем звуковом оформлении близки к словам взрослых, обращенных к ребенку («мама», «папа», «баба», «да», «мяу» и т.п.).
Замечено, что как в норме, так и в патологии имеется момент, когда дети повторяют только определенный набор

Слайд 7Однако в ходе дальнейшего развития несовершенство моторной координации органов артикуляции

заставляет ребенка отказаться от пути точной передачи звукового состава слов

и перейти к воспроизведению не звуковых, а ритмико-слоговых и интонационных характеристик вновь усваиваемого словесного материала, например: «тититики» (кирпичики).

Однако в ходе дальнейшего развития несовершенство моторной координации органов артикуляции заставляет ребенка отказаться от пути точной передачи

Слайд 8Как в норме, так и при нарушении речи имеется целый

ряд слов, которые искажаются обеими категориями детей совершенно одинаково: «яба»

(яблоко), «мако» (молоко), «пи ко» (пить кофе).

Как в норме, так и при нарушении речи имеется целый ряд слов, которые искажаются обеими категориями детей

Слайд 9Укорочение длины слова за счет опускания слогов или одного слога

является одним из характерных симптомов, который сохраняется у детей с

нарушением речевого развития в течение долгих лет жизни. По мере развития речи этот дефект может постепенно изживаться, но всегда обнаруживает себя, как только ребенок сталкивается с новой для себя сложной звукослоговой и морфологической структурой слова, например «матаней» (милиционер), «весипедник» (велосипедист) и т.п.

Укорочение длины слова за счет опускания слогов или одного слога является одним из характерных симптомов, который сохраняется

Слайд 10В норме после трех лет слоговая структура в основном является

сформированной, но в ряде случаев нарушения слоговой структуры после трех

лет сохраняются и проявляются стойко. Сочетаясь с нарушением звукопроизношения (физиологические нарушения), с нарушением звуконаполняемости слов, нарушения слоговой структуры часто делают речь непонятной для окружающих. Нарушается ее основная развивающая функция - коммуникативная.
В норме после трех лет слоговая структура в основном является сформированной, но в ряде случаев нарушения слоговой

Слайд 11В речи такого ребенка отмечаются:
единичные правильно произносимые слова: «папа», «мама»;
искаженные

в плане слогового состава слова («ма-ко» - молоко);
лепетные слова -

«баба», «бах»;
интонационные контуры слов («титики» = кирпичи);
слова - звукокомплексы, носящие коммуникативную функцию, но которые не имеют ничего общего со словами родного языка («тс-тс» = конфета).

В речи такого ребенка отмечаются:единичные правильно произносимые слова: «папа», «мама»;искаженные в плане слогового состава слова («ма-ко» -

Слайд 12Подобные нарушения в формировании слоговой структуры приводят к торможению развития

словаря, грамматического строя и к другим проявлениям системного недоразвития речи.

Подобные нарушения в формировании слоговой структуры приводят к торможению развития словаря, грамматического строя и к другим проявлениям

Слайд 13слоговая структура слова – чередование ударных и безударных слогов различной

степени сложности (А.К. Маркова )
Слоговая структура слова характеризуется четырьмя параметрами:


1) ударностью,
2) количеством слогов,
3) линейной последовательностью слогов,
4) моделью самого слога.
слоговая структура слова  – чередование ударных и безударных слогов различной степени сложности (А.К. Маркова ) Слоговая

Слайд 141. Нарушения количества слогов
а) Элизия - сокращение (пропуск) слогов: «моток»

(молоток).
Ребенок не полностью воспроизводит число слогов слова. При сокращении числа

слогов могут опускаться слоги в начале слова («на» - луна), в его середине («гуница» - гусеница), слово может недоговариваться до конца («капу» - капуста).
В зависимости от степени недоразвития речи, одни дети сокращают даже двусложное слово до односложного («ка» - каша, «пи» - писал), другие затрудняются лишь на уровне четырехсложных структур, заменяя их трехсложными («пувица» - пуговица).

1. Нарушения количества слогов а) Элизия - сокращение (пропуск) слогов: «моток» (молоток).Ребенок не полностью воспроизводит число слогов

Слайд 15Опускание словообразующей гласной.
Слоговая структура может сокращаться за счет выпадения лишь

слогообразующих гласных, в то время как другой элемент слова -

согласный сохраняется («просоник» - поросенок; «сахрница» - сахарница). Данный вид нарушений слоговой структуры встречается реже.

Опускание словообразующей гласной.Слоговая структура может сокращаться за счет выпадения лишь слогообразующих гласных, в то время как другой

Слайд 16б) Итерации - увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей

гласной в том месте, где имеется стечение согласных («тарава» -

трава).
Такое удлинение структуры слова обусловлено своеобразным расчлененным его произношением, представляющим собой как бы «раскладывание» слова и особенно стечений согласных на составляющие звуки («дирижабил» - дирижабль).

б) Итерации - увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение

Слайд 172. Нарушения последовательности слогов в слове
- перестановка слогов в слове

(«деворе» - дерево);
- перестановка звуков соседних слогов («гебемот» - бегемот).

Данные искажения занимают особое место, при них число слогов не нарушается, в то время как слоговой состав претерпевает грубые нарушения.

2. Нарушения последовательности слогов в слове - перестановка слогов в слове («деворе» - дерево);- перестановка звуков соседних

Слайд 183. Искажения структуры отдельного слога
- сокращение стечения согласных, превращающее закрытый

слог в открытый («капута» - капуста); слог со стечением согласных

- в слог без стечения («тул» - стул).
Данный дефект Филичева и Чиркина выделяют как самый распространенный при произнесении слов различной слоговой структуры детьми, страдающими ОНР.
- вставка согласных в слог («лимонт» - лимон).

3. Искажения структуры отдельного слога- сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый («капута» - капуста); слог

Слайд 194. Антиципации, т.е. уподобления одного слога другому («пипитан» - капитан;

«вевесипед» - велосипед).
5. Персеверации (от греческого слова «упорствую»). Это инертное

застревание на одном слоге в слове («па-нанама» - панама; «вввалабей» - воробей).
Наиболее опасна персеверация первого слога, т.к. этот вид нарушения слоговой структуры может перерасти в заикание.
4. Антиципации, т.е. уподобления одного слога другому («пипитан» - капитан; «вевесипед» - велосипед).5. Персеверации (от греческого слова

Слайд 206. Контаминации - соединения частей двух слов («холодильница» - холодильник,

хлебница).

6. Контаминации - соединения частей двух слов («холодильница» - холодильник, хлебница).

Слайд 21Характеризуя уровни речевого развития, Р.Е. Левина выделяет особенности воспроизведения слоговой

структуры слова
Первый уровень - ограниченная способность воспроизведения слоговой структуры слова.

В самостоятельной речи детей преобладают одно- и двусложные образования, а в отраженной речи явно заметна тенденция к сокращению повторяемого слова до одного-двух слогов (кубики - «ку»).

Характеризуя уровни речевого развития,  Р.Е. Левина выделяет особенности воспроизведения слоговой структуры словаПервый уровень - ограниченная способность

Слайд 22Второй уровень - дети могут воспроизводить контур слов любой слоговой

структуры, но звуковой состав является диффузным.
Наибольшие затруднения вызывает произношение односложных

и двусложных слов со стечением согласных в слове.
Здесь часто наблюдается выпадение одного из рядом стоящих согласных, а иногда и нескольких звуков (звезда - «визьга»).
В ряде случаев происходит укорачивание многосложных структур (милиционер - «аней»).

Второй уровень - дети могут воспроизводить контур слов любой слоговой структуры, но звуковой состав является диффузным.Наибольшие затруднения

Слайд 23Третий уровень - полная слоговая структура слов. Лишь в качестве

остаточного явления отмечается перестановка звуков, слогов (колбаса - «кобалса»).
Нарушение

слоговой структуры встречается значительно реже, главным образом при воспроизведении незнакомых слов.

Третий уровень - полная слоговая структура слов. Лишь в качестве остаточного явления отмечается перестановка звуков, слогов (колбаса

Слайд 24Т.Б. Филичева, характеризуя типы нарушения слоговой структуры у детей четвертого

уровня речевого развития, отмечает, что такие дети производят на первый

взгляд вполне благополучное впечатление. Понимая значение слова, ребенок не удерживает в памяти его фонетический образ.
Т.Б. Филичева, характеризуя типы нарушения слоговой структуры у детей четвертого уровня речевого развития, отмечает, что такие дети

Слайд 25Следствие - искажение звуконаполняемости в разных вариантах:
1) персеверации (библиотекарь

- «блиблиотекарь!»),
2) перестановки звуков в слове и слогов (пиджак

- «пиждак»),
3) элизии (бегемот - «бимот»),
4) парафазии (мотоциклист - «мотокилист»),
5) в редких случаях - опускание слогов (велосипедист - «велопедист»),
6) добавление звуков и слогов (овощи - «вовощи»).

Следствие - искажение звуконаполняемости в разных вариантах: 1) персеверации (библиотекарь - «блиблиотекарь!»), 2) перестановки звуков в слове

Слайд 26Филичева отмечает, что данные нарушения касаются слов сложной слоговой структуры.


У детей четвертого уровня отсутствуют антиципации и контаминации.
Незаконченность формирования звукослоговой

структуры, смешение звуков, характеризуют недостаточный уровень дифференцированного восприятия фонем.
Филичева отмечает, что данные нарушения касаются слов сложной слоговой структуры. У детей четвертого уровня отсутствуют антиципации и

Слайд 27При исследовании слоговой структуры слов детей со стертой дизартрией анализируются

возможности воспроизведения слоговой структуры слов разной структуры по А.К. Марковой.

Изучаются возможности воспроизведения слов 13 классов.

При исследовании слоговой структуры слов детей со стертой дизартрией анализируются возможности воспроизведения слоговой структуры слов разной структуры

Слайд 28Типы слов разной структуры (по А.К. Марковой)
1 класс -

двусложные слова из двух открытых слогов:
лыжи - ваза -бусы -
пила

-рама -коза -
2 класс - трехсложные слова из открытых слогов:
собака - береза -
корова - ворона -
курица - сапоги -
3 класс - односложные слова
сыр - лук -
мак - кот -
мяч - рак -

Типы слов разной структуры   (по А.К. Марковой)1 класс - двусложные слова из двух открытых слогов:лыжи

Слайд 294 класс - двусложные слова с одним закрытым слогом:
петух -

пенал -
лимон - щенок -
шалаш - забор -
5 класс -

двусложные слова со стечением согласных в середине слова:
кукла - туфли -
шишка - чашка -
лодка - бочка -

4 класс - двусложные слова с одним закрытым слогом:петух - пенал -лимон - щенок -шалаш - забор

Слайд 306 класс - двусложные слова с закрытым слогом и стечением

согласных:
арбуз - чайник -
обруч - поднос -
альбом - медведь -
7

класс - трехсложные слова с закрытым слогом:
барабан - колобок -
самолет - помидор -
телефон - колодец -

6 класс - двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных:арбуз - чайник -обруч - поднос -альбом

Слайд 318 класс - трехсложные слова со стечением согласных:
яблоко - конфеты

-
шахматы - рубашка -
колбаса - бутылка -
9 класс - трехсложные

слова со стечением согласных и закрытым слогом:
карандаш - виноград -
цыпленок - автобус -
кузнечик - сапожник -

8 класс - трехсложные слова со стечением согласных:яблоко - конфеты -шахматы - рубашка -колбаса - бутылка -9

Слайд 3210 класс - трехсложные слова с двумя стечениями согласных:
матрешка -

пустышка -
избушка - морковка -
игрушка - расческа -
11 класс

- односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова:
флаг -слон -
хлеб -тигр -
гриб -лист -

10 класс - трехсложные слова с двумя стечениями согласных:матрешка - пустышка - избушка - морковка -игрушка -

Слайд 3312 класс - двухсложные слова с двумя стечениями согласных:
звезда -

спички -
гнезда - блюдце -
свекла - трактор -
13 класс -

четырехсложные слова из открытых слогов:
кукуруза - пуговица -
черепаха - Буратино -
ящерица - рукавица -
12 класс - двухсложные слова с двумя стечениями согласных:звезда - спички -гнезда - блюдце -свекла - трактор

Слайд 34Кроме слов, входящих в состав 13 классов оценивается произношение и

более сложных слов: «кинотеатр», «милиционер», «учительница», «термометр», «аквалангист», «путешественник» и

т.п.
Данные изучения слоговой структуры детей со стертой дизартрией показали, что им наиболее доступны слова 1-4 классов слоговой структуры. В норме этот тип слов слоговой структуры формируется к трем годам.

Кроме слов, входящих в состав 13 классов оценивается произношение и более сложных слов: «кинотеатр», «милиционер», «учительница», «термометр»,

Слайд 35Изолированное произношение слов 5-8 классов слоговой структуры требует повышения самоконтроля

и некоторого скандирования, т.е. послогового произнесения. Включение этих слов во

фразу ухудшает показатели звукослоговой структуры.
Изолированное произношение слов 5-8 классов слоговой структуры требует повышения самоконтроля и некоторого скандирования, т.е. послогового произнесения. Включение

Слайд 36Ошибочное воспроизведение слов 9-13 классов наблюдается как при изолированном назывании

по картинкам, так и при отраженном повторении за логопедом.
Включение

же их во фразу обнаруживает многообразие нарушений: пропуски, перестановки и др.
Многие дети отказываются от задания и говорят: «Я не могу», т.е. заранее оценивают свои возможности.
Ошибочное воспроизведение слов 9-13 классов наблюдается как при изолированном назывании по картинкам, так и при отраженном повторении

Слайд 37Так, практически все дети не справились с заданием повторить предложение:
На

сковороде жарятся котлеты.
Весело журчат весенние ручьи.
Учительница учит учеников.

Так, практически все дети не справились с заданием повторить предложение:На сковороде жарятся котлеты.Весело журчат весенние ручьи.Учительница учит

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика