Слайд 2 Старший школьный возраст – период социального, личностного и
духовно-практического самоопределения человека. Это стадия, полового созревания заканчивающаяся с наступлением
взрослости. Обычно он соотносится с хронологическим возрастом с 15 до17-18 лет.
Слайд 4Новообразование юношеского возраста
Самосознание – открытие своего внутреннего мира во всей
его индивидуальной целостности и уникальности, стремление к самопознанию, формирование личной
идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства.
Слайд 6Принятие собственной внешности, осознание особенностей своего тела и формирование умений
эффективно его использовать (в труде, спорте);
Усвоение мужской и женской роли
(складывание индивидуальной структуры своего гендерного поведения);
Установление новых и более зрелых отношений со сверстниками обоих полов;
Завоевание эмоциональной независимости от родителей и других взрослых;
Р. Хавигхерст в период взросления выделил такие возрастные задачи:
Слайд 7Подготовка к профессиональной карьере, обучение нацелено на получение профессии;
Подготовка к
браку и семейной жизни, приобретение знаний и социальной готовности принять
на себя ответственность, связанную с партнерством и семьей;
Формирование социально ответственного поведения, гражданской активности;
Построение внутренней системы ценностей и этического сознания как руководство для поведения.
Слайд 9Содержание психологической готовности к самоопределению:
Сформированность на высоком уровне психологических структур:
теоретического мышления, основ научного и гражданского мировоззрения;
Развитость потребностей, обеспечивающих содержательную
наполненность личности;
Становление предпосылок индивидуальности как результат развития и сознания своих способностей и интересов, критического отношения к ним.
Слайд 10 Три основных варианта жизненного пути:
Обучение;
Поиск работы;
Для юношей служба в
армии.
Слайд 12Профессиональное самоопределение – это многомерный и многоступенчатый процесс, в котором
происходит выделение задач общества и формирование индивидуального стиля жизни, частью
которого является профессиональная деятельность.
Слайд 14Основу профессионального самоопределения составляют следующие психологические факторы:
Осознание ценности общественно полезного
труда;
Общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране;
Осознание необходимости общей и
профессиональной подготовки для полноценного самоопределения и самореализации;
Слайд 15Общая ориентировка в мире профессионального труда;
Выделение дальней профессиональной цели (мечты);
Согласование
мечты с другими важными жизненными целями;
Знание о выбираемых целях;
Знание о
внутренних препятствиях, осложняющих достижение избранной цели.
Слайд 17Характерный уровень когнитивного развития в отрочестве и юности:
формально- логическое мышление;
формально
– операциональное мышление.
Слайд 18Совершенствуется владение сложными интеллектуальными операциями, такими как:
анализ и синтез;
теоретическое обобщение
и абстрагирование;
аргументирование и доказательство.
Слайд 20 Изменения когнитивных структур служат предпосылкой возникновения способности к
интроспекции, к рефлексии. Собственные мысли, поступки индивида становятся предметом его
мысленного рассмотрения и анализа. Другой важный аспект интроспекции связан со способностью различать противоречия между мыслями, словами и поступками, оперировать идеальными ситуациями и обстоятельствами. Появляется возможность для создания идеалов (семьи, общества, морали или человека), для сравнения их с реальной действительностью, для попыток реализации.
Слайд 21 Жизненный план – широкое понятие, которое охватывает всю
сферу личного самоопределения (род занятий, стиль жизни, уровень притязаний, уровень
доходов). У старшеклассников жизненные планы зачастую еще весьма расплывчаты. Старшеклассник просто воображает себя в самых разнообразных ролях, соизмеряет степень их притягательности, но не решается окончательно выбрать что-то для себя и часто ничего не делают для достижения задуманного.
Слайд 23Предварительное самоопределение, построение жизненных планов на будущее
– центральное психологическое новообразование
юношеского возраста.
Слайд 24Эриксон считал, что кризис идентичности включает ряд противостояний:
временная перспектива ил
расплывчатое чувство времени;
уверенность в себе или застенчивость;
экспериментирование с различными ролями
или фиксация на одной роли;
ученичество или паралич трудовой деятельности;
сексуальная поляризация или бисексуальная ориентация;
отношения лидер/последователь или неопределенность авторитета;
идеологическая убежденность или спутанность системы ценностей;
Слайд 26 Диффузия идентичности (или ролевое смешение) и ее возможные
специфические трудности:
Диффузия времени – нарушение восприятия времени, проявляющееся
двояким образом: либо возникает ощущение жесточайшего цейтнота, либо растянутости и пустоты времени, скуки и никчемности;
Застой в работе – нарушение работоспособности, выражающееся в поглощенности бесполезными для дальнейшего развития вещами в ущерб всем остальным занятиям.
Слайд 27 Возвратом к эдиповой ревности и зависти к братьям
и сестрам; неспособность ни продолжить образование, ни выбрать работу;
Отрицательная
идентичность – проявляется прежде всего в отрицании, вплоть до презрения, всех предлагаемых ролей и ценностей, ориентация на
« противоположное» - опасный, вредный, нежелательный образец, от которого настойчиво предостерегают (алкоголь, наркотики).
Слайд 29Позитивная Я – концепция, чувство самоуважения, самоценности благоприятно сказывается на
постановке перспективных целей и активном стремлении к их достижению.
Отрицательная Я
– концепция (проявления которой – низкая самооценка и низкий уровень притязаний, слабая вера в себя, боязнь получить отказ) воздействует наиболее негативно. Со сниженным самоуважением и негативной самооценкой связывают социальную пассивность, одиночество, деградацию, агрессивность и преступность.
Слайд 31 В юности вырабатывается ценностные ориентации, в которых выявляется
самая сущность человека. Складывается мировоззрение как система обобщенных представлений о
мире в целом, об окружающей действительности и других людях и самом себе и готовность руководствоваться им в деятельности. Формируется осознанное «обобщенное, итоговое отношение к жизни», которое позволяет выйти на проблему смысла человеческой жизни.
Слайд 33Содержание общения с взрослыми включает в себя:
проблемы поиска смысла жизни;
познание
самого себя;
жизненных планов и путей их реализации;
взаимоотношений между людьми;
получение информации,
связанной с областью интересов старшеклассника и профессиональной принадлежностью взрослого.
Слайд 35 Доверительность в общении, как уважение к личности молодого
человека, как вера в его потенциальную способность справиться с жизненными
трудностями – важнейшая основа для новой гармонии родительско-детских отношений.
Слайд 37 Параллельно с расширением сферы общения происходит и углубление,
индивидуализация общения. У молодых людей развивается способность устанавливать дружеские отношении,
более избирательные, тесные и глубокие. Дружба характеризуется верностью, близостью, устойчивостью. Однако юношеская дружба имеет свои сложности: свойственные возрасту требовательность и критичностью по отношению к другому, бескомпромиссность, повышенная эгоцентричность порождает болезненные трудности и напряженность во взаимоотношениях со значимыми и близкими сверстниками.
Слайд 39 Коммуникативное уединение представляет собой общение с неким идеальным партером,
со своим Я, с представляемыми лицами. В уединении юноши и
девушки проигрывают роли, которые им недоступны в реальной жизни. Они делают это в играх-грезах и в мечтах, по преимуществу рефлексивных и социальных.
Слайд 41 Первая любовь
- это важное испытание в юности,
во многое влияющее на развитие личности юноши.