Слайд 1
СТЕРЕОТИПЫ ПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
Слайд 3Формирование стереотипов пищевого поведения является продуктом взаимодействия множества факторов, среди
них особенно значимые – национальные традиции, социальная среда, возраст, материально-экономическое
положение, объем знаний по вопросам питания и общий уровень образованности, личные вкусовые пристрастия. В связи с этим формирование рациона питания в целом в значительной степени определяется стереотипом пищевого поведения человека.
Слайд 4Одной из категорий людей, чей организм наиболее остро нуждается в
полноценном восполнении потребностей в энергии и питательных веществах, являются молодые
люди в возрасте 15–22 лет, так как организм человека активно формируется, а физические, психоэмоциональные и умственные нагрузки постоянно возрастают. При этом, как правило, у людей этого возраста не наблюдается серьезного отношения к формированию рациона.
Слайд 5В нашем исследовании приняли участие30 человек (школьники десятых и одиннадцатых
классов), 34 человека (студенты четвертого и пятого курсов). Опрос проводился
методом анкетирования.
Анкета содержала 15 вопросов, формирующих представление о рационах питания респондентов, отношении к функциональным продуктам питания, употреблении витаминно-минеральных комплексов, доле в рационе продуктов со своего приусадебного участка, и другие вопросы, помимо этого опрашиваемым предлагалось указать частоту потребления основных продуктов питания, что позволило сформировать представление непосредственно о стереотипах пищевого поведения респондентов.
Слайд 6Превалирующий стереотип питания для подавляющего большинства опрошенных школьников и студентов
– это стереотип, «создающий риск йоддефицитных состояний» (около 90 %
и 95 % соответственно).
Данный стереотип питания характеризуется редким употреблением в пищу морепродуктов и низким содержанием в рационе продуктов, богатых йодом.
Слайд 7Вторым стереотипом питания, характерным для большинства респондентов обеих опрошенных групп,
является стереотип, «создающий риск нарушения углеводного обмена» (около 40 %
и 50 % респондентов соответственно). Данный стереотип характеризуется повышенным или преимущественным потреблением высококалорийных продуктов, кондитерских изделий, конфет, сладостей.
Слайд 8Анкета для школьников содержала вопрос «В каких продуктах питания вы
себя ограничиваете в связи с заболеваниями, если таковые имеются?». Восемьдесят
один процент опрошенных ответили отрицательно (т. е. не ограничивают); 5 % ограничивают себя в острой пище, а 8 % – в жирной и жареной, в связи с заболеваниями желудочно-кишечного тракта; 6 % респондентов ограничивают себя в цитрусовых либо в шоколаде, что может свидетельствовать о наличии у них аллергической реакции на данные продукты.
Слайд 9При ответе на вопрос «Какие продукты вы бы хотели включить
в рацион?» 43 % опрошенных студентов упомянули фрукты, а 36
% опрошенных – морепродукты.
75 % опрошенных школьников не указали ничего; 22 % указали фрукты и натуральные соки, 2 % – морепродукты и 1 % – обогащенные продукты.
Слайд 10Интересно, что на просьбу перечислить некоторые из употребляемых витаминно-минеральных препаратов
57 % школьников затруднились ответить. Вариантами ответов были: «разные, витамины,
дрожжи, мумие, не понимаю» Этот факт говорит как о недостаточной информированности большего числа респондентов в вопросах рационального питания, так и о малой доступности витаминно-минеральных комплексов.
Слайд 11Анализ опроса школьников старших классов и студентов старших курсов позволил
не только выявить ряд серьезных проблем в процессе формирования рационов
данных групп населения и установить стереотипы пищевого поведения большинства опрошенных, но и показал, что подавляющее большинство респондентов не прибегают к оптимизации рационов за счет использования витаминно-минеральных препаратов либо включения в рацион обогащенных функциональных продуктов питания.
Слайд 12Вышеизложенное позволяет сделать вывод о широком распространении в обследуемых группах
населения стереотипов питания, направленных на формирование микроэлементозов! и гиповитаминозов!