Слайд 2Тропы
Строфы
Рифма
Стихотворные размеры
Системы стихосложения
Стихосложение
Поэтический синтаксис
Поэтическая фонетика
Лексические средства
Слайд 3Системы стихосложения
Силлабическая
Силлабо-тоническая
Тоническая
Системы стихосложения
Слайд 4Силлабическое стихосложение
Система построения стиха, в основе которой лежит равносложие, т.е.
одинаковое количество слогов в каждой стихотворной строке, с цензурой после
пятого или седьмого слога и, главным образом, женской рифмой.
Цензура – внутристиховая пауза, разделяющая стихотворную строку на два полустишия – равные или неравные
Женская рифма – ударение на втором от конца строки слоге.
Слайд 5Тоническая система стихосложения
Стихосложение, в котором ритмичность создается упорядоченностью расположения ударных
слогов среди безударных.
Слайд 6Силлабо-тоническая система стихосложения
Система построения стиха, основанная на правильном чередовании ударных
и безударных слогов. Была предложена В. Тредиаковским и разработана М.
Ломоносовым.
Сущность силлабо-тонической системы состоит в том, что в стихотворной строке ударные и безударные слоги чередуются по определенной схеме и образуют так называемые двусложные и трехсложные размеры.
Слайд 7Стихотворные размеры
Двусложные
Хорей
-Ямб
Стихотворные
размеры
Трехсложные
-Дактиль
-Амфибрахий
-Анапест
Слайд 8Двусложные стихотворные размеры
Слайд 9Двусложные стихотворные размеры
Ямб.
Двусложная стопа с ударением на втором слоге в
силлабо-тонической системе стихосложения.
В передней толкотня, тревога;
В гостиной встреча новых лиц,
Лай мосек, чмоканье девиц,
Шум, хохот, давка у порога…
(А.С. Пушкин)
Слайд 10Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный…
Чем похожи
эти строки?
В них одинаково расположены ударные и безударные слоги.
Расставьте ударения
в указанных строках.
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный…
Ударные слоги:
Безударные:
Запишите в тетрадь строки стихотворения
Слайд 11Схема расположения ударных и безударн6ых слогов в строках:
В каждой строке
повторяются группы из двух слогов: первый безударный, второй ударный.
Такие стихи
называются двусложными
Стихотворный размер – ямб.
Слайд 12Двусложные стихотворные размеры
Хорей.
Двусложная стопа с ударением на первом слоге в
силлабо-тонической системе стихосложения.
Терек воет, дик и злобен,
Меж увесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
(М.Ю. Лермонтов)
Слайд 13Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч…
Расставьте ударения и составьте
схему расположения ударных и безударных слогов в строках.
В каждой строке
одинаково повторяются группы из двух слогов: первый слог ударный, а второй безударный.
Запишите в тетрадь строки стихотворения
Слайд 14Такие стихи называются двусложными
Стихотворный размер – хорей.
Слайд 15Трехсложные стихотворные размеры
Слайд 16Трехсложные стихотворные размеры
Дактиль
Трехсложная стопа с ударением на первом слоге (
/ ) в силлабо-тонической системе стихосложения.
Кто бы ни звал –
не хочу
На суетливую нежность
Я променять безнадежность
И, замыкаясь, молчу.
А.А. Блок
Слайд 17Запишите в тетрадь строки стихотворения
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы
бодрит…
Н.А. Некрасов «Железная дорога»
Расставьте ударения и постройте схему стиха.
В стихе повторяются группы из трех слогов: первый ударный, второй и третий безударные.
Трехсложный размер – дактиль.
Слайд 18Трехсложные стихотворные размеры
Амфибрахий
Трехсложная стопа с ударением на втором слоге (
/ ) в силлабо-тонической системе стихосложения.
Не ветер бушует над бором,
Не
с гор побежали ручьи –
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Н.А. Некрасов
Слайд 19Однажды в студеную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный
мороз.
Расставьте ударения и составьте схему расположения ударных и безударных слогов
в строках.
В стихе повторяются группы из трех слогов: первый безударный, второй ударный, третий безударный.
Это трехсложный размер – амфибрахий.
Запишите в тетрадь строки стихотворения
Слайд 20Трехсложные стихотворные размеры
Анапест
Трехсложная стопа с ударением на третьем слоге (
/ ) в силлабо-тонической системе стихосложения.
Пропаду от тоски я и
лени,
Одинокая жизнь не мила,
Сердце ноет, слабеют колени,
В каждый гвоздик душистой сирени,
Распевая, вползает пчела.
А.А. Фет
Слайд 21Запишите в тетрадь строки стихотворения
Что ты жадно глядишь на дорогу
В
стороне от веселых подруг?
Н.А. Некрасов. «Тройка».
Расставьте ударения и составьте схему расположения ударных и безударных слогов в строках.
Повторяются группы из трех слогов: первый и второй безударные, третий ударный.
Трехсложный размер – анапест.
Слайд 22Выполните самостоятельно:
Определите размер стиха в строках из стихотворения А.С. Пушкина:
1.
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
2. Подруга
дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!...
Слайд 23Рифма
Рифма (греч. rhytmos – соразмерность, ритм, согласованность) – звуковой повтор
в двух и более стихотворных строках, преимущественно в стихотворных окончаниях.
Слайд 24Виды рифм
Виды рифм
Перекрестная
(абаб)
Кольцевая
(абба)
Парная
(аабб)
Слайд 25Перекрестная рифма (абаб)
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья…
А.А. Фет
Слайд 26Парная рифма (аабб)
Солнца луч промеж лип был и жгуч и
высок,
Пред скамьей ты чертила блестящий песок,
Я мечтам золотым отдавался вполне,
-
Ничего ты на все не ответила мне.
А.А. Фет
Слайд 27Опоясывающая (кольцевая) (абба)
Свеж и душист твой роскошный венок,
Всех в нем
цветов благовония слышны,
Кудри твои так обильны и пышны,
Свеж и душист
твой роскошный венок.
А.А. Фет
Слайд 28Особенности строфики поэтического текста
Строфа (греч. strophe – круг, оборот) –
группа из определенного числа стихов (стихотворных строк), повторяющаяся в произведении,
объединенная общей рифмовкой и представляющая собой ритмико-синтаксическое целое, резко отделенное от смежных стихосочетаний большой паузой.
Слайд 29Стихотворные строфы
Стихотворные строфы
Слайд 30Стихотворные строфы
Стихотворные строфы
Слайд 31Стихотворные строфы
Стихотворные строфы
Слайд 32Стихотворные строфы
Двустишие (дистих)
Самостоятельно двустишие, выражающее законченную мысль.
Добрые люди, спокойно вы
жили,
Милую дочь свою нежно любили.
Н.А. Некрасов
Слайд 33Стихотворные строфы
Трехстишие (терцина)
Строфа, состоящая из трехстиший, связанных цепью переходящих рифм.
Со средней строкой последнего трехстишия рифмуется дополнительная заключительная строка.
Земную жизнь
пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу.
Утратив правый путь во тьме долины,
Каков он был, о, как произнесу,
Тот дикий лес, дремучий и грозящий,
Чей давний ужас в памяти несу!
Данте А. «Божественная комедия»
Слайд 34Стихотворные строфы
Четверостишие (катрен)
Четверостишие, строфа из четырех строк; самая распространенная строфа
русской поэзии..
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить;
У нее особенная
стать –
В Россию можно только верить.
Ф.И. Тютчев
Слайд 35Стихотворные строфы
Пятистишие
Строфа из пяти стихотворных строк, которые рифмуются так:
абааб, аббба, аабба.
В последний раз твой образ милый
Дерзаю мысленно ласкать,
Будить мечту сердечной силой
И с негой робкой и унылой
Твою любовь воспоминать.
А.С. Пушкин
Слайд 36Стихотворные строфы
Секстина
Строфа, состоящая из шести стихотворных строк с рифмовкой:
аабссд или абабсс.
Сижу задумчив и один,
На потухающий камин
Сквозь слез гляжу…
С тоскою мыслю о былом
И слов в унынии моем
Не нахожу.
Ф.И. Тютчев
Слайд 37Стихотворные строфы
«Онегинская строфа»
Строфа, состоящая из 14 строк: трех четверостиший, каждое
из которых имеет свою рифмовку (перекрестная, парная, кольцевая) и заключительного
двустишия.
Создана и использована А.С. Пушкиным в его романе «Евгений Онегин».
Слайд 38Стихотворные строфы
«Онегинская строфа»
Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь
поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила,
Глаза как небо голубые;
Улыбка, локоны льняные,
Движенья,
голос, легкий стан
Все в Ольге … но любой роман
Возьмите и найдите, верно,
Ее портрет: он очень мил,
Я прежде сам его любил,
Но надоел он мне безмерно.
Позвольте мне, читатель мой,
Заняться старшею сестрой.
А.С. Пушкин
Слайд 39Стихотворные строфы
Сонет
Вид сложной строфы; стихотворение, состоящее из 14 строк, разделенных
на два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцины); в четверостишиях
повторяются только две рифмы, в трехстишиях – две или три. Расположение рифм допускает много вариантов.
Слайд 40Сонет
Однажды дома я весь вечер просидел,
От скуки книгу взял –
и мне сонет открылся.
Такие ж я стихи сам сделать захотел.
Взял
лист, марать его без милости пустился.
Часов с полдюжины над приступом потел.
Но приступ труден был – и, сколько я ни рылся
В архиве головной его там не нашел.
С досады я кряхтел, стучал ногой, сердился.
Я к Фебу сунулся с стишистою мольбой;
Мне Феб тотчас пропел на лире золотой:
«Сегодня я гостей к себе не принимаю».
Досадно было мне – а все сонета нет.
«Так черт возьми сонет!» - сказал – и начинаю
Трагедию писать; а написал сонет.
И.И. Дмитриев.
Слайд 41Художественно-выразительные средства поэтической речи (тропы)
Функции художественно-выразительных средств (тропов):
Характеристика предмета
или явления;
Выражение авторской позиции;
Передача эмоционально-экспрессивной оценки изображаемого.
Слайд 42Простые
Эпитет
-Сравнение
Тропы
Сложные
-Гипербола
-Литота
-Метафора
Олицетворение
Метонимия
Оксюморон
Перифраз
Синекдоха
Ирония
Художественно-выразительные средства поэтической речи (тропы)
Слайд 43Развернутый
Метонимический
Парные эпитеты –
анонимы
Синонимический ряд эпитетов
Метафорический
Эпитет
Разновидности эпитета
Слайд 44Стилистические фигуры
Антитеза
-Инверсия
-Повтор
-Плеоназм
-Градация
Синтаксические
фигуры
Синтаксические приемы
- Риторический вопрос
Риторическое обращение
Риторическое восклицание
Алогизм
Анаколуф
Синтаксические фигуры поэтической
речи (поэтический синтаксис)
Слайд 45Поэтическая фонетика (использование звуковых сочетаний в поэтической речи)
Слайд 46Лексические средства
Антонимы
Омонимы
Устаревшие слова
Синонимы
Диалектизмы
Профессионализмы
Неологизмы
Фразеологизмы
Афоризмы
Контекстуальные
Контекстуальные
Историзмы
Архаизмы
Авторские
Авторские