Слайд 1Концептуальные идеи организации
дополнительного образования детей
Слайд 2Концептуальные идеи организации
дополнительного образования детей
Концепция (лат. conceptio – ‘соединение, совокупность,
выражение, формулировка идеи’) – система взглядов, понятий, представлений о каком-либо предмете,
являющаяся «образным ключом» к пониманию конкретной проблемы, определяющая методы и способы ее решения.
Педагогическая концепция – определенный способ понимания, трактовки педагогических явлений; основная точка зрения на предмет педагогической науки или педагогического явления, факта; руководящая идея для их систематического освещения; система взаимосвязанных и вытекающих один из другого взглядов ученого, педагога на сущность педагогических явлений.
Слайд 3Концепция личностно-ориентированного дополнительного образования (В. А. Горский, А. Я. Журкина, Л. Ю.
Ляшко, В. В. Усанов)
По мнению авторов, создание системы личностно ориентированного дополнительного
образования обеспечивается гуманистическими психолого-педагогическими принципами:
признание существования права ребенка на свободное самоопределение и самореализацию, на свободу выбора себя и для себя;
утверждение единства и целостности образования;
развитие индивидуальности каждого человека в практике образовательного процесса;
творческое сотрудничество или изменение личностных установок участников образовательного процесса в совместной продуктивной деятельности;
непрерывное образование как принцип планирования и обеспечения развития личности;
системная организация управления учебно-воспитательным процессом.
Слайд 4Концепция личностно-ориентированного дополнительного образования (В. А. Горский, А. Я. Журкина, Л. Ю.
Ляшко, В. В. Усанов)
Цель дополнительного образования детей состоит в оказании педагогической
поддержки обучающимся в их социальном самоопределении в практической подготовке к жизни и профессиональной карьере в условиях социальных перемен
Слайд 5Концепция личностно-ориентированного дополнительного образования (В. А. Горский, А. Я. Журкина, Л. Ю.
Ляшко, В. В. Усанов)
Задачи:
воспитание и практическая подготовка свободного, функционально грамотного гражданина,
способного к сотрудничеству в интересах человека, общества, государства;
воспитание интереса к творческой и исследовательской деятельности в конкретной сфере науки, техники, культуры, производства;
создание условий в образовательном пространстве для проявления и развития индивидуальных способностей учащихся;
дальнейшая перестройка учебного процесса, усиление гуманитарной направленности всех учебных дисциплин: включение, наряду с традиционными предметами, предметов, помогающих детям понять себя, мотивы своего поведения, отношения к окружающим, проектировать свою жизнь, – психологии, экологии, валеологии;
Слайд 6Концепция личностно-ориентированного дополнительного образования (В. А. Горский, А. Я. Журкина, Л. Ю.
Ляшко, В. В. Усанов)
Задачи:
воспитание и практическая подготовка свободного, функционально грамотного гражданина,
способного к сотрудничеству в интересах человека, общества, государства;
воспитание интереса к творческой и исследовательской деятельности в конкретной сфере науки, техники, культуры, производства;
создание условий в образовательном пространстве для проявления и развития индивидуальных способностей учащихся;
дальнейшая перестройка учебного процесса, усиление гуманитарной направленности всех учебных дисциплин: включение, наряду с традиционными предметами, предметов, помогающих детям понять себя, мотивы своего поведения, отношения к окружающим, проектировать свою жизнь, – психологии, экологии, валеологии;
Слайд 7Концепция личностно-ориентированного дополнительного образования (В. А. Горский, А. Я. Журкина, Л. Ю.
Ляшко, В. В. Усанов)
Задачи:
изменение форм и методов учебной работы: преодоление пассивности
учащихся через дидактические игры, драматизацию, ролевые игры и др., разнообразие форм обучения, раскрепощение личности школьника в учебном процессе, освобождение его от страха перед ошибкой, создание ситуации свободного выбора;
ориентация детей на общечеловеческие ценности – Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Культура, Мир, Земля;
формирование у учащихся чувства патриотизма, создание активного гражданина, обладающего политической культурой, критическим мышлением, способностью самостоятельно сделать жизненный выбор;
эстетизация образовательного учреждения, его окружения, всей жизни детей;
использование игры как важного средства в деятельности образовательного учреждения;
Слайд 8Концепция комплексного психолого-педагогического обеспечения дополнительного образования (Г. А. Бредихин; Г. Н. Попова
и В. М. Гайнулина)
В свете настоящей концепции дополнительное образование рассматривается как
многоуровневая педагогическая система, характеризующаяся гуманистической направленностью и ориентацией на индивидуальное своеобразие личности ребенка и педагога, удовлетворением культурно-образовательных потребностей детей и семьи, приоритетом воспитания, формирования нравственных основ личности воспитанников, приобщения детей к культурному наследию, вариативностью организации, использованием многообразия форм работы с детьми, поиском путей и условий индивидуализации образовательного процесса.
Слайд 9Концепция комплексного психолого-педагогического обеспечения дополнительного образования (Г. А. Бредихин; Г. Н. Попова
и В. М. Гайнулина)
Концепция предполагает комплексное психолого-педагогическое обеспечение системы дополнительного образования,
четкую постановку его целей и задач, разработку содержания. Особое внимание уделяется технолого-методическим аспектам, проблемам контингента учащихся и профессионализма педагогических кадров, а также проектированию воспитательных систем в учреждениях дополнительного образования и решению вопросов психологического обеспечения деятельности педагога дополнительного образования. Концепция выстраивается на образовательно-развивающих психолого-педагогических принципах.
Слайд 10Концепция образовательной деятельности учреждения дополнительного образования (Л. В. Алиева, А. А. Остапец)
При
более детальном рассмотрении концепцию трудно назвать сформированной, скорей, это осмысление
опыта деятельности конкретного УДОД и его использование в работе других учреждений дополнительного образования. Тем не менее, для системы дополнительного образования интересны концептуальные идеи этого опыта.
Слайд 11Концепция образовательной деятельности учреждения дополнительного образования (Л. В. Алиева, А. А. Остапец)
Это
обращение к социально-природной среде (социуму), способствующей расширению и обогащению образовательно-воспитательного
пространства. Таким образом, в основе образовательной деятельности лежит процесс познания, осуществляющийся в условиях природной среды, в условиях непосредственного субъективного взаимодействия учащихся и педагогов друг с другом и с миром природы. Процесс познания основывается на свободе выбора и реализуется в коллективной жизнедеятельности группы.
Слайд 12Концепция развивающего дополнительного образования (А. В. Суслов)
Концепция дополнительного образования А. В. Суслова,
по определению автора, выстраивается в свете проблем развивающего обучения и
образования. Дополнительное образование, по его мнению, работает на развитие у детей и молодежи качеств, позволяющих в корне изменить сложившуюся ситуацию в стране, то есть необходимых для успешного достижения личных и общественных целей развития. Другими словами, позволяет «привить воспитуемому качества, знания, умения, навыки, необходимые для адаптации (приспособления к существующему обществу, выживания)», а затем «развить и дополнить эти качества необходимыми для коренного переустройства общества»
Слайд 13Концепции социального воспитания средствами дополнительного образования (А. В. Золотарева, С. В. Кульневич,
Б. В. Куприянов, Н. А. Соколова, М. И. Рожков, А. Б. Фомина и др.)
Весь
ход развития человечества, в том числе и педагогической мысли, наглядно показывает, что человек готовится не к жизни вообще, а к жизнедеятельности в определенных социокультурных условиях. В связи с этим особую важность приобретает одна из важнейших функций образования – социализация ребенка, под которой понимается приобщение индивида к культуре, ее ценностям и нормам, что обеспечивает выполнение человеком своих социальных ролей – гражданина, работника, родителя и т. д.
Слайд 14Концепции социального воспитания средствами дополнительного образования (А. В. Золотарева, С. В. Кульневич,
Б. В. Куприянов, Н. А. Соколова, М. И. Рожков, А. Б. Фомина и др.)
Среди
общественных институтов воспитания особое место занимает дополнительное образование детей, так как оно представляют собой гармоничное единство познания, творчества и общения детей и взрослых. Образовательные объединения различной направленности повышают эффективность социального развития подростков, располагают богатством и разнообразием социальных связей, благоприятной атмосферой для самопознания и самовоспитания каждого.
Слайд 15Концепции социального воспитания средствами дополнительного образования (А. В. Золотарева, С. В. Кульневич,
Б. В. Куприянов, Н. А. Соколова, М. И. Рожков, А. Б. Фомина и др.)
Полное
выполнение целей дополнительного образования детей невозможно без реализации социально-педагогических функций, таких как социальная поддержка детей, их оздоровление, реабилитация, рекреация, компенсация, адаптация и др. Реализация функции социальной поддержки детей осуществляется через систему социально-защитных мер: защиты прав детей, гарантий на экономическую поддержку, на медицинскую и психологическую помощь и т. д.
Слайд 16Концепции социального воспитания средствами дополнительного образования (А. В. Золотарева, С. В. Кульневич,
Б. В. Куприянов, Н. А. Соколова, М. И. Рожков, А. Б. Фомина и др.)
Оздоровление
детей происходит в процессе целенаправленного формирования здорового образа жизни, непосредственного улучшения состояния здоровья детей. Развитие личности ребенка осуществляется также через постоянное общение (коммуникацию), в процессе обмена информацией, опытом, знаниями, результатами деятельности, участия в неформальных общественных процессах и структурах на основе общего интереса детей.
Слайд 17Концепции социального воспитания средствами дополнительного образования (А. В. Золотарева, С. В. Кульневич,
Б. В. Куприянов, Н. А. Соколова, М. И. Рожков, А. Б. Фомина и др.)
Функции
рекреации (снятие напряжения, восстановление сил) и компенсации (возмещение и уравновешивание сил) осуществляются через создание условий для отдыха, развлечений, досуговых форм деятельности.
Социально-педагогические функции могут реализовываться как самостоятельные программы, например, программы реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (дети-инвалиды, дети с девиантным поведением и т. д.), программы общения или оздоровления.
Слайд 18Идея неформализации образования
Неформальное образование рассматривается в современной государственной политике России
в контексте инновационного сценария развития российского образования. Впервые этот сценарий
был представлен в докладе экспертной группы «Новая школа» в рамках «Стратегии 2020». В нем констатировалось, что, «вопреки международным тенденциям, государственная образовательная политика России практически не охватывает сферу неформального (за рамками организаций дополнительного образования детей) и информального образования (медиасфера, интернет, индустрия досуга), обладающую значительным потенциалом для решения задач воспитания и просвещения граждан».
Слайд 19Идея неформализации образования
Этот подход получил преемственность в Государственной программе Российской
Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 гг., в рамках основного мероприятия –
«Развитие дополнительного и неформального образования детей». Потенциал неформального и информального образования, механизмы его использования обсуждаются в проекте Концепции дополнительного образования детей
Слайд 20Идея неформализации образования
Цель неформального образования (НФО) – удовлетворить интерес к какой-либо
отдельной теме, провести с пользой и интересом свободное время, восполнить
недостаток в определенных знаниях.
Слайд 21Идея неформализации образования
Неформальному образованию может быть присуща высокая эффективность, которая
обусловлена:
высокой степенью мотивации, так как побудительные причины к продолжению
обучения коренятся не столько во внешних принудительных условиях, сколько во внутренних импульсах человеческой личности, которыми могут быть, естественно, интериоризированные, осмысленные, прочувствованные, внешние факторы;
целенаправленностью, гибкостью учебной деятельности, самого обучающегося, основанной в основном на самостоятельном учении;
гибкостью, необходимой для удовлетворения разнообразных индивидуальных потребностей обучающих через использование аудио-, видеосредств печатной продукции в качестве вариативных форм связи с обучающимися.
Слайд 22Идея неформализации образования
Проблема неформализации образования непосредственно связана с проблемой изучения
социального заказа на образование, который отражает сущность общественной потребности в
формировании будущего гражданина страны. Ведущую роль в формировании заказа на образование должно выполнять государство, но при этом необходимо также выявлять потребности социума: детей, родителей, работодателей, общественных организаций. Заказ личности и государства в идеале должны совпадать, в противном случае возникает дисбаланс между потребностями прямых социальных заказчиков (детей и их родителей) и потребностью государства
Слайд 23Идея неформализации образования
Дисбаланс между государственным (общественным) и личностным заказом порождает
несколько сценариев построения неформального образовательного пространства:
со стороны государственного (общественного) заказа
неформальное образовательное пространство должно строиться как открытое образование, направленное на формирование молодого поколения страны, обладающего определенными личностными качествами, отвечающими требованиям современной экономики и нового общественного устройства, в которое могут войти любые обучающиеся по собственному желанию;
со стороны личностного заказа неформальное образовательное пространство должно строиться как образование под заказ, направленное на реализацию конкретных потребностей и интересов заказчиков (детей и родителей).
Слайд 24Идея неформализации образования
При построении пространства неформального образования важно понимать, что
оно может иметь разные векторы:
1 вектор – развитие основного (школьного) образования
за счет развития пространства неформального образования;
2 вектор – развитие дополнительного образования за счет развития пространства неформального образования;
3 вектор – развитие профессионального образования за счет развития пространства неформального образования
4 вектор – развитие ребенка в условиях пространства неформального образования.
Слайд 25Идея неформализации образования
Можно также определить входы ребенка в неформальное образование:
в
общеобразовательной организации – первая половина дня, урочная деятельность;
в общеобразовательной организации – вторая
половина дня, внеурочная, внешкольная деятельность;
в организации дополнительного образования – дополнительное образование, творческая деятельность по интересам;
в негосударственной организации – познавательная деятельность, отдых, развлечения и др.;
в детской общественной организации – социальное творчество, социально-общественная деятельность и др.
Слайд 26Идея неформализации образования
Можно назвать характеристики, которые может приобрести система образования
за счет реализации принципа неформализации образования:
Привлекательность системы образования – способность нравиться,
доставлять удовольствие.
Качественная определенность системы образования – соответствие запросам, социальному заказу, внутренним и внешним требованиям к образованию.
Доступность образования – ориентация на разные категории потребителей (детей с разными потребностями и возможностями).
Удовлетворенность качеством образования.
Слайд 27Идея неформализации образования
Формальные черты ДОД:
новые требования к качеству результата ДОД;
единые требования к программному и учебно-методическому обеспечению, учебному плану ДОД;
объективная
необходимость участвовать в реализации ФГОС ОО;
регламентация квалификационных требований к педагогической деятельности и др.
Слайд 28Идея неформализации образования
Неформальные черты ДОД:
отсутствие стандартизированных требований к результатам ДОД;
вариативность,
гибкость, многообразие программ с учетом социального заказа на ДОД;
право выбора
ребенком содержания, форм, методов организации, места проведения ДОД и др.;
равноправие связей, свобода отношений, комфортная атмосфера и др.