Слайд 1Стили
Сегодня - это почти всегда стилистические цитаты из выдающихся произведений
прошлого П.Николаев
Слайд 2Каждой эпохе присущи свои представления об окружающем мире, свое видение
красоты и гармонии
Исторически сложившаяся совокупность творческих принципов, характера и особенностей
выражения, наиболее существенных признаков материальной и духовной культуры, создаваемой обществом, определяется как стиль данной эпохи
Слайд 3Слово "стиль" происходит от названия древнего инструмента для письма
Стиль или
стило - заостренный стержень из кости, металла, дерева, которым выцарапывали
текст на золотой дощечке или на бересте
Стили - устойчивые формы в архитектуры, изобразительного и прикладного искусства, литературы, существовавшие в течение длительного времени
Слайд 4Египетский стиль
Этому стилю присущи спокойная симметрия, строгая геометричность, равномерное
заполнение орнаментом всего свободного пространства, ниши в стенах, напольные вазы,
статуэтки божественных животных, большие светильники, плетенки и циновки из трав, стеблей папируса и тростника
Слайд 5Строго упорядоченная орнаментика, характерное иероглифическое письмо
Роскошные колонны поддерживали потолок, фрески
украшали стены, ковры и занавеси завершали убранство
Слайд 6Появилась первая форма ложа, табурета, стула со спинкой; корзины с
крышкой из пальмовых волокон, металлические зеркала
Сундуки и саркофаги расписывали яркими
красками, украшали геометрическим орнаментом, цветными фаянсовыми вставками или полудрагоценными камнями, а так же слоновой костью, перламутром и даже золотом
Использовали привозное дерево: сикомор, оливковое дерево и акацию (местные финиковые пальмы)
Применялись "цвета
земли":
красный, желтый,
коричневый,
белый (гипс), черный (сажа)
Слайд 7Греческий стиль
Греческий стиль - рациональность, простота и естественность, гармония
и ясность
Этому стилю присущи планировка, обращенная внутрь; простота и ясность
форм и планов, неприятие роскоши, естественная простота отделки, минимум мебели, мозаика из гальки и мрамора, орнаменты и глиняные украшения, мраморная отделка, вазы и амфоры (расписанные черным лаком)
Слайд 8В цвете преобладание желтого, красного и черного (палитра красок естественная,
приближенная к природе)
Стены желтые - цвет глины
Орнаменты в виде изломанных
линий, геометрических фигур, переплетения ветвей и трав (растительных); в виде волн или спиралевидных завитков, напоминающих о вечном движении волн
Слайд 9Римский стиль
Римский стиль (XI-XII вв.) -отражение архитектурных традиций Древнего
Рима
Римский стиль - рационализм, единство красоты и удобства, роскошь и
масштабность, изысканность и изящество, открытость римских домов
Слайд 10Создатели римского стиля - скульпторы, архитекторы, живописцы - желали одного:
воплощения в своих творениях красоты
Эпоха этого стиля рождает особое чувство
прикосновения к вечно длящейся истории, чувство значимости христианского мира
В интерьерах и архитектурных постройках того времени обнаруживается тепло и гармония, плавные формы арок и величественно спокойный декор
Орнаменты выполнены в виде
лавровых венков, орлов,
играющих амуров и психей,
преобладают легкие
графические узоры
Цвет - контрастные сочетания
красного или белого с черным
Слайд 11Византийский стиль
С 337 г. в Византии христианская религия становится
государственной, и создаются условия для созревания новой культуры
Яркая образность и
символизм христианства нашли отражение в искусстве, в том числе и архитектуре Византии
Слайд 12Обращение к Богу осуществлялось через купольное сооружение, символизировавшее небесную сферу
Купол
опирался на четыре массивные опоры, расположенные по углам
Пересечение образовавшихся проходов
образовывало форму креста - впоследствии типичную для христианской архитектуры
Главная роль в интерьере принадлежала цветному мрамору и мозаике
В отличие от античных мозаик, набиравшихся из морской гальки и кусочков разноцветного мрамора, в Византии применялась мозаика из цветного стекла-смальты
Для золотого фона использовали прозрачную смальту с прокладкой из золотой фольги
Слайд 13Получалось мерцание, лишавшее стену привычной материальности
Этот эффект придавал совершенно новый
смысл архитектурному пространству
Этим "божественным светом" византийцы стремились пронизать мозаики, фрески
и иконы
Многообразная утварь византийцев богато декорировалась, особенно часто это делалось украшениями из эмали
Эмалями украшались иконы, посуда и ювелирные украшения
Для украшения интерьера применялась плитка, покрытая глазурью, а также изделия из слоновой кости
Слайд 14Готика
Готика - стиль архитектуры зародившийся во Франции, отличается своей изысканностью
В
нем важны не столько применяемые цвета и материалы, сколько их
сочетаемость и стилевое единство с обстановкой дома, гармония старинных предметов с современными
Картины в красивых окладах, зеркала в позолоченных рамах, ковры и гобелены, отделанные тканями стены, красиво драпирующиеся гардины
Окна во французских домах идут от пола и всегда имеют маленькие балкончики
Слайд 15Готика - в основном архитектурный стиль, но и в дизайне
интерьера ему свойственны очень существенные отличия от других стилей, свое
собственное и ни с чем не сравнимое "лицо": огромные окна, многоцветные витражи, световые эффекты
Гигантские ажурные башни, подчеркнутая вертикальность всех конструктивных элементов
Динамика и экспрессия форм поздней, "пламенеющей", готики
Слайд 16Характерными элементами становятся стройные колонны, сложные формы сводов, ажурные орнаменты,
окна в форме розы и стрельчатые своды, оконные стекла в
свинцовом обрамлении, из выпуклого стекла, но без занавесей
Картинами для украшения комнат пользуются редко
В то же время появляется портретная живопись маслом и гравюры по дереву
Живопись и скульптура выразительны и экспрессивны
"Готические розы", красочные витражи, раскрашенная скульптура - все это говорит об особой роли цвета в средневековье
Дощатые и кафельные полы раннеготического интерьера позднее застилались коврами
Потолки обычно деревянные балочной конструкции или с открытыми оформленными стропилами; встречается декоративная роспись на потолке
Центр интерьера - богато оформленный камин или кафельная печь
Цветовая гамма: красные, синие, желтые, коричневые оттенки + золотые и серебряные нити, а также пурпурные, рубиновые, иссиня-черные, гвоздично-розовые, зеленые оттенки
Слайд 17Ренессанс
Ренессанс (стиль Возрождения) (XV-XVI вв.)
Новый стиль, названный современниками стилем
Возрождения, привнес в искусство и культуру средневековой Европы новый дух
свободы и веры в безграничные возможности человека
Впервые за полторы тысячи лет человек снова стал творцом красоты и свободным странником, желающим увидеть и ощутить окружающий его мир, он снова готов к открытиям и смелым решениям
Слайд 18Основные материалы: черное и белое дерево (дуб, орех, экзотичные породы),
слоновая кость, камень, мрамор, песчаник
Цветовая гамма: пурпурный, синий, желтый, коричневый
Линии:
полуциркульные
Геометрический рисунок: круг, квадрат, крест, восьмиугольник
Форма: круглая или пологая крыша с башенными надстройками, арочные галереи, колоннады, круглые, ребристые купола, высокие и просторные залы, эркеры
Слайд 19Просвещение - эпоха безграничной веры в человеческий разум («век разума»,
«век философов»), в возможность перестроить общество на разумных основаниях, как
эру крушения теологического догматизма, торжества науки над средневековой схоластикой
Просвещение имело место и в Западной Европе, и в России, и в Северной Америке
Эта эпоха имеет всемирно-историческое явление
Слайд 20Просвещение
Тип мышления - философский
Культурная интуиция - рационалистическая
Ведущий вид творчества
– театр
Зарождение и развитие общеевропейских стилей
Слайд 21Просвещение- культурно-историческая эпоха Нового времени
МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Базовые понятия
Разумное
Естественное
Осуществимое
Познаваемое
Законное
Благое
Полезное
Слайд 26Стили эпохи Просвещения
Классицизм
Барокко
Рококо
Ампир –
наследник
классицизма
Сентиментализм
Реализм
Слайд 27Стиль барокко
Барокко (XVII-начало XVIII вв.)
Барокко впервые в истории искусства
соединил два понятия - стиля и образа жизни
В дизайне интерьера
барокко стремится к величию, пышности, пространственному размаху
Изменчивость, причудливая игра образов в интерьерах – особенность этого стиля
Цветовая гамма: синее с золотом, белое с золотом, зеленый
Слайд 28Основные черты: повышенная динамичность форм, беспокойный ритм кривых линий
В оформлении
окон, мебели, посуды использовались сложные по очертаниям динамические овальные спирали
Пренебрежение
спецификой материала ведет к изогнутым, очень пластичным поверхностям предметов, крученым колоннам, пухлым балясинам, богато профилированным карнизам и рамкам
Мотивами резных и мозаичных декоративных композиций служат щиты, картуши, прихотливо вьющиеся стебли, раковины, венки, гирлянды
Мебель часто покрывают яркими росписями и лаками (Венеция), вводят в декор позолоту и инкрустацию хрустальными пластинками
Сидения часто сплошь сбиваются дорогими тканями и обильно украшаются бахромой
Слайд 29Рококо
Рококо - середина XVIII века
Основными принципами стиля в искусстве были
уход от жизни в мир фантазии, игры, мифических сюжетов и
эротических ситуаций
Господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм
Интерьеры изящны, декоративны, легки
Декоративное искусство рококо принадлежит к высшим достижениям искусства XVIII века по изысканности, красоте асимметричных композиций, по духу интимности, комфорта и личному удобству
Слайд 30Оригинальный стиль
Символ - рокайль – раковина
Основные черты стиля: подчеркнуть прихотливый
и усложненный вид, округлость форм
Утрачивается монументальность и преображает прихотливость, грациозность,
интимность
Резные и лепные узоры, разорванные картуши, маски амуров
Большую роль играют рельефы, живописные панно в изысканном стиле
Многочисленные зеркала, гобелены, эротичные и пасторальные силуэты, ассиметричное построение композиции
В скульптуре - бюсты, небольшие статуэтки из росписи и фарфора
Переливается и несколько блеклая по колориту рокальная живопись
Изысканная отделка, сочетающаяся с экзотичными мотивами китайского искусства (лаковые шкатулки, шелк)
Слайд 31Новые виды мебели для сидения: шезлонг, канапе
Цветовая гамма менее броская,
менее тяжелая и более спокойная, светлые тона, приглушенные и забеленные
краски, полутона
Мелкий рисунок на бледно-голубоватом или сиреневатом фоне
Рисунок красно-коричневый или золотой
Слайд 32Стиль классицизм
Классический стиль - XVII - начала XIX в.,
обратившийся к античному наследию как к норме и идеальному образцу
Классицизму
свойственны ясные геометрические формы, сдержанный декор и дорогие, качественные материалы (натуральное дерево, камень, шелк и др.)
Чаще всего встречаются украшения скульптурами и лепниной
Слайд 33Основные признаки: симметрия, простота
Стена - гладкая поверхность, ограниченные четкие объемы,
не скрывает структуры, мягкость цветов
Цветовая гамма: насыщенная, зеленый, розовый, пурпурный
с золотым акцентом, небесно-голубой
Слайд 34Линии: строгие повторяющиеся вертикальные и горизонтальные, барельеф в круглом медальоне,
плавный обобщенный рисунок, симметрия
Слайд 35Форма: четкость и геометризм
Конструкции: массивные, устойчивые, монументальные, прямоугольные, арочные
Слайд 36Элементы интерьера: сдержанный декор, круглые и ребристые колонны, пилястры, статуи,
античный орнамент, кессонный свод
Слайд 37Стиль Ампир
Ампир (начало XIX века) - потомок классицизма
Парадный, торжественный,
военно-триумфальный стиль, подражающий шику и роскоши Римской империи
В дизайне интерьера
используется богатый декор с мотивами военной эмблематики
Формы массивны и упрощены, подчеркнута монументальность
Ампиру присущи перенесение античных, особенно римских, мотивов в архитектурное убранство и обстановку интерьеров.
Цвета яркие насыщенные, преобладание золота с красным или золота с черным