Слайд 1Стили чувашского искусства
У искусства каждого народа есть свои особенности,
свой стиль. Этот стиль зависит прежде всего от природы, которая
окружает этот народ, а также от характера, образа жизни
Слайд 2
Чувашское искусство развивалось и развивается под могучим
оплодотворяющим влиянием русского советского изобразительного искусства. Как и в других
областях и республиках Российской Федерации, в Чувашии были созданы творческие бригады художников, работавшие на крупнейших стройках, в совхозах и колхозах. Это помогло еще более сблизить искусство с жизнью народа, с его социальными и эстетическими идеалами.
Слайд 3
Одним из характерных стилевых направлений является применение волют, похожих
на волюты сарматских зеркал, символизирующих мировое дерево. Их мы встречаем
у чувашей на çеçтенкĕ, перстнях, на браслетах и в вышивках (в угловатом исполнении), в резьбе наличников и ворот, кукморских валенках. Таким образом, столь широкое применение этого декоративного приема говорит об определенном стиле в декоративно-прикладном искусстве чувашей. В чувашской вышивке этот элемент имеет угловатое начертание.
Слайд 5Значение чувашской вышивки
Народная чувашская вышивка известна всему миру. До
сих пор старинные вышитые узоры восхищают своей красотой и тонкостью,
даже не верится, что вся эта красота сделана руками простых крестьян.
Чувашских девочек учили вышивать, начиная с 6—7-летнего возраста. К 10—12 годам девочки начинали самостоятельно придумывать и вышивать узоры.
Чувашская вышивка отличается от всех видов других вышивок своей сложностью, миниатюрностью, особым колоритом. Узоры из ниток сочетались с полосками цветных тканей, бисером, а в древности и с золотыми, серебряными, бронзовыми узорами, драгоценными камнями.
Слайд 7Чувашский наряд
Сложность чувашского наряда зависит от
возрастных характеристик. Под влиянием земледельческого уклада чуваши использовали свою праздничную
одежду при полевых работах и крайне редко использовали в своих вышивках изображения цветов. За многообразием проявлений этнических культур кроется древнейшая, во многом единая смысловая система.
Слайд 8Музыка
Традиционная музыкальная культура чувашей сложилась
в результате взаимо-действия тюркского, древнеиранского и финно-угорского компонентов. Исполнение большинства
песен сопровождалось игрой на разнообразных музыкальных инструментах: пузырь (шапар), волынка (сарнай), варган (купас), свирель и дудка (шахличё), скрипка (сёрме купас), гудок (род скрипки с тремя струнами), гусли (кёсле) и др. Ладовая основа чувашской музыки — пентатоническая.Вокал — в основном одноголосный и редко двухголосный. Танцы у чувашей не отличались, большим разнообразием. Движения девушек (женщин) в танце плавные, пластичные, а мужчин — темпераментные, с подпрыги-ваниями, приседаниями.
Слайд 10Резьба по дереву
Резьбой по дереву чуваши
обильно украшали домашнюю утварь (чашки,солонки, кадушки для хранения белья, деревянные
емкости для продуктов и т.д.), мебель, столбы для ворот, дома, колодцы, другие хозяйственные постройки, Орнамент резьбы в основном был геометрическим и включал отдельные линии, которые составляли различного типа четырехугольники. Встречались розетки, концентрические круги, Так называемые «русские» ворота, появившиеся у чувашей с конца ХIX в., украшались рельефной резьбой, идущими из глубины веков болгарскими солярным кругом и «веревочкой». Распространены были у чувашей, в основном уже под влиянием русских, глухая барельефная резьба с растительным орнаментом, а также пропильная резьба.
Слайд 12
Уникальная составляющая искусства Чувашии – декоративно-прикладное искусство.
Сегодня в изобразительном искусстве Чувашии складываются новые художественные мифы, идут
живые творческие эксперименты в поисках формы и содержания, образности и стилистики.