Разделы презентаций


Стилистическая реставрация

Содержание

Стилистическая реставрациЦелью «стилистической реставрации» является воссоздание архитектурного памятника на определенный период истории, сопряженное с восполнением утрат и устранением более поздних напластований. Одним из ее последовательных сторонников и теоретиков был талантливый французский

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Стилистическая реставрация
на примере Дмитриевского собора во Владимире


Выполнила: ст-ка гр. 2-РРАНм-1 Агаханова Э.
Стилистическая реставрацияна примере Дмитриевского собора во Владимире

Слайд 2Стилистическая реставраци
Целью «стилистической реставрации» является воссоздание архитектурного памятника на определенный

период истории, сопряженное с восполнением утрат и устранением более поздних

напластований.
Одним из ее последовательных сторонников и теоретиков был талантливый французский архитектор Эжен Эммануэль Виоле-ле-Дюк (1814-1879).
Реставрировать здание по Виолле-ле-Дюку —это значит восстанавливать его в законченном виде, который, возможно, никогда реально не существовал».
· Реставратор должен угадать и завершить авторский замысел, встать на место автора.
· Нужно удалять все чуждое эпохе. (На практике это привело к гибели произведений искусства высокой ценности)
· Памятник должен быть очищен, замаскирован под изначальный вид, без всяких следов жизни.
Стилистическая реставрациЦелью «стилистической реставрации» является воссоздание архитектурного памятника на определенный период истории, сопряженное с восполнением утрат и

Слайд 3Стилистическая реставрация в России
 В первой половине XIX в. все более

утверждался интерес к отечественной истории, к памятникам средневекового зодчества как

к выражению русской национальной культуры.
Становление интереса к памятникам способствовало развитию реставрационной деятельности. Уже в ранний период она тяготела к нормам стилистической реставрации, сформулированным лишь позднее Виолле-ле-Дюком.
Так, в 1834—1843 гг. по распоряжению Николая I был приведен в так называемый «первобытный» вид один из известнейших памятников русского зодчества — Дмитриевский собор во Владимире (1193—1197). При этом руководивший реставрацией архит. Е.Я.Петров по незнанию удалил обстройки собора, которые, как теперь установлено, в действительности относились, как и основной его объем, к домонгольскому периоду.
Стилистическая реставрация в России В первой половине XIX в. все более утверждался интерес к отечественной истории, к памятникам

Слайд 4Реставрация Дмитриевского собора во Владимире
История Дмитриевского собора богата перестройками и

ремонтами, которые были обусловлены в основном пожарами, “обветшанием” здания и

приспособлением его под те или иные церковные нужды.
В настоящее время исследователи сходятся во мнении, что сразу после возведения собор не имел белокаменных башен и галерей, а на хоры вела деревянная лестница с северного фасада, т. е. собор имел, исключая лестницу и заложенные первоначальные входы на хоры, современный вид.

Дмитриевский собор до реставрации. Западный фасад.
Чертеж 1836 г.

Реставрация Дмитриевского собора во ВладимиреИстория Дмитриевского собора богата перестройками и ремонтами, которые были обусловлены в основном пожарами,

Слайд 5Наиболее значительные ремонтно-реставрационные работы на памятнике (1834-1847 гг.) – стилистическая

реставрация, вошли в историю как варварская псевдореставрация.
Их результатом - наряду

с обоснованным снесением поздних пристроек, уродующих облик памятника, - было снесением древних белокаменных башен и галерей.
По словам Н. Н. Воронина - «Снос этих пристроек в “реставрацию” 1838-1840 годов нанесен непоправимый ущерб памятнику и явился результатом неглубокого поверхностного обследования этого сооружения перед “реставрацией”». 

Чертеж Ф. Рихтера, 1950 г.

Наиболее значительные ремонтно-реставрационные работы на памятнике (1834-1847 гг.) – стилистическая реставрация, вошли в историю как варварская псевдореставрация.Их

Слайд 6Дмитриевский собор до реставрации,
Рисунок Ф. Дмитриева
Дмитриевский собор, нынешнее время

Дмитриевский собор до реставрации, Рисунок Ф. ДмитриеваДмитриевский собор, нынешнее время

Слайд 7Однако, взгляды ученых на эту проблему неоднозначны. Исследователи, занимавшиеся резным

декором памятника, высказываются несколько иначе. «Реставрация рельефов 1838-1839 гг. имела

притязание быть до известной степени научной, ставила своей задачей дать резьбу, вполне отвечающую оригиналу» (Н. В. Малицкий).

Восточное прясло северного фасада собора.
Схема расположения рельефов XIII в. и 1838-1839 гг.

Восточное пряcло северного фасада собора. Участок аркатуры,
реконструированный при реставрации 1838-1839 гг.

Однако, взгляды ученых на эту проблему неоднозначны. Исследователи, занимавшиеся резным декором памятника, высказываются несколько иначе. «Реставрация рельефов

Слайд 8Для производства резных работ была приглашена бригада мастеров из близлежащего

села. «Каменную работу принял на себя крестьянин Исидор Григорьев» (Медведкин).


Начав в 1838 г. с “вычинки” резьбы открытых прясел и с разборки галерей с башнями, Медведкин продолжил резные работы на следующий год, поскольку после удаления древних пристроек выявились значительные разрушения стен четверика: «... большие ветхости ... угловых арок к западной стороне (западных прясел) грозивших разрушением». Стены оказались «прогоревшими и резьба отвалилась».
Нижние ряды остальных прясел и аркатура сильно пострадали от примыкания к ним кровель в разных уровнях. Резьба по проемам окон была срезана при их растеске и утрачена.

Западное прясло северного фасада собора. Участок аркатуры
1190-х гг. Средние три арочки тимпанов являются
Реставрационными вставками 1838-1839 гг.

Таким образом, необходимо было восполнить больше половины того количества резьбы, которая сохранилась. В основном это касалось трех фасадов - южного, западного и северного. 

Для производства резных работ была приглашена бригада мастеров из близлежащего села. «Каменную работу принял на себя крестьянин

Слайд 9Историческое значение проделанных работ велико тем, исполнители не просто провели

ремонт здания, а осуществили такой подход к памятнику, который впоследствии

стал основополагающим в реставрационной науке XX в.
Они проделали визуальное и документальное исследование памятника, изучили смысловую и композиционную структуру декора и в процессе воссоздания резьбы ее сохранили. Непременным условием было для них наличие архитектурного проекта и архитектурного надзора, а также реставрационного задания.

Западное прясло южного фасада собора, ярус над аркатурным поясом. Рельефы XIII в. и 1838-1839 гг.

Историческое значение проделанных работ велико тем, исполнители не просто провели ремонт здания, а осуществили такой подход к

Слайд 10Основные пункты реставрационного задания
сохранить каждый камень с прочной резьбой;
восполнить

утраченную резьбу новыми реставрационными вставками, выполненными по сохранившимся оригиналам, соблюдая

при этом идентичность материала и техники исполнения («стену ... местами пробрать и выгоревшие камни вынуть и класть новые с резною работою, какая была на оных»);
по окончании работ произвести консервацию фасадов («собор обелить за два раза и местами ... покрыть желтою краскою»).

Геракл сражается с Лернейским чудовищем. Рельеф центрального прясла западного фасада собора, слева от оконного проема. Фигура Геракла и хвост чудовища - 1190-х гг., а торс, крылья и голова исполнены в 1838-1839 гг. 

Основные пункты реставрационного заданиясохранить каждый камень с прочной резьбой; восполнить утраченную резьбу новыми реставрационными вставками, выполненными по

Слайд 11Само удаление башен и галерей, пристроенных к собору имеющих также

фасадную резьбу, было не сломом, а разборкой. Реставрационное задание гласило:

«разбирать и опускать вниз осторожно по доскам кирпич и камень». Таким образом, был сохранен 171 камень с резьбой ХIII в., плоской, обильно штрихованной и усложненной по рисунку. Наличие разных камней с башен облегчило задачу реставраторов по воссозданию декора - ими частично заполнили утраты в стенах четверика.
Размещение рельефов с башен было глубоко продуманным процессом, мастера придерживались первоначального композиционного замысла.

Барс. Рельеф центрального прясла западного фасада собора, справа от оконного проема. XIII в. Использован при реставрации 1838-1839 гг. для заполнения утраты резного камня 1190-х гг.

Само удаление башен и галерей, пристроенных к собору имеющих также фасадную резьбу, было не сломом, а разборкой.

Слайд 12Рельефы с башен разместили в нижних регистрах прясел, в западных

пряслах северного и южного фасадов по всей высоте и в

аркатуре. В пряслах, следуя образцам, камни размещались либо по принципу чередования растительного мотива с зооморфным и с птицей в одном ряду, либо по принципу чередования тех же мотивов порядно.
Однако рельефов с башен не хватило для восполнения всей утраченной резьбы, и остальное заполнили реставрационными вставками. Проделав поистине огромную работу, камнерезы в 1838-1839 гг. высекли вновь 471 рельеф.

Восточное прясло северного фасада собора. Схема расположения рельефов XIII в. и 1838-1839 гг.

Рельефы с башен разместили в нижних регистрах прясел, в западных пряслах северного и южного фасадов по всей

Слайд 13Такой объем непременно предполагал серийность по образцам или шаблонам, что

вообще для XIX в. было естественным, отвечало вкусам того време
Изготовление

рисованного шаблона не было оттиском с оригинала, а было прорисовкой с натуры, причем проработанной в сторону упрощения и обобщения форм. Исполнение реставрационных рельефов было не отливкой с модели, а резьбой по камню. Иконографическим же материалом для шаблонов служила не только резьба XII в., но и плоские рельефы XIII в.

Птица. Рельеф аркатуры западного прясла северного фасада.
1190- е гг.

Птица. Рельеф аркатуры центрального прясла северного фасада собора. 1838-1839 гг.

Такой объем непременно предполагал серийность по образцам или шаблонам, что вообще для XIX в. было естественным, отвечало

Слайд 14Концепция стилистической реставрации Виолле-ле-Дюка предполагала, что памятник должен был предстать

перед глазами зрителя как бы только что созданным, единым и

неповрежденным, без следов существования во времени. Все, что не было в нем реально осуществлено, а лишь задумано его первым автором, должен был довершить современный архитектор.

«Законченный вид» достигается за счет удаления всего чуждого эпохе, к которой он относится. На практике это приводило к массовому уничтожению позднейших наслоений и нередко — к гибели произведений искусства высокой ценности.

Другим следствием тезиса было перенесение основного внимания исследователя и реставратора с памятника на авторский замысел, с реально существующего сооружения на его угадываемый идеальный образ. Такая трактовка сводила на нет значение подлинности частей сооружения, стимулировала замену всех поврежденных элементов новыми копиями и вместе с тем — маскировку всего нового под подлинное.



«Законченный вид» достигается за счет удаления всего чуждого эпохе, к которой он относится. На практике это приводило к массовому уничтожению позднейших наслоений и нередко — к гибели произведений искусства высокой ценности. Другим следствием тезиса было перенесение основного внимания исследователя и реставратора с памятника на авторский замысел, с реально существующего сооружения на его угадываемый идеальный образ. Такая трактовка сводила на нет значение подлинности частей сооружения, стимулировала замену всех поврежденных элементов новыми копиями и вместе с тем — маскировку всего нового под подлинное.

Концепция стилистической реставрации Виолле-ле-Дюка предполагала, что памятник должен был предстать перед глазами зрителя как бы только что

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика