Слайд 1СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 лекция темы
Слайд 2Сущность, функции и выгоды стратегического планирования
Слайд 3РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕСУРСОВ
Данный процесс включает в себя распределение ограниченных организационных ресурсов,
таких как фонды, дефицитные управленческие таланты и технологический опыт.
Слайд 4АДАПТАЦИЯ К ВНЕШНЕЙ СРЕДЕ
В широком смысле слова адаптация – это
все действия стратегического характера, которые улучшают отношения компании с ее
окружением. Компаниям необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так и опасностям, выявить соответствующие варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям.
Слайд 5ВНУТРЕННЯЯ КООРДИНАЦИЯ
Внутренняя координация включает координацию стратегической деятельности для отображения сильных
и слабых сторон фирмы с целью достижения эффективной интеграции внутренних
операций.
Слайд 6ОСОЗНАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ
Осознание организационных стратегий предусматривает осуществление систематического развития мышления
менеджеров путем формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегических
решениях. Способность учиться на опыте дает возможность организации правильно скорректировать свое стратегическое направление и повысить профессионализм в области стратегического управления.
Слайд 7Роль топ-менеджера в стратегическом планировании
Слайд 8Сущность стратегии
СТРАТЕГИЯ представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для
того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.
Слайд 9Процесс стратегического планирования
Слайд 11Исследование 500 компаний из списка журнала «Форчун»
1. Небольшой плановый отдел
(менее б человек) корпорации дополняется планированием на низших уровнях.
2. Возраст
функции планирования даже в наиболее крупных корпорациях насчитывает менее десяти лет.
3. Стратегические планы разрабатываются на совещаниях высшего руководства корпорации, проводимых ежегодно.
4. Годовой стратегический план объединяется с годовым финансовым планом.
5. В большинстве организаций считают, что функция планирования может быть усовершенствована.
Слайд 13Цели организации
Основная общая цель организации — четко выраженная причина ее
существования — обозначается как ее миссия. Цели вырабатываются для осуществления
этой миссии.
Слайд 14ЗНАЧЕНИЕ МИССИИ
Выработанные на основе миссии цели служат в качестве критериев
для всего последующего процесса принятия управленческих решений.
Слайд 15Формулировка миссии организации
1. Задача фирмы с точки зрения ее
основных услуг или изделий, ее основных рынков и основных технологий.
Проще говоря, какой предпринимательской деятельностью занимается фирма?
2. Внешняя среда по отношению к фирме, которая определяет рабочие принципы фирмы.
3. Культура организации. Какого типа рабочий климат существует внутри фирмы? Какого типа людей привлекает этот климат?
Слайд 16Пример формулировки миссии
Формулировка миссии компании «Сан Бэнкс»
Миссия компании «Сан Бэнкс»
заключается в содействии экономическому развитию и благосостоянию сообществ, обслуживаемых компанией,
путем предоставления гражданам и предприятиям качественных банковских услуг таким образом и в таком объеме, которые соответствуют высоким профессиональным и этическим стандартам, обеспечения справедливой и соответствующей прибыли акционерам компании и справедливого отношения к сотрудникам компании.
Источник: С разрешения Sun Banks, N. A. 1987.
Слайд 17ВЫБОР МИССИИ
Кто наши клиенты?
Какие потребности наших клиентов мы можем удовлетворить?
Слайд 18МИССИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Слайд 20Ценности и цели высшего руководства
Слайд 25Оценка и анализ внешней среды
1. Оценить изменения, которые воздействуют на
разные аспекты текущей стратегии.
2. Определить, какие факторы представляют угрозу
для текущей стратегии фирмы. Контроль деятельности конкурентов позволяет руководству быть готовым к потенциальным угрозам.
3. Определить, какие факторы представляют больше возможностей для достижения общефирменных целей путем корректировки плана.
Слайд 26АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
1. Где сейчас находится организация?
2. Где, по мнению
высшего руководства, должна находиться организация в будущем?
3. Что должно сделать
руководство, чтобы организация переместилась из того положения, в котором находится сейчас, в то положение, где ее хочет видеть руководство?
Слайд 31ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
«Футурошок» как разрушительный стресс и дезориентацию, возникающие в индивидах
из-за воздействия на них слишком больших перемен за слишком короткое
время.
Элвин Тоффлер
Слайд 33ФАКТОРЫ КОНКУРЕНЦИИ
анализ будущих целей конкурентов
оценка текущей стратегии конкурентов,
обзор предпосылок
в отношении конкурентов и отрасли, в которой функционируют данные компании
углубленное
изучение сильных и слабых сторон конкурентов.
Удовлетворен ли конкурент своим настоящим положением?
Какие вероятные шаги или изменения в стратегии предпримет конкурент?
В чем уязвимость конкурента?
Что может спровоцировать самые крупные и наиболее эффективные ответные меры со стороны конкурента?
Слайд 35ПЕРЕЧЕНЬ ВНЕШНИХ ОПАСНОСТЕЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ
а Взвешивание от +5 (очень положительный
вес) через 0 (нейтральный) к -5 (очень отрицательный вес).
б Воздействие:
+50 или больше (сильное воздействие, возможность) через 0 (отсутствие воздействия, нейтральное) к -50 или меньше (сильное воздействие, серьезная опасность).
Слайд 36Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации
Процесс, при помощи
которого осуществляется диагноз внутренних проблем, называется управленческим обследованием.
Управленческое обследование представляет
собой методичную оценку функциональных зон организации, предназначенную для выявления ее стратегически сильных и слабых сторон.
Слайд 40ОПЕРАЦИИ
1. Можем ли мы производить наши товары или услуги по
более низкой цене, чем наши конкуренты? Если нет, то почему?
2.
Какой доступ мы имеем к новым материалам? Зависим ли мы от единственного поставщика или ограниченного количества поставщиков?
3. Является ли наше оборудование (мощности) современным, и хорошо ли оно обслуживается?
4. Рассчитаны ли закупки на снижение величины материальных запасов и времени реализации заказа? Существуют ли адекватные механизмы контроля над входящими материалами и выходящими изделиями?
5. Подвержена ли наша продукция сезонным колебаниям спроса, что вынуждает прибегать к временному увольнению работающих? Если это так, то как можно исправить данную ситуацию?
6. Можем ли мы обслуживать те рынки, которые не могут обслуживать наши конкуренты?
7. Обладаем ли мы эффективной и результативной системой контроля качества?
8. Насколько эффективно мы спланировали и спроектировали процесс производства? Может ли он быть улучшен?