Слайд 1
СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ В СТРАНАХ И РЕГИОНАХ МИРА
Образовательный уровень
«Магистр»
Специальность «Туризм»
Слайд 2Лекция 1.
Теоретико-методологические основы стратегического планирования в туризме
Сущность стратегического планирования
в туризме.
Виды стратегий.
Методология и методика разработки стратегий развития туризма.
Слайд 3«Туризм должен планироваться государственными властями, а также властями и туристской
индустрией на комплексной и последовательной основе с учетом всех аспектов
этого феномена».
Гаагская декларация. Принцип X. Принята на Межпарламентской конференции по туризму в Гааге (Королевство Нидерланды) совместно с Межпарламентским союзом (МПС) и Всемирной туристской организацией (ВТО) 14 апреля 1989 года
Слайд 4Стратегия –
план регионального развития, определяющий цели, приоритеты, направления устойчивого
развития страны или отдельного региона на среднесрочный период (4-6 лет)
и долгосрочный период (10-15 лет)
Виды стратегий:
международные, национальные, региональные, местные, стратегии предприятий;
интегральные, отраслевые, специализированные
Стратегия роста, стабилизации, выживания
Слайд 5Модель Гарвардской школы бизнеса
Слайд 9Модели стратегического управления
Предполагаемые стратегии
Модели поведения
Продуманные стратегии
Нереализованные стратегии
Реализованные стратегии
Неотложные стратегии
Слайд 10Стили и подходы стратегического управления
Запланированные стратегии
Предпринимательские стратегии
Идеологические стратегии
Зонтичные стратегии
Процессные стратегии
Изолированные
стратегии
Согласованные стратегии
Навязанные стратегии
стили
подходы
Ограниченная рациональность
2. Инкрементализм
3. Стратегический
оппортунизм
Слайд 11Стратегия должна обеспечить развитие региона и понимается как единство «5Р»
Plan - план действий
Pattern - шаблон, образец, модель
Position - позиционирование
Perspective
- перспектива, концепция бизнеса организации
Ploy – уловка, специфический маневр
Слайд 12Контур стратегического планирования
АНАЛИЗ
ЦЕЛЬ СРЕДСТВА ПОДСРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИЯ
Слайд 13Цикл стратегического планирования
Слайд 14Стратегия развития туристско-рекреационного комплекса
определяет цели, приоритеты и задачи перспективного развития
рекреации и туризма, направления государственной политики по созданию условий формирования
современной конкурентоспособной индустрии туризма и ее превращения в ведущий сектор устойчивого социально-экономического развития региона
Слайд 15Лекция 2-3.
Национальные стратегии развития туризма в развитых странах мира.
Национальные
стратегии развития туризма в развивающихся странах мира.
Стратегия развития туризма в
РФ.
Стратегические направления развития тризма в Крыму
Слайд 16Национальный уровень стратегического планирования туризма
формирование государственной политики развития туризма
определение законодательных
основ развития туризма
координация туристской деятельности на отечественном и международном уровнях
создание рекламно-информационной системы, обеспечивающей пропаганду образа страны как благоприятного для туризма
создание единых основ системы образования, профессиональной подготовки и переподготовки кадров для сферы туризма
научное обеспечение туристской деятельности и др.
Слайд 17Национальные модели стратегического управления и планирования туризма
I. Американская (рыночная) модель:
развитая
экономика
преобладание оперативного руководства над стратегическим планированием
мезо- и микроэкономический уровень
отсутствие государственной
администрации, занимающейся планированием туризма
Слайд 18Цели:
продвижение США
внедрение туристского
сервиса мирового класса
координация действий федеральных агентств
с частными и общественными
организациями
проведение
научных исследований в
сфере туристской
политики и инвестиций
Слайд 19100 млн. международных посетителей
250 млрд. долл. ежегодно до конца 2021
г.
Пять ключевых направлений:
Продвижение США как никогда раньше
Активизация внутреннего туризма
Обеспечение обслуживания
мирового класса
Координация правительства США
Проведение исследований и оценка результатов путем координации федеральных программ
Слайд 20Michigan Tourism Strategic Plan
For 2012–2017
Prepared by Dr. Sarah Nicholls,
Michigan State University the Industry By the Industry
Слайд 21II. Модель: «Туризм – основной источник
поступлений в
бюджет»
развивающиеся страны, страны с переходной экономикой, страны с развитой индустрией туризма
государственное регулирование, макро-, мезо- и микроэкономический уровень
наличие специальных органов государственной власти (центральный орган – Министерство)
значительные инвестиции в развитие туризма
обеспечение государственной е поддержки малого и среднего бизнеса
создание системы безопасности туризма
Примеры: Индия, Израиль, Куба, Мальта, Япония
Марокко, Мексика, Новая Зеландия,
Малайзия, Кения, Оман, Камбоджа,
ЮАР, Доминиканская Республика, Хорватия
Слайд 22Стратегия роста «Японская стратегия возрождения» (2012 г.) «Три стрелы», в
том числе туризм призван стимулировать рост экономики.
К 2030г. 1 млн.
занятых в туризме и 4,7 трлн. Иен расходы на туризм.
Общеправительственный подход к достижению целей, 4 приоритета:
Разрабатывать и продвигать бренд Японии
Содействие в организации турпоездок (отмена виз для АСЕАН)
Повышение уровня приема туристов
Продвижение MICE
Слайд 23Цели:
рост вклада туристского
сектора в экономику
улучшение
качества жизни
и занятости населения за
счет туризма
рост вклада внутреннего
туризма
укрепление бренда ЮАР как
узнаваемой туристской
дестинации
распространение туристской
культуры среди
южноафриканцев
устойчивое развитие туризма
снижение влияния
географического и сезонного
факторов
Слайд 24III. Модель: Европейская
развитые европейские страны
государственное регулирование, макро-, мезо- и микроэкономический
уровень
наличие специализированного подразделения многоотраслевого органа управления
согласование интересов, местной власти и
частного бизнеса
взаимовыгодное сотрудничество органов управления макро- и мезоуровня
развитая система организаций, занимающихся туризмом
Примеры: Австрия, Швейцария, Германия, Франция,
Испания, Италия, Швеция, Сингапур,
Тайвань, Китай, Чехия, Венгрия
Слайд 25качественная занятость в туризме
частно-государственное партнерство
обновление бренда Испании
преодоление сезонности туризма
экономическая, социальная
и экологическая устойчивость
инновационная направленность
Цели:
Слайд 26IV. Модель: Комбинированная
страны с рецептивными туристскими рынками
государственное регулирование, макро-, мезо-
и микроэкономический уровень
комбинированное министерство
туризм – приоритетное направление экономики
четкое распределение полномочий
между центральной и региональными туристскими администрациями
стремление обеспечить сбалансированность туризма с другими отраслями экономики
стремление продвинуть национальный турпродукт на внешний рынок
Примеры: Турция, Греция, Тунис, Польша, Болгария,
Индонезия, Иордания, Рос. Федерация
Слайд 27
Цели:
вхождение в первую пятерку стран по числу прибытий
превращение туризма в
ведущий сектор занятости и регионального развития
частно-государственное партнерство
мультифункциональный подход к развитию
туристских дестинаций
освоение новых территорий
создание новых фокусов туристской активности: туристских городов, зон, коридоров
налаживание системы подготовки кадров
устойчивое развитие туризма
Слайд 29Основная цель Стратегии развития туризма Турции до 2023 года –
войти в пятерку туристически развитых стран в мире с максимальным
по количеству прибывших туристов и полученной прибыли от туристической деятельности.
В основе Стратегии укрепления индустрии туризма Турции лежит принцип планирования - как главный принцип устойчивого развития туризма страны.
Слайд 30Достижение цели предусматривает разработку и реализацию стратегий развития туризма:
-Инвестиционная стратегия;
-Организационная
стратегия;
-Стратегия исследований и разработок;
-Стратегия развития инфраструктуры;
-Маркетинговая стратегия;
-Образовательная стратегия;
-Стратегия осуществления высококачественного
обслуживания;
-Стратегия диверсификации турпродуктов;
-Стратегия расширения рамок сезона.
Стратегия туризма Турции до 2023 года
Слайд 31Стратегия туризма Турции до 2023 года
1 –по термальным источникам;
2– по
культурно-историческим ресурсам;
3 – зоны, где наиболее развит пляжный отдых.
Стратегией выделено
3 группы туристических зон (9 туристических зон):
Слайд 323) Религиозный коридор - создан для развития религиозного туризма.
Стратегия туризма
Турции до 2023 года
Коридоры развития туризма – современные транспортные коридоры
между населенными пунктами, зонами развития туризма, отелями и прочими местами отдыха и развлечений.Так, на сегодняшний день в Турции выделяют следующие коридоры:
2) Зимний коридор – коридор создан для развития зимнего туризма, акцент развития на природных, культурных иисторических достопримечательностях.
1) Оливковый коридор – регион будет развиваться как место для здоровья, с наличием многочисленных видов растений.
Слайд 33Стратегия туризма Турции до 2023 года
4) Шелковый путь – расположен
на историческом месте «Шелкового пути», разработан для развития экотуризма, а
также зимней туристической инфраструктуры региона.
5) Коридор Черного моря – усилия направлены на развитие внутреннего туризма, маршрут которого будет соединять прибрежные города страны.
6) Плато коридора – включает в себя пейзажи и прибрежную культуру.
7) Культурный коридор – расположенный на Европейском крыле Мраморного моря, создан для устойчивого общественного развития, сохранения культурного наследия и налаживания межкультурного диалога.
Слайд 34Стратегия туризма Турции до 2023 года
Стратегия туризма Турции до 2023
года
Слайд 35Варианты национальных стратегий развития туризма
Создание и эксплуатация типовых условий (для
сетевых структур)
Обеспечение низких издержек (при сильной ценовой конкуренции при нишевом
туризме)
Увеличение выгод для потребителей путем интеграции (слияния и поглощения, кооперирование, межфирменные соглашения)
Специализация на виде турпродукта
Специализация на типе потребителя
Региональное фокусирование
Слайд 36Функциональные стратегии развития туризма
Стратегия управления спросом – дифференциация цен,
стимулирование спроса в период пиковой загрузки, оказание дополнительных услуг, применение
системы предварительных заказов и резервирования
Стратегия распределения турпродуктов – создание сетей, создание новых услуг, мультисегментная и смешанная
Стратегия поддержания качества турпродукта – выделение целевого рынка, высокие стандарты качества обслуживания, система мониторинга и удовлетворения жалоб
Слайд 37Структура Стратегии
Введение: актуальность, цель и основные задачи Стратегии,
нормативно-правовая
база
Раздел I: Страна (регион)в системе международного туризма
- Тенденции развития международного туризма
- Современное состояние и проблемы развития
туристско-рекреационного комплекса (анализ
спроса на регион, динамики предложения, вклада
туризма в национальную (региональную)
экономику, влияния туризма на окружающую
среду, оценка туристского имиджа, ключевых
проблем развития туризма)
Слайд 38
Раздел II : Потенциал развития рекреации и туризма
в
стране (регионе)
- Рекреационные ресурсы
- Конкурентные преимущества и ограничения
- Альтернативные варианты перспективного
развития
Раздел III : Стратегическая цель, миссия страны (региона)
Раздел IV : Стратегические приоритеты и задачи развития
туристско-рекреационного комплекса
Раздел V : Ожидаемые результаты реализации Стратегии
Раздел VI : Этапы реализации Стратегии
Раздел VII : Мониторинг реализации Стратегии
Слайд 39Инструменты разработки стратегии
Прогнозирование – это научно обоснованное вероятностное представление о
состоянии объекта или процесса в будущем
Программирование – процесс разработки и
реализации приоритетных направлений развития
Планирование – процесс разработки, составления, контроля за ходом выполнения плана мероприятий для достижения желаемого состояния объекта или процесса
Слайд 41Основные показатели, прогнозируемые в сфере туризма
Слайд 42
Цель Стратегии развития туризма в РФ до 2020 г. (2014
г.)
- комплексное развитие внутреннего и въездного туризма с учётом
обеспечения экономического и социокультурного прогресса в регионах России
Задачи:
формирование доступной и комфортной туристской среды,
повышение качества и конкурентоспособности российского туристического продукта на внутреннем и мировом рынках,
развитие социального, лечебно-оздоровительного, детского, юношеского и молодёжного туризма, усиление его культурно-познавательной функции,
обеспечение роста экономики и качества жизни населения российских регионов за счёт развития туризма
Слайд 43совершенствование системы государственной статистики туризма (введение качественных показателей туристских потоков)
определение
приоритетных направлений развития отдельных видов туризма на основе исследований потенциального
спроса и анализа основных мировых туристских потоков
введение унифицированной системы навигации и ориентирующей информации для туристов
создание сети отелей, соответствующих международным стандартам
проведение обязательной классификации объектов туристской индустрии
унификация требований к деятельности гидов, экскурсоводов, переводчиков и организаций, оказывающих услуги туристам, включая транспортные услуги
Слайд 44Механизмы Стратегии
государственно-частное партнёрство
кластерный подход при создании объектов туристской инфраструктуры
координация
региональных программ развития туризма
Слайд 45Формы и механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП)
Формы и механизмы государственно-частного партнерства
:
Формы и механизмы создания аналогов
государственно-частного партнерства под задачу:
Общественная составляющая
при реализации государственно-частного партнерства:
1. Концессия
2. Аутсорсинг
3.Передача отдельных функций управления учреждениями культуры Управляющим компаниям
Создание коммерческой организации (государство и частная компания)
Создание некоммерческой организации (государство и частная компания)
Заключение договора простого товарищества (государство и частная компания)
Соглашение о сотрудничестве /протокол о намерениях
Формирование Фондов «Целевого капитала» некоммерческой организации
Попечительские Советы
Управляющие Советы
Слайд 46Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской
Федерации (2011-2018 гг.)
Общий объем финансирования – 332 млрд. руб., в
том числе:
средства федерального бюджета – 96 млрд. руб. (28,9%), из них капитальные вложения – 92,99 млрд.;
средства субъектов РФ – 25 млрд. руб. (7,5%)
внебюджетные средства – 211 млрд. руб. (63,6%)
Целевые индикаторы – число туристов (внутренних и иностранных); площадь номерного фонда; число койко-мест; инвестиции; объем услуг туристских и размещения
Ожидаемые результаты – развитие кластеров, рост инвестиций в 2 р., рост турпотока в 1,5 р. (45 млн. внутренних и 23 млн. внешних туристов), повышение уровня занятости на 50% (794 тыс. чел.), увеличение доходов бюджета в 5 р. (917 млрд. руб.), рост ВВП в 6 р.
Слайд 48
Регионы России, получившие федеральную поддержку по развитию ТРК
(46 регионов,
72 проекта)
Этапы:
Слайд 52Региональный уровень стратегического планирования туризма
большая детальность
решение местных проблем развития туризма
учет
стратегических задач национального и регионального социально-экономического развития
соблюдение общенациональных и местных
нормативно-правовых актов
содействие участию в планировании всех заинтересованных в развитии туризма лиц, предприятий и организаций (турбизнес, местная администрация, профильные ассоциации)
использование кластерного подхода
функциональное зонирование рекреационных территорий, определяющее их планировочное решение
Слайд 53Стратегические задачи развития туризма и рекреации
Стратегия социально-экономического развития Республики
Крым до 2030 г.:
Идентификация и капитализация ценностей: истории, имен, событий,
объектов, курортов
Выявление потенциала туристский территорий, разработка и паспортизация туристских маршрутов
Создание системы управления туристскими потоками на базе информационных технологий, обеспечение координации движения туристов и распределения потоков
Обеспечение развития РК как территории разнообразного круглогодичного туризма
Обеспечение лидерства среди регионов России по информационному обслуживанию туристов – сервисы, ТИЦ, «карта гостя»
Слайд 54Стратегические задачи развития туризма и рекреации
Формирование системы мониторинга и
статистики в туризме
Обеспечение гарантированного качества обслуживания и оправданных ожиданий –
внедрение «крымского стандарта» туризма и сервиса
Решение проблемы дефицита кадров
Развитие инноваций
Выявление и оценка бальнеологических и прочих уникальных ресурсов
Обеспечение кластерного подхода к развитию туризма
Обеспечение развития туристской инфраструктуры
Реализация PR-стратегии и брендинг
Максимизация мультипликативного эффекта
Обеспечение комплексной безопасности туристов
Слайд 55
Стратегия социально-экономического развития Республики Крым до 2030 г.
Приоритетная и перспективная
специализация муниципальных образований:
Слайд 57Развитие экстремальных видов спорта и проведение соревнований
дайвинг - побережье Судака,
Коктебеля, Алушты, Гурзуфа, Нового Света, Тарханкута и Казантипа,
альпинизм и скалолазание
(более 120 маршрутов самых разных вариантов: скальная стена Марчека (ЮБК), Петровские скалы в Симферополе, Салачик в Бахчисарае,Сокол рядом с Новым Светом и пр.),
воздушные виды – парапланеризм, дельтапланеризм, парашютный спорт (гора Клементьева, Коктебель),
спелеотуризм (пещеры Мраморная, Красная, Скельская и пр.),
фриджампинг и другие
Слайд 58Популяризация спортивного туризма
виндсерфинг и кайтсерфинг (озеро Донузлав в Западной части
Крыма),
пешеходный туризм (Бахчисарайский район, Алушта, Ялта, Керченский полуостров, Судак,
Новый Свет),
велотуризм (Юго-Западный Крым (между городами Симферополь, Бахчисарай, Севастополь, Ялта и Алушта),
конный спорт,
горные лыжи (Ангарский перевал),
прочие спортивные развлечения : квадроциклы, сигвей, плавание, охота и рыбалка, пейнтбол, джиппинг-туры и пр.
Слайд 59
Этапы реализации программы
1 этап – Снятие инфраструктурных ограничений – до
2020 г.
2 этап – Широкое внедрение инноваций – до 2026
г.
3 этап – Наращивание конкурентных преимуществ – до 2030 г.
Туристский поток – до 8,3 млн. чел.
Рост длительности активного курортного сезона – до 40% по сравнению с 2016 годом
Рост доли объема оказанных лечебно-оздоровительных услуг – 40% по сравнению с 2016 г.
Рост объема оказанных платных медицинских услуг – до 40% по сравнению с 2016 годом
Слайд 60Государственная программа развития туризма Республики Крым (2015-2017 гг.)
Слайд 61План мероприятий в рамках Государственной программы развития туризма Республики Крым
Обеспечение комплексного устойчивого развития доступной и комфортной туристской среды (кластеры
в Евпатории, Саки, Чокрак, Бахчисарайский, Черноморский, Коктебель; классификация отелей, обеспечение доступности пляжей, системы туристской навигации)
Создание туристских продуктов (новые маршруты, бизнес-модели по различным видам туризма)
Методические обеспечение и подготовка кадров (исследования, организация профессионального образования, повышения квалификации специалистов)
Маркетинговая и имиджевая политика (формирование туристской информационной сети, презентационные мероприятия, и пр.)
Руководство и управление с учетом противодействия коррупции