ОНТОЛОГИЯ (учение о бытии) Бытие – центральная категория философской онтологии, означающая все действительно сущее, в предельно широком понимании – весь материальный и духовный мир. Впервые как философское понятие употреблено Парменидом для обоснования вечности, неизменности, непротиворечивости и устойчивости мира.
Понятие бытия в истории философии
Элеаты (Парменид, Зенон): Подлинное бытие вечно и неизменно, лежит за пределами чувственного опыта и постигаемо лишь мыслью, а потому тождественно ей. Данный же в опыте изменчивый и преходящий мир − неподлинное, иллюзорное бытие. Небытия же нет вовсе, поскольку его «нельзя ни представить, ни выразить». Атомизм (Демокрит, Эпикур): Единственное бытие – атомы, движущиеся в пустоте (небытие).
Платон: Бытие – идеи («эйдосы» ), вещный мир – бытие становления, материя –лишь возможность бытия (небытие).
Аристотель: Подлинное бытие – Форма всех форм, реализующаяся в материи (вещах); небытие соотносимо с бытием вещи, это то – то, что было до нее и после нее.
Средневековье (Августин, Ф.Аквинский и др.): Подлинное и полное Бытие – Бог, во всем остальном бытие лишь частично.
Новое время: Бытие – природа, ее покоритель – человек, покоряющий ее познать , благодаря способности к познанию.
Гегель: Мир есть Мысль (Абсолютная идея), все остальное – природа, общество, сознание человека – есть лишь способы (формы) ее саморазвития и самопознания.
Марксистская философия: Бытие – саморазвивающаяся в разных формах материя, отражаемая сознанием человека.
Субъективный идеализм: Единственное подлинное бытие – человеческий опыт, все остальное – его продукты.
Человек
(единство природного и социального)
Основные сферы (виды) бытия
Естественная
природа
Сознание (индивидуальное и
общественное)
Общество (социальное)
БЫТИЕ
Основные роды бытия
Материальное
Объективное
Субъективное
Идеальное
БЫТИЕ
БЫТИЕ