Разделы презентаций


Теория и методика обучения изобразительному искусству

Содержание

Теория и методика обучения изобразительному искусству : Теория и методика внеклассной работы по предмету;Теория и методика работы по предмету в ОУ и системе дополнительного образования;Современные технологии обучения ;Курсовая работа ( 7

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Теория и методика обучения изобразительному искусству
Срок изучения – 5,6,7 семестры.
Экзамен

- 5,6,7 семестры.
Курсовая работа -7 семестр.

Трудоёмкость – 360 часов (10

зачетных единицы).
Аудиторные занятия – 126 часов (54 часа лекций, 72 часов практических занятий).
Самостоятельная работа – 117 часов.



Теория и методика обучения изобразительному искусствуСрок изучения – 5,6,7 семестры.Экзамен - 5,6,7 семестры.Курсовая работа -7 семестр.Трудоёмкость –

Слайд 2Теория и методика обучения изобразительному искусству :
Теория и методика внеклассной

работы по предмету;
Теория и методика работы по предмету в ОУ

и системе дополнительного образования;
Современные технологии обучения ;
Курсовая работа ( 7 семестр);
ГИА - Государственный итоговый экзамен :
Экзамен ставит своей целью определение уровня теоретической и практической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям ФГОС по данному направлению.
Государственный экзамен включает в себя два вида аттестационных испытаний:
1. Устный ответ на вопрос экзаменационного билета по теоретическому материалу
(теория и история изобразительного искусства и дизайна).
2. Разработка педагогического проекта по методике обучения.

Теория и методика обучения изобразительному искусству : Теория и методика внеклассной работы по предмету;Теория и методика работы

Слайд 3Цель
освоения дисциплины
«Теории и методики обучения изобразительному искусству»
является

формирование системы методических знаний и умений, составляющих основу профессиональной компетентности

учителя изобразительного искусства.

Цель освоения дисциплины «Теории и методики обучения изобразительному искусству»является формирование системы методических знаний и умений, составляющих основу

Слайд 4Дисциплина «Теория и методика обучения изобразительному искусству» решает следующие задачи:


1. Формирование у студентов системы теоретических знаний о целях, задачах

и содержании обучения школьников изобразительному искусству.
2. Развитие необходимого будущему педагогу уровня научно-педагогического мышления, обеспечивающего успешную реализацию личностного потенциала в выбранной сфере профессиональной деятельности.

Дисциплина «Теория и методика обучения изобразительному искусству» решает следующие задачи: 1. Формирование у студентов системы теоретических знаний

Слайд 5 3. Вооружение студентов способами и технологиями познавательной, исследовательской и

проектной деятельности, навыками анализа и обобщения в работе с учебно-научной

информа­цией.
4. Формирование практических методических умений руководства различными видами художественной деятельности учащихся (рисование с натуры, по памяти, по наблюдению, выполнение композиций на заданную тему, декоративная работа, лепка, художественное восприятие).

3. Вооружение студентов способами и технологиями познавательной, исследовательской и проектной деятельности, навыками анализа и обобщения в

Слайд 6Тематический план дисциплины

Тематический план дисциплины

Слайд 7Контроль результатов успеваемости - НБРС (5 семестр):
Число пар 11.
Максимальное число

баллов по результатам : Экспресс-опросов – 33 ( 50%); Оценки

учебно-исследовательской активности - 33( 50%).
Максимальное число баллов- 66 (100%).
Допуск к итоговой аттестации – 17 ( 25% и более).


.

Контроль результатов успеваемости - НБРС (5 семестр):Число пар 11.Максимальное число баллов по результатам : Экспресс-опросов – 33

Слайд 9ТЕОРИЯ и МЕТОДИКА
обучения изобразительному искусству основывается на научных данных педагогики,


психологии,
искусствоведения,
эстетики

ТЕОРИЯ и МЕТОДИКАобучения изобразительному искусству основывается на научных данных педагогики, психологии, искусствоведения,эстетики

Слайд 10Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и

искусстве.
Основой познания образовательной области «Искусство» является эстетика.
Эстетика как область чувственного

отношения к миру, эмоциональная основа художественного творчества, понимает искусство как создание специфических идейно-эстетических ценностей, основанных на идейно-эстетических отношениях человека к действительности.
Точки соприкосновения с эстетикой в первую очередь имеют следующие виды деятельности:
- художественное творчество
- художественная критика
- наука об искусстве
- эстетическая жизнь человека.

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве. Основой познания образовательной области «Искусство» является

Слайд 11Красота
- одна из универсальных форм бытия материального мира в

человеческом сознании, раскрывающая эстетический смысл явлений, их внешние и (или)

внутренние качества, которые вызывают удовольствие, наслаждение. Независимо от субъективных приоритетов при восприятии красоты формы, цвета или звука характер эстетического ощущения определяется пропорциями, ритмом, взаимосвязанностью частей и целого.
Красота - одна из универсальных форм бытия материального мира в человеческом сознании, раскрывающая эстетический смысл явлений, их

Слайд 12ГАРМОНИЯ (от греч. Звучание, согласие, противоположность хаосу)
- философско-эстетическая категория,

означающая высокий уровень упорядоченного многообразия, оптимальное взаимосоответствие различного в составе

целого, отвечающее критериям совершенства и красоты. Гармония всегда относительна и исторически конкретна. Как диалектическое единство реального и идеального, она представляет в качестве одного из важнейших критериев эстетической оценки.
ГАРМОНИЯ  (от греч. Звучание, согласие, противоположность хаосу) - философско-эстетическая категория, означающая высокий уровень упорядоченного многообразия, оптимальное

Слайд 13Методика
— это совокупность рациональных (эффективных) приемов обучения и воспитания.


Методика — это и совокупность накопленного опыта, новые подходы, и

поиск средств духовного и эмоционального развития учащихся, да и самого учителя.
И тогда методы обучения — это скорее всего система единой деятельности преподавателя и учеников по усвоению определенной части содержания программы. Она реализуется приемами, конкретными действиями учителя и ученика, различными формами их общения
История методики обучения изобразительному искусству
— это прежде всего последовательность развития педагогических идей и взглядов.
Методика — это совокупность рациональных (эффективных) приемов обучения и воспитания. Методика — это и совокупность накопленного опыта,

Слайд 14Методика
— это и специальный раздел
педагогики, который изучает правила
и законы построения

учебно-воспитательного процесса.
В этом смысле методика может быть:
1) общей —

в ней рассматриваются способы и приемы обучения, присущие всем предметам;
2) частной — способы обучения, применимые к какому-либо одному учебному предмету.
Методика— это и специальный разделпедагогики, который изучает правилаи законы построения учебно-воспитательного процесса. В этом смысле методика может

Слайд 15Методика как предмет изучения рассматривает особенности работы педагога с учениками




Методика как предмет изучения рассматривает особенности работы педагога с учениками

Слайд 16Важным становится :
1. Методы и приемы обучения,
2. принципы обучения,


3. последовательность учебного материала (учебный план, программа),

4.цели и задачи учебно-воспитательной

работы в целом.

Важным становится :1. Методы и приемы обучения, 2. принципы обучения, 3. последовательность учебного материала (учебный план, программа),4.цели

Слайд 17По сложившейся традиции в отечественной педагогике
МЕТОДЫ обучения подразделяются на

три группы (Ю.К. Бабанский) :
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:


1. Словесные, наглядные, практические (По источнику изложения учебного материала).
2. Репродуктивные, обьяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др. (по характеру учебно-познавательной деятельности).
3. Индуктивные и дедуктивные(по логике изложения и восприятия учебного материала);
Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
Устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.
По сложившейся традиции в отечественной педагогике МЕТОДЫ обучения подразделяются на три группы (Ю.К. Бабанский) :Методы организации и

Слайд 18В практике обучения существуют и другие подходы к определению методов

обучения, которые основаны на степени осознанности восприятия учебного материала:
пассивные,

активные, интерактивные, эвристические и прочие.
Эти определения требуют дальнейшего уточнения, т. к. процесс обучения не может быть пассивным и не всегда является открытием (эврикой) для учащихся.

В практике обучения существуют и другие подходы к определению методов обучения, которые основаны на степени осознанности восприятия

Слайд 19Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в

которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока,

а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя.
Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и

Слайд 20 Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя,

при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в

ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.

Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг

Слайд 21
Интерактивный метод (Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать)

– означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо.

Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.
Интерактивный метод (Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы,

Слайд 22В педагогической литературе встречается также термин «прием».
Прием обучения
— это

составная часть или отдельная
сторона метода.
Метод складывается из нескольких приемов. Приём

обучения (обучающий приём) - кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка.
В педагогической литературе встречается также термин «прием».  Прием обучения — это составная часть или отдельнаясторона метода.Метод

Слайд 23Методы преподавания (деятельность педагога) – способы организации учебно-познавательной деятельности учащихся

и руководства данной деятельностью.
Разграничение понятий
Методы учения (деятельность учащегося) –

способы, при помощи которых учащиеся под руководством учителя идут от незнания к знанию, от неполного и неточного знания к более полному и точному.

Методы обучения

Под методами обучения следует понимать способы совместной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения, при помощи которых достигается выполнение поставленных задач.
(Н.А. Сорокин)

Методы преподавания (деятельность педагога) – способы организации учебно-познавательной деятельности учащихся и руководства данной деятельностью. Разграничение понятийМетоды учения

Слайд 24Под методом обучения принято понимать
совместной деятельности учителя и

учащихся в процессе обучения, при помощи которых достигается выполнение поставленных

задач.


Под методом обучения принято понимать совместной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения, при помощи которых достигается

Слайд 25Метод обучения включает в себя
цель и задачи обучения,
форму организации
учебного

материала и способ его
предъявления,
способ восприятия (или учения),
результат.

Метод обучения включает в себя цель и задачи обучения, форму организацииучебного материала и способ егопредъявления, способ восприятия

Слайд 26Методика как наука занимается
выработкой наиболее целесообразных методов обучения и воспитания,

устанавливает правила и законы построения учебного процесса и с помощью

психолого-педагогических методов экспериментальных исследований
предлагает новые методы преподавания.
Методика как наука занимается выработкой наиболее целесообразных методов обучения и воспитания, устанавливает правила и законы построения учебного

Слайд 27Объектами научных исследований могут быть
Учащиеся и преподаватели,
Содержание и объем учебных

заданий,
Учебные программы и учебники.

Объектами научных исследований  могут бытьУчащиеся и преподаватели,Содержание и объем учебных заданий,Учебные программы и учебники.

Слайд 28Из совокупности
методов обучения,
объединенных общим направлением,
складывается
система обучения
( А.

Ашбе, П.П.Чистяков).

Из совокупности методов обучения,объединенных общим направлением,складывается система обучения ( А. Ашбе, П.П.Чистяков).

Слайд 29Выбор методов обучения зависит от учебных целей, а также от

возраста учащихся.

Изобразительная деятельность детей на начальном этапе преимущественно репродуктивна. Одним

из основных методов обучения изобразительному искусству в этот период является объяснительно-
иллюстративный, когда педагог поясняет, показывает приемы рисования ( рисование по образцу).

Выбор методов обучения зависит от учебных целей, а также от возраста учащихся.Изобразительная деятельность детей на начальном этапе

Слайд 30По мере совершенствования знаний учащихся большее место начинает занимать проблемный

метод обучения, который требует самостоятельности школьников в решении художественных задач

на основе уже приобретенных навыков ( этюды пейзажей на состояние, на колористическое решение, графические зарисовки пейзажей).
По мере совершенствования знаний учащихся большее место начинает занимать проблемный метод обучения, который требует самостоятельности школьников в

Слайд 31ВАЖНО!
Практика доказала, что ни один из методов, будучи использован исключительно

сам по себе, не обеспечивает нужных результатов.
Вот почему при

обучении ребенка стабильных успехов можно достигнуть только при использовании системы методов, поскольку ни один из них не является универсальным.
ВАЖНО!Практика доказала, что ни один из методов, будучи использован исключительно сам по себе, не обеспечивает нужных результатов.

Слайд 32В процессе обучения изобразительному искусству должно осуществляться
одновременное развитие навыков восприятия
и

изображения, этому способствует
рисование с натуры, по памяти
и т. д.
Методические

приемы, с помощью
которых осуществляется этот процесс,
эффективны только в том случае,
если они учитывают возможности определенного возраста детей.
В процессе обучения изобразительному искусству должно осуществлятьсяодновременное развитие навыков восприятияи изображения, этому способствуетрисование с натуры, по памятии

Слайд 33Эффективность методов зависит от
педагогических условий их применения.
Как показывает опыт практической

работы,
для успешной организации уроков
изобразительного искусства необходимо
создание специальной системы
педагогических условий.
В

русле концептуальных
подходов В. С. Кузина,
Б. М. Неменского, Т. Я. Шпикаловой,
Н.М. Сокольниковой они определяются
по-разному.
Эффективность методов зависит отпедагогических условий их применения.Как показывает опыт практической работы,для успешной организации уроковизобразительного искусства необходимосоздание специальной

Слайд 34Развитие методов преподавания изобразительного
искусства всегда связано
с понятием «школа».
Как правило,
художественные

школы представляют
собой организационное или условное
объединение мастеров на основе общей
теоретической, творческой

или учебной
программы («русская академическая школа», « итальянская школа», школа А. Г. Венецианова, И. Е. Репина, Д. Н. Кардовского и тд).
Развитие методов преподавания изобразительногоискусства всегда связанос понятием «школа». Как правило,художественные школы представляютсобой организационное или условноеобъединение мастеров на

Слайд 35 Школа — это фундамент, на котором
художник начинает свою самостоятельную
творческую

жизнь.

Школа — это фундамент, на которомхудожник начинает свою самостоятельнуютворческую жизнь.

Слайд 36Внутри педагогической системы может
возникнуть противоречие метода с
профессиональной стороной обучения (передвижники).
Художественная

педагогика
неразрывно связана с практикой
искусства.

Внутри педагогической системы можетвозникнуть противоречие метода спрофессиональной стороной обучения (передвижники).Художественная педагогиканеразрывно связана с практикойискусства.

Слайд 37Методика как искусство преподавания
состоит в том, что
учитель
должен
уметь увидеть затруднения

и проблемы
ученика и оказать ему педагогически
целесообразную помощь.

Методика как искусство преподаваниясостоит в том, что учительдолженуметь увидеть затруднения и проблемыученика и оказать ему педагогическицелесообразную помощь.

Слайд 38Интегрированный характер дисциплины, её связь с другими учебными предметами (педагогика,

психология, история искусств, рисунок, живопись и др.).

Интегрированный характер дисциплины, её связь с другими учебными предметами (педагогика, психология, история искусств, рисунок, живопись и др.).

Слайд 39ВЫВОД
Методика как предмет изучения рассматривает особенности работы педагога с учениками.

Здесь важное значение имеют
содержание образования,
его цели и задачи,

отраженные в программах,
планирование материала,
принципы и способы обучения.

ВЫВОДМетодика как предмет изучения рассматривает особенности работы педагога с учениками. Здесь важное значение имеют содержание образования, его

Слайд 402. Под словом методика мы имеем в виду прежде всего


совокупность рациональных (эффективных) приемов обучения и воспитания.
Это специальный отдел

педагогики, который изучает правила и законы построения учебно-воспитательного процесса.
В этом смысле методика может быть
общей, рассматривающей способы и приемы обучения, присущие всем предметам,
и частной, имеющей в виду способы обучения, применимые к какому-нибудь одному учебному предмету.
2. Под словом методика мы имеем в виду прежде всего совокупность рациональных (эффективных) приемов обучения и воспитания.

Слайд 413. Методика преподавания изобразительного искусства как наука
теоретически обобщает практический

опыт работы,
формулирует законы и правила обучения,
выделяет технологию наиболее

эффективных методов, предлагает их для внедрения.
4. Методика основывается на научных данных педагогики, психологии, эстетики и искусствознания.

3. Методика преподавания изобразительного искусства как наука теоретически обобщает практический опыт работы, формулирует законы и правила обучения,

Слайд 42Итак,
методика обучения изобразительному
искусству как наука
теоретически
обобщает практический опыт работы,
предлагает

такие методы обучения,
которые уже оправдали себя и дают
наилучшие результаты.

Итак, методика обучения изобразительномуискусству как наука теоретическиобобщает практический опыт работы,предлагает такие методы обучения,которые уже оправдали себя и

Слайд 43Методы преподавания менялись в результате борьбы взглядов, идей, смены художественных

направлений, принципов и подходов к обучению.
Познакомимся с историей методов

преподавания изобразительного искусства в дальнейшем
Методы преподавания менялись в результате борьбы взглядов, идей, смены художественных направлений, принципов и подходов к обучению. Познакомимся

Слайд 44Литература
Основная
1. Неменский Б. М. Педагогика искусства. – М.: Просвещение, 2007.
2.

Пьянкова Н. И. Изобразительное искусство в современной школе. – М.:

Просвещение, 2006.
3. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.-граф. факультетов. – М.: АГАР, 2000.

Литература 	Основная	1. Неменский Б. М. Педагогика искусства. – М.: Просвещение, 2007.	2. Пьянкова Н. И. Изобразительное искусство в

Слайд 45
Дополнительная
1. Бакушинский А. В. Исследования и статьи / А. В.

Бакушинский. – М.: Советский художник, 1981.
2. Боголюбов Н. С.

Лепка на занятиях в школьном кружке: методическое руководство для руководителей кружка / Н. С. Боголюбов. – М.: Просвещение, 1979.
3. Волков И. П. Цель одна – дорог много: Книга для учителя / И. П. Волков. – М.: Просвещение, 1990.
4. Волков И. П. Художественная студия в школе: Книга для учителя: Из опыта работы / И. П. Волков. – М.: Просвещение, 1993.
5. Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы. Книга для учителя / Н. А. Горяева. – М.: Просвещение, 1991.
6. Гросул Н. В. Образная выразительность детского рисунка и художественный материал // Искусство в школе. – 2001. –№ 5. – С. 3-6.
7. Колякина В. И. Методика организации уроков коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства / В. И. Колякина. – М.: ВЛАДОС, 2004.
8. Краевский В. В. Основы обучения: дидактика и методика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. В. Краевский, А. В. Хуторской. – М.: Академия, 2007.
9. Кулакова О. В. Метод обучения школьников рисованию пейзажа (подготовка к иллюстрированию) // Изобразительное искусство в школе. – 2007. – № 1. – С. 54-57.
10. Лабунская Г. В. Изобразительное творчество детей / Г.В. Лабунская. – М.: Просвещение, 1965.
11. Левин С. Д. Ваш ребенок рисует / С. Д. Левин. – М.: Советский художник, 1979.
12. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Как оценивать художественное развитие ребенка? // Искусство в школе. – 2002. –№ 6. – С. 3-7.
13. Неменский Б. М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания / Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 1987.
16. Полунина В. Н. Искусство и дети / В. Н. Полунина. – М.: Просвещение, 1982.
17. Рылова Л. Б. Изобразительное искусство в школе: дидактика и методика: Уч. пособие / Л. Б. Рылова. – Ижевск, 1991.
18. Рылова Л. Б. Теория и методика обучения изобразительному искусству: Учебно-методический комплекс / Л. Б. Рылова. – Ижевск: ERGO, 2010.
19. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах / Н. М. Сокольникова. – М.: ВЛАДОС, 2000.
20. Филатова Л. П. Интерпретация образа как средство развития художественного восприятия учащихся // Искусство в школе. – 2008. – № 6. – С. 4-8.
21. Хижняк Ю. Н. Как прекрасен этот мир: Из опыта работы по нравственно-эстетическому воспитанию: Книга для учителя / Ю. Н. Хижняк. – М.: Просвещение, 1986.
22. Шпикалова Т. Я. Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество / Т. Я. Шпикалова, Г. А. Поровская. – М.: ВЛАДОС, 2000.
23. Юсов Б. П. Изобразительное искусство и детское изобразительное творчество / Б.П. Юсов. – Магнитогорск: МаГУ, 2002.
 
 
 




Дополнительная1. Бакушинский А. В. Исследования и статьи / А. В. Бакушинский. – М.: Советский художник, 1981. 2.

Слайд 46Интернет-ресурсы
Официальный сайт Института художественного образования Российской академии образования. Режим доступа:

http://www.art-education.ioso.ru.
Официальный сайт Института общего образования РАО. Режим доступа: http://www.art.ioso.ru/index.php/.
Сайт Всероссийского

педсовета. Режим доступа: http://www.pedsovet.alledu.ru.
 
Интернет-ресурсы	Официальный сайт Института художественного образования Российской академии образования. Режим доступа: http://www.art-education.ioso.ru.	Официальный сайт Института общего образования РАО. Режим

Слайд 47https://studfiles.net/preview/4200949
Составить таблицу: «Методы и приемы обучения изобразительному искусству»

https://studfiles.net/preview/4200949  Составить таблицу: «Методы и приемы обучения изобразительному искусству»

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика