Слайд 1
СТРУКТУРНЫЕ МОДЕЛИ КОММУНИКАЦИИ
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ
КОММУНИКАЦИИ
Слайд 2
МОДЕЛЬ АРИСТОТЕЛЯ
«Речь слагается из трех элементов: из самого оратора,
из предмета о котором он говорит, и из лица, к
которому он обращается; оно-то и есть конечная цель всего (я разумею слушателя)» (Аристотель. Поэтика. Риторика. СПб., 2000. С.99)
ОРАТОР – РЕЧЬ – СЛУШАТЕЛЬ
Слайд 4
Источник – субъект, генерирующий сообщение.
Кодирование – это представление идеи,
которую стремится донести до получателя источник, в кодах, или символах.
Коды – это символы, или знаки (слова, виз. образы и их движение, запахи, звуки, цвета, жесты), переводящую идею на язык, понятный получателю.
Сообщение – закодированная идея, то, что хотел сообщить источник получателю.
Слайд 5
Декодирование - интерпретация сообщения получателем. Декодирование определяется личным восприятием получателя,
его способностью распознавать и интерпретировать коды. Поэтому декодирование носит в
определенной степени субъективный характер.
Получатель (целевая аудитория коммуникации) – лицо или группа лиц, принимающих сообщение. Принимающий сообщение, вне зависимости от его реакции – неотъемлемый элемент коммуникации, без него коммуникации нет.
Слайд 6
Эффект коммуникации – это изменения в поведении получателя, которые происходят
в результате приема сообщения. Это могут быть:
а) изменения в
знаниях;
б) изменение установок, т.е. изменения относительно устойчивых представлений аудитории;
в) изменение поведения получателя информации.
Слайд 8
Шум – помехи любого вида, которые приводят к искажению информации,
в результате чего получатель оказывается обладателем не того сообщения, которое
было послано (дефективная информация).
Слайд 10
ТИПОЛОГИЯ ПОМЕХ (БАРЬЕРОВ)
КОММУНИКАЦИИ
Типология помех Ф. Котлера
Избирательное внимание: причина,
по которой получатели не будут уделять внимание всему, что происходит
вокруг них.
Избирательное искажение: причина, по которой получатели будут склонны слышать скорее то, что они хотят слышать, нежели то, что они слышат на самом деле.
Избирательная реакция: причина, по которой получатель будет помнить только малую часть полученного ими сообщения.
Слайд 11
ТИПОЛОГИЯ ПОМЕХ Д. БЕРНШТЕЙНА
- Помехи канала коммуникации –
помехи, имеющие физическую природу.
- Помехи, имеющие психологическую природу. Возникают
как результат взаимоотношений между отправителем и получателем и приводят к тому, что получатель может «вычитать» в сообщении нечто иное, кроме того, что вкладывал в это сообщение его отправитель.
- Помехи лингвистического характера. Являются следствием рассогласования кодировок, используемых отправителем и получателем.
Слайд 12
ТИПОЛОГИЯ ПОМЕХ Ш. ХАРРИСОН
Области опыта. Эффективная коммуникация между отправителем
и получателем возможна только в тех областях, которые относятся к
сфере общего для них опыта: чем больше общность взаимного опыта, тем выше степень вероятности того, что коммуникация окажется эффективной.
Слайд 13
Субъективные оценки. Недоверие к и источнику или каналу информации переносится
на сообщение, которое воспринимается и оценивается как бесполезное.
Слайд 14
Рассогласование. Если передаваемое сообщение плохо согласовывается со структурой
того информационного канала, который используется для его передачи, или в
том случае, если выбранный отправителем информационный канал вообще не подходит для данного типа сообщения, передаваемое сообщение подвергается искажению.
Слайд 15
Статусные различия. На процесс коммуникации могут оказывать
влияние также и такие факторы, как классовые различия, различия в
состоянии здоровья, разница в положении на иерархической лестнице.
Слайд 16
Фактор времени. Достаточно часто время накладывает свои ограничения
на процесс коммуникации.
Перегрузка. Постоянный рост и усовершенствование информационных
технологий приводят к тому, что число возможных сообщений может превосходить способности получателя к их восприятию.
Слайд 17
ЛИТЕРАТУРА
Основы теории коммуникации / Под ред. проф.
М.А. Василика
Шарков Ф.И. Теория коммуникации (базовый курс)
Гавра Д.П. Основы
теории коммуникации
Бориснев С.В. Социология коммуникации
Катлип С., Сентер А., Брум Г. Паблик рилейшнз: Теория и практика
Харрисон Ш. Связи с общественностью. Вводный курс.