Слайд 1Структурный функционализм, Понимающая Социология
Лекция 3
Слайд 2Эмиль Дюркгейм (1858-1917)
«О разделении общественного труда» (1893), «Правила социологического метода»
(1895), «Самоубийство» (1897)
Общество- надындивидуальная реальность
( «sui generis»)
Социальные факты
должны восприниматься как вещи
Упорядоченное общество
Феномен аномии и самоубийства
Слайд 3Общество sui generis
Чтобы понять, каким образом общество представляет себе самого
себя и окружающий мир, необходимо рассматривать сущность не отдельных индивидов,
а общества => общество первично по отношению к индивиду
Объективная само порождаемая реальность
Слайд 4Социальные факты как вещи
Социальное можно объяснять только социальным: ни
физическим, ни психологическим, ни экономическим
Слайд 5Как функционирует общество?
«Когда я действую как брат, супруг или
гражданин... я исполняю обязанности, установленные вне меня и моих действий
правом и обычаями. Даже когда они согласны с моими собственными чувствами и когда я признаю в душе их реальность, последняя остается все-таки объективной, так как я не сам создал их, а усвоил их благодаря воспитанию».
Слайд 6Социальные институты
Институтом можно назвать способы действий и суждений, независимые
от воли отдельных людей (это все верования, все способы поведения
установленные группой)
ЕГЭ: Исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей; в более узком смысле — это организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности.
Слайд 7Разделение общественного труда
Общество с механической солидарностью
Общество с органической солидарностью
Более плотные связи между людьми => более сильная зависимость людей
в обществе
Узкие специальности
Договорные отношения
Разделяемая система норм
Более эффективная деятельность за счет соблюдения моральных норм ( а не за счет внешних правил)
Связь между членами общества слабая (люди не нуждаются друг в друге)
Люди взаимозаменяемые
Отношения строятся на чувствах и верованиях (коллективное сознание)
Слайд 8Аномия
«Общее состояние дезорганизации», «безнормность», «прежние боги стареют или умирают, а
новые не родились», «в силу болезненного кризиса или, наоборот, в
период благоприятных, но слишком внезапных социальных преобразований» (=>самоубийства)
Слайд 10Религия
Религия – явление главным образом социальное. Религиозные представления – это
коллективные представления, выражающие коллективные реальности; обряды – это способы действия,
возникающие только в собравшихся вместе группах и призванные возбуждать, поддерживать или восстанавливать определенные ментальные состояния этих групп
Слайд 11Элементы религии как социального явления:
Верования – состояния сознания, они
состоят в представлениях, содержащих идею разделения мира на светское и
священное
Обряды – это определенные способы действия. Они являются общими для определенной группы, которая открыто признает свою приверженность верованиям и связанным с ними обрядам
Общество, члены которого едины потому, что они одинаково представляют себе священный мир и его отношения со светским миром и потому, что они выражают это общее представление в одинаковых действиях,– это то, что называют Церковью
Слайд 12Макс Вебер (1864-1920)
«Протестантская этика и дух капитализма» (1905), «Хозяйство и
общество» (1921)
Понимающая социология (Verstehen)
Концепция социального действия
Отрицание существования социальных институтов
Идеальный тип
Слайд 13Понимание общества
Общество состоит из индивидов и ничего кроме индивидов в
обществе нет (грубо)
Социология есть наука, стремящаяся, истолковывая понять социальное действие
и тем самым каузально объяснить его процесс и взаимодействие
Социальное действие
Поведение
+
смыслы
(Субъект придает действию
значение, оно осмыслено)
Слайд 15Идеальный тип
Идеальный тип – исксусственно-логически сконструированный термин, позволяющим выделять основные
черты изучаемого социального феномена. Идеальный тип образован не абстрактными теоретическими
построениями, а основан на проявлениях, имеющих место в реальной жизни.
Слайд 16Социальные институты ?
«Государство», «товарищество», «акционерное общество», «фонд» - эти образования
суть исключительно процессы и связи специфических действий отдельных людей
Если мы
считаем, что мы есть семья, то мы есть семья. Если нам удобно говорить, что мы живем в государстве, то человек вынужден называть его государством.
Слайд 17Человек – винтик в обществе
ИЛИ
человек творит общество?
Два
разных взгляда социологов на общество:
Общество как парк
Общество как море
Слайд 18Общество как парк
Общество определяет то, какие качества и социальные роли
будут у личности, в какие группы человек будет включен
=>
общество объективно (надиндивидуально, не сводится к действиям и взаимодействиям людей)
общество может быть основано на согласии (порядке, солидарности) или на борьбе (противоречиях, конфликте)
Институты общества
Личность, ее статусы и роли
Сестра
Дочь
Друг
Художник
Ученица
Гражданин
Слайд 19Общество как море
Автономия личности: люди строят свои социальные взаимодействия (через
труд, познание, игру, общение) в группах и тем самым формируют
общество и влияют на работу его институтов
В обществе нет ничего кроме действований и взаимодействий людей
Взаимодействия складываются в устойчивые тенденции за счет совпадения (в том числе непреднамеренного) индивидуальных устремлений= согласие и борьба (власть)
Институты общества
Ядро личности (идентичность)
Сестра
Друг
Дочь
Художник
Ученица
Гражданин
Слайд 20Религия
Соотнесённость духа капитализма и духа протестантизма
"Работай и молись, молись и
работай!"
Степень рационализации, как показывает Вебер, обратно пропорциональна силе влияния магического
элемента, который присутствует в каждой религии.
Слайд 21Домашка!
Эссе на выбор:
1. «Разделение труда — ключ к эффективному
управлению. Эффективное делегирование — высший вид эффективной человеческой деятельности.» Кови
С.
2. «При согласии и малые дела вырастают в большие, при разногласии и большие распадаются».
3. Человек создан для действия. Не действовать и не существовать для человека — одно и то же.