Слайд 1
Субъект и субъектность деятельности
Лекция 3.
Слайд 2Для четкой ориентации в теоретических вопросах деятельности важно определиться в
понятиях: субъект, субъектность, субъективность
Слайд 3В энциклопедическом словаре
субъект (от лат. subjectus – лежащий внизу, находящийся
в основе) определяется как носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленный на объект *
* Большой энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова, изд. 2-е, перераб. и доп. М.: БРЭ; СПб.: Норинт ,1997.
Слайд 4В философском словаре* субъект (от лат. subjectum – подлежащее) определяется
как активно действующий и познающий, обладающий сознанием или волей индивид
или социальная группа
* Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1986.
Слайд 5Отмечается, что первоначально, например, у Аристотеля понятие субъект обозначало носителя
свойств, состояний и действий.
Очевидно, в понятие субъекта должны вхо-дить
и его свойства и состояния, и источник активности, направленности на объект
Аристотель (434-322 гг. до н.э.) древнегреческий философ
Слайд 6Субъективное есть то, что свойственно субъекту или производно от его
деятельности; характеристика знания, выражающая те моменты, в которых знание не
вполне точно и всесторонне воспроизводит свой объект
Слайд 7Когда мы определяем субъективное как то, что свойственно
субъекту, мы фактически даем характеристику субъекту, описываем субъекта через
его свойства и состояние (Аристотель)
Слайд 8Когда же мы определяем субъективное как производное от деятельности субъекта,
мы даем характеристику результату деятельности субъекта со стороны индивидуальных характеристик
этого результата, обусловленных качествами субъекта
Слайд 9Интересным в рассматриваемом аспекте нам представляется определение субъекта и субъективности,
даваемые в словаре иностранных слов
Слайд 10Субъект (лат. subjectum) определяется:
как человек, познающий внешний мир (объект)
и воздействующий на него в своей практической деятельности;
как человек –
носитель каких-либо свойств, личность;
как субъект права – человек наделенный правами и обязанностями
* Словарь иностранных слов. М.: Русский язык,1980.
Слайд 11* Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат,
1986.
Субъективность – отношение к чему-либо, определяемое личными взглядами, интересами
или вкусами субъекта, отсутствие объективности
Слайд 12* Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат,
1986.
свойственный только данному лицу, субъекту, личный;
односторонний, лишенный объективности, пристрастный
Субъективный:
Слайд 13Попробуем свести приведенные выше определения в систему:
Слайд 14Будем исходить из того, что в действительности существуют люди, которые
проявляют активность (действуют), обеспечивая этим своё бытие. Отдельного человека назовем
индивидом
Слайд 15Если рассматривать его с позиций источника активности, деятельности и отношений,
то индивид будет выступать субъектом жизнедеятельности
Слайд 16Каждый индивид характеризуется набором индивидуальных качеств, которые в своей совокупности
и характеризуют его как индивидуальность
Слайд 17Если рассматривать индивидуальность с позиций её проявления в отношениях и
деятельности, то мы получим субъективность, как свойственное данному субъекту деятельности
систему отношений и индивидуальных характеристик деятельности и её результату
Слайд 18Становление личности субъектом деятельности происходит в процессе организации своей деятельности.
Организация личностью своей активности предполагает мобилизацию ресурсов в соответствии с
мотивацией, результатом и целью деятельности.
Слайд 19Саморегуляция заключается в направленной активизации психических процессов, в поддержании их
определенного характера и интенсивности; она обеспечивает непрерывность психической активности на
протяжении единой личностно значимой линии деятельности»
«Саморегуляция – это тот механизм, посредством которого обеспечивается централизующая, направляющая и активизирующая позиция субъекта»
Слайд 20Системный характер активности субъекта в его целостном отношении с требованиями
деятельности, отмечает К.А. Абульханова, реализуется через механизмы оценки, контроля и
принятия решений.
Слайд 21Субъект с учетом своих индивидуальных особенностей (возможностей и недостатков) согласует
систему своих личностных качеств (чувств, мотивации, воли) с системой объективных
условий и требований решаемой задачи
Слайд 22Сознание отражает мир через мотивацию субъекта. «Человек воспринимает не только
то, что есть в мире в целом, но, прежде всего,
то, что для него самого значимо, актуально. В этом смысле сознание – это отражающая способность действующего, деятельного субъекта.
Слайд 23Способность к отражению связана с изменением позиции субъекта в ходе
деятельности. То, что было существенно на одном этапе деятельности, уже
не является значимым на другом. Именно поэтому надо говорить об условиях, которые в деятельности постоянно изменяются, обновляются»
Слайд 24В лице субъекта деятельность приобретает индивидуальное выражение, характеризующееся как «индивидуальный
стиль деятельности». Поэтому, рассматривая теоретические вопросы деятельности, мы, в первую
очередь, сталкиваемся с методическими проблемами индивидуальности и субъекта деятельности, в котором эта индивидуальность проявляется.
Слайд 25Некоторые методологические проблемы индивидуальности
Слайд 26Обращаясь к теме индивидуальности, мы можем поставить вопрос: «когда же
индивидуальность стала предметом обсуждения и описания?»
Слайд 27Проводя литературный анализ «Илиады», В. Ярхо отмечает: «давно замечено, что
автор «Илиады», очень наблюдательный по отношению к внешним проявлениям сильного
чувства (гнева, страха и т.п.), не умеет изображать внутреннего состояния человека.
Слайд 28Боги извне вкладывают в дух героя отвагу, боевой пыл, желания,
полезную мысль. Таким образом, боги выступают движущей силой поступков героя.
Слайд 29Внутренний мир героев остается для Гомера « в значительной степени
непознаваемым и еще не воспринимается в единстве своих интеллектуальных и
эмоциональных проявлений».
Слайд 30Потребовалось несколько веков для того, чтобы мысль человека обратилась к
самому себе.
Слайд 31В полной мере отношение к внутреннему миру как сущностной реальности,
характеризующей человека, мы находим в произведениях Платона (427 – 347
гг. до н.э.)
Слайд 32Герой, достойный восхваления, по Платону, должен быть мудр, знающ и
справедлив. Его поведение должно зависеть только от себя, а не
определяется из вне какими-либо посторонними обстоятельствами. И здесь мы видим принципиальное различие с объяснением поведения героев Гомером.
Слайд 33Таким образом, мы можем констатировать, что истоки «индивидуальности» как предмета
научного изучения появляются в V–IV веках до н.э.
Слайд 34Сущность индивидуальности раскрывается в самобытности конкретного индивида, его способности быть
самими собой в рамках социальной системы. Важная роль природных задатков,
врожденных особенностей в развитии индивидуальности опосредована социальными факторами».
Слайд 35В приведенном отрывке «индивидуальность» понимается как:
самобытный способ бытия конкретной личности;
форма
общественной жизни человека;
выражение собственного мира человека.
Слайд 36Анализируя приведенное понимание индивидуальности мы можем констатировать, что здесь говорится
не о сущности индивидуальности, а о ее проявлении в бытие
человека, его деятельности, общественной жизни.
Слайд 37Индивидуальность – есть характеристика конкретного человека через его сущностные качества.
И хорошо, если мы будем знать эти качества до того,
как они проявятся в его поступках.
Слайд 38Можно ли поставить вопрос так: «Каждый человек есть индивидуальность»?
Слайд 39Говоря об индивидуальности конкретного человека, мы хотим знать, в чем
выражается его индивидуальность. Нам бы хотелось знать, что породило эту
индивидуальность? В каких условиях эта индивидуальность реализуется с наибольшим эффектом? Чего можно ожидать от данного человека?
Слайд 40Таким образом, индивидуальность неотделима от конкретного человека, она не существует
без конкретного человека, она составляет его сущность.
Слайд 41Словарем для описания индивидуальности может служить только словарь описания нормального
человека, как того общего, по отношению к чему и проявляется
индивидуальность. Индивидуальны все, но каждый по-своему. Это важное методологическое положение.
Слайд 42Пользоваться такими большими словарями для характеристики конкретного человека крайне затруднительно.
Поэтому встает задача построения малопараметрической модели индивидуальности.
Слайд 43Нами предпринята такая попытка. При составлении психограммы нормального человека мы
обратились к следующим сферам внутренней жизни человека:
Слайд 44мотивации;
доминирующим целям поведения;
доминирующим поступкам;
когнитивной подсистеме;
способностям;
волевой регуляции;
переживаниям
Слайд 45В результате были получены сущностные качества, характеризующие нормального человека. Они
представлены в таблице
Слайд 46Сущностные качества, характеризующие нормального человека
Слайд 47Сравнение сущностных качеств (личностных черт) выделенных на основе нейропсихологических систем
и реконструкции текстов позволяет сделать следующие выводы:
Слайд 481. Черты личности, выделенные на основе нейропсихологических систем, характеризуют поведение,
направленное, прежде всего, на сохранение индивида, на его выживание. Их
можно было бы характеризовать как эго-черты (или Я-черты). По терминологии, предложенной Олпортом их можно отнести к центральным личностным диспозициям. Эти черты определяют эгоистический характер поведения, активность личности.
Слайд 492. Черты личности, выделенные на основе анализа текстов, характеризуют социально
ценные стороны поведения. В определенной мере они противостоят природным чертам.
Слайд 50Черты личности, входящие в нашу малопараметрическую модель, хорошо согласуются с
факторами Большой Пятерки.
Слайд 51Два перечня, выделенные на основе анализа текстов и по нейропсихологическим
основаниям во многом дополняют друг друга и вполне могут составить
основу малопараметрической модели личностных качеств.
Слайд 52Таким образом, вторым важным методологическим принципом выступает требование описания индивидуальности
через малопараметрические модели.
Слайд 53Мы не случайно использовали термин «малопараметрическая модель» во множественном числе.
Сегодня таких моделей может быть много.
Слайд 54Следует иметь в виду, что малопараметрическая модель создается всегда с
определенной целью. У малопараметрической модели есть заказчик.
Слайд 55Нас может интересовать, как поведет себя конкретный человек:
в общении,
в неопределенной
ситуации,
в ситуации угрозы,
в ситуации потери собственности,
в ситуации возможного обогащения,
в семье,
в коллективе,
других ситуациях
Слайд 56Таким образом, мы подходим к третьему методологическому положению: нельзя описать
индивидуальность человека одной моделью.
Слайд 57Следствием данного положения является требование четкого описания области, для которой
разрабатывалась данная модель в практических работах и экспериментальных исследованиях.
Слайд 58Приступая к экспериментальному изучению субъектности, мы должны были определиться с
тем видом деятельности, в котором эта субъектность будет проявляться.
Слайд 59Ниже мы приводим данные субъектности восприятия рекламного сообщения, полученные М. Д.
Кузнецовой. В качестве компонентов такого сложного явления как субъектность восприятия
автором были обосновано отобраны следующие показатели: интеллектуального развития (IQ), рефлексии (R), внушаемости (W), самоактуализации (Sa), субъективного контроля (Sk).
Слайд 60В число диагностируемых показателей не вошли мотивы. Это продиктовано спецификой
исследования – изучалась не субъектность как таковая, а субъектность восприятия.
Слайд 61Валидность симптомокомплекса субъектности восприятия рекламного сообщения проверялась через тест рекламозависимости.
Положительная рекламозависимость показывает повышенное, некритическое доверие рекламе, низкий уровень субъектности
восприятия рекламного сообщения.
Слайд 62В таблице 9 отражены полученные данные по связи диагностируемых показателей
субъектности с показателем рекламозависимости.
Слайд 63Корреляционная матрица основных характеристик субъекта и показателей уровня рекламозависимости
Примечание. Курсив
- корреляция, значимая на уровне р < 0,05; полужирный- корреляция,
значимая на уровне р < 0,01.
Слайд 64В форме корреляционных плеяд это нашло отражение на рис.
Слайд 65- положительная связь, значимая на уровне р < 0,05
- отрицательная связь, значимая на уровне р < 0,05
Корреляционная плеяда, отражающая субъектность восприятия рекламного сообщения
Слайд 66Проведенный автором регрессионный анализ позволил получить следующее общее уравнение регрессии:
ПР
= 16,54492 + 0,30727 * В - 0,19095 * IQ
- 0,05206 * Р – 0,04413 * Са + 0,00980 * УСК
Где: ПР - показатель уровня положительной рекламозависимости 16,54492 - свободный член регрессионного уравнения В - оценка уровня внушаемости IQ - оценка уровня развития интеллекта Р - оценка рефлексивности Са - оценка уровня самоактуализации УСК - оценка уровня субъективного контроля
Слайд 67Полученная математическая модель субъектности восприятия рекламного сообщения, выраженная уравнением регрессии,
является частным случаем (одной из моделей), описывающим субъектность по отношению
конкретной ситуации
Слайд 68Таким образом, можно констатировать, что изучение любой деятельности будет связано
с изучением субъекта этой деятельности, описание его через субъектные характеристики,
в которых находят отражение индивидуальные качеств (индивидуальность) человека
Слайд 69Для описания субъекта деятельности желательно пользоваться малопараметрическими моделями, представляя результаты
в виде математических моделей
Слайд 70Вопросы для самопроверки
Как связаны понятия: «индивид», «субъект деятельности», «субъектность», «субъективность»,
«индивидуальность»?
Какие два аспекта характеристики субъективного можно выделить?
За счет каких процессов
происходит становление субъекта деятельности. Какова роль саморегуляции в этом процессе?
Когда индивидуальность стала предметом обсуждения?
Слайд 71Вопросы для самопроверки
Два подхода к описанию индивидуальности
Каждый ли человек является
индивидуальностью?
Чем объясняется необходимость разработки малопараметрических моделей индивидуаль-ности?
Исчерпывается ли описание индивидуаль-ности
одной моделью?
Какие преимущества мы получаем, когда описываем индивидуальность субъекта деятельности математической моделью?