Слайд 2Поэма о Гильгамеше - одна из самых ранних из нам
известных записанных эпопей человечества (7 в. до н.э.)
Слайд 3Самую старую книгу в истории человечества на потерянном ныне этрусском
языке можно увидеть в Болгарском национальном историческом музее в Софии.
Раритет содержит шесть скрепленных между собой листов 24-каратного золота, на которых выбит текст и изображены всадник, русалка, лира и воины.
Эта небольшая рукопись, возраст которой составляет более 2,5 тысячелетий, была случайно обнаружена 60 лет назад в гробнице, вскрытой в ходе рытья канала по реке Строуме на юго-западе Болгарии.
Слайд 4АНТИЧНОСТЬ
Греки называли покрытую воском табличку ≪Дельтион≫, д е л ь
т о й, — вероятно, потому, что в глубокой древности
они имели треугольную или трапециевидную форму. Края табличек просверливались, а в отверстия продевались шнурки (или ремешки, кольца), соединявшие вместе две или большее число табличек.
Две связанные вместе таблички назывались диптихом , три— триптихом , четыре и более — полиптихом.
Слайд 5Богатые люди пользовались роскошными табличками, изготовлявшимися из слоновой кости. Они
отделывались золотом, наружная сторона украшалась барельефом художественной работы.
Римские консулы,
вступая в должность, дарили такие таблички своим знакомым и друзьям в качестве новогоднего подарка. Именно на таких табличках знатные люди набрасывали черновики своих документов или писем, и уж после диктовали их своим рабам-переписчикам («либрариям»).
Слайд 6Как сообщает Цицерон, Цезарь имел при себе семь таких либрариев
(Pro Sulla, 14).
Слайд 7В Древнем Риме издателем книги становился книготорговец, купивший у автора
его произведение. Сколько он получал за него и как варьировался
гонорар, мы не знаем. Существовать на литературный доход, во всяком случае, было невозможно. Марциал, чьи книги продавались у троих книготорговцев, жил щедротами и подачками своих патронов; стихи его распевались в Британии, но «его кошелек об этом ничего не знал» (ΧΙ.3.5—6).
Книгопродавец,- покупая книгу, не приобретал исключительного права на ее издание: авторского права Рим не знал: книга, вышедшая в свет, становилась достоянием всех: каждый купивший мог отдать ее в переписку своим или наемным специалистам-переписчикам и открыть собственную торговлю. Первоиздатель учитывал эту возможность и она, конечно, снижала авторский гонорар.
Слайд 8Первое бумажное производство в Европе возникло в XI в. в
Испании, в городе Валенсии. Испанская бумага в XIII в. проникла
во Францию и Италию. Вначале ее применяли только для нотариальных актов - из-за ее дороговизны.
Слайд 9Постепенно производство бумаги совершенствовалось. В этом особенно велика заслуга итальянцев.
В XV и XVI вв. бумагоделательные мастерские в городе Фабриано
были самыми лучшими в Европе. Бумага стала дешевой, доступной и производилась в большом количестве. Она стала во всех странах идеальным материалом для письма.
Слайд 10По всей Европе в XIV в. общее количество книг составляло
всего несколько тысяч штук.
Слайд 11Матенадара́н или Институт древних рукописей Матенадаран имени св. Месропа Маштоца — расположенный в Ереване научно-исследовательский
центр при правительстве Республики Армения, являющийся одним из крупнейших хранилищ рукописей
в мире. Фонды Матенадарана насчитывают более 17 тыс. древних рукописей и более 100 тыс. старинных архивных документов.
Слайд 12Первая русская рукописная книга была выпущена в 1056 году. В книге
более 300 листов. Она щедро иллюстрирована. Очевидно, в ее «издании»
участвовала целая рукописная мастерская. Однако известен лишь один из мастеров — дьякон Григорий. Видимо, он выполнил наибольшую часть работы. В приписке к рукописи сказано, что работа над ней продолжалась семь месяцев.
Слайд 1324 августа 1455 года немецкий типограф Иоганн Гуттенберг закончил печатание
своей первой книги, набранной подвижным шрифтом.
Тиражи первых печатных книг редко
превышали 300 экземпляров.
Слайд 14К печатанию «Апостола» Иван Федоров и Петр Мстиславец приступили 19
апреля 1563 года. Вышел он невиданным для того времени тиражом
— около тысячи экземпляров. Ни одна зарубежная книгопечатня не размножала своих книг в таком количестве.
Иван Федоров превзошел и зарубежную полиграфическую технологию. Книгу свою он отпечатал в два цвета, чего еще не могли делать заграничные мастера.
Слайд 16АВТОРСКОЕ ПРАВО
Англия - закону о печати 1709 года – первому
в своем роде. Этот закон защищал напечатанные работы и устанавливал
наказание для тех, кто крал чужие идеи.
Слайд 17Изобретение паровых
печатных прессов
В 1830 году паровой цилиндрический пресс мог
производить 4000 символов на бумаге в час – это в
4 раза быстрее, чем ранний немецкий и британские версии и в 20 раз быстрее, чем колониальный. Благодаря этому более дешевое производство бумаги начало возрастать. Скорость пресса и новая низкая цена на бумагу означали, что впервые можно создавать огромное количество печатных страниц пенни за 1 копию, цена была достаточно низкой, чтобы даже люди низших классов могли позволить себе книгу.
Слайд 18Начиная 1825 и до 1875 года, книжный бизнес превратился в
целую промышленность. Огромные компании с отделами специализировались на разных видах
книг, нацеленных на разного покупателя.
Слайд 19БЮДЖЕТНЫЕ И ДОМАШНИЕ РОМАНЫ
Книги в мягкой обложке по 10 центов.
Книги распространялись серийно по почтовой подписке и в местах розничной
торговли. Приключения, детективы, вестерн – ориентация на мужскую аудиторию.
Слайд 20В 1870 -романы были нацелены на женскую аудиторию так как
содержали в себе душещипательные истории которые грешили в собственных жизнях,
страдали от последствий и затем раскаивались.
Слайд 21СССР занимал первое место в мире по выпуску книжной продукции:
20% всех книг, выходящих на земном шаре. Каждую минуту -
более 2000 экземпляров книг. Каждый день -190 названий книг общим тиражом 3 миллиона экземпляров.
Слайд 22С появлением больших корпораций на рынке, появилась беспощадная конкуренция, позволившая
зарабатывать больше, чем это делал Голливуд.
Слайд 23Роман-газета
Советский и российский литературный журнал, выходящий ежемесячно с 1927 года и дважды в месяц с 1957.
К
июлю 1987 г. (к 60-летию со дня выхода в свет
первого номера журнала) издано 1066 номеров «Роман-газеты» общим тиражом свыше 1 миллиарда 300 миллионов экземпляров. За этот период в «Роман-газете» выступило 528 авторов, из них 434 советских писателя и 94 зарубежных. Опубликовано 440 романов, 380 повестей и 12 стихотворных произведений.
В начале 1986 г. ежемесячный тираж доходил до 1,9 млн. экз. Стоимость годовой подписки – 18 руб.
Средняя зарплата в 1980 – 1985 годах – 120 руб.
Слайд 24КНИЖНАЯ ИНДУСТРИЯ СЕГОДНЯ
Россия занимает четвертое место в мире по изданию книг после
США, Германии и Китая. Каждый год публикуется примерно 125 000 новых книг.
Слайд 25В США в 2008 г. 75 тыс. издательств выпустили более
275 тыс. новых изданий.
При этом 79% книг в твердом переплете
и 75% книг в мягкой обложке выпустили 5 крупнейших издательств:
Random House,
Simon & Schuster,
Penguin USA,
Hachette Book Group USA,
HarperCollins
Слайд 26По данным Российской книжной палаты в 2012 г. отечественные издательства
выпустили 116 888 названий книг и брошюр совокупным тиражом 540,5
млн экз.
В сравнении с 2011 г. падение числа выпущенных названий составило почти 5%, а сокращение тиражей — около 12%.
Слайд 27В июне 2012 года «Эксмо», один из крупнейших издательских домов, осуществил слияние с другим
гигантом — «АСТ». Поэтому сейчас на российском книжном рынке «Эксмо» доминирует. Этой
компании принадлежат сети книжных магазинов, через которые она продает преимущественно собственную продукцию.
«Эксмо» сегодня
Издательство №1 в России:
— занимает 20% российского книжного рынка;
— крупнейший в России авторский портфель – 8000 имен;
— лидер по тиражу издаваемых книг (данные Российской книжной палаты);
— лидер на рынке художественной, развлекательной, прикладной и детской литературы.
Сегодня АСТ это:
— Каждая 5-я книга в России
— Сильнейшая в стране редакционная команда;
— Интеллектуальная и развлекательная литература;
— Самые современные тренды на книжном рынке;
— Сохранение интеллектуального мирового наследия;
— Мировые бестселлеры;
Ежемесячно из печати выходит более 800 новых книг (без учета допечаток и переизданий).
Павел Гришков
Генеральный директор «Издательство АСТ»
Слайд 28Ассортимент книг в торговле РФ в перовой половине 2012 г.
Ключевым
для книжного рынка остается образовательный продукт, прежде всего для школ
и ДОУ. Тем не менее, мы видим существенный рост доли (экземплярный и рублевой) детского сегмента рынка. Причем этот тренд прослеживается и в региональном, и в столичном ритейле. Напротив, по художественной литературе экземплярные продажи существенно падали в регионах и менее очевидно, но, тем не менее, сокращались в Москве.
Слайд 30УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА
По всему миру больше чем 125 млн. детей не
учатся в школах.
Нехватка образования привела к неграмотности более 1
млн. человек.
Слайд 32К 2017 г. мировой рынок книгоиздания упадет на 17% и
составит $16,1 млрд. В этой сумме e-books составят $8,2 млрд.
Слайд 33На российском рынке книжных изданий существует масштабное пиратство. Федеральное агентство по печати
и массовым коммуникациям «Роспечать» оценивает убыток, причиненный пиратскими изданиями, в размере нескольких
млрд. рублей в год. «Роспечать» считает, что частично проблема вызвана тем, что интернет-сайты, дающие доступ к нелегальному копированию книг, предлагают около 100 000 наименований книг, в то время как в легальных магазинах имеется не более 60 000 наименований.
Слайд 34Последнее рыночное исследование показало, что только 0,4% опрошенных регулярно платят за легальный контент,
а 79% россиян скачивают книги, только если они предлагаются бесплатно. Несмотря на то что
скачивается более 20 миллионов электронных книг, а электронные книги читают около 20–23 миллиона человек, в 2012 году на долю легальных электронных книг приходился лишь 1% всего книжного рынка. Как ожидается, к 2017 этот показатель повысится до 10%, что будет вызвано распространением легальных и простых в использовании платформ.
0,4%
Слайд 35Структура каналов книгораспространения в РФ в 2012 году, % от
оборота
Источник: Аналитика «КИ»
Слайд 36Одна из особенностей российского издательского рынка — это период времени между размещением
заказа книжным магазином и оплатой услуг издательства. Книжные магазины платят за пополнение
запасов только после того, как продадут книги. Это значит, что издатели вынуждены ждать оплаты примерно четыре месяца, что плохо влияет на их денежные потоки. Часто это связано с тем, что у книжных магазинов не всегда достаточно технических средств, чтобы оперативно предоставлять информацию о проданных книгах. Даже когда необходим дополнительный тираж какой-либо книги, у издательств может не оказаться денег для ее нового издания.
Слайд 37ПРОИЗВОДСТВО В КНИЖНОЙ ИНДУСТРИИ
Слайд 40КНИГА В ЭЛЕКТРОННОМ ВЕКЕ
По данным Amazon.com, сейчас на 100 проданных обычных книг
у компании приходится 105 электронных.
Совокупный объем российских продаж e-book в электронном формате ежегодно
увеличивается втрое, и в 2013 г. он составил около $2 млн.
За аналогичный период в США продано электронных книг на $1 млрд.
Бумажная книга обойдется покупателю Ozon.ru в 300-400 руб. плюс 200 руб. за доставку, а скачать можно всего за 70 руб.
В США на Amazon.com придется заплатить в среднем $10 за электронную и $25 за обычную книгу.
Слайд 41Трилогия Брежнева
Трилогия Брежнева — мемуары из трёх книг «Малая Земля», «Возрождение» и «Целина», автором
которых считается Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев (фактически же на основе воспоминаний
Брежнева книги были написаны группой профессиональных журналистов).
Тираж каждой книги составил 15 миллионов экземпляров.
В годы перестройки в советской печати стали открыто говорить о том, что за Л. И. Брежнева трилогию создали «литературные негры».
Слайд 42ЛИТЕРАТУРНЫЕ НЕГРЫ
Автор, за вознаграждение пишущий книги, статьи, автобиографии и т. п. за
другое, как правило, известное, лицо (в частности, за руководящего политического,
государственного деятеля или артиста, но также и за того, кто известен как писатель). Его имя при этом в книге не указывается (по крайней мере на обложке; в СССР в ряде случаев указывалось имя «литературного обработчика» в выходных данных). Широкое распространение литературные негры получили в наши дни. Считается, что если популярный автор издает за год множество книг, что физически невозможно написать одному человеку, это значит, что на него работает коллектив безымянных авторов.
Популярные, «раскрученные» авторы издают до полусотни книг в год. По утверждениям «литературных негров», чтобы создать полноценную книгу, работать нужно не менее полугода. Как правило, чтобы работа быстрее двигалась, книгу пишут несколько человек.
Слайд 43Во всех Скандинавских странах сильны союзы писателей, которые регулярно заключают
соглашения с объединениями издателей. Один из важных пунктов таких договоров
– обязательства издателей о минимальной оплате труда авторов. В Швеции это 15 процентов от «цены издателя», по которой книга продается магазинам. При этом неважно, входит автор в союз писателей или нет. Даже начинающие литераторы, издающие свою первую книжку в одном из жанров массовой литературы, где только и может существовать литературное рабство, могут вполне прилично заработать. Детектив издается тиражом не менее пяти тысяч экземпляров, при этом почти точно будет переведен такими же тиражами в соседних скандинавских странах. Общий тираж книги будет не менее двадцати тысяч. Средний детектив в твердой обложке стоит около 20 евро. «Издательская цена» – половина этой суммы. Итак, начинающий автор заработает минимум 30 тыс. евро.