Слайд 1Судовое вспомогательное энергооборудование
судовые насосы, компрессоры, газодувки, гидродвигатели
судовые теплообменные аппараты,
холодильные машины и элементы систем кондиционирования воздуха
Слайд 2Судовые насосы предназначены для перемещения жидкостей или газовых сред по
трубопроводам внутри судна, с берега или из-за борта на судно
и из судна на берег или за борт.
Классификация судовых насосов по принципу действия
Объемные - насосы, перекачивающие жидкости или газы определенными объемами или порциями (поршневые и ротационные).
Динамические - насосы, у которых необходимая энергия сообщается перекачиваемой жидкости вращающимися рабочими лопастями (центробежные, вихревые и осевые (или пропеллерные)).
Струйными - насосы, использующие в работе кинетическую энергию струи воды или газа, вытекающих с большой скоростью из рабочего сопла (водоструйные и пароструйные).
Нереверсивный насос предназначен для перемещения жидкости или газа только в одном направлении.
Реверсивный насос, способный работать и перемещать жидкость или газ в прямом и обратном направлениях. Реверсивными могут быть все объемные, вихревые и осевые насосы.
Слайд 3Принцип работы некоторых насосов объемного типа
Слайд 4Принцип работы насосов динамического типа
Слайд 5Классификация судовых насосов по назначению
Общесудовые насосы (Балластные; осушительные; пожарные; водоотливные;
санитарные насосы питьевой, мытьевой и забортной воды; санитарные фекальные насосы)
Специальные
насосы (Креновые и дифферентые; грузовые; зачистные; моечные насосы)
Насосы главных и вспомогательных механизмов (Форсуночные , топливоперекачивающие, питательные котельные, циркуляционные котельные, бустерные, конденсатные, вакуумные (конденсационных установок), дренажные, циркуляционные (забортной воды), циркуляционные (пресной воды) , охлаждающие топливные и масляные, насосы смазочного масла, маслоперекачивающие, насосы ВРШ, рассольные, дистиллятные насосы)
Слайд 6Основные характеристики и параметры насосов
Подача (производительность) насоса – это количество
жидкости, которое перекачивает насос в единицу времени. Обозначается буквой Q,
измеряется м3/ч или л/ч.
Напор насоса – это удельная механическая работа, передаваемая насосом перекачиваемой жидкости. Напор это высота столба воды на которую насос способен поднять жидкость. Напор насоса обозначается буквой H, измеряется в метрах водного столба (м).
Мощность насоса– это полное приращение энергии, получаемое всем потоком в насосе в единицу времени. Обозначается буквой N, измеряется в киловаттах(кВт).
КПД (коэффициент полезного действия) насоса – это отношение полезной мощность к потребляемой насосом. КПД является безразмерной величиной.
Характеристикой насосов является зависимость их напора, мощности и кпд от подачи (график на рис).
Слайд 7Судовые компрессоры
- механизмы, предназначенные для сжатия воздуха и других газов
и создающие полное давление более 1500 мм вод. ст.
Судовые
воздушные компрессоры необходимы для обеспечения потребителей СЭУ и других потребителей судна сжатым воздухом различного давления и расхода.
Судовые компрессоры классифицируют
- по принципу действия,
степени повышения давления (различают компрессоры высокого (свыше 10 МПа), среднего (1—10 МПа) и низкого (до 1 МПа) давлений),
назначению,
конструктивным признакам,
типу приводного механизма.
По принципу действия судовые компрессоры делят на объемные и динамические.
Слайд 9Газодувки
— машины, преобразующие механическую энергию приводящих их в движение двигателей
в приращение энергии перемещаемых ими газов. Так же, как и
насосы, газодувки бывают лопастные, объемные (вытеснения) и струйные.
В зависимости от величины развиваемого напора они разделяются на
1) вентиляторы, машины, служащие для перемещения воздуха и создающие давление до 0,3 атм;
2) газодувки-машины, служащие для сжатия и перемещения газа (воздуха) при давлении в пределах от 1,1 до 3,5 атм;
3) компрессоры, машины, осуществляющие сжатие и перемещение газов (воздуха) под давлением свыше 2,0 атм
Слайд 10Гидродвигатели (гидромоторы)
служат для преобразования гидравлической энергии сжатой жидкости или газа
в механическую (вращения, поступательного движения).
Слайд 11Судовые теплообменные аппараты-
ТА предназначены для передачи теплоты от теплоносителя с
большей температурой к теплоносителю с меньшей температурой и играют важную
роль в обеспечении бесперебойной, надежной экономичной работы судовых систем и систем энергетических установок
По конструкции делятся на:
кожухотрубные, у которых теплообменные поверхности образуются из гладких или оребренных круглых, овальных и плоскоовальных труб;
пластинчатые — теплообменные поверхности в них образованы из плоских пластин.
Слайд 12Холодильные машины
Холодильные установки на судах применяются для сохранения и обработки
пищевых продуктов, изготовления искусственного льда, обеспечения работы систем кондиционирования.
Холодильные машины
используются на транспортных, рефрижераторных судах и на всех судах, совершающих дальние рейсы.
По принципу работы холодильные установки можно разделить на: компрессорные, эжекторные и абсорбционные.
В качестве рабочей среды используются хладогенты: Аммиак, Углекислота, Хлорметил, Фреон (Ф-11, Ф-12, Ф-22, Ф-142)
важными физическими свойствами хладагентов являются вязкость, теплопроводность и теплоемкость в жидком и парообразном состоянии.
Слайд 13Принципиальная схема воздушной холодильной машины
1 — холодильник; 2 — компрессор;
3 — охлаждаемое помещение; 4 — двигатель; 5 — расширительный
цилиндр
Слайд 14Принципиальная схема абсорбционной холодильной машины
В состав этой машины входят конденсатор
3, регулирующий клапан 2 и испаритель 1.
Пары хладагента, образовавшиеся в
испарителе при температуре Т0 и давлении р0, должны быть сжаты в конденсаторе до давления рк, соответствующего температуре конденсации Тк.
В абсорбционной машине для сжатия паров служит так называемый термохимический компрессор, роль которого выполняют два теплообменных аппарата (генератор 4, абсорбер 6), насос 7 и второй регулирующий клапан 5.
Слайд 15Принципиальная схема пароэжекторной холодильной машины
1 — паровой котел, 2 —
эжектор, 3 — испаритель, 4 — регулирующий вентиль, 5 —
конденсатор, 6 — насос
Слайд 16Судовые системы кондиционирования воздуха
По назначению СКВ делятся на два типа:
комфортное и техническое.
Система комфортного кондиционирования представляет собой совокупность трубопроводов, механизмов,
аппаратов, приборов и устройств, предназначенных для приема, подогрева, охлаждения, увлажнения и подачи воздуха в каюты, салоны, кубрики, медицинские и служебные помещения судна, что обеспечивает поддержание в них благоприятных для самочувствия людей параметров воздушной среды: температуры 298— 301 К (25—28 °С), влажности 40—60 %, подвижности до 0,5 м/с и газового состава — независимо от района плавания судна
Система технического кондиционирования совокупность трубопроводов, механизмов, аппаратов, приборов и устройств, предназначенных для приема, подогрева, охлаждения, осушения и подачи воздуха в грузовые и другие помещения судна, обеспечивает поддержание в них независимо от внешних условий заданных параметров воздушной среды, требуемых для сохранения груза или работы оборудования, приборов, а также для уменьшения коррозии металлических корпусных конструкций.
Воздух осушается твердыми поглотителями воды (адсорбентами) и жидкими (абсорбентами), а также при охлаждении с помощью холодильной машины. В качестве адсорбентов используются силикагель и цеолит, абсорбентов — растворы солей хлористого, реже бромистого лития; применяются волокнистые материалы, пропитанные растворами солей
Аппарат, с помощью которого осуществляется кондиционирование воздуха, называется кондиционером.
Слайд 17Схема центрального кондиционера для одноканальной рециркуляционной системы
1,5 — задвижки; 2,
6 — противопыльные фильтры; 3 — первичный воздухонагреватель: 4 —
камера смешения наружного и рециркуляционного воздуха; 7 — электровентилятор; 8 — воздухоохладитель; 9 — паровой увлажнитель; 10 — вторичный воздухонагреватель; 11 — Каплеуловитель; 12 — воздуховод; 13 — воздухораспределительная камера обработанного воздуха; 14 — сливная трубка; 15 — запорные клапаны; 16 — терморегулирующий клапан
Слайд 18Схема централизованно-местной одноканальной высокоскоростной прямоточной СКВ
Схема централизованной двухканальной высокоскоростной СКВ