Слайд 1Сущность хозяйственного и бухгалтерского учета
Первую часть курса «Бухгалтерского
учета» называют теорией, основами и принципами бухгалтерского учета.
Именно здесь изучаются теоретические основы этой науки, излагается её азбука, одинаковая для всех стран и народов, закладывается фундамент, на который этаж за этажом воздвигается здание счетоводства и всех других видов учета.
Слайд 2 Бухгалтерский учет имеет две стороны: практическую
(счетоводство) и теоретическую (счетоведение). Их взаимосвязь очевидна: «теория без практики
мертва, практика без теории слепа» (И. Кант).
Счетоводство основа современного финансового учета в части правил ведения счетов (счетоведения).
Слайд 3 Наблюдение, измерение, регистрация и обобщение - слагаемые
любого вида учета.
Слагаемые учета
везде одинаковые, но субъекты учета различны и многообразны.
Если для врача субъект учета – пациент, для астронома планета, для автоинспектора – автодорожное движение, то для предпринимателя – организация (фирма, компания, концерн и др.).
Слайд 4 В организации осуществляется хозяйственная деятельность – производственная,
торговля, заготовительная, сбытовая и др., поэтому такую организацию принято называть
хозяйствующим субъектом.
Для осуществления хозяйственной деятельности организации (юридического лица) необходимы три обязательных условия – наличие капитала, умение правильно вести учет, умение содержать свои дела в порядке.
Слайд 7 Хозяйственная деятельность организации независимо от её организационно-правовой формы
(хозяйственные товарищества, акционерные общества, индивидуальные предприниматели, государственные или общественные организации
и т. п.), направления деятельности – это последовательное сочетание взаимосвязанных, одновременно протекающих хозяйственных процессов.
Слайд 9 Для производственной организации основными хозяйственными процессами являются:
Процесс снабжения
(заготовления товарно-материальных ценностей);
Процесс производства
Процесс продажи продукции, созданной в процессе производства,
и связанный с ними процесс обслуживания потенциальных и реальных покупателей этой продукции.
Назначение этих процессов – получение определенного результата. Предпринимателю не безразлична
цена заготовленных товарно-материальных ценностей, расходы, связанные с их приобретением.
Разница между суммой фактических и планируемых затрат на осуществление операций по заготовлению материалов, топлива, запасных частей для ремонта и обслуживания оборудования, инструментов и других производственных запасов составит экономию (если фактические затраты ниже планируемых) или перерасход (если они выше планируемых).
Слайд 11 В процессе производства осуществляется соединение труда со средствами
производства (средствами труда и предметами труда) с целью изготовления готовой
продукции.
В процессе производства отражается переход заготовленных материальных ценностей из стадии производственных запасов в стадию производственных затрат (незавершенного производства, полуфабрикатов собственного изготовления).
Слайд 12 Финансовый результат хозяйственной деятельности организации, выявляемый в
процессе продажи продукции (работ, услуг), определяют сопоставлением выручки, полученной за
проданную продукцию со всей суммой фактических затрат на эту продукцию (работы, услуги), включая расходы по упаковке, транспортировке, расходы по обслуживанию покупателей и другие коммерческие расходы.
Слайд 13 Хозяйственная деятельность таких организаций состоит из следующих процессов:
Привлечение
средств;
Размещение привлечённых средств;
Организация расчетов (наличной и безналичной формах);
Предоставление гарантий, поручительств,
консультаций и т. п., результатом которых является получение прибыли при меньших вложениях (инвестициях).
Слайд 14 Хозяйственный учет ведется в различных целях. Он нужен
для оперативного выявления размеров долгов и требований (юридическая природа учета),
надлежащего устройства своих дел, для получения законной прибыли (экономическая природа учета).
Его называют «совестью бизнеса», «философией бизнеса, его языком» (А. фон Мизес, Р. А. Фаулки).
Слайд 16 Хозяйственная операция – факт, явление, вызывающее изменения в
хозяйственном процессе, а значит, в хозяйственной деятельности организации, в её
финансовом положении.
Необходимое условие отражения каждой хозяйственной операции в учете – наличие правильно оформленного документа.
Хозяйственные операции определяют сущность бухгалтерского учета.
Слайд 17 Поэтому при их осуществлении очень важно решить
три проблемы.
Установить время совершения хозяйственной операции, а значит и
то время, когда она должна быть зарегистрирована ( проблема идентификации);
Установить стоимостное выражение хозяйственной операции ( проблема оценки);
Определить, каким образом операция должна быть отражена в учете (проблема классификации).
Слайд 21 За раннее определенный момент времени, в который
должна быть зарегистрировано операция называется точкой идентификации.
По общепринятым
бухгалтерским принципам стоимость (фактическую себестоимость) определяют на момент совершения операции.
Слайд 22 Проблема классификации – это выбор счетов, запись
операций на счетах, что обеспечивает хранение полученной информации, её накапливании
и обобщение в пределах отчетного периода.
Слайд 23Определение бухгалтерского учета и его функции.
Бухгалтерский учет – это
упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении. Это информация об имуществе и обязательствах организации, их движении (поступлении и выбытии, образовании и погашении), создаваемая на основе сплошного, непрерывного документального отражения всех хозяйственных операций.
Слайд 24 Определение бухгалтерского учета содержится в ст. 1
«Бухгалтерский учет, его объекты и основные задачи» Федерального закона РФ
от 21.11.1996 г. №129 – ФЗ «О бухгалтерском учете».
С 1 января 2013 г.начал действовать новый закон «О бухгалтерском учёте» подписанный 6 декабря 2011 года № 402 – ФЗ.
Бухгалтерский учет –– одна из функций управления.
Слайд 25 Бухгалтерский учет обеспечивает:
Выявление экономической сущности, измерение
хозяйственных операций, их регистрацию в учетных регистрах с целью подготовки
для дальнейшего использования;
Обработку учетных данных, обеспечение их сохранности до определенного момента, а затем их переработку в необходимую полезную информацию;
Передачу этой информации в форме отчетов тем, кому она нужна для принятия решений.
Слайд 26Три основные задачи бухгалтерского учета:
1. Формирование полной и достоверной
информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности организаций, необходимой для
оперативного руководства и управления, а также для ее использования инвесторами, поставщиками, покупателями, кредиторами, налоговыми и финансовыми органами, банками и иными заинтересованными организациями и лицами.
Слайд 272. Обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использование материальных,
и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и
сметами.
3. Своевременное предупреждение негативных явлений хозяйственно-финансовой деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов, обеспечение финансовой устойчивости организации.
Слайд 29 Бухгалтерский учёт обеспечивает работников аппарата управления фактическими
данными о деятельности организации, позволяет не только давать оценку выполнения
плановых показателей, норм, смет, стандартов, но и является базой для разработки планов, выполняя при этом функцию обратной связи.
Слайд 30 Общепризнанные положения финансового учёта и отчётности предусматривают:
1. Требования
к качеству информации;
2. Принципы учёта информации;
3. Элементы финансовой отчётности.
Слайд 31Требования к качеству информации.
Полезность информации для принятия решений различными группами
пользователей.
Понятность для пользователей.
Слайд 32 3. Уместность.
По содержанию ( полноте отражения
всех хозяйственных операций за отчётный период).
По существенности( когда
отсутствие информации или её неправильная оценка могут повлиять на решение пользователя информации).
По современности предоставления.
Слайд 33Достоверность, надёжность.
Правдивость( подтверждение каждой операции реальным документом).
Преобладание экономического содержания над
юридической формой.
Нейтральность – информация не должна содержать пристрастных оценок.
Слайд 34Осмотрительность – более высокая готовность к учёту потенциальных убытков, чем
к учёту потенциальных прибылей. Это выражается в осознании финансовых резервов
( а не в раздаче обещаний новых расходов в преддверии потенциальных прибылей), а также в оценке активов по наименьшей стоимости (в пределах законодательно позволенных методик их оценки ), а пассивов – по наибольшей стоимости.
Ограничение «затраты / выгоды»,т. е. выгода от использования полученной информации должна всегда быть больше, чем затраты на её получение.
Слайд 35Принципы учёта информации.
Принцип начислений:
Собственно принцип начислений – операция записывается в
момент её совершения, а не в момент получения денег;
Принцип регистрации
дохода – доход отражается в том периоде, когда он заработан;
Принцип соответствия – в отчётном периоде регистрируются только те расходы, которые привели к доходам данного периода.
Слайд 362. Принцип продолжающейся деятельности – предприятия нормально функционируют и
будет продолжать свою деятельность, т. е. у него нет намерения
ликвидировать или существенно сократить свою деятельность.
3. Принцип двойной записи. Для отечественного учёта он очевиден. Для западного учёта он подчёркивает разницу между финансовым и управленческим учётом.
4. Принцип единицы учёта. Единицей учёта является обособленное предприятие и его собственник.
Слайд 375. Принцип периодичности. Отчёт о деятельности предприятия составляется регулярно, периодически.
6.
Принцип денежного измерителя. Вся хозяйственная деятельность оценивается с помощью единого
денежного измерителя.
7. Принцип конфиденциальности. Информация, отражённая в отчётности предприятия, не должна наносить ущерб его интересам.
Слайд 38Элементы финансовой отчетности.
1. Активы – ресурсы, контролируемые предприятием.
2.
Обязательства – обязательства компании, являющиеся результатом прошлых событий и источником
будущих изъятий ресурсов и уменьшений экономических выгод.
3. Капитал – оставшаяся после вычета обязательств доля собственных активов предприятия.
Слайд 394. Доход – увеличение капитала не за счёт вкладов
собственников.
5. Расходы – уменьшение капитала не за счёт изъятий
собственников, уменьшение или потеря стоимости активов или увеличение обязательств, которые приводят к уменьшению капитала. Убытки считаются по своей сути расходами и не выделяются в отдельный элемент финансовой отчётности.
Слайд 40Интересы пользователей информации
Слайд 42Значение финансового и управленческого учета
Слайд 43Основные принципы бухгалтерского учета (допущения и требования)
Совокупность
обязательных условий, правил организации и ведения финансового учета называют принципами
бухгалтерского учета.
Допущения и требования составляют принципы ведения бухгалтерского учета.
Допущение как базовый принцип предполагает определенные условия, создаваемые организацией при ведении бухгалтерского учета. Требование как основной принцип означает обязательное соблюдение принятых правил организации и ведения учета.
Слайд 44Основные принципы бухгалтерского учета
Принцип непрерывности отражает требование постоянного
ведения бухгалтерского учета с момента регистрации организации в качестве юридического
лица до реорганизации или ликвидации.
Слайд 45 Основные требования к ведению бухгалтерского учета:
Ведение учета в
отечественной валюте;
Принцип имущественной обособленности;
Принцип непрерывности;
Принцип двойной записи
Принцип разделенного учета текущих
и капитальных затрат;
Принцип полноты.
Слайд 46 Принцип двойной записи — характерная особенность бухгалтерского учета.
Его применение отделяет бухгалтерский учет от учета вообще. Поэтому обязательным
требованием бухгалтерского учета является отражение хозяйственных операций методом двойной записи на взаимосвязанных счетах при соблюдении полного соответствия данных аналитического и синтетического учета.
Слайд 47 Принцип полноты учета требует своевременной и полной регистрации
хозяйственных операций и результатов инвентаризации на счетах бухгалтерского учета без
каких-либо пропусков или изъятий.
Общее правило бухгалтерского учета — разграничение текущих и капитальных вложений, так как расходы всех видов должны относиться к тому отчетному периоду, в течение которого они приносят доход.
Слайд 48 Капитальные расходы (или капитальные вложения) — это
затраты на покупку, создание основных средств и других активов длительного
пользования. Они будут способствовать получению прибыли в течение нескольких отчетных периодов (например, здания), а текущие затраты (по ремонту, обслуживанию здания, покупке топлива и все другие производственные расходы) относятся только к одному отчетному периоду.
Наряду с национальными известны и международные принципы ведения бухгалтерского учета, которые отражены в международных стандартах.
Слайд 49 Основные международные принципы бухгалтерского учета:
Непрерывность деятельности;
Постоянство правил бухгалтерского
учета;
Осторожность;
Наращивание доходов и расходов;
Раздельное отражение активов и пассивов;
Незыблемость входящего баланса;
Приоритет
содержания над формой;
Существенность;
Открытость;
Консолидация.
Слайд 50Объекты бухгалтерского учета и правила его ведения
Слайд 51Классификация активов организации
Внеоборотные активы
Основные средства
Долгосрочные инвестиции
Нематериальные
активы
Вложения во
внеоборотные активы
Долгосрочные
финансовые
вложения
Слайд 52Классификация активов организации
Оборотные активы
В сфере производства
Производственные
затраты
В сфере обращения
Производственные запасы
Средства
в расчетах
с дебиторами
Денежные средства
Готовая продукция и
товары
Слайд 53Элементы метода
бухгалтерского учёта
Документация
Инвентаризация
Оценка имущества и обязательств
Отчётность
Счета и двойная запись
Слайд 54Классификация бухгалтерских документов
По назначению
Распорядительные
Комбинированные
Оправдательные
Бухгалтерского
оформления
Кассовые ордера,
требования,
авансовые отчёты
Доверенность,
платёжное поручение
Акт,
платёжная
ведомость
Справки, расчеты,
ведомости
Слайд 55Классификация бухгалтерских документов
По порядку отражения операций
Лимитно-заборные
карты, ведомости
Накопи-
тельные
Чеки, платёжные
поручения, акты
Разовые
Кассовые отчёты,
ведомости
Чеки,
кассовые
ордера
По способу охвата
операции
Сводные
Первичные
Слайд 56Классификация бухгалтерских документов
По количеству учётных
записей
Односторонние
Многосторонние
Требования на отпуск
материалов
Лимитно-заборные
карты, расчётно-
платёжные ведомости
Слайд 57Классификация бухгалтерских документов
По месту составления
Внутренние
Внешние
Кассовые ордера,
акты, накладные
Счета поставщиков,
выписки
из расчетного счета
и других счетов
Слайд 58Классификация бухгалтерских документов
По степени использования
печатающих устройств
Заполняемые ручным путем
Частично заполняемые
на принтерах
Полностью печатаемые на принтерах
Слайд 59Обязательные реквизиты документов
Наименование документа;
Дата составления документа;
Наименование организации, от имени которой
составлен документ;
Содержание хозяйственной операции;
Измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном
выражении;
Наименование должностей лиц, ответственных за свершение хозяйственной операции и правильность её оформления;
Личные подписи указанных лиц.
Слайд 60Способы исправления ошибок
написания и регистрации бухгалтерских документов
Дополни-
тельные
проводки
Корректура, то есть
зачеркивание непра-
вильных
записей
(номера) балансовых
счетов или суммы
бухгалтерской про-
водки
Сторнировочные
проводки (сторно)
дополнительные
проводки отрица-
тельными (красны-
ми) чернилами
Слайд 61Стадии документооборота
2.Исполнение
и определённая
доработка
первичных
документов.
1.Поступление
документов
со стороны и
выписка их на
предприятии.
6.Передача
документов на
хранение в
архив
предприятия,
а затем в
государственные
органы
4.Обработка
документов в
бухгалтерии.
3.Поступление
первичных
документов в
бухгалтерию.
5.Обеспечение
текущего
хранения
документов.
Слайд 62Стадии обработки документов в бухгалтерии
1.Проверка
документов
по форме,
арифметически,
по существу
2. Оценка в
денежной форме
каждой
операции,
отраженной
в документах
(таксировка или
калькуляция)
3. Запись
на документах
бухгалтерских
проводок
(контировка)
4. Включение документов
в учетные регистры
Слайд 63Оценка имущества и обязательств
Безвозмездно
полеченное
имущество оценива-
ется по рыночной
стоимости на дату
оприходования
Имущество, приоб-
ретенное
за плату,
оценивается по
фактически произ-
веденным расходам
на его покупку
Имущество,
произведенное в
самой организации,
оценивается по
стоимости
его
изготовления
Начисление
амортизации основных средств
и нематериальных активов
производится независимо
от результатов хозяйственной
деятельности организации
в отчетном периоде
Бухгалтерский учет по валютным
счетам организации и операциям в
иностранной валюте ведется в
рублях на основании пересчета
иностранной валюты по курсу
Центрального банка РФ на дату
совершения операции
Слайд 64Счета по учету хозяйственных средств и процессов
Обслуживающие сферу производства
2. Производствен-
ные
запасы
Основные средства(01),
Амортизация основных средств(02),
Нематериальные активы(04),
Амортизация нематериальных активов(05),
1. Внеоборотные
3. Затраты
на
производство
Материалы(10),
Животные на выращивании и откорме(11),
Заготовление и приобретение материаль-
ных ценностей(15),
Отклонение в стоимости материальных
ценностей(16)
Основное производство(20) и другие счета
(21-29),
Выпуск продукции(40)
Слайд 65Счета по учету хозяйственных средств и процессов
Обслуживающие сферу обращения
4. Готовая
продукция
и товары
Касса(50), Расчетные счета(51),
Валютные счета(52),специальные счета
в банках(55), Финансовые вложения(58)
Расчеты
с покупателями и заказчиками(62),
Расчеты с разными дебиторами и кредито-
рами(76)
6. Средства
в расчетах
5. Денежные
средства
Готовая продукция(43),Товары(41),
Расходы на продажу(44),
Товары отгруженные(45),
Слайд 66Счета по учету источников хозяйственных средств
7. Источники собственных
средств
(собственный капитал)
Нераспределенная
прибыль
(непокрытый убыток) (84)
Уставный(80)
Целевое финансирование
Резервный (82)
Добавочный(83)
Слайд 67Счета по учету источников хозяйственных средств
8. Источники заемных
(привлеченных) средств
(заемный капитал)
Кредиты
банков
и займы
Краткосрочные(66)
С поставщиками и подрядчиками
за товары(работы, услуги) (60)
Обязательства по
расчетам
Долгосрочные(67)
С
учередителями(75)
С подотчетными
лицами (71)
С бюджетом по налогам
и сборам (68)
С персоналом по оплате
труда (70)
С органами социального стра-
хования и обеспечения (69)
С прочими кредиторами
(73, 76)
Слайд 68Счета по учету источников хозяйственных средств
9. Счета по учету
финансовых результатов
(90-99)
Продажи
(90)
Расходы будущих
периодов (97)
Прочие доходы и
расходы (91)
Доходы будущих
периодов (98)
Недостачи
и потери
от порчи ценностей (94)
Резервы предстоящих
периодов (90)
Прибыли и убытки
(99)
Слайд 69Классификация счетов по назначению и структуре
Счета по учету активов и
пассивов
А) Инвентарные
Основные
Основные средства (01)
Нематериальные активы (04)
Материалы(10)
Готовая продукция (43)
Товары (41)
Касса (50)
Расчетные
счета (51)
Валютные счета (52)
Специальные счета в банках (55)
Слайд 70Классификация счетов по назначению и структуре
Счета по учету активов и
пассивов
Основные
Б) По учету
капитала и фондов
Расчеты с поставщиками и
подрядчиками (60)
Расчеты с
покупателями и
заказчиками (62)
Расчеты с разными дебиторами
и кредиторами (70-76) и др.
Уставной капитал (80)
Резервный капитал (82)
Добавочный капитал (83)
В) Расчетные
Слайд 71Классификация счетов по назначению и структуре
Счета по учету активов и
пассивов
Основные
Г) Регулирующие
Амортизация основных средств (02)
Амортизация нематериальных
активов (05)
Торговая наценка (42)
Отклонение в
стоимости материаль-
ных ценностей (16)
Контрарные
Дополнительные
Слайд 72Классификация счетов по назначению и структуре
Счета по учету хозяйственных процессов
и их результатов
Д) Распределительные
Бюджетно-
распределительные
Собирательно-
распределительные
Общепроизводственные
расходы (25)
Общехозяйственные
расходы (26)
Расходы будущих периодов
(97)
Резервы предстоящих расходов
(96), Доходы будущих
периодов (98)
Слайд 73Классификация счетов по назначению и структуре
Е) Калькуляционные
Продажи (90)
Основное производство (20)
Вспомогательное
производство(23)
Обслуживающие производства и
хозяйства (29)
Заготовление и приобретение ма-
териальных ценностей (15)
Ж)
Результатные
Прочие доходы и расходы (91)
Счета по учету хозяйственных процессов
и их результатов
Прибыли и убытки (99)
Слайд 74Формирование финансовых результатов
Счет продаж (90)
Счет прочих доходов и
расходов (91)
Счет прибылей
и убытков (99)
Счет нераспределенной прибыли (84)
Слайд 75Метод бухгалтерского учёта
Метод бухгалтерского учёта можно определить как совокупность приёмов
и способов, с помощью которых или через которые раскрывается содержание
предмета.
Назначение метода состоит в том, чтобы отразить его предмет как единое целое, сгруппировать экономически однородные активы, хозяйственные операции и т. д.
Слайд 76Инвентаризация
Счета и двойная запись
Документация
Оценка имущества и обязательств
Элементы метода
бухгалтерского учёта
Отчетность
Слайд 77 Документация и инвентаризация являются способами первичного наблюдения
и контроля за хозяйственными операциями и состоянием имущества предприятия.
Описание венецианского метода учета (итальянской его формы, основанной на применении двойной записи) Л. Пачоли начинает с правил составления инвентаря: «Сначала купец должен составить подробно свой инвентарь, т. е. вписать на отдельные листы или отдельную книгу все, что, по его мнению, принадлежит ему в этом мире, как в движимом, так и в недвижимом имуществе»
Слайд 78 Оценка имущества и обязательств является способом стоимостного
измерения учитываемых факторов, явлений (хозяйственных операций). Она позволяет обобщить разнородные
хозяйственные объекты, привести различные учетные измерители к единой стоимости (денежной) оценке, исчислить фактическую себестоимость товарно-материальных ценностей, продукции (работ, услуг). Оценка – «есть краеугольный камень правильного счетоводства».
Слайд 79 Счета и двойная запись – это способы
текущей регистрации и группировки изменений в составе хозяйственных средств (активов)
и источников их образования (пассивов), хозяйственных процессов и их результатов.
Бухгалтерскую процедуру оформления в учете хозяйственных операций Л. Пачоли назвал диспозицией (в буквальном переводе это означает – расположение).
Слайд 80 Отчетность является способом заключительного обобщения учетных записей. Основными
формами такого обобщения являются бухгалтерский баланс и отчет о прибылях
и убытках.
Практическое использование каждого из названных выше элементов метода бухгалтерского учета нормативно регламентируется Законом «О бухгалтерском учете», а так же положениями и инструкциями установленными законодательством РФ.
Слайд 81Счета и двойная запись
Счета бухгалтерского учета –
это способ экономической группировки однородных активов и пассивов, обобщение хозяйственных
операций. С их помощью организуют текущий учет наличия, изменений в составе каждого вида активов и пассивов, получают информацию, необходимую для контроля за хозяйственной деятельностью организации.
Слайд 82 Счета являются средством формирования и хранения учётной информации,
необходимой для составления отчётности и принятия управленческих решений.
По
форме счёт представляет собой двустороннюю таблицу, левая сторона которой называется дебет, правая – кредит. Схематично счёт изображают в виде буквы Т и называют Т-счёт.
Слайд 83Счет
(наименование счета)
Дебет
Кредит
Стороны счета предназначены для отражения противоположных изменений (увеличений, уменьшений) в составе хозяйственных средств и источников их образования.
Слайд 84 Сумма хозяйственных операций записывается по дебету или по
кредиту соответствующего счета. Итоги таких записей называются оборотами. В сумму
оборота не входит начальное сальдо (остаток), перенесенное в счет из начального баланса. Соизмерение оборотов (с учетом начального сальдо) позволяет определить остаток по счету на конец отчетного периода и перенести его в соответствующую (левую или правую) сторону баланса.
Слайд 85 В ходе изучения бухгалтерских счетов необходимо:
Четко выделить два
вида счетов:
Активные (для учета хозяйственных средств – активов, расходов);
Пассивные (для
учета источников образования хозяйственных средств – собственного капитала, пассивов, доходов)
Слайд 86 Активные и пассивные счета составляют основу системы счетов
бухгалтерского учёта. Однако имеются и счета, которые отличаются от них
по своей структуре, имеют смешанный характер, т.е. сочетают признаки и активного, и пассивного счетов. Их называют активно-пассивными.
Активно-пассивные счета применяются для отражения расчётных операций, в результате которых может иметь место и дебиторская, и кредиторская задолженность. Дебетовая сальдо (остаток) таких счетов показывает дебиторскую задолженность, кредитовое-кредиторскую.
Слайд 872. Понять порядок записи хозяйственных операций на активных счетах
Дебет
Кредит
Сн – остаток средств
на начало месяца
Хозяйственные опера- Хозяйственные операции
ции, вызывающие уве- вызывающие уменьшение
личение хоз. средств(+) хозяйственных средств(-)
Сумма хозяйственных Сумма хозяйственных
операций = Оборот операций = Оборот по
по дебету счета за кредиту счета за отчет-
отчетный месяц ный период
Ск=Сн+Оборот по
дебету счета-оборот
по кредиту счета
Слайд 88Запись операций на пассивных счетах:
Дебет
Кредит
Сн – остаток
источников образования
хозяйственных средств
на начало месяца
Хоз. операции, вызывающие Хоз. операции, вызывающие
уменьшение источников увеличение источников
образования хоз. средств (-) образования хоз. средств (+)
Сумма хоз. операций = Обо- Сумма хоз. операций = Обо-
рот по дебету счета за отчет- рот по кредиту за отчетный
ный месяц месяц
Ск=Сн + оборот по
кредиту счета – оборот де-
биту по счета
Слайд 89 Левую часть счёта называют дебет , правую
– кредит. Таким образом, в любом счёте (в активном и
пассивном) слева находится дебетовая сторона, справа-кредитовая.
3. Различать по степени детализации и обобщения синтетические и аналитические счета. Необходимо всегда помнить: что «данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счет; синтетического учета»
Слайд 90 Синтетические счета — обобщающие, на них учитывается
совокупность однородных хозяйственных средств или источников их образования. Например, активный
синтетический счет 10 «Материалы», пассивный синтетический счет — 80 «Уставный капитал».
Аналитические счета — детализируют данные синтетического счет; на них учитываются отдельные виды имущества и пассивов. Например определенные виды запасных частей, топлива и др.
Кроме синтетических и аналитических счетов, в бухгалтерском учете используют субсчета. Их назначение — обеспечить дополнительную' группировку показателей однородных аналитических счетов в пределах] одного синтетического счета.
Слайд 91 Взаимосвязь счетов аналитического и синтетического учета, проверка
правильности записей в них осуществляются с помощью оборотной ведомости по
аналитическим счетам соответствующего синтетического счета. Формы оборотных ведомостей аналитических счетов бывают двух видов: по инвентарным счетам (01, 10, 41, 43) — количественно-суммовые; по остальным — контокорентные. Если в количественно-суммовых ведомостях данные отражаются в натуральном и стоимостном измерениях, то в контокорентных — только в стоимостном.
Слайд 92 Итоговые суммы остатков и оборотов (по дебету
и кредиту) всех аналитических счетов должны быть равны остаткам на
начало и конец отчетного периода и оборотам по дебету и кредиту соответствующего синтетического счета.
Аналитический учет по счетам, отражающим дебиторскую или кредиторскую задолженность, ведется по конкретному перечню дебиторов или кредиторов (поставщиков, подотчетных лиц, работников организации), по видам налогов и других платежей.
Слайд 93 Классификация — это способ более четко представить общие
и особенные черты каждого счета, порядок записи операций на однородных
счетах. Классифицируют счета по экономическому содержанию. Этот принцип группировки заложен в плане счетов бухгалтерского учета, определяет его структуру и последовательность расположения счетов. Классификация счетов по назначению и структуре отражает характер счетов, взаимосвязь между счетами, определяет порядок записи хозяйственных операций на счетах.
Слайд 94Двойная запись
Двойная запись является способом взаимосвязанного отражения
хозяйственной операции одновременно на двух счетах в одной и той
же сумме. Ее использование обеспечивает возможность самоконтроля, так как позволяет сбалансировать итоги записей на счетах: сумма оборотов по дебету всех счетов независимо от их вида должна быть равна сумме оборотов по кредиту всех счетов. Неравенство — результат ошибки в записях или подсчетах.
Слайд 95 Метод двойной записи является «краеугольным камнем» бухгалтерского
учета. Он обеспечивает балансовое уравнение хозяйственных средств (активов) и источников
их образования (пассивов), имеет контрольное значение. Великий немецкий поэт И. В. Гете называл это величайшим достижением человечества.
Взаимосвязь между счетами называется корреспонденцией счетов.
«Корреспонденция между счетами — есть тот клубок, который должен распутать эксперт» (А. П. Рудановский). Письменное указание в дебет и кредит какого счета следует записать сумму, называется проводкой.
Слайд 96 Оборотная ведомость по синтетическим счетам может иметь форму
шахматного баланса, где сумма хозяйственной операции отражает один раз —
по столбцу с номером счета, по кредиту которого совершена операция, и по строке с номером счета, по дебету которого совершена та же операция.
Слайд 97 Форма шахматного баланса не включает в себя
остатки по счетам на начало и конец месяца. В ней
обобщены только дебетовые и кредитовые обороты по счетам за месяц. Форма позволяет легко проверить равенство дебетовых и кредитовых оборотов по счетам за месяц. Сумма итога шахматного баланса равна сумме оборотов по дебету и кредиту оборотной ведомости и сумме итога записей в Журнале хозяйственных операций.
Оборотная ведомость и шахматный баланс помогают правильно построить самую важную форму отчетности — форму 1 Баланс. Бухгалтерский баланс — это способ обобщения, группировки и отражения в денежной оценке хозяйственных средств и источников их образования на определенную дату.
Слайд 98 Бухгалтерский баланс — таблица двухсторонней формы. В
левой стороне отражаются хозяйственные средства (актив), в правой — источники
их образования (пассив).
В активе бухгалтерского баланса отдельными разделами выделены две группы счетов: внеоборотные активы и оборотные активы. В пассиве — капитал и резервы, долгосрочные пассивы и краткосрочные пассивы.
Слайд 99Формы бухгалтерского учёта
Предмет бухгалтерского учёта рассматривает то,
что отражается в бухгалтерском учёте, метод - как и какими
способами это делается, форма – где, на каких носителях информации отражаются хоз. операции.
Форма бухгалтерского учёта – это сочетание определённых учётных регистров, их взаимосвязь, последовательность и способы совершения учётных записей.
Слайд 100 Хоз. операции регистрируются в бухгалтерском учёте
по-разному. Носители учётной информации называются учётными регистрами. Запись хоз. операций
в учётные регистры называется разноской операций.
Слайд 101Электронные
таблицы
Классификация учётных регистров
Комбинирован-
ные
Карточки
Комбиниро-
ванные
По содержанию
Системати-
ческие
Хронологи-
ческие
По характеру
записи
Аналитические
Синтетические
Свободные
листы
По внешнему
виду
Книги
Слайд 102 Наиболее распространенными формами бухгалтерского учета в современных условиях
являются журнально-ордерная, упрощенная система учета, предусмотренная Минфином РФ для субъектов
малого предпринимательства, автоматизированная форма бухгалтерского учета.
Слайд 103Мемориально-ордерная форма учета
При мемориально-ордерной форме синтетический учет ведется
в книгах, а для аналитического учета используются карточки, которые легко
группировать.
Бухгалтерские записи при мемориально-ордерной форме счетоводства оформляются составлением мемориальных ордеров. Ордер выписывается на каждую отдельную операцию или группу однородных операций, объединяемых одной накопительной или группировочной ведомостью.
Слайд 104 Все мемориальные ордера по мере их оформления записываются
в регистрационный журнал. Это регистр хронологического учета. В журнале им
присваиваются текущие порядковые номера. Итоговая сумма записей в регистрационном журнале должна соответствовать месячным оборотам по синтетическим счетам, так как после записи в регистрационном журнале на основании тех же мемориальных ордеров производится записи в Главной книге.
Слайд 105Бухгалтерский баланс и
другие формы отчётности
Оборотная ведомость
Шахматная ведомость
Оборотные ведомости по
счета аналитического учёта
Главная книга
Регистрационный
журнал
Карточка
аналитического учёта
Мемориальные
ордера
Накопительные и группировочные
материалы
Кассовая книга
Документы
Слайд 106Четыре типа хозяйственных операций, приводящих к изменению баланса
Любые
хозяйственные операции на пред-
приятии влияют на две статьи баланса, не
нарушая равенства итогов его актива и пас-
сива, которые сводятся к 4 типам:
Первый тип –изменение двух статей в
активе баланса (увеличение (+) одной и
уменьшение (-) другой статьи актива.
Например, предприятие приобрело
материалы:
Слайд 107I ТИП операций изменения баланса
АКТИВ
II Раздел баланса.
Оборотные активы.
ЗАПАСЫ в том числе сырьё, материалы и др. ценности
Увеличились
(+)
ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА
Уменьшились ( - )
АКТИВ
Слайд 108Четыре типа хозяйственных операций
Второй тип – это операции, которые вызывают
аналогичные изменения в пассиве баланса, то есть одна статья в
пассиве увеличивается ( + ), а другая уменьшается ( - ) на такую же величину. Например, уставный капитал организации увеличивают за счёт нераспределённой прибыли
Слайд 109II ТИП операций изменения баланса
ПАССИВ
III. Раздел. Капитал и резервы
Уставный капитал
Нераспределённая прибыль
Увеличился (+)
Уменьшилась ( -)
ПАССИВ
Слайд 110Четыре типа хозяйственных операций
Третий тип операций приводит к увеличению
ресурсов организации (активов) и увеличению источников их формирования (пассивов). Таким
образом, увеличиваются одновременно две части баланса: активы и пассивы. Например, поступили сырьё и материалы, приобретённые у поставщика, но ещё не оплаченные, то есть у предприятия возникла кредиторская задолжен-ность, но при этом балансовое равновесие не нарушилось: и актив. И пассив увеличился на одну и ту же сумму.
Слайд 111III ТИП операций изменения баланса
ПАССИВ
АКТИВ
II. Раздел баланса.
Оборотные активы.
V. Краткосрочные
обязательства
ЗАПАСЫ в том
числе сырьё, материалы и др. ценности
Кредиторская задолженность
в том числе поставщики и подрядчики
Увеличились ( + )
Увеличилась (+)
Слайд 112Четыре типа хозяйственных операций
Четвёртый тип операций в отличие от
предыдущего типа приводит к одновременному не увеличению, а уменьшению двух
статей баланса: и по активу и по пассиву.
Например, предприятие оплатило получен-ные ранее сырьё и материалы. У предприятия одновременно уменьшились денежные средства и уменьшилась образовавшаяся кредиторская задолженность перед поставшиками.
Слайд 113IV ТИП операций изменения баланса
АКТИВ
ПАССИВ
II Раздел баланса.
Оборотные активы.
ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА
V. Краткосрочные
обязательства
Кредиторская задолженность
в том числе поставщики и подрядчики
Уменьшились ( - )
Уменьшилась ( - )
Слайд 114Четыре типа хозяйственных операций, приводящих к изменению баланса
Таким
образом, любая хозяйственная операция приводит к изменению двух статей баланса,
но не нарушает равенства итогов его активов и пассивов. Схематично можно представить типы операций, вызывающие изменения в балансе следующим образом:
Слайд 115Четыре типа хозяйственных операций, приводящих к изменению баланса
I
ТИП
I I ТИП
III ТИП
IV ТИП
+
--
+
--
+
+
--
--
Слайд 116СХЕМА СТРУКТУРЫ АКТИВА БАЛАНСА
ДОЛГО-СРОЧНЫЕ АКТИВЫ
НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ
АКТИВЫ
ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА
ДОЛГОСРОЧНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ВЛОЖЕНИЯ
ТЕКУЩИЕ АКТИВЫ
ЗАПАСЫ
ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ
КРАТКОСРОЧНЫЕ
ФИНАНСОВЫЕ ВЛОЖЕНИЯ
ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА
Средства, используемые за пределами организации
Слайд 117СХЕМА СТРУКТУРЫ ПАССИВА БАЛАНСА
СОБСТВЕН - НЫЙ КАПИТАЛ
ЗАЁМНЫЙ КАПИТАЛ
КАПИТАЛ И
РЕЗЕРВЫ (III Раздел баланса
ПОСТОЯННЫЙ (ПЕРМАНЕНТНЫЙ) КАПИТАЛ
ДОЛГОСРОЧ-НЫЕ ОБЯЗА-ТЕЛЬСТВА (IV Раздел)
КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗА-ТЕЛЬСТВА
( V Раздел)
ПЕРЕМЕН-НЫЙ КАПИТАЛ
Слайд 118СХЕМА СТРУКТУРЫ БАЛАНСА
АКТИВ
ПАССИВ
I. Раздел.
ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
II.
Раздел.
ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
III. Раздел.
КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ
IV. Раздел.
ДОЛОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
V. Раздел.
Краткосрочные обязательства
Слайд 119Четыре типа хозяйственных операций, приводящих к изменению баланса
ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА
( АКТИВ)
ИСТОЧНИКИ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СРЕДСТВ (ПАССИВ)
Увеличение
Уменьшение
Уменьшение
Увеличение
III ТИП
I V ТИП
I ТИП
II ТИП
Активные счета
Пассивные счета
( + )
( - )
( - )
( + )
( - )
( - )
( + )
( - )
Слайд 120Понятие баланса
Термин «БАЛАНС» (от латин. Вis дважды и
lanx
– чаша весов ) означает двучашие и употребля-
ется
как символ равновесия, равенства.
Бухгалтерский баланс как элемент бухгалтер-
ского учёта, подытоживает процедуру обработки
данных учёта, обобщая их в информационную
модель с помощью которой представляется на
определённый момент времени финансовое
положение предприятия и состоящий из двух
частей: актива (имущества по составу) и пассива
(источники формирования имущества).
Слайд 121Понятие баланса
Другими словами, под финансовым положением понимается
наличие экономических ресурсов организации и противопоставленный им капитал на определённый
момент времени:
Экономические ресурсы = весь капитал
Собственный
Заёмный или кредиторская задолжен-ность
Слайд 122 Экономические ресурсы – это активы, а
кредиторская задолженность – это
пассивы. Таким образом, балансовое
уравнение примет следующий вид:
АКТИВЫ = ПАССИВЫ + КАПИТАЛ
АКТИВНЫЙ КАПИТАЛ = ПАССИВНОМУ КАПИТАЛУ
АКТИВЫ = ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ+ ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
ПАССИВЫ = СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ+ ЗАЁМНЫЙ КАПИТАЛ
КАПИТАЛ = АКТИВЫ - ПАССИВЫ
Слайд 123 Следовательно, капитал – это остаточный
интерес в активах юридического
лица,
который остаётся после вычитания пассивов.
На его величину оказывают влияние
4 типа операций. Первые 2 типа операций – вложения.
Увеличивают Уменьшают
ВЛОЖЕНИЯ
ДОХОДЫ
ИЗЪЯТИЯ
РАСХОДЫ
СОБСТВЕННЫЙ
КАПИТАЛ
1
3
2
4
Слайд 124 АКТИВЫ
_______________
Дебет Кредит
УВЕЛИЧЕ-
НИЕ
УМЕНЬ-ШЕНИЕ
=
ПАССИВЫ
______________
Дебет Кредит
УВЕЛИЧЕ-
НИЕ
УМЕНЬ-ШЕНИЕ
КАПИТАЛ
Дебет Кредит
______________
+
УМЕНЬ-ШЕНИЕ
УМЕНЬ-ШЕНИЕ
Слайд 125ПЕРЕД ЗАПИСЬЮ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОПЕРАЦИИ НА СЧЕТАХ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА НЕОБХОДИМО ОПРЕДЕЛИТЬ:
- СЧЕТА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СОСТАВЕ ИМУЩЕСТВА И ИСТОЧНИКОВ
ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ, ВЫЗВАННЫЕ ОПЕРАЦИЕЙ;
- ЯВЛЯЮТСЯ ЭТИ СЧЕТА АКТИВНЫМИ ИЛИ ПАССИВНЫМИ;
- ХАРАКТЕР ИЗМЕНЕНИЙ, ВЫЗВАННЫХ ОПЕРАЦИЕЙ
Слайд 126Б а л а н с (начальный)
АКТИВ
ПАССИВ
Сумма (руб)
Сумма
(руб)
Основные средства
13 000
Товары
36 700
Материалы 1 200
Касса 100
Расчётный счёт 18 000
Расчёты с покупателями 3 200
Итого 72 200
Итого 72 200
Уставный капитал 30 500
Прибыль 7 600
Кредиты банка 18 500
Расчёты с поставщиками 12 300
Расчёты по оплате труда 3 300
Слайд 127Произошли следующие операции:
На расчётный счёт поступили деньги от покупателей
в сумме
1200 руб.
2. За счёт кредита банка оплачено поставщикам за товары 3 000 руб
3. С расчётного счёта перечислено в погашении задолженности по ссудам 6 000 руб.
4. На предприятие поступили товары , стоимость которых пока не оплачена, на сумму 5 000 руб.
5. С расчётного счёта поступили деньги для выдачи заработной платы 3 000 руб.
6. Выдана заработная плата 2 900 руб.
Слайд 128План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации
(с изменениями от 7
мая 2003 г.)
Слайд 136Раздел IV. Готовая продукция и товары
Слайд 150Схема платежа по пластиковой карточке
ЭМИТЕНТ
ВЛАДЕЛЕЦ КАРТОЧКИ
ПУНКТ
ОБСЛУЖИВАНИЯ
Товары и услуги
Квитанция (слип)
Оплата
Слип
Выписка по
карточному
счёту
Оплата