Слайд 1Сущность и содержание бизнес-планирования
Слайд 2Бизнес-планирование является системообразующим экономическим скелетом, на котором держится вся масса
приемов, методов, способов, инструментов, с помощью которых предприятия осуществляют свою
деятельность в сложных рыночных условиях
Бизнес-план - это документ, который должен:
комплексно, системно обосновывать управленческие решения, связанные с предпринимательской деятельностью
Понятие бизнес-планирования
Слайд 3Понятие бизнес-планирования
ясно представить цели и вытекающие из этого задачи,
объективно оценивать внешние и внутренние условия,
определить ресурсы, необходимые для
достижения этих целей,
доказать эффективность данного решения для всех вовлеченных в бизнес участников
Слайд 4Необходимость бизнес-планирования
1) осуществить четкую координацию предпринимаемых усилий по достижению поставленных
целей;
2) побудить руководителей конкретнее определить свои цели и пути их
достижения;
3) определить показатели деятельности фирмы, необходимые для последующего контроля;
4) подготовить предприятие к внезапным изменениям рыночной конъюнктуры;
5) четко формализовать обязанности и ответственность всех менеджеров фирмы.
Слайд 5Необходимость
Непрерывность
Эластичность и гибкость
Единство и полнота (системность)
Точность и детализация
Экономичность
Оптимальность
Связь уровней управления
Участие
Холизм
(сочетание координации и интеграции)
Принципы бизнес-планирования
Слайд 6Задачи бизнес-планирования
определить конкретное направление деятельности предприятия, целевые рынки и место
предприятия на этих рынках;
сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегии
и тактики их достижения;
выбрать номенклатуру и определить показатели товаров и услуг, которые будут предлагаться фирмой потребителям, а также оценить издержки по их созданию и реализации;
оценить соответствие кадров предприятия и условий мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;
Слайд 7Функции бизнес-планирования
Функция стратегического планирования;
Координация и интеграция – учет взаимосвязи и
взаимозависимости всех структурных подразделений компании с ориентацией их на единый
общий результат
Привлечение капитала извне и возможность привлечения к реализации планов компании потенциальных партнеров;
Воспитание и обучение - улучшение информированности всех сотрудников о предстоящих действиях, координация их усилий, распределение обязанностей и т.д.;
Инициирование - активизация, стимулирование и мотивация намечаемых действий, проектов и сделок;
Слайд 8Функции бизнес-планирования
1 Прогнозирование – предвидение и обоснование желаемого состояния фирмы
в процессе анализа и учета совокупности факторов;
2 Оптимизация - обеспечение
выбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в конкретной социально-экономической среде;
3 Безопасность управления - обеспечение информацией о возможных рисках для своевременного принятия упреждающих мер по уменьшению или предотвращению отрицательных последствий;
4 Упорядочение – создание единого общего порядка для успешной работы и ответственности;
5 Контроль – возможность оперативного отслеживания выполнения плана, выявления ошибок и возможной его корректировки;
6 Документирование
Слайд 9Общие требования, предъявляемые к бизнес-планам.
Всемирный банк
«Затраты – результат». Использование
в других вариантах. Принцип дисконтирования, учет риска и неопределенности, коммерческий
анализ. Влияние проекта на решение социальных проблем. Строгая методика отсутствует.
ЮНИДО
«Руководство по подготовке промышленных технико-экономических исследований». Структура детализирована, алгоритм расчетов эффективности, дисконтирование.
Слайд 10Общие требования, предъявляемые к бизнес-планам.
Ведущие российские корпорации
Требования не содержат конкретной
методики расчета и критериев оценки эффективности инвестиций. Близки к методике
ЮНИДО, но нет требований по сравнению вариантов
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР)
Детализируется финансовая отчетность заемщика, справка о наличии кредитов и займов, а также документы, предоставляющие в обеспечение кредита залог, поручительство или гарантию. Остальные требования аналогичны ЮНИДО
Слайд 11Классификация бизнес-планов
инвестиционные проекты
степень неопределенности
по степени влияния результатов
по масштабам
по основной направленности
по
срокам реализации
по отношению друг к другу
Слайд 12Классификация проектов
1. По отношению друг к другу:
независимые допускающие одновременное и
раздельное
осуществление, причем характеристики их реализации не
влияют друг на друга;
взаимоисключающие т.е.
не допускающие одновременной
реализации.
взаимодополняющие реализация, которых может
происходить лишь совместно.
2. По срокам реализации (создания и функционирования):
- краткосрочные (до 3 лет);
- среднесрочные (3 - 5 лет);
- долгосрочные (свыше 5 лет).
Слайд 13Классификация проектов
3. По масштабам:
- малые проекты, действие которых ограничивается рамками
одной небольшой фирмы, реализующей проект.;
- средние проекты - проекты реконструкции
и технического перевооружения существующего производства продукции.;
- крупные проекты - проекты крупных предприятий, в основе которых лежит прогрессивно «новая идея» производства продукции;
- мегапроекты - целевые инвестиционные программы, содержащие множество взаимосвязанных конечных проектов.
Слайд 14Классификация проектов
4. По основной направленности:
- коммерческие проекты, главной целью которых
является
получение прибыли;
- социальные проекты, ориентированные на решение
проблем безработицы в регионе,
снижение криминогенного
уровня и т.д.;
- экологические проекты, основу которых составляет
улучшение среды обитания;
Слайд 15Классификация проектов
5. В зависимости от степени влияния результатов проекта:
- глобальные
проекты, реализация которых существенно
влияет на экономическую, социальную или экологическую ситуацию
на
Земле;
- народнохозяйственные проекты, реализация которых существенно
влияет на экономическую, социальную или экологическую ситуацию в
стране;
- крупномасштабные проекты, реализация которых существенно влияет
на экономическую, социальную или экологическую ситуацию в отдельно
взятой стране;
- локальные проекты, реализация которых не оказывает существенного
влияния на экономическую, социальную или экологическую ситуацию в
определенных регионах и (или) городах