Слайд 1Светлана Юрьевна Королёва
доцент кафедры русской литературы,
Лаборатория теоретической и прикладной фольклористики,
Пермский
государственный национальный
исследовательский университет
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ СЕМИНАР
(РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА)
Тема 6
Пермь 2020
Слайд 2Тематический план занятий 9 и 10
Третья часть курса – методы
филологии (12 часов, 6 пар)
Занятие 9: школы, методы и направления
XIX в.
Занятие 10 (9 июня, по группам):
описание методов и методики исследования (на примере авторефератов);
мини-доклады о методах и методиках исследования, используемых в ваших курсовых работах (7-10 минут, в сопровождении слайдов). Это точка контроля №3.
Слайд 3Метод исследования - это
…инструментальный способ достижения какой-либо исследовательской цели
или решения конкретной научной задачи.
В основе метода лежит представление о
верном, нужном, продуктивном способе теоретического (познание) и/или практического освоения действительности. В филологии такой действительностью выступает текст (плюс внетекстовые факторы).
Методика – более конкретная «инструкция» (на основе опр. метода) для достижения исследовательской цели.
Слайд 4Методы литературоведения
Мифологическая школа:
См. справочный материал: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_new_philosophy/769/МИФОЛОГИЧЕСКАЯ
Подробнее: https://studopedia.ru/17_6507_mifologicheskaya-shkola-literaturovedeniya.html
Слайд 5Мифологическая школа
Предмет: изучение мифов, в т.ч. сравнительное, их символическая интерпретация,
выявление генезиса фольклорно-мифологических сюжетов, поиск их отражения в языке и
литературе.
Основные представители в 19 в.: Я. и В. Гриммы, М.Мюллер; в России – А.Н. Афанасьев, Ф.Буслаев, О. Миллер, отчасти А.Н. Потебня и др.
Развитие в 20 в.: неомифологическая критика, мифопоэтический подход.
Предмет: глубинные мифоритуальные схемы в основе произведений искусства, в т.ч. современного (но: опасно абсолютизировать!).
См. работы Е.М. Мелетинского.
Слайд 6Методы литературоведения
2) Биографический метод:
См. справочный материал: https://studbooks.net/770992/literatura/biograficheskaya_shkola_literaturovedeniya
+ https://studbooks.net/770993/literatura/biograficheskiy_metod_literaturovedenii
Слайд 7Биографический метод
Предмет: изучение отражения биографии автора в произведении искусства
(биография может пониматься широко, включать философские взгляды и идеи).
Основные представители
19 в.: Ш. О. де Сент-Бёв, в России – Н.А. Котляревский и др.
Представители в 20 в.: В.П. Палиевский, Ю. Айхенвальд и др.
Формирование жанра биографического очерка и биографического портрета, позднее – импрессионистической критики, литературного эссе (конструирование «духовной биографии» писателя, поэта).
Развитие в 20 в.: связи между биографией и произведением могут быть не прямыми (инверсия, альтернативный вариант, компенсация и проч.). Биографический метод используется в комбинации с другими методами и подходами.
Слайд 8Методы литературоведения
3) Культурно-историческая школа:
См. справочный материал: https://studopedia.ru/17_6505_kulturno-istoricheskaya-shkola-v-literaturovedenii.html
Слайд 9Культурно-исторический метод
Предмет: изучение отражения национальной истории и культуры в художественном
тексте.
Основные представители 19 в.: основатель – французский литературовед И.
Тэн (в произведении отражаются «раса, среда, момент»), в России – А.Н. Пыпин и др.
Представители в 20 в.: Б.И. Пуришев (исследователь зарубежной европейской литературы).
Элементы культурно-исторического метода во второй половине 20 в. используют представители различных школ, в т.ч. Д.С. Лихачев, А.Н. Панченко и мн. др. Цель – восстановление культурного контекста произведения, изучение отражения в нем культурных реалий предшествующих эпох.
Слайд 10Методы литературоведения
4) Сравнительно-исторический метод:
См. справочный материал:
https://studopedia.ru/17_6506_sravnitelno-itoricheskiy-metod-v-literaturovedenii.html
Слайд 11Сравнительно-исторический метод
Синонимы: литературоведческая компаративистика, comparative literature (англ.).
Предмет: изучение сходства
и различия литературных явлений, относящихся к разным национальным литературам.
Метод
возник под прямым воздействием сравнительного языкознания (В. фон Гумбольдт и др.) и сравнительного изучения мифологии (труды бр. Гриммов).
Основные представители 19 в.: в России – А.Н. Веселовский.
В российском литературоведении был основным методом на протяжении 20 века.
Слайд 12Сравнительно-исторический метод
Представители в 20 в.: Виктор Максимович Жирмунский, Николай
Иосифович Конрад и др.
Модификации метода:
Историко-типологический - объясняет сходство генетически и
контактно не связанных между собой явлений литературы сходными условиями общественного и культурного развития.
Историко-генетический - рассматривает сходство между явлениями литературы как результат их родства по происхождению.
«Контактный» аспект устанавливает международные культурные взаимодействия, «влияния» или «заимствования», обусловленные географической и/или культурно-исторической и близостью данных народов.
Слайд 13Методы литературоведения
5) Психологическое направление:
См. справочный материал:
https://studopedia.ru/17_6508_psihologicheskaya-shkola.html
Слайд 14Психологическое направление
Предмет - двойной: 1) изучение отражения в художественном тексте
психологических особенностей автора (произведение – «слепок личности»); 2) читательское восприятие
худ. текста и факторы, которые на него влияют.
Основные представители 19 в.: в основе – некоторые идеи И. Тэна; в России – А.Н. Потебня, Д.Н. Овсянико-Куликовский.
Представители в 20 в.: синтез психологического и формального подхода – в трудах Л.С. Выготского (см. его «Психологию искусства»).
Слайд 15Домашнее задание
1) По желанию: приготовить для разбора на слайде 5-7
пунктов из списка литературы.
2) Для студентов, указанных в списке к
завтрашнему дню – обязательно, для остальных – по желанию: приготовить небольшой рассказ (на 7 минут) о методах и методике вашего курсового исследования, самых важных работах, на которые вы ориентируетесь в теоретико-методологическом отношении.
См. чек-лист с вопросами =>
Слайд 16Домашнее задание
Вопросы для мини-сообщения о методах курсового исследования (точка контроля
№1):
- Напомните, какова тема вашей курсовой, ее цель и
задачи?
- Какой метод (методы) вы используете в работе, для чего именно (т.е. как это работает на цель) и в какой части курсовой?
- Есть ли в вашем списке литературы монографии и статьи, написанные в русле этого метода (методов), какие именно?
- Кратко опишите методику анализа, применяемую в вашей работе. Используется ли эксперимент и если да, то какой (кратко поясните суть)?
- Какие еще работы других исследователей для вас важны и почему? (Назовите 2-4 авторов, названия работ и кратко прокомментируйте их).
- Будьте готовы ответить на вопросы (хорошие вопросы тоже оцениваются (до 5 баллов)).
Слайд 17Домашнее задание
Список студентов, которым нужно подготовить доклад 9 июня:
1) 15.15,
группа ДВБ12-ПР1-2018НБ:
Белозерова Д., Беляева В., Боровицкая Д., Бурнышева А., Денисов
Д.
2) 17.00, группа ДВБ12-ПР2-2018НБ:
Гирина Е., Гришина Ю., Елохова У., Ерохина А., Закирова Э., Ильина Н.
Остальные могут быть готовы по желанию и выступить, если будет свободное время и место.
Успехов!