Слайд 1Корпоративные финансы
Тема 1
Корпоративная форма
организации бизнеса и
корпоративное управление
Лектор:
к.э.н., доцент
Стрельник Евгения Юрьевна jstr06@mail.ru
Слайд 2Литература
Анкудинов А.Б. Финансовый менеджмент: опорный конспект лекций / Анкудинов А.Б.
– Казань: КГФЭИ, 2009.
Брейли Р. Принципы корпоративных финансов / Брейли
Р., Майерс С. / Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2007.
Бригхем Ю. Финансовый менеджмент. Полный курс. В 2-х т.: учебное пособие / Бригхем Ю., Гапенски Л. / Пер. с англ. – СПб: Экономическая школа, 2005.
Ван Хорн, Дж. К. Основы управления финансами / Ван Хорн, Дж. К. / Пер. с англ. – М.: Финансы и статистика, 2003.
Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика / Ковалев В.В. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.
Ли, Ченг Ф. Финансы корпораций: теория, методы и практика / Ли, Ченг Ф., Финнерти, Дж.И / Пер. с англ. – М.: ИНФРА–М, 2000.
Слайд 3Содержание
История возникновения и развития корпоративной формы организации бизнеса
Органы корпоративного управления
Правовое
регулирование органов корпоративного управления в различных странах
Основная проблема, решаемая в
рамках корпоративного управления – минимизация негативных последствий информационной асимметрии
Функции менеджмента корпорации
Слайд 41. История возникновения и развития корпоративной формы организации бизнеса.
Основные
характеристики корпоративной формы организации бизнеса.
Слайд 5Основные понятия (глоссарий)
Корпорация
(от новолат. corporatio — объединение)
Союз, объединение, группа лиц, объединяемая общностью
интересов - профессиональных или сословных. http://ru.wikipedia.org
Корпорация — вид общественных союзов
(ассоциаций, см.), отличающийся от других особой внутренней организацией, сплочением членов в одно целое (corpus, как говорили римские юристы), и потому занимающий в гражданском обществе и обороте положение самостоятельного субъекта прав и обязанностей, "юридического лица" Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:
Виды (совр. ): акционерные общества, объединения, холдинги и т.д.
Слайд 6Корпорация –
организация, удовлетворяющая следующим принципам
Слайд 7Преимущества корпоративной формы организации бизнеса
Слайд 8Недостатки корпоративной формы организации бизнеса
Слайд 10Основные понятия (глоссарий)
Финансы
В настоящее время под финансами в широком
категориальном смысле
понимают систему отношений в обществе
по поводу образования
и использования денежных фондов
в соответствии с функциями и ролью категорий, сущность которых, непосредственно вытекает из сущности финансов,
т.е. государственных финансов, кредита, налогов, финансов предприятий и т.д. *
*Финансы / Под ред. Романовского М. В., Врублевской О. В., Сабанти Б. М. – М., 2004.
Корпоративные финансы ?
Слайд 12Стейкхолдеры
Стейкхо́лдер — в узком смысле слова: то же, что
акционер, участник, то есть лицо, имеющее долю в уставном (складочном)
капитале предприятия;
в широком смысле: одно из физических или юридических лиц, заинтересованных в финансовых и иных результатах деятельности компании: акционеров, кредиторов, держателей облигаций, членов органов управления, сотрудников компании, клиентов (контрагентов), общества в целом, правительства.
Зачастую под термином «стейкхолдеры» подразумевают группы влияния, существующие внутри или вне компании, которые надо учитывать при осуществлении деятельности. Интересы стейкхолдеров могут вступать в противоречие друг с другом.
Основные понятия (глоссарий)
Слайд 13Интересы основных групп стейкхолдеров
Слайд 14Интересы основных групп стейкхолдеров
Слайд 15Интересы основных групп стейкхолдеров
Слайд 16Транспарентность
http://ru.wiktionary.org/wiki/%F2%F0%E0%ED%F1%EF%E0%F0%E5%ED%F2%ED%EE%F1%F2%FC
отсутствие секретности, ясность, основанная на доступности информации; информационная прозрачность
Прозрачность
информации о компании как эмитенте обеспечивает функционирование рынка ценных бумаг.
Она позволяет предоставлять инвесторам данные о практике корпоративного управления, оценивать его уровень и риски инвестирования
Основные понятия (глоссарий)
Слайд 17Концепция асимметричной информации
отдельные категории лиц могут владеть информацией, недоступной в
равной мере остальным участникам рынка
Слайд 18Концепция асимметричной информации
Слайд 19Проявление
информационной асимметрии
Слайд 20Основные вопросы корпоративных финансов
Взаимодействие со стекхолдерами
Управление активами, инвестиции
, оценка капитальных вложений
Структура капитала, стоимость капитала
Управление доходами и
расходами, прибылью
Проблемы эффективности деятельности (финансовой эффективности) , рост акционерной стоимости компании
Организация финансового планирования и анализа
Социальная политика и ее взаимосвязь с эффективностью
Мотивация менеджмента
Слайд 212. Органы корпоративного управления
Слайд 22Основные понятия (глоссарий)
Управление
организация того или иного процесса, которая обеспечивает достижение
определенных целей.
Ме́неджмент (от англ. management — управление, руководство, администрация, дирекция, умение владеть) — разработка, создание
(организация), максимально эффективное использование (управление) и контроль социально-экономических систем. http://ru.wikipedia.org
Слайд 23Основные понятия (глоссарий)
Корпоративное управление
Корпоративное управление - это система управления
и контроля за деятельностью корпорации. Корпоративное управление охватывает отношения между
акционерами, советом директоров и топ-менеджментом компании. В рамках этих отношений происходит постановка корпоративных целей и осуществляется контроль эффективности деятельности компании.
Система корпоративного управления призвана регулировать взаимоотношения между менеджерами компаний и их владельцами, а также согласовывать цели заинтересованных сторон (акционеров компании), обеспечивая эффективное функционирование компаний.
Слайд 24Схема управления корпоративными финансами
Слайд 25Правовые основы управления корпоративными финансами
Слайд 30Общество с ограниченной ответственностью
Слайд 31Общество с дополнительной ответственностью
Слайд 34Основные группы лиц, принимающих участие в управлении корпорацией (акционерным обществом)
Слайд 43Совет директоров
компании
- формирует политику компании и представляет рекомендации
генеральному директору и другим высшим руководителям компании, которые управляют ее
текущей деятельностью. По сути, одной из важнейших задач совета директоров является прием на работу и увольнение генерального директора, а также установление условий оплаты его труда.
-рассматривает и утверждает стратегию компании, крупные инвестиции и приобретения других компаний. Кроме того, совет директоров контролирует выполнение производственных планов, составление бюджетов капиталовложений и финансовых отчетов, которые компания представляет владельцам обыкновенных акций.
Слайд 49Единоличный
исполнительный орган
- Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным
органом общества (директором, генеральным директором) или единоличным исполнительным органом общества
(директором, генеральным директором) и коллегиальным исполнительным органом общества (правлением, дирекцией). Исполнительные органы подотчетны совету директоров (наблюдательному совету) общества и общему собранию акционеров.
К компетенции исполнительного органа общества относятся все вопросы руководства текущей деятельностью общества, исполнительный орган общества организует выполнение решений общего собрания акционеров и совета директоров (наблюдательного совета) общества
Слайд 50Принципы управления корпоративными финансами
Слайд 513. Правовое регулирование органов корпоративного управления в различных странах
Слайд 54Франция
(Двухуровневая система
управления – классическая )
Слайд 55Франция
(трехуровневая система
управления (Германская)
Слайд 56Великобритания
(принцип единого управления (boadsystem)
Слайд 574. Основная проблема, решаемая в рамках корпоративного управления – минимизация
негативных последствий информационной асимметрии
Слайд 58Воздействие
информационной
асимметрии на рынок
Слайд 59Воздействие
информационной
асимметрии на рынок
Слайд 615. Функции менеджмента корпорации.
Проблема конфликта интересов менеджмента и собственников
корпорации (агентский конфликт). Проблемы мотивации менеджмента.
Слайд 62Исполнительные органы корпорации
Слайд 64Основные типы
потенциальных конфликтов
Слайд 65Агентские издержки
Для предотвращения как агентских конфликтов, так и возникновения морального
риска акционеры должны нести агентские издержки (agency costs), которые включают
все затраты, которые акционеры несут для стимулирования и принуждения менеджеров в первую очередь заботиться об увеличении цены акций фирмы и уже только во вторую — о собственном благосостоянии.