Слайд 1СВОЙСТВА И ПРИНЦИПЫ СИСТЕМЫ «ШКОЛА»
Подготовила студентка 437 группы Факультета
математической экономики и информатики
Козлова Юлия
ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени
Г.В. Плеханова»
Факультет математической экономики и информатики
Слайд 2ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ
В качестве объекта исследования выбрана школа. Это учебное заведение,
которое осуществляет общее образование и воспитание, здание, в котором помещается
такое заведение, коллектив такого учебного заведения, его ученики и учителя.
Слайд 3ПРИНЦИП КОНЕЧНОЙ ЦЕЛИ
Основная цель школы состоит в выпуске учащихся, и
обеспечение общедоступного бесплатного начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования.
Слайд 4ПРИНЦИП ИЗМЕРЕНИЯ
Система образования — модель, объединяющая институциональные структуры (школа, университет, дошкольные
образовательные учреждения, дополнительное образование, колледжи, др.), основной целью которых является
образование обучающихся в них.
Общее среднее образование является центральным звеном системы образования и включает те же цели и задачи, что у заданной системы т.е. образование обучающихся в них.
Система образования Российской Федерации включает в себя: средние общеобразовательные школы; школы с углубленным изучением отдельных предметов; гимназии; лицеи; вечерние школы; образовательные учреждения типа интернатов; специальные школы для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии; внешкольные образовательные учреждения.
Слайд 5ПРИНЦИП ЭКВИФИНАЛЬНОСТИ
Конечная цель школы- выпуск учеников. Она может достигаться различными
путями. Ученики могут учиться в школе с самого начала, так
и перевестись из других школ. Кроме того учащиеся могут закончить как 9, так и 11 классов, то есть получить основное общее и среднее (полного) общее образование. Однако, при отсутствии различных условий система не сможет достигнуть конечной цели. Например, если школа не финансируется или нет хороших педагогов
Слайд 6ПРИНЦИП ЕДИНСТВА.
Система школы состоит из множества подсистем, которые можно рассмотреть
как единое целое. Например, таких, как административно-хозяйственная часть, отдел по
воспитательной работе, отдел по информационно-коммуникационным технологиям, педагогический совет, родительский комитет, отдел безопасности.
Слайд 7ПРИНЦИП СВЯЗНОСТИ
Все подсистемы школы взаимосвязаны и не могут существовать друг
без друга. Например, бухгалтерия, которая выплачивает и рассчитывает премии и
заработную плату и методическое объединение учителей. Однако существует и ряд внешних связей этих подсистем. Бухгалтерия рассматривает договора на поставку новой мебели, учебников, компьютеров организаций, не являющихся частью системы школа
Слайд 8ПРИНЦИП МОДУЛЬНОГО ПОСТРОЕНИЯ
Школу, как систему можно рассматривать, как ряд связанных
модулей, каждый из которых имеет четкую функциональность и набор интерфейсов
и может быть легко и без непредвиденных побочных эффектов соединён с другими модулями системы. Можно рассмотреть такие модули как: охрана, блок питания, медицинский блок, администрация, библиотека, хозяйственная часть, учебная часть
Слайд 9ПРИНЦИП РЕГУЛЯРНОСТИ
Регулярность обеспечивает возможность повторного использования и простой замены
элементов системы. Например, стандартные модули общего назначения, такие модули как
блок питания, медицинский пункт, могут использоваться многократно, во много раз снижая количество модулей, необходимых для разработки новой системы.
Слайд 11ПРИНЦИП ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ
Функция учителей, как части системы-управление процессом обучения
Функция завхоза-организация младшего
обслуживающего персонала школы
Функция школьного врача-обеспечение контроля за здоровьем учащихся
Поскольку
выполняемые функции составляют процессы, то целесообразно рассматривать отдельно такие процессы как: проведение урока биологии, ремонт крыши, проведение ежегодного медицинского осмотра
Слайд 12ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ
Школа, как система способна к расширению, адаптации и накапливанию
функциональности. Например, в классах ИКТ заменяются компьютеры, когда старые устаревают.
Кроме того в любой школе раз в несколько лет изменяется учебная программа. С появлением новых современных технологий многие школы переходят на электронные дневники и электронные учебники
Слайд 13ПРИНЦИП ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
Учитель может по каким-то причинам не выйти на
работу. Тогда его должен заменить другой учитель, у которого есть,
например, свободные часы в расписании
Если много учеников в школе заболели, то ее могут на несколько дней закрыть, для того, чтобы оставшиеся здоровые ученики оставались здоровыми.
Слайд 14ПРИНЦИП МНОГООБРАЗИЯ
Практически ни в одной школе (не считая некомплектные сельские
школы) нет, например, только восьмого класса или только первого.
Во
всех школах преподают ряд предметов, таких как русский язык, математика, физическая культура. Один педагог, кроме того, может преподавать и русский язык и литературу.
Слайд 15ПРИНЦИП НЕЛИНЕЙНОСТИ
Школа является социальной системой, поэтому она подчиняется принципу нелинейности,
из-за такого элемента системы как человек, которому свойственно нелинейное поведение.
Когда в школу приходит новый учитель, то сложно предсказать какими будут успехи его класса. Кроме того, реальные системы всегда нелинейны.
Слайд 16ПРИНЦИП ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ
Каждая подсистема основной системы способна к централизованному управлению. В
школе существует глава родительского комитета, главный бухгалтер, завхоз, которые способны
управлять отдельными модулями системы
Слайд 17ПРИНЦИП НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ
Внешние и внутренние воздействия на систему полностью не предопределены.
Это могут быть такие воздействия, как, отсутствие водоснабжения из-за аварии
на ТЭЦ или случайное срабатывание системы сигнализации.
Слайд 18СВОЙСТВА СИСТЕМЫ
1.система есть, прежде всего, совокупность элементов, которые при определенных
условиях сами могут рассматриваться как системы;
Система школа может рассматриваться,
как совокупность подсистем, например, таких как: административно-хозяйственная часть, отдел по воспитательной работе, отдел по информационно-коммуникационным технологиям, педагогический совет, родительский комитет, отдел безопасности. В свою очередь административно-хозяйственная часть может рассматриваться как система, со своими свойствами и принципами.
Слайд 19СВОЙСТВА СИСТЕМЫ
2. наличие существенных связей между элементами и (или) их
свойствами, превосходящих по мощности (силе) связи этих элементов с элементами
не входящими в данную систему.
Все подсистемы школы связаны сильнее, чем элементы, не входящие в систему. Например, библиотека заказывает определенные книги у книжного магазина, но не является его частью.
На примере закупки питания для школы, можно увидеть, что школа, как система имеет ряд внешних связей. Таких как: связь с поставщиками продуктов для обеспечения питания учеников, связь с книжными магазинами для закупок учебников, со строительными, ремонтными и другими фирмами и учреждениями.
Слайд 20СВОЙСТВА СИСТЕМЫ
3. наличие определенной организации, что проявляется в системе энтропии
(системе неопределенности, хаоса), системы по сравнению с энтропией системообразующих факторов,
определяющих возможность создания системы, число существенных связей, которыми может обладать элемент, число квантов пространства и времени. Например, энтропией, может считаться эпидемия в школе. Тогда школу закрывают на какое-то время.
Согласно принципу обратной связи и принципу неопределенности в системе существует энтропия. Но, благодаря системообразующим связям система не распадается.
Слайд 21СВОЙСТВА СИСТЕМЫ
4. существование интегративных свойств, т. е. присущих системе в
целом, но не свойственных ни одному из ее элементов в
отдельности.
Свойство, присущее школе, как системе:
-формирование базовой культуры, включающей интеллектуальную, нравственную, эстетическую, трудовую, экологическую, правовую культуру личности ученика. Оно может обеспечиваться лишь при взаимосвязи всех модулей.
Слайд 22КЛАССИФИКАЦИЯ
Система школа является искусственной. т.к. она создана человеком или группой
людей.
Кроме того по объективности существования это реальная система. Она
состоит естественных и искусственных объектов, например, учителей, учеников, здания школы, парт, компьютеров, книг.
Слайд 23КЛАССИФИКАЦИЯ
Системой управления в школе является педагогический совет, директор и заместители
директора. Ключевой элемент- директор, главное административное лицо школы.
Слайд 24КЛАССИФИКАЦИЯ
По размерности: система является многомерной, т.к. имеет множество входов и
выходов.
Входы системы (появление новых элементов): новые педагоги и другие сотрудники,
новые единицы техники, новая мебель.
Выходы: ученики 9 и 11 классов, которые закончили школу, ученики переведенные в другие учебные заведения, а так же уволенные сотрудники, вышедшая из эксплуатации техника, мебель и т.п.
Слайд 25КЛАССИФИКАЦИЯ
Школа, несомненно, является социальной системой. Цель этой системы направлена на
воспитание и развитие личности учеников.
Кроме того это социальная система. Т.к
она направлена на социальное развитие людей
Слайд 26КЛАССИФИКАЦИЯ
Централизованной системой называется система, в которой некоторый элемент играет главную,
доминирующую роль в функционировании системы. Так, например, в школе это
директор. Если на должность директора будет назначен другой человек, то может измениться система внутришкольного контроля, учебный план или например, школьная форма.
Слайд 27КЛАССИФИКАЦИЯ
По однородности и разнообразию структурных элементов: система школа в большей
мере гетерогенная система, т.к. состоит из разнородных элементов, не обладающих
свойством взаимозаменяемости (например, педагогические совет не может заменить социальную службу или бухгалтерию)
Это очевидно из того, что система является системой управления. Никакие подсистемы не смогут заменить главную систему регулирования.
Слайд 28КЛАССИФИКАЦИЯ
Моя система нелинейная (не описывается линейными уравнениями).
Среди нелинейных систем выделяют
классы дискретных систем и непрерывных систем.
Система школа является в большей
мере дискретной (т.е, содержащая хотя бы один элемент дискретного действия). Дискретный элемент - это элемент, выходная величина которого изменяется дискретно, т. е. скачками, даже при плавном изменении входных величин.
Ученики могут переходить из разных школ и в разные классы (входная величина), однако они все выпускаются в одно и то же время.
Слайд 29КЛАССИФИКАЦИЯ. СЛОЖНОСТЬ СИСТЕМЫ
По Поварову:
В школе обучается около 1530 учеников, кроме
того 80 человек преподавательского состава и 35 человек обслуживающего персонала.
1650. По классификации сложности систем школа является малой системой (10-103 элементов);
Слайд 30ОТКРЫТАЯ СИСТЕМА
Система школа является открытой системой – это система, способная
обмениваться окружающей средой массой, энергией и информацией. Каждый день школа
имеет ряд внешних связей т.к. причиной обмена является неравновесное состояние системы по отношению к окружающей среде. Школа не может обеспечивать себя, например, продуктами, для приготовления питания, поэтому необходимы ежедневные поставки от фирм, предоставляющие такие услуги.
Слайд 31ПОЛИСИСТЕМНОСТЬ
Многие элементы системы школа являются полисистемными (т.е. объект системы принадлежит
в качестве элемента одновременно многим системам при этом между всеми
системами, которым принадлежит общий элемент, существуют противоречия: каждая из этих систем стремится к своей, особой цели, используя любой свой элемент в качестве средства) Учитель может состоят в профсоюзе и педагогическом совете одновременно.
Слайд 32ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ СИСТЕМЫ ВНЕШНЕМУ ВОЗМУЩЕНИЮ
Если существующее равновесие системы подвергается внешнему воздействию,
изменяющему какое-либо из условий равновесия, то в ней возникают процессы,
направленные так, чтобы противодействовать этому изменению.
Чем больше учеников поступает в первый класс, тем больше классов открывают в школе. И тем больше учителей являются руководителями первых классов.
Слайд 33ЭКВИФИНАЛЬНОСТЬ
Эквифинальность – это способность системы достигать определённого состояния, которое не
зависит ни от времени, ни от её начальных условий, а
определяется исключительно её параметрами.
Вне зависимости от количества классов, числа учителей в школе или директора конечная цель школы- выпуск учеников. И это состояние системы достигается независимо от начальных условий.
Слайд 34ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ВНУТРИСИСТЕМНОЙ И МЕЖСИСТЕМНОЙ КОНВЕРГЕНЦИИ
Конвергенция означает схождение, сближение, взаимовлияние, взаимопроникновение
между системами или между разными элементами внутри одной системы. Заместитель
директора (завуч) по научно-методической работе планирует и контролирует научную работу учащихся но кроме этого он может вести уроки, например, русского языка.
Слайд 35ЭМЕРДЖЕНТНОСТЬ
Учитель русского языка не способен обучить ученика другим предметам. Только
при объединении всех элементов системы школы она способна достигнуть конечной
цели - выпуск учеников.
Слайд 36ЦЕЛОСТНОСТЬ
Если изменение в одном элементе системы вызывает изменения во всех
других элементах и в системе в целом, то говорят, что
система ведет себя как целостность или как некоторое связанное образование.
Если в школу приходит новый учитель, то могут поменяться принципы формирования учебного расписания.
Слайд 37Синергизм
Комбинированная работа учителя оказывает меньшее действие на ученика, чем работа
каждого учителя по отдельности.
Работа ученика оказывает меньшее влияние на
систему школа, чем работа класса.
Слайд 38ПРОГРЕССИРУЮЩАЯ СИСТЕМАТИЗАЦИЯ
Прогрессирующая систематизация – стремление системы к уменьшению самостоятельности элементов,
т. е. к большей целостности. Система школа при увеличении связей
между учителями может достигнуть больших результатов, чем школа, в которой эти связи не установлены.
Слайд 39ИЗОМОРФИЗМ
Школы могут быть государственными или частными, дневными и вечерними. Существуют
начальные школы, средние школы. Но несмотря на различия, все школы
имеют общие свойства и цель.
Слайд 40ЗАКОНОМЕРНОСТЬ «80/20»
20% учеников посещают 80 % занятий.
80% учителей обучают 20%
учеников.
Из 80% учебных часов, 20% часов занимает литература.
Слайд 41ЗАКОНОМЕРНОСТЬ «НАИБОЛЕЕ СЛАБЫХ МЕСТ»
Если директор не уделяет должного внимания хозяйственной
части школы, то, вполне вероятно, в здании школы будет невозможно
учиться.
Слайд 42ЗАКОНОМЕРНОСТЬ НЕРАВНОМЕРНОГО РАЗВИТИЯ И РАССОГЛАСОВАНИЯ ТЕМПОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ФУНКЦИЙ ЭЛЕМЕНТАМИ СИСТЕМЫ
Чем
сложнее система, том более неравномерно развиваются ее составные части. При
этом в процессе функционирования или развития системы её элементы выполняют свои локальные функции в соответствии со своим темпом. Это закономерно приводит к рассогласованию темпов выполнения функций элементами, что создает угрозу целостности системы и её способности выполнять свои функции, а также дезорганизации всей системы вплоть до её остановки.
Можно привести пример внедрения электронного дневника в школы. Не все учителя были готовы каждый день переносить оценки в электронный журнал и своевременно вносить домашнее задание.