Слайд 1Формирование личности
в процессе физического воспитания
План
Взаимосвязь физического воспитания с другими
видами воспитания
Средства и методы нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания
в процессе физического воспитания
Требования к личности учителя (преподавателя) физической культуры
Слайд 2Взаимосвязь физического воспитания с другими видами воспитания
В физическом воспитании и
спортивной тренировке представлены
практически все виды человеческой деятельности:
преобразовательная,
познавательная,
ценностно-ориентационная,
игровая,
общение и др.
Поэтому в процессе физического воспитания можно активно
формировать сознание и поведение людей в нужном для
общества направлении.
Слайд 3Отсутствие строгой регламентации в общении учащихся в отличии от других
школьных предметов.
Высокая эмоциональность и привлекательность занятий, связанных с физическими
упражнениями, играми, спортивными состязаниями, туристскими походами.
Наличие постоянных тесных контактов, многообразие и эмоциональность взаимоотношений.
Особенности учебно-двигательной деятельности
Слайд 4 Биологическая потребность детского организма к двигательной активности открывают перед педагогом
большие возможности для создания нужных ситуаций. Такие ситуации содержатся, например,
в условиях соперничества, требующего соблюдения правил, норм спортивной этики, уважения к сопернику.
Слайд 5Взаимосвязь физического воспитания с нравственным воспитанием
Нравственное воспитание представляет собой целенаправленное
формирование моральных убеждений, развитие нравственных чувств и выработку навыков и
привычек поведения человека в обществе.
В общей системе воспитания нравственное воспитание имеет ведущее значение.
Слайд 6Взаимосвязь физического воспитания с нравственным воспитанием
Задачами нравственного воспитания являются:
формирование нравственного
сознания (т.е. нравственных понятий, взглядов, суждений, оценок), идейной убежденности и
мотивов деятельности, согласующихся с нормами высокой морали;
формирование нравственных чувств (любви к Родине, гуманизма, чувства коллективизма, дружбы, чувства непримиримости к нарушениям нравственных норм и др.);
Слайд 7Взаимосвязь физического воспитания с нравственным воспитанием
Задачами нравственного воспитания являются:
формирование нравственных
качеств, привычек соблюдения этических норм, навыков общественно оправданного поведения (уважения
к результатам труда и предметам духовной и материальной культуры, уважения к родителям и старшим, честности, скромности, добросовестности и др.);
воспитание волевых качеств личности (смелости, решительности, мужества, воли к победе, самообладания и др.).
Слайд 8Средства нравственного воспитания
К средствам нравственного воспитания относят: содержание и организацию
учебно-тренировочных занятий, спортивный режим, соревнования (строгое выполнение их правил), деятельность
преподавателя (тренера) и др.
Слайд 9Методы нравственного воспитания
убеждение в форме разъяснения установленных норм поведения,
сложившихся традиций,
беседы при совершении занимающимися какого-либо проступка,
диспуты на этические
темы,
наглядный пример,
Слайд 10Методы нравственного воспитания
практические приучения,
поощрение: одобрение, похвала, объявление благодарности, и
др.,
оказание доверия в выполнении обязанностей помощника преподавателя
наказание за совершенный проступок.
Слайд 11Взаимосвязь физического воспитания с умственным воспитанием
Умственное воспитание – это систематическое
и целенаправленное педагогическое воздействие на ребенка и взаимодействие с ним
с целью развития его ума и формирование мировоззрения.
Слайд 12Взаимосвязь физического воспитания с умственным воспитанием
Ум – совокупность познавательных процессов,
включающих в себя ощущения, восприятие, память, воображение, мышление.
Ум проявляется
в объеме, характере и содержании знаний, в динамичности умственной деятельности (быстро – медленно), в критичности (способность оценить результат), способности к обобщениям, в творческом познании и стремлении к нему, в памяти, в характере основной деятельности, ее успешном осуществлении.
Слайд 13Взаимосвязь физического воспитания с умственным воспитанием
Существует двусторонняя связь умственного и
физического воспитания.
С одной стороны, физическое воспитание создает лучшие условия для
умственной работоспособности и содействует развитию интеллекта; с другой стороны, умственное воспитание повышает эффективность физического воспитания, создавая условия более вдумчивого отношения к нему занимающихся для осознания ими сущности решаемых задач и творческих поисков их решения.
Слайд 14Взаимосвязь физического воспитания с умственным воспитанием
Задачами умственного воспитания в процессе
физического воспитания являются:
Обогащение занимающихся специальными знаниями в области физической культуры
и формирование на этой основе осмысленного отношения к физкультурной и спортивной деятельности,
Развитие умственных способностей, познавательной активности и творческих проявлений в двигательной деятельности;
Стимулирование развития потребности и способностей к самопознанию и самовоспитанию.
Слайд 15Взаимосвязь физического воспитания с умственным воспитанием
Средствами умственного воспитания являются прежде
всего физкультурные занятия.
Кроме того, специально организованные проблемные ситуации в процессе
занятий физическими упражнениями, разрешение которых требует умственных действий
Слайд 16Методы умственного воспитания
опрос по преподаваемому материалу,
наблюдение и сравнение,
анализ и
обобщение изучаемого материала,
критическую оценку и анализ двигательных действий.
Слайд 17Взаимосвязь физического воспитания с эстетическим воспитанием
Эстетика – это раздел философии
изучающий закономерности чувственного освоения действительности, о сущности и формах прекрасного
в художественном творчестве, в природе и в жизни.
Эстетическое воспитание – это целенаправленное формирование эстетического отношения к жизни, труду, учению, природе, искусству, спорту, к самому себе и обществу.
Слайд 18Взаимосвязь физического воспитания с эстетическим воспитанием
Перед эстетическим воспитанием в процессе
занятий физическими упражнениями стоят следующие специфические задачи:
— воспитание эстетических чувств
и вкусов в области физической культуры;
— воспитание эстетической оценки тела и движений человека;
— воспитание умений находить и оценивать прекрасное в поведении товарищей и в окружающей обстановке.
Слайд 19Взаимосвязь физического воспитания с эстетическим воспитанием
К средствам эстетического воспитания в
процессе
двигательной деятельности относятся:
разнообразные виды самого физического воспитания,
спортивные праздники и
выступления,
природные и гигиенические условия,
обстановка занятий,
специальные средства художественного воспитания в процессе занятий (использование музыки и произведений искусства) и т.п.
Слайд 20Методы эстетического воспитания
эмоционально-выразительное объяснение физических упражнений, образное слово,
технически совершенный
и эмоционально-выразительный показ упражнения, который бы вызвал чувство восхищения прекрасным,
вдохновляющий
пример в действиях и поступках,
практическое приучение к творческим проявлениям красоты в двигательной деятельности в процессе занятий физическими упражнениями.
Слайд 21Взаимосвязь физического воспитания с трудовым воспитанием
Трудовое воспитание – целенаправленный процесс
формирования у подрастающего поколения готовности трудиться, направленный на успешное освоение
трудового опыта человечества, нравственное отношение к труду, развитие личности.
Слайд 22Взаимосвязь физического воспитания с трудовым воспитанием
Перед трудовым воспитанием в процессе
физического воспитания ставятся следующие задачи:
— воспитание трудолюбия;
— формирование сознательного отношения
к труду;
— овладение элементарными трудовыми умениями и навыками.
Слайд 23Взаимосвязь физического воспитания с трудовым воспитанием
К средствам трудового воспитания относят:
учебный труд (в процессе академических занятий по физическому воспитанию, напряженных
спортивных тренировочных занятий, соревнований),
выполнение практических обязанностей по самообслуживанию и обслуживанию группы (подготовка и уборка мест занятий, инвентаря, уход за спортивным снаряжением и пр.),
общественно полезный труд в связи с занятиями по физическому воспитанию (в оздоровительно-спортивном лагере и др.).
Слайд 24Методы трудового воспитания
практическое приучение к труду,
беседа,
оценка результатов труда,
пример
образцового труда.
Слайд 25Взаимосвязь физического воспитания с экологическим воспитанием
Экологическое воспитание - формирование у
людей сознательного отношения к окружающей среде, направленного на охрану и
рациональное использование природных ресурсов.
Слайд 26Задачи экологического воспитания
Понимание самоценности природы.
Осознание себя, как части природы.
Воспитание уважительного отношения ко всем, без исключения, видам, вне зависимости
от наших симпатий и антипатий.
Понимание взаимосвязи и взаимозависимости в природе.
Воспитание активной жизненной позиции.
Обучение азам экологической безопасности.
Формирование умения рационально использовать природные богатства.
Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру.
Подведение к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира.
Слайд 27Основные постулаты экологического воспитания
Всякая жизнь самоценна, уникальна и неповторима; человек
ответственен за все живое;
Природа — была и всегда будет сильнее
человека. Она вечна и бесконечна. Основой взаимоотношения с Природой должна стать взаимопомощь, а не противоборство;
Слайд 28Основные постулаты экологического воспитания
чем более разнообразна биосфера, тем она
устойчивее;
призрак экологического кризиса стал грозной явью; человек оказывает на природную
среду недопустимое по масштабам дестабилизирующее воздействие;
если все оставить так как есть (или слегка модернизировать), то «уже скоро — спустя всего лишь 20—50 лет, Земля ответит одуревшему человечеству неотразимым ударом на уничтожение»;
Слайд 29Основные постулаты экологического воспитания
сложившийся в массовом сознании в течение многих
лет антропоцентрический тип сознания должен быть вытеснен новым видением мира
— экоцентрическим;
люди должны быть ориентированы и готовы к радикальному изменению системы ценностей и поведения, а именно к отказу от перепотребления (для развитых стран), от установки на многодетную семью (для развивающихся стран) и от экологической безответственности и вседозволенности.
Слайд 30Требования к личности тренера, учителя (преподавателя) физической культуры
От преподавателя во
многом зависит формирование личности его учеников. Педагогическое мастерство складывается из
совокупности деловых и личных качеств преподавателя.
Слайд 31Требования к личности тренера, учителя (преподавателя) физической культуры
К важным деловым
качествам преподавателя физической культуры (тренера) относят:
понимание гуманных основ
воспитания,
знание своего дела,
умение обучать движениям и развивать двигательные способности,
умение организовывать коллектив занимающихся и находить подход к ученикам,
умение наблюдать и учитывать результаты учебно-воспитательного процесса,
уметь воспитывать своим предметом, быть культурным.
Слайд 32Требования к личности тренера, учителя (преподавателя) физической культуры
К основным личным
качествам тренера, учителя (преподавателя ), относятся: творческая активность, гибкость ума,
трудолюбие, честность, бескорыстие, принципиальность, выдержка, требовательность, скромность, доброжелательность, культура.