Слайд 1
Тема:
Поощрение и наказание
ребенка
Слайд 2
Наказание – это причинение вреда причиняющему вред.
Похвала – педагогический
домкрат!
Наказание и поощрение как основные методы воспитания, преследуют
конечную цель – благо ребенка.
И то и другое должно быть продиктовано родительской любовью и заботой
Слайд 3Поощрение дает более эффективный результат, чем наказание. Вызывая положительные эмоции,
оно способствует формированию позитивных качеств личности, таких как: чувство собственного
достоинства, доброжелательности, чуткости, дисциплинированности, ответственности.
Вместе с тем не следует слишком увлекаться поощрениями. Чрезмерное заласкивание, захваливание порождают
самодовольство, тщеславие,
эгоизм. При частых необоснованных поощрениях дети привыкают к ним и не ценят
Слайд 5Родителей всегда волновал вопрос о физическом наказании: его приемлемость, формы
и необходимость.
Слайд 6Виды наказаний:
Физическое (основано на страхе перед болью)
Лишение любви
Отказ или отсрочка
удовольствий
Бранные слова
Психологи считают, что физическое наказание способствует развитию лжи, лицемерия, трусости, возбуждают злобу и ненависть к старшим.
Слайд 8Наказание должно соответствовать проступку ребенка.
Нельзя быть наказанным дважды за один
и тот же проступок.
Отложенное наказание или угрозы, не приводящие к
действиям, вредят авторитету родителей.
Нельзя наказывать ребенка, когда он болен, плохо себя чувствует, когда ребенок старается и у него не получается.
Слайд 9Родители помните!!!
Наказывайте ребенка только в том случае, когда без наказания
нельзя обойтись, когда оно явно целесообразно.
Контролируйте
поведение ребенка, старайтесь предупредить возможные отрицательные поступки.
Важно подчеркнуть, что наказывается поступок, а не личность!
После наказания поступок должен быть «предан забвению».
Наказание должно в некоторых случаях отменяться, если ребенок обещает в будущем исправить свое поведение, не повторять своих ошибок.
Имейте мужество извиниться перед ребенком, если наказали его незаслуженно.
Слайд 10Ситуация для обсуждения
У Вас дома пропали деньги. Ребенок говорит, что
он их не брал. А через пару
дней Вы находите спрятанные у ребенка
деньги. Ребенок Вас обманул.
Как поступить в такой
ситуации?
Слайд 11В.Г. Белинский: “Суровый взгляд, холодное вежливое выражение лица, косвенный упрек,
деликатный намек, отказ в прогулке … - вот наказания, которые,
будучи употреблены соразмерно с виной, произведут и сознание, и раскаяние, и слезы, и исправление”.
Слайд 12Особое мнение
Физическое наказание детей следует применять в исключительных
случаях, только тогда, когда исчерпаны все другие методы воздействия: убеждение,
объяснение неприемлемости его поведения, лишение ребенка каких – либо преимуществ или удовольствий.
Физическое наказание детей правомерно, если поведение ребенка представляет угрозу для его жизни и здоровья или здоровья окружающих.
Недопустимо физическое наказание ребенка, приносящее вред его физическому здоровью (удары по голове, нанесение тяжких увечий).
Слайд 13К сожалению бывает так: если ребенок ведет себя хорошо,
то родители не обращают внимания, а если
плохо – то
наказывают…
Слайд 14 Не наказания должен
бояться ребенок, не
гнева, а Вашего огорчения.
Постарайтесь
пробудить чувство совести, помогите осознать ошибку. Желание исправить ее.
Слайд 15Поощрение можно назвать выражением положительной оценки действий детей.
Формирует у ребенка
самооценку и влияет
на его дельнейшее поведение.
Действие
поощрения основано на возбуждении положительных
эмоций, поэтому оно
вселяет уверенность,
создает приятный
настрой, повышает
ответственность.
Слайд 16Виды поощрений:
Одобрение
Похвала
Доверие
Поощрять ребенка
надо не за сам факт
выполнения
обязанностей,
а за то, с каким старанием
и прилежанием он
выполнил эту
работу.
Слайд 17Несколько советов о поощрении
Поощряйте ребенка улыбкой, словом, ласковым прикосновением руки.
Дарите
ребенку подарки, но при этом учите его, как их принимать,
быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему.
Если ребенок поощряется деньгами, Вы должны знать, каким образом он ими распорядится. Обсудите это с ребенком.
Необходимо подмечать любые, даже самые незначительные успехи ребенка на пути к самосовершенствованию, фиксировать и подкреплять самые малые ростки всего
нового, более совершенного в его поведении.
Слайд 18У маленького ребенка плохо развито чувство времени. Поэтому такая формулировка,
как «Если ты будешь всю неделю убирать за собой игрушки,
то в воскресенье я куплю тебе новый диск с мультфильмами» неприемлема! Ребенок плохо понимает, что такое неделя.
Лучше завести специальный календарь, и в конце каждого дня вместе с ребенком совместно «выставлять оценку» за пройденный день, отмечая его определенным цветом: красный – отлично, оранжевый – хорошо, желтый – средненько, а зеленый – плохо. В конце недели ребенок сам увидит, какой была его неделя.
Слайд 19Недопустимые выражения:
Я тысячу раз говорил тебе…
Сколько раз надо повторять…
О чем
ты только думаешь…
Неужели трудно запомнить…
Ты становишься…
Ты такой же как…
Отстань, некогда
мне…
Почему Лена (Катя, Петя и т.д.) такая… , а ты – нет…
Слайд 20Употребляйте чаще!
Как хорошо что ты у меня есть
Ты у меня
молодец
Я тебя очень люблю
Спасибо тебе
Без тебя я бы не справился…
Помните!!!
Воспитывая ребенка, оба родителя и остальные родственники должны действовать согласованно!!!
Слайд 21Уважаемые родители:
Смотрите на своего ребенка, как на самостоятельную личность.
Говорите с
ним о некоторых планах, касающихся домашнего хозяйства, что купить, что
поправить, как сэкономить, чтобы ребенок чувствовал себя членом семьи.
Все время доказывайте своим поведением, что умеете держать слово.
Держите себя так, чтобы ребенок не боялся идти к тебе с любым вопросом, даже тогда, когда чувствует что вопрос деликатный.
Раньше, чем пристыдить ребенка или наказать, постарайтесь понять, по каким побуждениям он совершил свой поступок.
Не обращайтесь с ним все время как с маленьким ребенком.
Не балуйте его и не делайте за него то, что он мог бы сделать сам.
Слайд 22ПОМНИТЕ!!!
Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут
сделать для Вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок! Раны
унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!
Слайд 23Итог сказанного:
Помогая ребенку выяснить мотивы его поведения, Вы способствуете формированию
у него внутренней рефлексии – способности анализировать свои поступки, их
мотивы и действия.
При совершении мелких проступков намного важнее помощь родителей, чем наказание.
Помогите ребенку выяснить причину и создайте условия для успешного опыта, тем самым Вы заменяете не успешность на успех.
Желая видеть своих детей успешными, не переусердствуйте. Давайте детям право на ошибку, ведь опыт преодоления и исправления гораздо важнее мифа безупречности.
Независимо от того, какую тактику поощрения или наказания Вы выберете, будьте всегда последовательны и предсказуемы, это поможет ребенку понять и принять Ваши требования, причины Ваших воздействий и последствия своих поступков.
Слайд 24Успехов в воспитании детей!!!
Спасибо за внимание