Разделы презентаций


Тагильская роспись или техника двойного мазка One stroke Автор работы Пак И.А

Содержание

Это методическое пособие для всех кто любит и ценит творчество, кто хочет изучать и сохранять традиции росписи уральских мастеров. Хочется пожелать, чтобы это интереснейшее занятие приносило всем радость творчества и наслаждение

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тагильская
роспись

 
или
техника двойного мазка
One stroke
 
Автор работы Пак И.А.

Тагильская роспись  илитехника двойного мазка One stroke Автор работы Пак И.А.

Слайд 2Это методическое пособие для всех кто любит и ценит творчество,

кто хочет изучать и сохранять традиции росписи уральских мастеров. Хочется

пожелать, чтобы это интереснейшее занятие приносило всем радость творчества и наслаждение результатами создания необыкновенно яркой, нарядной и фантазийной росписи, которая в последнее время завоевала популярность во всем мире.

Автор работы: Пак Ирина Александровна-педагог дополнительного образования
ДДТ «Юность» им. В.П.Макеева

Это методическое пособие для всех кто любит и ценит творчество, кто хочет изучать и сохранять традиции росписи

Слайд 3Содержание
Введение…………………………………………………………………..4
История Тагильского промысла..………………………………………..5
Что такое One stroke……………………………………………………...9
Тематический план курса обучения росписи………………………….10
Методические

рекомендации………..………………………………….13
Упражнения в росписи, приемы смешивания красок…………………18
Приложение. Упражнения в росписи (таблицы)….………..………….28


СодержаниеВведение…………………………………………………………………..4История Тагильского промысла..………………………………………..5Что такое One stroke……………………………………………………...9Тематический план курса обучения росписи………………………….10Методические рекомендации………..………………………………….13Упражнения в росписи, приемы смешивания красок…………………18Приложение. Упражнения

Слайд 4Это методическое пособие для больших и маленьких, для всех, кто

хочет научиться украшать наш быт удивительно красочной и живописной росписью,

которая в настоящее время получила название техника двойного мазка One stroke. У этой необыкновенно красивой росписи есть своя история. В современном мире техника росписи Двойной мазок ассоциируется у многих с именем американской художницы Донной Дьюберри. Она известна как декоратор собственного дома, который украсила рисунками, созданными в этой технике. На самом деле, придумала ее не Донна. Роспись двойным мазком была не чем иным, как давно забытой техникой "махового письма", которая появилась во второй половине XVIII века благодаря уральскому промышленнику Никите Демидову.

Тагильский подносный промысел возник более 250 лет назад. Самая ранняя архивная информация о железных подносах с художественной отделкой в Нижнем Тагиле (Свердловской области) относится к 1746 году, который и считается датой основания промысла. Эти искусные изделия уральских мастеров, конечно, привлекали внимание на ярмарках, а впоследствии и на промышленных выставках купцов, и простой люд. Познакомимся с историей происхождения росписи.

Это методическое пособие для больших и маленьких, для всех, кто хочет научиться украшать наш быт удивительно красочной

Слайд 5Подносный промысел возник в среде старообрядцев, среди которых было немало

иконописцев. Основоположник промысла – Никита Демидович Антуфьев, более известный как

Никита Демидов (годы жизни: 1656 – 1725, Тула) – русский промышленник, основатель династии Демидовых. Демидовы старались развить промысел . XVIII век стал «золотым» веком для тагильских художников-лакировщиков, среди которых ярко выделяется династия художников Худояровых — Вавилы и Фёдора, Перезоловых, Дубасниковых. Примерно в этот период традиция Тагильской росписи распространяется далеко за пределы Нижнего Тагила, в частности в деревне Жостово, Мытищинского уезда Московской губернии, мастера которого во многом преуспели в этом промысле, даже основав при этом свой стиль, свою технику росписи подносов и других изделий.
В первой половине XIX столетия промысел бурно развивался, что в значительной степени связывают с деятельностью школы живописи (1806—1820 гг.), специально учреждённой владельцем тагильских заводов Н.Н.Демидовым. В школу брали мальчиков с 12 лет на полное господское содержание. Обучение длилось 4 года, им руководил выпускник Академии Художеств, профессиональный художник В.И.Албычев. Это положительным образом повлияло на уровень изысканности росписей. В этот период появилась мода на подносы-картины, где в центре изделия писалась маслом копия картины (с бумажных гравюр или оригинала), при этом она мастерски вписывалась в заданную форму и размер. Из Италии привозились гравюры, сюжеты которых переносились на подносы. Именно с сюжетной росписи началась Тагильская роспись. Гравюры часто были чёрно-белыми, поэтому выбор цветовых решений полностью принадлежал художнику. Мифологические, исторические, галантные сцены помещались в рамку, образуемую тонким трафаретным золотым орнаментом: сказочные пышные цветы, вьющиеся стебельки и травинки, спелые кисти винограда, сочные ягоды,- уголки формы чётко фиксируют вазоны с пышными букетами.
Формы подносов использовались разные, в том числе шести/ и восьмигранники. Живописный декор дополнялся тонким ажуром просечных бортов изделия.

2. История Тагильского промысла

Подносный промысел возник в среде старообрядцев, среди которых было немало иконописцев. Основоположник промысла – Никита Демидович Антуфьев,

Слайд 6Бытовая утварь оформлялась яркими сочными красками в реалистической жизнеутверждающей манере.

Юмор, меткая выдумка, оригинальность сделали Тагильскую роспись широко известной в

пору расцвета в национальном искусстве декоративной живописи. Художественно - стилевые направления:
1) народные "маховоё" письмо в один мазок ; 2) многослойная роспись.

Позже, когда заводы стали испытывать нехватку рабочей силы, заводовладельцы стали заменять мужчин-живописцев на женщин. И примерно с середины XIX века роспись подносов становится исключительно женской прерогативой. В это же время в Нижнем Тагиле работали крупные мастерские по изготовлению лакированных железных изделий — подносов, сундуков, шкатулок — Дубасниковых, Головановых, Перезоловых, Бердниковых, Морозовых. Все они имели полный цикл производства, начиная от отковки и заканчивая лакировкой и упаковкой подносов. Их изделия хранятся в крупнейших музеях России, в том числе в Русском музее (Санкт-Петербург) и ГИМе (Москва)

Бытовая утварь оформлялась яркими сочными красками в реалистической жизнеутверждающей манере. Юмор, меткая выдумка, оригинальность сделали Тагильскую роспись

Слайд 7В конце XIX века все большее распространение получает «маховое» письмо,

при котором кончик кисти подхватывает краску и белила и в

два-три взмаха «лепит» цветочный венчик, стебли и листья.
«Эта летящая скоропись приводит к отказу от кропотливо выполняемых деталей, упрощает, предельно стилизует и обобщает форму,- подчёркивает Ольга Силонова.- Остаётся только всё самое выразительное, простое, доступное стремительно порхающей кисти — яркое, броское, нарядное». После революции начала XX века жизнь промысла замерла, так как были утрачены почти все приёмы традиционного цветочного письма
Исконно Тагильскую двуцветную роспись как самобытное художественное явление помогла спасти от вымирания Агриппина Васильевна Афанасьева, которая воспитала целый коллектив талантливых мастеров, освоивших традиционные приёмы Тагильского письма во всех направлениях (цветочном, сюжетном, орнаментальном).

Поднос "Отъезд детей Типпо-Саида и Зенаны". Металл, ручная ковка, просечка, клепка, роспись, масло, лак. 1 пол. XIX века. Авторы С.и В. Дубасниковы. 62 х 81 см

Поднос "Букет" прямоугольной формы. А.В. Афанасьева, 1988 год. Металл, штамповка, роспись, масло, лак.

Поднос "Рябинка" овальной формы. Металл, штамповка, роспись, масло, лак. 1988 г. Юдина Т.В. 40 х 60 см.

В конце XIX века все большее распространение получает «маховое» письмо, при котором кончик кисти подхватывает краску и

Слайд 8Основные сюжеты Тагильской росписи - это довольно широкий спектр окружающей

действительности: от простеньких букетов цветов к пейзажам, бытовым сценам, до

античных сюжетов. Темы для письма черпались из известных картин, гравюр, народного лубка, житейских буден, праздников и окружающей природы. Наибольшей популярностью пользовались цветы, «королевой» являлась «русская роза» или хорошо знакомый народным мастерам, живущим в сельской местности, кустовой шиповник, цветы которого напоминают розу. Цветочные букеты составлялись из трех крупных роз, разных по форме: желтая, бело-розовая, красная в окружении листочков и травинок темно-зеленого цвета.
Своеобразие уральской росписи заключается в том, что художник берёт на кисть сразу несколько оттенков краски. С первого раза набрасывается эскиз. Затем, чтобы головки бутонов выглядели объёмными, делятся "оживка" и бликовка, почти исчезнувших деревьев тропического пояса. Он придавал лаковой плёнке прочность, влагостойкость.
Основные сюжеты Тагильской росписи - это довольно широкий спектр окружающей действительности: от простеньких букетов цветов к пейзажам,

Слайд 9Что же такое One stroke?
Подобный же вариант росписи рекламируется зарубежными

художниками, как Донна Дьюберри. В начале 70-х годов XX века

она создала свою собственную технику рисования, которая изначально носила название техника рисования Двойное Погружение (Double-Loading painting technique). Спустя тридцать лет, Донна Дьюберри признана в Америке, Европе и Азии как инновационный создатель техники рисования One Stroke. Не так давно Донна запатентовала стиль декорирования, продукты и публикации. Однако системный анализ литературы о промыслах Урала позволяет усомниться в том, что данный вид впервые был изобретен зарубежными художниками. В то же время результат эмпирического анализа методом «включенного наблюдения» за работой в художественных школах искусства, в авторских салонах показывает, что даже в «дизайне ногтей» используется этот приём декоративной живописи.
Что же такое One stroke?Подобный же вариант росписи рекламируется зарубежными художниками, как Донна Дьюберри. В начале 70-х

Слайд 10Тематический план курса обучения Тагильской росписи - «One stroke»

Базовый курс

( 10 часов)
Чтобы получить первоначальные навыки в росписи, достаточно пройти

практический курс по обучению и выполнению простых упражнений элементов цветочных мотивов, которые затем можно использовать в работе над будущими композициями.
Тематический план курса обучения Тагильской росписи - «One stroke»Базовый курс ( 10 часов)Чтобы получить первоначальные навыки в

Слайд 11Дополнительный курс (12час.)
После изучения основных элементов росписи и приобретения определенных

навыков можно переходить к работе над композициями. Для этого разработан

дополнительный курс, который предполагает применения знаний и умений росписи на различных формах и поверхностях. Можно использовать акриловые краски, грунтовку поверхности под роспись.
Дополнительный курс (12час.)После изучения основных элементов росписи и приобретения определенных навыков можно переходить к работе над композициями.

Слайд 12Обобщение результатов проведенного комплексного и сравнительного анализа, включающего в себя

активное внимание населения разных возрастов и профессий к этому виду

живописи, доступной по легкости воспроизведения, позволил сформулировать тезис: «Технический приём народного промысла «тагильская роспись» – это «маховый мазок» кистью с двойным или тройным цветовым набором краски. Он получил новое рождение с приходом дизайна не только в российской культуре, но и в других странах планеты».
Обобщение результатов проведенного комплексного и сравнительного анализа, включающего в себя активное внимание населения разных возрастов и профессий

Слайд 13Чтобы овладеть техникой двойного мазка не обязательно уметь рисовать. Рисование

двойным мазком заключается в следующем. Одна половина художественной кисти окунается

в один цвет, а вторая половина этой же кисти в другой цвет. Кисть нужно держать под углом 90° к поверхности палитры. Проведя всей плоскостью кисти по поверхности (бумаги, холста или другой основы), вы получите двухцветную цветовую дорожку- мазок с очень нежным переходом и оттенком красок. Техника рисунка двойной мазок идеальна для создания картин в различных жанрах: натюрмортах, пейзажах и др. Роспись в технике двойного мазка украсит фотографии, шкатулки, вазы, стеклянные тарелки, рамки для фотографий, мебель и даже большие поверхности .
Как любое искусство, рисование двойным мазком требует тренировок. Лучше всего начать тренироваться на бумаге. Для этого вам понадобятся:

Набор хороших кистей различной формы

Методические рекомендации

Материалы и инструменты

Чтобы овладеть техникой двойного мазка не обязательно уметь рисовать. Рисование двойным мазком заключается в следующем. Одна половина

Слайд 14Акриловые краски. Для начала не обязательно покупать много флаконов краски,

достаточно два-три цвета и белила, т.е. белую акриловую краску; Для

упражнений в росписи можно использовать гуашь и листы бумаги.

Применение палитры. Палитра может быть любой формы и модели. Можно использовать стеклянную пластину небольшого размера, на которой очень удобно смешивать цвета и увидеть, как получаются цветовые дорожки;
Баночка для мытья кистей (акрил смывается обычной водой);
Салфетка или тряпочка для протирания кистей после промывания в воде.

Цветовой диапазон декоративных красок очень богат и разнообразен. Акрил быстро сохнет, нужно это учитывать. Не оставляйте краску надолго открытой. Краски распределяйте и выкладывайте на палитру непосредственно перед работой.

Акриловые краски. Для начала не обязательно покупать много флаконов краски, достаточно два-три цвета и белила, т.е. белую

Слайд 15Для упражнений в росписи можно использовать гуашь и листы бумаги.

Плоские синтетические кисти различных номеров отлично подойдут для работы над

упражнениями. Для выполнения отдельных видов элементов цветов использование фигурных кистей облегчит и работу и сделает роспись наиболее реалистичней, придаст отдельным цветовым мотивам особую фактурность.

Плоские синтетические кисти

Гуашь

Фигурные кисти: овальная, «лепесток», трезубец, «ласточкин хвост» и др.

Для упражнений в росписи можно использовать гуашь и листы бумаги. Плоские синтетические кисти различных номеров отлично подойдут

Слайд 16Сначала пробуем двуцветное сочетание цвета. На палитру кладем два (

а в дальнейшем и три, или даже четыре) нужных цветовых

тона краски. Цвета могут быть контрастными или с мягкими цветовыми оттенками.
На один угол кисти набираем краску одного цвета под углом 90°
На второй угол кисти набираем краску другого тона
Сначала пробуем двуцветное сочетание цвета. На палитру кладем два ( а в дальнейшем и три, или даже

Слайд 174. Проверяем на палитре получившуюся цветовую дорожку, проходя кистью влево

вправо (или вверх вниз), плотно прижимая кисть к поверхности палитры
Как

можно чаще, после 1-2 мазков мойте кисть и набирайте новую краску. Тогда переход будет ясным и красивым.
4. Проверяем на палитре получившуюся цветовую дорожку, проходя кистью влево вправо (или вверх вниз), плотно прижимая кисть

Слайд 18Не отрывайте руку, выполняя один мазок. Одно движение – одна

линия. 
Кисть необходимо держать вертикально по отношению к поверхности листа
Первый элемент-дуга

вверх. Исходное положение кисти – вертикаль. Ведем кисть вверх, описывая форму дуги, слегка нажав. Заканчиваем элемент вертикальным положением кисти. Дуга вниз выполняется также. Следующий этап –соединение нижней дуги с верхней.

Лучше начать с выполнения простейших элементов росписи, которые являются основой многочисленных цветовых композиций

Серединка цветка, состоящая из двух деталей –верхней, и нижней в форме дуги

Упражнения в росписи

Не отрывайте руку, выполняя один мазок. Одно движение – одна линия. Кисть необходимо держать вертикально по отношению к

Слайд 19Выполняем элемент – лепесток. Нижний угол кисти придерживаем в одном

положении одновременно вращая верхним уголком по принципу вращения циркуля. Заканчиваем

элемент, возвращая кисть в исходное вертикальное положение.

Простой лепесток,

Лепесток с двойным наплывом, расширенной формы

Выполняем элемент – лепесток. Нижний угол кисти придерживаем в одном положении одновременно вращая верхним уголком по принципу

Слайд 20Тройной наплыв формы цветка и т.д.
Все упражнения нужно повторить многократно,

чтобы «приучить» руку к правильному и уверенному нажиму, повороту кисти
Этот

элемент из-за большого количества наплывов называется «ракушка» и прописывается в один приём. Посмотрите, он действительно напоминает форму морской ракушки.

Не забывайте о необходимости подбора номера кисти для выполнения отдельных элементов

Тройной наплыв формы цветка и т.д.Все упражнения нужно повторить многократно, чтобы «приучить» руку к правильному и уверенному

Слайд 21Применяя различные мазки с наплывами можно получить любую форму цветка
При

выполнении мазков не отрывайте резко кисть от поверхности. Аккуратно остановите

кисть в вертикальном положении, поднимите вверх.
Применяя различные мазки с наплывами можно получить любую форму цветкаПри выполнении мазков не отрывайте резко кисть от

Слайд 22Неудавшуюся деталь можно перекрыть сверху еще раз
Бутон цветка
На рисунке стрелками

показаны направления кисти. Зеленую травку вокруг бутона можно прописать тонкой

круглой кистью

Боковые лепестки бутона тоже можно прописать как один из вариантов росписи бутона

Неудавшуюся деталь можно перекрыть сверху еще разБутон цветкаНа рисунке стрелками показаны направления кисти. Зеленую травку вокруг бутона

Слайд 23Чаще всего лист состоит из двух половинок
Лист можно прописать в

один прием
Затем учимся рисовать листья. Два зеленых оттенка или зеленый

и желтый (белый). Прижимаем кисть и ведем, прижимая к поверхности. Поднимаем чуть отрывисто, но не резко, одновременно слегка поворачивая, чтоб кончик листа заострился. Можно писать листья из двух половинок.

Дополнительные элементы – стебли и веточки

Чаще всего лист состоит из двух половинокЛист можно прописать в один приемЗатем учимся рисовать листья. Два зеленых

Слайд 24Если вы не уверены в точности нанесения мазков, то попробуйте

облегчить работу и предварительно намечайте рисунок границ элементов росписи. Так

легче и увереннее можно выполнить композицию, уложив кисть в заданную форму.

При выполнении упражнений также лучше предварительно наметить рисунок

Если вы не уверены в точности нанесения мазков, то попробуйте облегчить работу и предварительно намечайте рисунок границ

Слайд 25Приложение
Тагильская роспись - яркая, нарядная, фантазийная завоевала популярность во всем

мире.

ПриложениеТагильская роспись - яркая, нарядная, фантазийная завоевала популярность во всем мире.

Слайд 26Варианты написания формы листьев и направления кисти (1)

Варианты написания формы листьев и направления кисти (1)

Слайд 27Варианты формы листьев и направления кисти (2)

Варианты формы листьев и направления кисти (2)

Слайд 28Упражнения в росписи

Упражнения в росписи

Слайд 45Пропись элемента «ракушки» со скрытым центром, сильным нажимом кисти

Пропись элемента «ракушки» со скрытым центром, сильным нажимом кисти

Слайд 46Маки. Элементы росписи

Маки. Элементы росписи

Слайд 47Этапы росписи малого мака
Используемая цветовая гамма: красный, оранжевый, желтый, коричневый,

белила
Прописывая лепестки цветка, стараемся следить за тем, чтобы светлый верхний

тон мазков укладывался на более темное поле предыдущих
Этапы росписи малого макаИспользуемая цветовая гамма: красный, оранжевый, желтый, коричневый, белилаПрописывая лепестки цветка, стараемся следить за тем,

Слайд 49Варианты росписи бутонов цветов в одном цветовом тоне
Лепестки накладываются кистью

поочерёдно. Верхний закрывает нижний лепесток. Зеленые стебельки можно прописать плоской

или круглой кистями.
Варианты росписи бутонов цветов в одном цветовом тонеЛепестки накладываются кистью поочерёдно. Верхний закрывает нижний лепесток. Зеленые стебельки

Слайд 50Пион. Этапы росписи.

Пион. Этапы росписи.

Слайд 51Сирень. Этапы росписи.

Сирень. Этапы росписи.

Слайд 52Варианты написания колокольчиков

Варианты написания колокольчиков

Слайд 53Элементы росписи анютиных глазок

Элементы росписи анютиных глазок

Слайд 54Варианты композиций

Варианты композиций

Слайд 55Василек, варианты росписи

Василек, варианты росписи

Слайд 56Розан. Этапы росписи.
Главным мотивом тагильских подносов является цветочная роспись, а

ее королевой –роза. Точнее не совсем роза, а нарядный и

выразительный сказочный розан.
Розан. Этапы росписи.Главным мотивом тагильских подносов является цветочная роспись, а ее королевой –роза. Точнее не совсем роза,

Слайд 64Варианты композици с розанами

Варианты композици с розанами

Слайд 66Варианты росписи на изделиях

Варианты росписи на изделиях

Слайд 67Информационные источники и используемая литература


В работе использованы интернет сайты

по теме «Тагильская росписья» и «One stroke»
Кроме авторских работ

Пак И.А. использованы работы известного современного художника, мастера тагильской росписи –Татьяны Кудрявцевой, которая с успехом пропагандирует эту замечательную технику росписи, передавая свой опыт и обучая традиционным приемам росписи всех, кто хочет изучать и помогать своим творчеством сохранению традиций русского национального искусства Тагильских мастеров.

Благодарю всех за предоставленные работы и интересную информацию для создания методического пособия .

Сентябрь, 2019г.

Информационные источники и используемая литература В работе использованы интернет сайты по теме «Тагильская росписья» и «One stroke»

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика