Слайд 1Занятие №7
ТАКТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, ВОЗМОЖНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ БРОНЕТЕХНИКИ, МОТОЦИКЛОВ,
САМОЛЁТОВ И ВЕРТОЛЁТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В КАЧЕСТВЕ ПОДВИЖНЫХ СРЕДСТВ ФПС
Цели
занятия: ознакомить студентов с тактико-техническими характеристиками, возможностями и особенностями эксплуатации бронетехники, мотоциклов, самолётов и вертолётов, используемых в качестве подвижных редств ФПС.
Слайд 2Тактико-технические характеристики, возможности и особенности эксплуатации бронетехники, мотоциклов, самолётов и
вертолётов в качестве подвижных средств связи на узлах и станциях
ФПС
Наряду с аппаратными ФПС для доставки боевых документов, секретных и почтовых отправлений, частями и подразделениями фельдъегерско-почтовой связи используется бронетехника, мотоциклы, а также самолеты и вертолеты.
Рассмотрим тактико-технические характеристики, возможности и особенности эксплуатации бронетехники. В качестве подвижных средств связи используются бронетранспортеры и боевые разведывательно-дозорные машины.
Слайд 3 Бронетранспортеры (БТР) – это бронированные колесные машины, предназначенные для транспортировки
мотострелковых подразделений, поддержки их в бою из штатного вооружения; охраны
воинских колонн и объектов; для выполнения боевой задачи по доставке боевых документов, секретных и почтовых отправлений. Бронетранспортеры являются штатными подвижными средствами связи отделений ФПС мотострелковых (танковых) полков. Частями и подразделениями ФПС при выполнении боевых задач по доставке боевых документов, секретных и почтовых отправлений применяются бронетранспортеры БТР-80 и БТР-90. Эти бронетранспортеры выполнены плавающими, окопноходными, имеют хорошую плавность хода и рациональную компоновку. Конструктивные особенности бронетранспортёров обеспечивают им высокую подвижность, проходимость, возможность использования во взаимодействии с другими машинами, предусматривается также возможность использования в бою десанта, при размещении его в бронетранспортере.
Слайд 5 На БТР-80 установлен дизельный двигатель с турбонадувом типа КамАЗ-7403, мощностью
260 л.с. БТР-80 имеет на вооружении крупнокалиберный пулемет КПВТ (14,5
мм) и спаренный с ним пулемет ПКТ (7,62 мм), размещенные в башенной установке. Боекомплект к пулемету КПВТ - 500 патронов, к пулемету ПКТ - 2000 патронов. Масса бронетранспортера 13,6 тонн, максимальная скорость 80 км/ч, на плаву - 10 км/ч, запас хода по топливу 600 км. Бронетранспортер имеет два топливных бака общей емкостью 290 литров (2x145); преодолевает подъем до 30° рвы, окопы до 2 метров; экипаж 3 человека, берет на борт десант. Корпус бронетранспортера сварной, броня противопульная. На бронетранспортере имеется система запуска дымовых гранат.
Слайд 7БТР-80 имеет рациональную компоновку:
отделение управления - расположено в носовой части;
в отделении установлены приборы управления, контрольно-измерительные приборы, приборы наблюдения, средства
связи и разведки. В отделении размещаются водитель и командир;
боевое отделение - расположено в средней части корпуса; здесь размещаются пулеметчик и десантирующая часть боевого расчета; отделение оборудовано сиденьями, предусмотрены воздуховоды, амбразуры для стрельбы, ящики для "сухого пайка" и ЗИПа;
отделение силовой установки - расположено в задней части бронетранспортера и изолировано от боевого отделения герметичной перегородкой; в отделении установлен двигатель, в отдельном отсеке размещаются топливные баки;
трансмиссионное отделение расположено между полом боевого отделения и днищем корпуса (сцепление, коробка передач, мосты);
В носовой части корпуса установлена лебедка.
Слайд 8 БТР-90 имеет высочайшие показатели по проходимости, мобильности, маневренности и живучести,
надежно защищена броневым корпусом с возможностью установки систем активной и
динамической защиты.
Это первый из бронетранспортеров, который оснащен бортовой информационно-управляющей системой.
Высокая грузоподъемность (7 тонн) и вместительный внутренний объем (12 м3) позволяют размещать на нем широкую гамму систем вооружений: 30 мм стабилизированная в двух плоскостях автоматическая пушка, 7,62 мм спаренный пулемет, гранатомет, пусковая установка ПТУР, что дает возможность эффективно вести борьбу с танками, вертолетами, инженерными сооружениями и живой силой противника. Дизельный двигатель мощностью 500 л.с. обеспечивает высокую маневренность и малые радиусы поворота.
Слайд 10 Боевые разведывательно-дозорные машины (БРДМ) представляют собой боевые, колесные плавающие бронированные
машины. Они используются для проведения химической, радиационной разведки, обеспечения связи,
доставки боевых документов. Частями и подразделениями ФПС для выполнения боевой задачи по доставке боевых документов, секретных и почтовых отправлений используется БРДМ-2.
Машина обладает высокими динамическими качествами, большим запасом хода (750 км), хорошей проходимостью, может безостановочно преодолевать водные преграды со скоростью 10 км/ч, траншеи (окопы) до 2-х метров, двигаться в условиях полного бездорожья, по шоссе движется со скоростью 95 км/ч. На машине установлен мощный 140-сильный двигатель, расположенный в кормовой части, что повысило обзорность. На борту машины целый комплекс оптических приборов: 16 дневных приборов наблюдения, перископический прицел, инфракрасные приборы наблюдения. В арсенале технических средств БРДМ-2 для прохождения препятствий предусмотрено по два дополнительных колеса с каждого борта, снабженных пневматическими авиационными шинами.
Слайд 11
Масса машины около 7 тонн. Основное вооружение: крупнокалиберный пулемет КПВТ
(14,5 мм) и пулемет ПКТ (7,62 мм).
Емкость топливных баков -
280 л (2x140). Корпус машины изготовлен из броневой стали, он противопульный, закрытый, сварной, герметизированный.
Бронекорпус БРДМ-2 разделен на отделения: управления, боевое, силовой установки, трансмиссионное.
Слайд 12 В отдельных случаях (в условиях полного бездорожья, горной местности, в
пустынно-песчаных районах для обеспечения связи с частями, подразделениями, ведущими боевые
действия, в первых эшелонах боевого порядка войск в особых условиях) могут использоваться в качестве подвижных средств связи боевые машины пехоты (БМП).
БМП-1 – быстроходная, высокоманевренная, бронированная машина, вооруженная 73-мм гладкоствольным орудием (2А28 "Гром"), спаренным с ним 7,62-мм пулеметом ПКТ и противотанковым комплексом ПТУРС "Малютка". Просторное десантное отделение, оборудованное амбразурами и смотровыми приборами, позволяло десантникам вести массированный огонь, не покидая машины.
БМП-2 и сегодня одна из лучших боевых машин пехоты.
На БМП-3 установлен более мощный двигатель (четырехтактный дизель жидкостного охлаждения 500 л.с., 10 цилиндров). Впервые применена гидромеханическая трансмиссия с отбором мощности на водометные движители (на БМП-1 и БМП-2 для передвижения по воде применяется гусеничный движитель).
Слайд 14Компоновка БМП-3:
отделение управления - расположено в носовой части, где размещаются
механик-водитель и по обе стороны от него два десантника-пулеметчика;
боевое отделение
- расположено в средней части корпуса (здесь размещены командир, наводчик-оператор и основной комплекс вооружения), под вращающимся полом которого в конвейере механизма заряжения уложен боекомплект орудия 2А70, а на рабочем месте командира установлены: специальное оборудование, система управления, средства связи (Р-173, Р-173П);
десантное отделение - оборудовано семью сиденьями, два из которых индивидуальные, а пять общие - у моторной перегородки. В отделении предусмотрены воздуховоды, ящики для продуктов и ЗИПа, амбразуры для стрельбы из личного оружия;
моторно-трансмиссионное отделение - расположено в задней части машины и отделено от десантного термошумоизоляционными перегородками.
Слайд 16Сравнительные тактико-технические характеристики БМП
Слайд 17 Мотоциклы в основном используются в полковом звене управления, для обеспечения
командиров (штабов) и личного состава частей фельдъегерско-почтовой связью. На вооружении
подразделений ФПС стоял специальный армейский дорожный мотоцикл К-М72. Это мотоцикл высокой проходимости с коляской, мощностью 28 л.с., максимальной скоростью 105 км/ч, мог передвигаться по дорогам с различными покрытиями и по бездорожью.
ОАО "Уралмото" разработало и испытало специальную версию многоцелевого дорожного мотоцикла повышенной проходимости - модель ИМЗ-8.107 с приводом колеса бокового прицепа (коляски). Наиболее эффективно его можно использовать в составе разведывательных, патрульных, мобильных групп, в качестве передвижного средства связи, а также многоцелевого транспортного средства. Меньшие габариты (длина - 2530 мм; высота - 1300 мм; ширина - 850 мм; база - 1500 мм) и большая маневренность, чем у любого армейского джипа, делают мотоцикл максимально пригодным для ведения боевых действий и выполнения боевой задачи по доставке секретных отправлений в условиях городской застройки. Экипаж может состоять из 3-х или 2-х человек, включая водителя, при этом масса перевозимого груза составляет 25 кг, а дополнительного снаряжения -100 кг.
Слайд 19 Основное вооружение мотоцикла - крупнокалиберный пулемет (12,7 мм), позволяет поражать
низколетящие, воздушные и легкобронированные наземные цели, а также вести борьбу
с живой силой противника на расстоянии 1500 - 2000 м.
Компоновка мотоцикла ("открытость") дает возможность вести прицельную круговую стрельбу из личного оружия экипажа, который защищен средствами индивидуальной бронезащиты (бронежилеты, шлемы).
При необходимости мотоцикл ИМЗ-8.107 может быть вооружен гранатометом (РПГ, АГС-17 "Пламя"), противотанковыми комплексами ("Конкурс", "Фагот") и даже безоткатным орудием.
Так, установленный на колясочной платформе ПТУР "Конкурс-М" с двумя ракетами поражает маневренные бронецели на расстоянии до 3-5 км.
Слайд 20 Армейский мотоцикл Ирбитского завода имеет двигатель повышенной мощности: четырехтактный, двухцилиндровый
с объемом 750 см, мощностью 45 л.с. (33,1 кВт), что
обеспечивает его высокую динамику, проходимость и маневренность. Короткая база (1500 м) и большие (1911) колеса с шинами, имеющими "вездеходный" рисунок протектора, давлением воздуха 1,6 кг.с/см2 (переднее колесо) и 2,2 кг.с/см2 (заднее колесо), позволяют уверенно двигаться по сильно пересеченной местности.
Конструктивное исполнение и компоновка агрегатов по автомобильному принципу (система смазки двигателя; коробка передач в отдельном блоке, имеющая передачу заднего хода; карданный вал в трансмиссии, электростартер) гарантируют высокую эксплуатационную надежность и ремонтопригодность. Очень важным условием эксплуатации является использование типов (марок) моторных и трансмиссионных масел, широко применяющихся в автомобилях.
Мотоцикл оборудован боковым прицепом, что дает возможность прохождения препятствий, совершенно непреодолимых для любого типа автомобилей.
Слайд 21 Имея массу в 315 кг, при помощи только экипажа мотоцикл
можно перетащить через преграду (упавшее на дорогу дерево, ж/б конструкцию
и т.д.). Высокая скорость (120 км/ч) обеспечивает возможность быстро доставлять боевые документы (приказы, распоряжения). Мотоцикл оборудован бензобаком (основной - 23 л и запасной - 17 л); в качестве топлива используется бензин АИ-92 (АИ-93); расход топлива 7,5 литра на 100 км пробега; запас хода по топливу - 500 км; оптимальная скорость - 90 км/ч.
Эксплуатация ИМЗ-8.107 возможна во всех климатических зонах - от районов Крайнего Севера, до тропических (от -40 до +50°С).
Слайд 22 Авиационные средства используются частями фельдъегерско-почтовой связи в качестве подвижных средств
связи, для доставки секретных и почтовых отправлений, периодической печати, литературы.
Наиболее
распространенными авиационными средствами являются:
самолеты (Як-40; Як-42; Ан-2; Ан-24; Ан-26; Ан-28; Ту-154; Ил-76; Ил-86);
вертолеты (Ми-8; Ми-26).
Слайд 31 Авиационные средства используются частями ФПС на наиболее протяженных маршрутах (свыше
50 км). Применение авиационных средств значительно улучшает временные нормативы по
доставке воинской почты и позволяет достичь одного из основных требований, предъявляемых к ФПС – своевременности.
Слайд 32Задание на самоподготовку
Изучить тактико-технические характеристики, возможности и особенности эксплуатации
бронетехники, мотоциклов, самолетов и вертолетов, используемых в качестве подвижных средств
ФПС.
Список литературы, рекомендуемой для самостоятельного изучения:
Учебное пособие "Подвижные средства ФПС", ВК-2001 г.