Слайд 1Театральное образование
в России
в XIX веке
Слайд 2История возникновения театральных школ
1673г. - первая театральная школа была основана
в Москве
1702г. - Школа для обучения актёров существовала при
театре, созданном Петром I в Москве.
Важную роль в истории театрального образования сыграл Петербургский шляхетский корпус (первый школьный театр, где под руководством А. П. Сумарокова получил профессиональную подготовку И. А. Дмитревский, один из первых театральных педагогов).
1738г. - в Петербурге была учреждена придворная танцевальная школа, на основе которой в 1779 создана театральная школа.
В 1773 открылись классы изящных искусств (драматический, балетный, вокальный, инструментальной музыки) при Московском воспитательном доме, в 1784 они перешли в ведение Петровского театра, в 1809 преобразованы в Московское театральное училище (ныне Театральное училище имени М. С. Щепкина), где были хореографический, драматический и инструментально-вокальный классы.
Слайд 3В 1888 по проекту А.Н.Островского открылись драматические курсы при Московском
театральном училище, где преподавали И. В. Самарин, А. П. Ленский,
Г. Н. Федотова и др.
В эти же годы появились театральные школы, созданные общественными организациями и частными лицами; в них имелись балетные, драматические, режиссёрские и оперные отделения. Среди этих школ выделялось Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества (1883), в нём драматический класс вёл В. И. Немирович-Данченко
Слайд 4Московское театральное училище
В положении о первой Московской театральной школе, утвержденном
в 1809 году императором Александром I, «предмет установления» ее был
обоснован как «усовершенствование российских спектаклей и балетов, наполнение и, если возможно, самое составление оркестров и заменение иностранных художников театральными воспитанниками».
Слайд 5Первый набор (по тогдашней терминологии «комплект») Школы составили 30 воспитанников,
15 девочек и 15 мальчиков в возрасте от 7 до
10 лет. Это были по преимуществу дети лиц, служащих в ведомстве Театральной дирекции. Два первых отделения считались подготовительными, на третье и четвертое отбирали наиболее одаренных воспитанников. Последние «поверялись исключительно балетмейстеру, музыканту или учителю декламации», т.е. совершенствовались в балетном, музыкальном или драматическом искусстве. Основное внимание уделялось балетным классам
Слайд 6Первый набор (по тогдашней терминологии «комплект») Школы составили 30 воспитанников,
15 девочек и 15 мальчиков в возрасте от 7 до
10 лет. Это были по преимуществу дети лиц, служащих в ведомстве Театральной дирекции. Два первых отделения считались подготовительными, на третье и четвертое отбирали наиболее одаренных воспитанников. Последние «поверялись исключительно балетмейстеру, музыканту или учителю декламации», т.е. совершенствовались в балетном, музыкальном или драматическом искусстве. Основное внимание уделялось балетным классам
Слайд 7С первых дней своего существования Школа располагалась в одном из
зданий в Охотном ряду, близ Петровского театра, во владениях дирекции
Московских императорских театров. Во время Отечественной войны 1812 года она эвакуировалась во Владимир, оттуда переехала в Кострому, потом — в Плес. Хроника свидетельствует, что в эти трудные для России дни Школа, несмотря на постоянные переезды, не прерывала свою деятельность. В Плесе жили до окончания войны, затем снова переселились в Кострому, где учащиеся выступали в спектаклях, дававшихся в доме губернатора.
Слайд 8Забота «казенного начальства» о подготовке драматических артистов совпала с первыми
годами работы в Московской театральной школе М.С. Щепкина. Свою «учительскую»
деятельность Щепкин начал в 1832 году в качестве «педагога по декламации», как он значился по документам того времени. «Приняв на себя обязанности такого рода и привыкнув исправлять все свои обязанности добросовестно, — вспоминал актер, — я редкий день не бывал в школе... Скоро я покороче познакомился со всеми детьми... и мы жили дружно, учились понемногу, но с толком».
Слайд 9Более тридцати лет Щепкин преподавал в Школе. 40-50-е годы XIX
века связаны в жизни Школы в первую очередь с именем
этого великого актера и педагога. Сам «живой пример», как называли его современники, Щепкин обладал необычайной силой влияния на учеников, считая одной из своих главных задач не только профессиональное обучение, но и нравственное воспитание. «Скольким талантам он дал рациональное развитие, — писал С.П. Соловьев (актер и режиссер Малого театра тех лет), — и указал им настоящий путь к возможному совершенству и какими мудрыми советами напутствовал он идущих по этому пути!». Это было время, когда на практических уроках по драматическому искусству закладывались основополагающие принципы национальной драматической школы, школы реалистической игры. Среди учеников Щепкина — великие мастера русской сцены: Самарин, Шумский, Федотова.
Слайд 10Целью учреждения при императорских московских театрах училища было образование постоянного
запаса артистических сил для пополнения всех трупп. Училище поставляло для
всех трупп театра молодых артистов, ловких, вполне готовых для сцены и воспитанных в известных, установившихся в московском императорском театре, традициях. Своим недавним процветанием московский императорский театр обязан был преимущественно своему училищу. Стройный ансамбль, живость и изящество исполнения только и возможны были при той богатой сценической технике, которою обладали бывшие ученики театрального училища.
Слайд 11Впоследствии, по экономическим соображениям, преподавание в театральном училище было сужено,
уничтожены были классы драматические, обязательным оставлен только танцевальный класс, а
театральное училище было приспособлено специально для балета. Неудобство этой меры сказалось скоро: когда открылась надобность пополнять драматическую труппу молодыми силами, то за неимением артистов, обладающих сценическою техникой и подготовленных правильным обучением, пришлось довольствоваться неловкими и неумелыми, но уже имеющими некоторую известность и дорого себя ценящими актерами провинциальных и любительских сцен.