Слайд 1Технологии организации любительского творчества
Тема 1. Сущность, специфика и особенности любительского
и самодеятельного творчества.
Тема 2. История развития художественной самодеятельности.
Слайд 2Сущность, специфика и особенности любительского и самодеятельного творчества
Художественное любительское
творчество – это первоначальный пласт историко-культурного освоения действительности средствами искусства,
включающий в себя индивидуально-творческую деятельность (природную самодеятельность), а также любительское профессиональное творчество, не имеющее отношения к основной профессии любителя.
Любительское творчество – уникальное социально-культурное явление, с многотипной и полифункциональной структурой, которое обладает свойствами досуга и художественной культуры.
Слайд 3Сущность, специфика и особенности любительского и самодеятельного творчества
Художественная самодеятельность
- непрофессиональное художественное творчество народных масс в области изобразительного и
декоративно - прикладного, музыкального, театрального, хореографического и циркового искусств, киноискусства, фотографии и др. Художественная самодеятельность включает в себя создание и исполнение художественных произведений силами любителей, выступающих коллективно или в одиночку.
Слайд 4Сущность, специфика и особенности любительского и самодеятельного творчества
Коллектив художественной
самодеятель-ности - творческое объединение любителей одного из видов искусства, работающее
на добровольных общественных началах при клубах или других культурно-массовых учреждениях.
Коллективная самодеятельность имеет ряд особенностей. Это наличие единой цели, руководителей, органов самоуправления, а также сочетание общественных и личных устремлений и интересов участников самодеятельного коллектива.
Слайд 5Сущность, специфика и особенности любительского и самодеятельного творчества
Сущностные признаки
самодеятельного творчества: добровольность участия в самодеятельном коллективе, инициатива и активность
участников самодеятельности, духовная мотивация участников самодеятельных коллективов, функционирование самодеятель-ности в сфере свободного времени.
Специфические признаки самодеятельного творчества: организованность, отсутствие у участников самодеятельности специальной подготовки к деятельности, более низкий, чем у профессиональных коллективов уровень деятельности, безвозмездность и др.
Слайд 6Сущность, специфика и особенности любительского и самодеятельного творчества
Художественная самодеятельность
играет большую роль в деле эстетического воспитания. Приобщаясь к искусству,
человек развивает свою способность воспринимать и ценить прекрасное, повышает свой культурный уровень, развивается духовно.
Слайд 7Сущность, специфика и особенности любительского и самодеятельного творчества
Художественная самодеятельность
играет большую роль в деле эстетического воспитания. Приобщаясь к искусству,
человек развивает свою способность воспринимать и ценить прекрасное, повышает свой культурный уровень, развивается духовно.
Художественная самодеятельность является не только школой собственно художественного мастерства, но, - что, может быть, еще более важно, - школой жизни, школой гражданственности. Другими словами, пробуждаясь к активной художественной деятельности и развивая свои способности, человек не просто утверждает себя в искусстве, а, прежде всего, утверждает себя как член общества, чья деятельность и чей талант общественно необходимы и полезны.
Слайд 8Сущность, специфика и особенности любительского и самодеятельного творчества
Участие в
самодеятельном коллективе развивает чувство ответственности. Человек стремиться качественно выполнять поставленные
задачи, не подводить других участников и руководителей коллектива.
Добровольное, без всяческого принуждения, посещение занятий и участие в концертах (представлениях, фестивалях, конкурсах, выставках и т.д.) способствует поднятию уровня самодисциплины.
Слайд 9Сущность, специфика и особенности любительского и самодеятельного творчества
Художественную самодеятельность
можно рассматривать как социально-педагогическую ценность, осуществляющую систему функций: информационно-познавательную; коммуникативную;
социальную, содержащую в художественном продукте этические ценности, нормы, идеалы, характерные для разных исторических периодов развития культуры, обеспечивающую тем самым преемственность, способность транслировать её от поколения к поколению; эстетическую, поскольку она несёт в себе представления о прекрасном в жизнедеятельности социума, в быту, в языке, пластике, формах; воспитательную, способствующую развитию и изменению духовных ценностей и потребностей личности.
Слайд 10Сущность, специфика и особенности любительского и самодеятельного творчества
Через формы
художественной самодеятельности происходит во многом взаимодействие фольклоризма и профессионального искусства,
их исполнителей, эстетических норм, технических приемов и т.д.
Слайд 11История развития художественной самодеятельности
В дореволюционной России любители искусства объединялись
в кружки и общества при клубах и собраниях.
Имелись и
рабочие кружки, народные театры, находившиеся под строгим контролем властей, с подозрением относившихся ко всякой народной инициативе.
Слайд 12История развития художественной самодеятельности
После Октябрьской революции 1917 в художественную
самодеятельность были вовлечены широкие массы (устраивались театрализованные представления и др.).
В 1920-е гг. репертуар самодеятельных кружков носил агитационный характер (состоял из обозрений, литературных монтажей, концертных номеров, сатирических частушек и др.).
Слайд 13История развития художественной самодеятельности
Большое распространение получили коллективы “Живая газета”,
“Синяя блуза”, “Красная рубаха” и др. В середине 20-х гг.
зародилось движение ТРАМов. (Театр рабочей молодёжи).
КПСС и Советское правительство создали все необходимые условия для развития творческих сил народа. Огромное значение имели выступления В.И. Ленина с оценкой Пролеткульта, письмо ЦК РКП (б) ”О пролеткультах” (1920), постановление СНК РСФСР “Об улучшении театрального дела” (1930), предлагавшее усилить взаимодействие профессионального и самодеятельного театра, обеспечить постоянную помощь художественной самодеятельности.
Слайд 14История развития художественной самодеятельности
Самодеятельные коллективы возникали при клубах, домах
(дворцах) культуры, фабриках, заводах, учебных заведениях, воинских частях, колхозах, совхозах,
на транспорте и т.д. К середине 30-х гг. художественная самодеятельность достигла высокого идейно-художественного уровня.
Многие мастера профессионального искусства (В.В. Барсова, И.М. Москвин, М.М. Тарханов и др.) взяли шефство над самодеятельными коллективами. Для руководства самодеятельностью и помощи ей был создан Центральный дом самодеятельного искусства, преобразованный в 1936 во Всесоюзный дом народного творчества (с 1939 - им. Н.К. Крупской), а в 1958 в Центральный дом народного творчества (ЦДНТ). В 1940-х гг. дома народного творчества организованы во всех республиках, краях и областях.
Слайд 15История развития художественной самодеятельности
В 30-е гг. в различных союзных
и автономных республиках появились самодеятельные национальные хоры, ансамбли песни и
пляски, распространение получили кружки изобразительного и прикладного искусства. С конца 30-х гг. в репертуар театральных коллективов начали входить лучшие пьесы советских драматургов, классические произведения.
В 1937 на московском смотре художественной самодеятельности были показаны спектакли: “Укрощение строптивой” (клуб “Каучук”) и “Ромео и Джульетта” (клуб “Авиахим”) Шекспира, “Мещане” (Дом культуры им. Горбунова) и “Васса Железнова” (Клуб им. Кухмистерова) Горького, “Очная ставка” братьев Тур (клуб “Красный деревообделочник”) и др. В 1940-41 проведён Всесоюзный смотр театральной самодеятельности с участием 30 тыс. коллективов (из них 22 тыс. сельских).
Слайд 16История развития художественной самодеятельности
Во время Великой Отечественной войны главное
место в репертуаре художественной самодеятельности заняла военно-патриотическая тема, велась большая
работа по обслуживанию фронта, госпиталей, предприятий оборонной промышленности и т.д.
На Всесоюзных смотрах в конце 40-х - начале 50-х гг. был продемонстрирован ряд значительных спектаклей: “Ревизор” Гоголя (Ленинградский университет), “Шторм” Билль-Белоцерковского (Дом культуры им. Горбунова, Москва), “Егор Булычев и другие” Горького (Выборгский дом культуры, Ленинград), “Аттестат зрелости” Гераскиной (Дом культуры Автозавода им. Лихачева, Москва) и др.
Слайд 17История развития художественной самодеятельности
С конца 50-х гг. наиболее зрелые
самодеятельные коллективы получили звания народных театров. Среди них: народные театры
при домах культуры Автозавода им. Лихачева, Метростроя, им. Горбунова в Москве, им. Горького в Ленинграде, Дома культуры текстильщиков в Ташкенте, Дома офицеров в Харькове, Дома железнодорожника в Тбилиси, Дома культуры завода “Большевик” в Киеве, Енисейский театр и др.
Помимо драматических, работают также и музыкальные театры - оперные (при Центральном доме культуры железнодорожника в Москве, Доме культуры им. Кирова в Ленинграде, Клайпедский оперный народный театр, Народная оперная студия Черновицкого дворца культуры), балетные (при Доме культуры им. Горького в Ленинграде), оперетты (Московский народный театр оперетты при Доме культуры им. Гагарина в Москве).
Слайд 18История развития художественной самодеятельности
Распространение получили различные самодеятельные ансамбли (Ансамбль
народного танца Ашхабадского сельско-хозяйственного института, рижский танцевальный ансамбль “Гатве”), оркестры,
цирковые (например, в г. Череповце) и эстрадные коллективы, хоры (Народный хор АН Латвийской ССР, Тартуский мужской хор “Гаудеамус”, Хоровая капелла Старокраматорского машиностроительного завода).
Слайд 19История развития художественной самодеятельности
Новым свидетельством внимания партии к развитию
художественной культуры советского народа является решение ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ, коллегий
министерства культуры СССР, министерства высшего и среднего специального образования СССР и Государственного комитета Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию “О проведении первого Всесоюзного фестиваля художественного самодеятельного творчества трудящихся” (1975).
Слайд 20История развития художественной самодеятельности
Такие фестивали предполагается проводить раз в
5 лет. Первый фестиваль (1975-77) посвящен 60-летию Октябрьской революции 1917.
В коллективах художественной самодеятельности в СССР участвовало (1976) 14 млн. взрослых и 10 млн. школьников, с которыми работало 150 тыс. штатных и свыше 500 тыс. общественных руководителей. Число коллективов, удостоенных звания “народный” (театров, цирков, филармоний и т.п.), составляло свыше 4500.
Слайд 21История развития художественной самодеятельности
В 70-80-х годах проводились ежегодные смотры
художественной самодеятельности. На таких смотрах каждая школа выступала со своей
программой по заданной теме. А темы были связаны в основном с общественно-политическими событиями (годовщиной Октябрьской революции, юбилеем комсомола и т.п.). В смотрах участвовали учащиеся всех возрастов.
Слайд 22История развития художественной самодеятельности
Широкий размах самодеятельное искусство получило и
в других странах, где были созданы благоприятные условия для развития
художественной самодеятельности. В 1950-е гг. возникли специальные методические центры по руководству художественной самодеятельностью. (Центральный орган по делам художественной самодеятельности в Чехословакии, Центральный дом народного творчества в ГДР, институт народного искусства в Венгрии).
Слайд 23История развития художественной самодеятельности
Устраиваются смотры, фестивали. В Болгарии в
1956-74 проведено 4 республиканских фестиваля художественной самодеятельности; в 1973 здесь
было свыше 15 тыс. коллективов художественной самодеятельности. (более 500 тыс. участников), которые дали свыше 68 тыс. спектаклей, обслужив более 21 млн. зрителей.
В Венгрии в художественной самодеятельности участвует 8-10% населения (12-18% молодёжи).
В Чехословакии в 1974 насчитывалось около 23 тыс. ансамблей (около 4 млн. чел).
В 1975 в ГДР в художественной самодеятельности участвовало около 1,4 млн. чел.; 20 тыс. самодеятельных коллективов Польши дают ежегодно 120 тыс. представлений для 35 млн. зрителей.
Слайд 24История развития художественной самодеятельности
Коллективы художественной самодеятельности (хоры, вокальные ансамбли,
оркестры и др.) существуют на средства отдельных частных лиц, общественных
организаций. В начале 30-х гг. в Германии, Австрии одной из форм объединения трудящихся были Олимпиады рабочих коллективов, в создании и деятельности которых участвовали видные прогрессивные деятели культуры. Любительское хоровое исполнительство распространено во Франции; важное значение приобрела деятельность Народной музыкальной федерации.
Слайд 25История развития художественной самодеятельности
В 1956 в Париже состоялась Международная
хоровая олимпиада. Многочисленные хоровые объединения имеются в Финляндии, Швейцарии (“Швейцарский
союз рабочих певцов” и др.). В Швеции функционируют свыше 60 любительских оркестров. В США работают студенческие оркестры (духовой оркестр Мичиганского университета и др.), хоры, вокальные ансамбли, театральные труппы.