Разделы презентаций


Технологии получения нового образовательного результата в контексте принятия ФГОС

Содержание

В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа? Структура традиционного урока1. Учитель проверяет д/з учеников2. Учитель объявляет новую тему3. Учитель объясняет новую тему4. Учитель организует закрепление

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Технологии получения нового образовательного результата в контексте принятия Федерального государственного

образовательного стандарта.

Технологии получения нового образовательного результата в контексте принятия Федерального государственного образовательного стандарта.

Слайд 2В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли

этому школа?
Структура традиционного урока
1. Учитель проверяет д/з

учеников

2. Учитель объявляет новую тему

3. Учитель объясняет новую тему

4. Учитель организует закрепление знаний учениками

Решение проблем в жизни
1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?»
2.Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений.
3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания)
4.Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.

В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа?  Структура традиционного урока1. Учитель

Слайд 3 Традиционный урок
1.Проверка д/з учеников учителем

2.Объявление темы учителем

3.Объяснение темы

учителем

4.Закрепление знаний учениками
Проблемно-диалогический урок
1.Создание проблемной ситуации учителем и

формулирование проблемы учениками
2.Актуализация учениками своих знаний
3. Поиск решения проблемы учениками
4.Выражение решения,
5. Применение знаний учениками

Проблемно-диалогическая технология (с1999г.) Цель - обучить самостоятельному решению проблем Средство - открытие знаний вместе с детьми

Учебники
Подача материала

Традиционный урок1.Проверка д/з учеников учителем2.Объявление темы учителем3.Объяснение темы учителем4.Закрепление знаний учениками  Проблемно-диалогический урок1.Создание проблемной

Слайд 4Немного теории Из каких этапов состоит проблемно-диалогический урок?:
2)

Выдвижение версий
1) Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы

учениками

3) Актуализация имеющихся знаний

5) Поиск решения проблемы – открытие нового знания

6) Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике

4) Составление плана решения проблемы

Немного теории   Из каких этапов состоит проблемно-диалогический урок?: 2) Выдвижение версий1) Создание проблемной ситуации учителем

Слайд 5ПРИМЕР: Как спланировать постановку учебной проблемы?
Тема: Геологическое строение, рельеф, ресурсы недр.
Найдите

и покажите на карте крупные равнины мира: Восточно-Европейскую, Западно-Сибирскую.

Найдите и покажите на карте горные сооружения на территории России.

Побуждающий диалог:
Сравните их расположение, площадь, границы - в чем противоречие?

ПРОБЛЕМА: Россия – страна великих равнин и грандиозных гор, так преимущественно она горная или равнинная страна?

Подводящий диалог:
Сравните равнины: Восточно-Европейскую, Западно-Сибирскую (границы, площадь, высота).

Определите расположение горных сооружений, их высоту.

Равнины расположены на платформенных участках

Горы сформировались по окраинам платформ в зонах складчатости

Какой возникает вопрос?

ПРИМЕР: Как спланировать постановку учебной проблемы?Тема: Геологическое строение, рельеф, ресурсы недр.Найдите и покажите на карте крупные равнины

Слайд 6 Конструирование проблемной ситуации
§ 52. ПОД МАТЕРИНСКИМ КРЫЛОМ
Какие выгоды дает

внутреннее
оплодотворение?
Какую роль играют оболочки, окружающие
яйцо и зародыш

в нем?
Почему пресмыкающиеся не насиживают
яйца?
Проблема: Почему птицы не откладывают столько яиц, сколько пресмыкающиеся?

Авторский вариант проблемы

Что хотел сказать автор с помощью
названия и рисунка?

Конструирование проблемной ситуации§ 52. ПОД МАТЕРИНСКИМ КРЫЛОМКакие выгоды дает внутреннее оплодотворение? Какую роль играют оболочки, окружающие

Слайд 7Что хотел сказать автор с помощью
названия и рисунка?
Авторский вариант

проблемы
Пример проблемной ситуации (задание с удивлением)

Что хотел сказать автор с помощью названия и рисунка?Авторский вариант проблемыПример проблемной ситуации (задание с удивлением)

Слайд 8Пример проблемной ситуации
Инженер: Современная техника создала искусственный живой организм –

робот. Он преобразует энергию, двигается, реагирует на окружающую среду. Наконец,

он может даже обучаться.

Учебник «Биология», 9 класс,
Учитель предлагает ученикам прочитать текст к параграфу.

Биолог: Робот – не живой организм: он не растет и не размножается. Живое может появиться только от живого, его нельзя создать искусственно.

Сравни две точки зрения – в чем они противоречат друг другу?
Сформулируй учебную проблему (сравни с вариантом авторов).
УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА: Можно ли создать искусственную жизнь?
РЕШЕНИЕ: (через задания к параграфу) Искусственный организм должен обладать всеми признаками живого: обмен веществ, рост, размножение, реагирование на среду.

Пример проблемной ситуацииИнженер: Современная техника создала искусственный живой организм – робот. Он преобразует энергию, двигается, реагирует на

Слайд 9Подготовка проблемно-диалогического урока Как спланировать этап актуализации?
а) устный фронтальный диалог

без возможности выставить отметки отдельным ученикам
2) Отобрать вопросы, которые

пригодятся для решения проблемы урока (или придумать такие вопросы, если их не хватает)

1) Прочитать вопросы актуализации перед параграфом

3) Определиться в какой форме провести актуализацию

б) продуктивное задание (как правило письменное) – время выполнения – сдача – проверка – последующая отметка

Подготовка проблемно-диалогического урока  Как спланировать этап актуализации?а) устный фронтальный диалог без возможности выставить отметки отдельным ученикам

Слайд 10Подготовка проблемно-диалогического урока Как спланировать поиск решения проблемы?
4) Придумать в

каком виде отображать на доске все выводы-решения (таблица, блок-схема и

т.п.)

2) Выбрать задания (3-5) к тексту и иллюстрациям, выполняя которые дети смогут сформулировать ожидаемые выводы по проблеме (!!! Учитывая минимум и цели урока!)

1) Решить какие ответы по проблеме могут сформулировать дети, изучая содержание темы

3) Определиться в какой форме будет выполняться каждое задание: фронтально, в парах, группах, индивидуально с коллективной проверкой по завершению и т.п. (!!! Помним о времени!)

Подготовка проблемно-диалогического урока  Как спланировать поиск решения проблемы?4) Придумать в каком виде отображать на доске все

Слайд 114 этап – разработка диалога со школьниками
Участвовать в «открытии» знаний

и понимать содержание урока должны все, а иначе…
Выход: Вопросов в

диалоге должно быть немного, а каждый из них задавать не только сильным, но и слабым ученикам
4 этап – разработка диалога со школьникамиУчаствовать в «открытии» знаний и понимать содержание урока должны все, а

Слайд 12Немного теории: виды диалогов
Побуждающий диалог
Вопросы учителя, побуждающие детей высказывать

различные версии решения проблемы
+ Развивает творческое мышление
+ Максимально близок к

жизненным ситуациям
- Ученики могут увести в сторону от темы
- Невозможно рассчитать время на уроке

Подводящий диалог
Цепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем

+ Развивает логическое мышление
+ Просчитывается по времени
+ Ведет к нужному результату коротким путем
- В меньшей степени развивает творчество и инициативу

Немного теории: виды диалогов Побуждающий диалогВопросы учителя, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы+ Развивает творческое мышление+

Слайд 13Подготовка проблемно-диалогического урока Как спланировать итог урока (выражение решения проблемы)?
2)

Определить в какой форме ученики будут отвечать на этот вопрос:

фронтально устно, индивидуально письменно и т.п.

1) Запланировать на финал урока вопрос: «Так какое же решение проблемы мы получили?»

3) Подобрать или придумать задание на выражение решения, его применение в новой ситуации.

Подготовка проблемно-диалогического урока  Как спланировать итог урока (выражение решения проблемы)?2) Определить в какой форме ученики будут

Слайд 14Какие общеучебные умения прежде всего развивает проблемный диалог?
Организационные – умение

решать проблемы
Коммуникативные – вести диалог
Интеллектуальные – извлекать информацию, делать

логические выводы и т.п.
Оценочные – в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора
Какие общеучебные умения прежде всего развивает проблемный диалог?Организационные – умение решать проблемы Коммуникативные – вести диалогИнтеллектуальные –

Слайд 15 Подготовка текста для продуктивного чтения на уроке
Прочитайте текст, выделите

в нем фактуальную, подтекстовую и концептуальную информацию
Определите роль данного

текста на уроке (чаще всего для поиска решения проблемы, возможно специальное продуктивное задание к тексту)
Сформулируйте задания для работы с текстом до чтения (заглавие, выделенные слова и т.п.)
Выделите в тексте места остановок во время чтения (вопросы к автору, комментарии, словарная работа )
Сформулируйте главный смысловой вопрос после чтения (или проверка выполнения продуктивного задания к тексту)
Подготовка текста для продуктивного чтения на урокеПрочитайте текст, выделите в нем фактуальную, подтекстовую и концептуальную информацию

Слайд 16§ 18. ЛИШАЙНИКИ – это …..
Лена: На коре деревьев

и камнях я видела растения в виде тонких кожистых измятых

пластинок и серых ветвистых трубочек.
Биолог: Это лишайники – особая группа живых организмов. В
Что это за особая группа живых организмов? Чем они отличаются от других?
Лишайники часто обитают в местах, где другие наземные растения выжить не могут П
(Мы нашли ответ на вопрос?)
Лишайники – первые поселенцы на обнаженном грунте.
(То есть по-другому…)
На голых камнях, палимых солнцем, на песке, на бревнах и стволах деревьев селятся лишайники.
Вспомни. Для того чтобы существовала экосистема, необходимы живые организмы разных “профессий” В
(Каких именно профессий и почему?) О.
Только совместными усилиями они могут поддерживать круговорот веществ П
(ответ на вопрос «почему?»).

Пример работы с текстом

§ 18. ЛИШАЙНИКИ – это ….. Лена: На коре деревьев и камнях я видела растения в виде

Слайд 17Но в одном организме лишайника уже присутствуют и водоросли-производители и

грибы-потребители. Поэтому лишайник представляет собой не только один организм, но

и целую миниатюрную “экосистему”, которая может жить самостоятельно П
(На какой вопрос мы нашли ответ).
Как же устроены эти удивительные организмы?
(Обратите внимание: это уже не скрытый, а прямой вопрос. Можете попробовать ответить? (Нет.) Значит, поищем ответ в тексте)
Лишайники состоят из гиф гриба, между которыми живут водоросли П. Верхняя поверхность лишайника образована плотно сплетенными нитями – поэтому многие лишайники блестящие и гладкие. Внутри гифы сплетены рыхло – в промежутках между ними размещаются водоросли.
Итак, вернемся к началу. Какой был вопрос?
Мы нашли ответ? Какой?
Так как же можно сформулировать тему нашего урока?
(Лишайники – это симбиоз гриба и водоросли)

Но в одном организме лишайника уже присутствуют и водоросли-производители и грибы-потребители. Поэтому лишайник представляет собой не только

Слайд 18Какие общеучебные умения развивает технология продуктивного чтения ?
Коммуникативные – выражать

свои мысли (интерпретация), адекватно понимать собеседника (автора)
Интеллектуальные – извлекать

информацию из текста
Оценочные – в случае если анализ текста порождает оценочные суждения
Организационные – умение работать по плану (алгоритму)
Какие общеучебные умения развивает технология продуктивного чтения ?Коммуникативные – выражать свои мысли (интерпретация), адекватно понимать собеседника (автора)

Слайд 19Технология оценивания учебных успехов (мини)
Традиции оценивания
ЧТО: знания –

отметкой (знак в некой системе)
КТО: Учитель
ТО учебных

успехов
ЧТО: решение задач – оценка + отметка
КТО: Ученик (самооценка) и Учитель в диалоге
+еще 5 правил – см. подробнее в методичках

Оценивание в жизни
ЧТО: Как решили проблемы = оценка (качественная характеристика)
КТО: Мы сами – по итогу деятельности

Контр. работы

Днев-ники

Технология оценивания учебных успехов (мини)  Традиции оцениванияЧТО: знания – отметкой (знак в некой системе)КТО: Учитель

Слайд 20ЧТО?
КТО?
Оценка = отметка
Учитель
Традиции оценивания
Новая технология:
Отметка – за
продуктивные решения
Самооценка ученика

+ в диалоге с учителем
ГДЕ?
Журнал
+Таблица требований
КОГДА?
«Всегда – накопляе-
мость отметок»


Текущие - по желанию,
Тематические - обязательны

КАК?

5. 4. 3. 2.

Уровни успешности:
Необходимый. Программный. Макс.

мини

макс

Полный состав правил Технологии оценивания учебных успехов :

ЧТО?КТО?Оценка = отметка УчительТрадиции оцениванияНовая технология:Отметка – запродуктивные решенияСамооценка ученика + в диалоге с учителемГДЕ?Журнал +Таблица требованийКОГДА?«Всегда

Слайд 21 «САМООЦЕНКА»
«Учитель и ученик по возможности определяют оценку и отметку

в диалоге. Ученик имеет право аргументированно оспорить выставленную отметку.»
Алгоритм самооценки

(вопросы к ученику):
1 шаг. Что нужно было сделать в этой задаче (задании)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

«САМООЦЕНКА»«Учитель и ученик по возможности определяют оценку и отметку в диалоге. Ученик имеет право аргументированно оспорить

Слайд 22ДНЕВНИК УЧЕНИКА «…он нужен не для того, чтобы взрослые контролировали

тебя, а чтобы ты сам научился организовывать свои дела»
Учит самостоятельно

оценивать свои учебные успехи (самооценка)
Открывает перед учеником цели: «В этом году я обязательно научусь: (предметные и общеучебные умения)
Учит планировать свои дела и проверять результаты

БЫЛО

СТАЛО

ДНЕВНИК УЧЕНИКА  «…он нужен не для того, чтобы взрослые контролировали тебя, а чтобы ты сам научился

Слайд 23Какие общеучебные умения развивает технология оценивания учебных успехов?
Организационные – умение

определять, достигнут ли результат деятельности
Коммуникативные – аргументировано отстаивать свою

точку зрения
Интеллектуальные – логически обосновывать свои выводы
Оценочные – толерантное отношение к иным решениям
Какие общеучебные умения развивает технология оценивания учебных успехов?Организационные – умение определять, достигнут ли результат деятельности Коммуникативные –

Слайд 24Как с нами связаться, если вы заинтересовались?
Издательство «БАЛАСC»
(учебники, журнал

«Начальная школа + До и После»)
Тел. 8 – 495 –

672-00-60
Эл.почта balass.izd@mtu-net.ru
УМЦ «Школа 2100»
(курсы, консультации, выезды в регионы)
Тел. 8 – 495 – 368-42-86
Сайт: www.school2100.ru
Как с нами связаться, если вы заинтересовались?Издательство «БАЛАСC» (учебники, журнал «Начальная школа + До и После»)Тел. 8

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика