Слайд 1
ЛЕКЦИЯ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЙ
«Альпинистская подготовка»
по специальности 280705.65 «Пожарная
безопасность» специализация
«Руководство проведением спасательных операций особого риска»
Тема 3.1 Организация
переправ через горные реки.
Организация биваков.
Слайд 2
Литература,
используемая при подготовке к занятию:
Основная:
Альпинистская подготовка:- учебное пособие /
А.Л.Шидловский, Н.В. Мамаев ред. О.М.Латышев; МЧС России. - СПб. :
СПбИ ГПС МЧС России, 2014 – 495 с.
Захаров П.П. В помощь инструктору альпинизма. 2009 г. 246 с.
2. Кашевник Б.Л. Аварийно- спасательное снаряжение для работ на высоте с использованием основ и приемов техники альпинизма. М.:Вертикаль, 2008, с. 184
3. Альпинизм. Техника восхождений, ледолазания, скалолазания: Базовое руководство Авторы: Хаттинг Гард, издательство Гранд-Фаир, 2006 г.
4. Навыки альпинизма: Курс тренировок Авторы: Хилл, издательство Гранд, 2005 г.
5. Гофштейн А.И. Промальп в ответах на вопросы. М.:ТВТ Дивизион, 2005, с.112
6. Мартынов А.И. Промальп (Промышленный альпинизм). - 2-е изд. перераб. и доп. М.: СпортАкадемПресс, 2004, с. 119.
Дополнительная:
1. Байковский Ю. "Классификация и особенности формирования горных неолимпийских видов спорта" М. Вертикаль, 2005 г
Кондратьев О.В., Добров О.Г. Техника промышленного альпинизма. М.: Сибирское соглашение, 2000, с118.
Слайд 3
Учебные вопросы:
1. Организация переправ через горные реки.
2. Выбор места
для переправы.
3. Основные правила переправы через горные реки.
4.
Переправа вдвоем, шеренгой, по бревну.
5. Теория полиспастов.
Слайд 41. Организация переправ через горные реки.
Горные и таежные реки
представляют едва ли не самую большую опасность в походе. Жизнь
учит, что все правила переправ необходимо выполнять абсолютно точно.
Прежде чем искать место для переправы, надо узнать у жителей последнего перед рекой населенного пункта о всех мостах, кладках, бродах и, если они пригодны, пользоваться ими для переправы.
Слайд 5Вода в горных реках
Прежде всего принимаются во внимание количественный состав
группы, опытность и физическая подготовленность туристов. Там, где не смогут
перебраться через реку 3—4 человека, 20—30 человек легко наведут безопасную переправу. Каждый участник должен уметь плавать. Если появятся сомнения в преодолимости реки, надо поискать другое место. Для этого реку осматривают вниз и вверх по течению на 2—3 км, а если нужно, то и на 10 км и более.
Слайд 6Для переправы ширина реки должна быть меньше длины страхующей веревки
или длины бревна
Сильно влияют на ход переправы время суток
и погода. В горных реках воды меньше всего в 4—6 часов утра и больше — к вечеру. Теплые ветры с гор и дожди в течение нескольких часов, а иногда десятков минут могут резко поднять уровень воды и увеличить ширину русла я мощность потока.
Большое значение для переправы имеют наличие и расположение камней в реке. По торчащим из воды камням можно перейти иногда, казалось бы, непреодолимый поток. В белых бурунах за камнями можно отдыхать, так как из-за встречных потоков (завихрении) напор воды здесь минимальный.
Переправа — серьезное мероприятие, поэтому подготовительные работы к ней нельзя ограничивать временем. На переправу вместе с подготовкой может уйти 2— 3 часа, а иногда и 1— 3 дня. В подготовке участвует вся группа, и при этом используется все снаряжение, обеспечивающее безопасность.
Слайд 72. Выбор места для переправы.
Перед переправой вброд через сложные
участки реки следует осмотреть местность с целью выбора пригодного места;
определить скорость, ширину и глубину реки.
Осмотр местности.
Переправляясь вброд, следует подыскивать участок реки с минимальной по всему сечению скоростью течения, ровным дном с малым количеством крупных камней, возможно меньшей глубиной русла реки, небольшой кривизной берегов, наличием на противоположном берегу у воды крупных камней или деревьев для заброса и закрепления перильной веревки.
Слайд 8Особое внимание руководитель группы должен обращать на выбор места для
организации страховки, наблюдения и руководства переправой.
Не рекомендуется выбирать участок
реки с крутыми берегами. Такие берега, возвышающиеся над водой более чем на 2 м, хотя и облегчают страховку первого туриста при переправе (не требуется большого натяжения страховочной веревки для того, чтобы она не касалась воды), но не позволяют обеспечить натяжение перильной веревки горизонтально поверхности воды на уровне груди переправляющегося туриста, а это - главное.
Нельзя проводить переправы на участках берега, заваленных вблизи воды крупными камнями.
Не следует искать место для переправы и на участках изгиба русла реки. Здесь измерение скорости потока, если оно произведено туристами на середине реки, не будет соответствовать истинной величине.
Слайд 9
Желательно, чтобы исходный берег, имея хороший спуск к реке
и площадку для нормального по высоте над уровнем потока закрепления
веревки, возвышался над поверхностью реки на 1-1,5 м, что позволит уменьшить число случаев касания воды страховочной веревкой.
Слайд 10
В среднем течении реки при установившемся струйном (ламинарном) режиме
скорость движения потока по ширине русла неодинакова. Так, она достигает
наибольшей величины по оси потока и близка к нулю у берегов, т.е. имеет колоколообразную форму (рис. 4). В верховьях же за счет обилия крупных камней характер потока хаотический (турбулентный). Здесь частицы жидкости оказываются как бы перемешанными между собой и поэтому существенной разницы в величинах скоростей движения отдельных участков потока не наблюдается.
Рис. 4. Зависимость распределения скорости течения по ширине реки от режима потока:
1 - ламинарный режим;
2 - турбулентный режим
Слайд 11
Распределение скоростей течения в вертикальном сечении потока имеет почти
аналогичный характер. Изменение происходит лишь в верхней части потока в
месте соприкосновения воды с атмосферой, которая как бы тормозит скорость течения верхних слоев воды (рис. 5). Однако при ветре, совпадающем с направлением течения реки, верхняя Часть кривой может быть выгнута даже в сторону течения.
Рис. 5. Зависимость распределения скорости от глубины потока
Средняя скорость потока по вертикали примерно равна значению скорости, измеренной по глубине 0,6 h. В практике туристских путешествий достаточную точность обеспечивает определение скорости потока по величине скорости поверхностного слоя Vo, которая измеряется указанным выше способом. Зная Vo, можно вычислить и среднюю по вертикали скорость течения: для мелкого русла (верховья реки) она будет равна 0,8V о, Для большей глубины (среднее течение реки) - 0,9Vo.
Слайд 12
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПЕРЕПРАВЫ ЧЕРЕЗ ГОРНЫЕ РЕКИ
1. Перед организацией переправы
необходимо тщательно разведать берега, дать оценку обстановке с учетом силы
и скорости потока, глубины и рельефа русла, возможности использований опор, отобрать материалы и снаряжения для организации переправы.
2. Определить способ переправы, учитывая возможности группы.
3. Выбрать место и время переправы.
4. Установить место для наблюдения, откуда просматривается вся переправа и можно руководить ею.
5. Ниже по течению создать в наиболее удобном месте пункт перехвата, подобрать двух-трех наиболее опытных, физически подготовленных и решительных спортсменов, способных в любой момент броситься на перехват при надежной страховке.
6. При особо сложной ситуации пользоваться только двойной страховкой.
7. Прежде чем начать переправу, следует проверить надежность точек закрепления, состояние веревок, правильность действия альпинистов.
8. Выпускать на переправу первым наиболее опытного альпиниста, демонстрирующего правильные приемы.
9. При переправе с опорой на шест упираться им следует выше по течению.
10. При передвижении с организацией страховки перилами двигаться надо сбоку перил, ниже по течению.
11. Не употреблять при переправе схватывающего узла.
12. Не допускать к переправе одновременно двух и более альпинистов.
13. На подвесной переправе рюкзаки, ледорубы, другое снаряжение транспортируют отдельно.
14. Соблюдать дисциплину и порядок во время переправы.
15. Организаторы и страхующие должны быть на надежной самостраховке.
Слайд 13
4. Переправа вдвоем, шеренгой, по бревну.
Зная особенности горной реки,
альпинист должен выбрать место и время переправы так, чтобы там,
где час-два назад нечего было и думать о переправе, брод оказался сравнительно легким. Ручьи и небольшие речки в это время удается преодолеть даже не замочив ног, прыгая с камня на камень.
Иногда приходится преодолевать водную преграду вброд. В этом случае следует переправляться ниже поворота реки, наискось от внутреннего берега, по направлению течения воды. Переправляться вброд нужно только в ботинках на босу ногу. В этом случае меньше шансов повредить ноги об камни на дне реки.
Слайд 23
Переправа по бревну: а-самостраховка со скользящим карабином;
б-укладка бревна
по воздуху;
в-каменный мешок
Слайд 28Полиспаст
это грузоподъёмное устройство, состоящее из нескольких подвижных и неподвижных блоков
огибаемых веревкой, канатом или тросом, позволяющее поднимать грузы с усилием
в несколько раз меньшим, чем вес поднимаемого груза.
Слайд 31Правила полиспастов
Правило №1.
Выигрыш в усилии дают только ДВИЖУЩИЕСЯ ролики, закрепленные
непосредственно на грузе или на веревке идущей от груза. СТАЦИОНАРНЫЕ
ролики служат лишь для изменения направления движения веревки и ВЫИГРЫША В УСИЛИИ НЕ ДАЮТ.
Правило №2.
Во сколько раз выигрываем в усилии – во столько же раз проигрываем в расстоянии. Практический вывод – чем «сильнее» полиспаст – тем медленнее поднимается груз.
Слайд 37Расчет ТВ при сборке простого полиспаста
В простых полиспастах, каждый подвижный
ролик (закрепленный на грузе), добавленный в систему добавочно дает двукратный
ТВ. Добавочное усилие СКЛАДЫВАЕТСЯ с предыдущим.
Пример: если мы начали с полиспаста 2:1, то, добавив еще один подвижный ролик, мы получим 2:1 + 2:1 = 4:1; Добавив еще один ролик – получим 2:1 + 2:1+2:1= 6:1 и т.д.
Слайд 40Сложный полиспаст
это система, в которой один простой полиспаст тянет за
другой простой полиспаст. Таким образом могут быть соединены 2, 3
и более полиспастов.
Слайд 43Комплексные
(аварийно-спасательные) полиспасты
Комплексные полиспасты не являются ни простыми, ни сложными
– это отдельный вид.
Отличительная особенность комплексных полиспастов – наличие в
системе роликов, движущихся навстречу грузу. В этом заключается главное преимущество комплексных полиспастов: в тех случаях, когда станция расположена выше спасателей и надо тянуть полиспаст вниз.