Слайд 1Технология формирования интонационной стороны речи
Развитие повествовательной мелодики
Развитие восклицательной мелодики
Развитие вопросительной
мелодики
Замедление темпа речи
Убыстрение темпа речи
Изменение тембра голоса
Развитие силы голоса
Развитие чувства
ритма речи.
Формирование логического ударения
Слайд 2Технология формирования интонационной стороны речи
Развитие повествовательной мелодики
Развитие восклицательной мелодики
Развитие вопросительной
мелодики
см.сл.72-79, далее сл.3
Слайд 3Поэтапная методика логопедической работы по развитию интонации, в которой определены
основные направления и содержание логопедической работы:
Подготовительный - этап восприятия и
воспроизведения компонентов интонации. Логопедическая работа проводится по следующим направлениям: развитие восприятия и воспроизведения высоты голоса и мелодики речи, силы голоса и интенсивности, эмоционального характера тона голоса (тембра), темпа, ритма и логического ударения.
Слайд 4
Поэтапная методика логопедической работы по развитию интонации, в которой определены
основные направления и содержание логопедической работы:
Основной - этап интеграции интонационных
компонентов для передачи смысла высказывания через интонацию. Основными направлениями работы являются: знакомство с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией; развитие восприятия, воспроизведения и дифференциации интонационных конструкций в специально созданных коммуникативных ситуациях с учетом цели и ситуации речевого общения.
Слайд 5
Поэтапная методика логопедической работы по развитию интонации, в которой определены
основные направления и содержание логопедической работы:
Заключительный - этап закрепления различных
типов интонационных конструкций в естественных условиях общения с взрослыми и сверстниками. Третий этап логопедической работы по развитию интонации направлен непосредственно на дифференциацию и закрепление различных типов интонационных конструкций в естественных условиях общения с взрослыми и сверстниками.
Слайд 6Приемы, используемые при знакомстве с повествовательной интонацией:
понижение голоса в конце предложения
(фразы) отражает движение мелодики повествовательного предложения;
зрительное подкрепление (знакомство со знаком
препинания повествовательного предложения и демонстрация карточки-символа - точки; знакомство с графическим обозначением движения мелодики повествовательного предложения на письме - стрелка, идущая вниз);
ассоциативное подкрепление (спуск с моста) для запоминания характера движения мелодики повествовательного предложения;
движение руки вниз, показывающее понижение голоса в конце предложения (фразы);
разучивание стихотворения о точке.
Слайд 7Приемы, используемые при знакомстве
с вопросительной интонацией:
повышение голоса в конце вопросительного
предложения (в предложениях без вопросительного слова) и повышение голоса на
вопросительном слове (в предложениях со специальным вопросом) - отражает движение мелодики вопросительного предложения;
зрительное подкрепление (знакомство со знаком препинания вопросительного предложения и демонстрация карточки-символа - вопросительного знака; знакомство с графическим обозначением движения мелодики вопросительного предложения на письме - стрелка, идущая вверх);
ассоциативное подкрепление (подъем на мост) используется для запоминания мелодики вопросительного предложения;
движение руки вверх, показывающее повышение голоса на вопросительном слове;
разучивание стихотворения о вопросительном знаке.
Слайд 8Приемы, используемые при знакомстве
с восклицательной интонацией:
резкое повышение тона голоса, а
затем незначительное его понижение для отражения движения мелодики восклицательного предложения;
зрительное
подкрепление (знакомство со знаком препинания восклицательного предложения и демонстрация карточки-символа - восклицательного знака; знакомство с графическим обозначением движения мелодики восклицательного предложения на письме - стрелка, идущая вверх, затем горизонтально с незначительным понижением);
ассоциативное подкрепление (подъем на мост и движение по нему) используется для запоминания характера движения мелодики восклицательного предложения;
движение руки вверх и горизонтально, показывающее резкое повышение голоса, а затем незначительное его понижение;
разучивание стихотворения о восклицательном знаке.
Слайд 9Приемы выделения заданной интонации из ряда других на материале предложений и
текста.
поднимание карточки-символа (точки, вопросительного или восклицательного знаков);
выкладывание фишек по
количеству повествовательных / вопросительных / восклицательных предложений в тексте или карточек со стрелками, отражающих движение мелодики того или иного предложения;
выполнение действий (хлопки в ладоши, приседания и т.п.), если предложение произнесено с повествовательной / вопросительной / восклицательной интонацией;
рисование точек по количеству повествовательных предложений / вопросительных знаков по количеству вопросительных предложений / восклицательных знаков по количеству восклицательных предложений;
Слайд 10Приемы выделения заданной интонации из ряда других на материале предложений и
текста.
составление целой картинки из частей (при правильном определении повествовательного
/ вопросительного / восклицательного предложения на экране компьютера появляется часть картинки, по окончании выполнения задания у ребенка должна получиться одна целая картинка);
создание ситуаций, в которых дети определяют, соответствует ли интонация и мимика описываемой ситуации или нет. Например: «У собаки был щенок - вот такой!». Эти слова произносят низким голосом, и разводят руки широко, показывая, что щенок большой. «А собака была - вот такая!». Эти слова произносят высоким голосом и показывают на что-то маленькое.
Слайд 11Обучение выделению предложений с повествовательной интонацией
осуществляется из ряда: а) вопросительных предложений;
б) восклицательных предложений; в) вопросительных и восклицательных предложений (с одинаковым
набором слов в предложении, например: «Пошел дождь? Пошел дождь! Пошел дождь»; а затем с разным набором слов, например: «На улице снег. Солнце спряталось за тучи? Как прекрасно морозным утром!»); г) из стихотворного и небольшого прозаического текста.
Слайд 12Обучение выделению предложений с вопросительной интонацией
Начинается с обучения выделению вопросительных предложений
без вопросительного слова, а затем содержащих специальный вопрос.
Слайд 13Обучение выделению предложений с восклицательной интонацией
Первоначально детей учат выделять эмоционально-оценочные
высказывания со значением положительной, затем негативной оценки и в последнюю
очередь со значением удивления.
Слайд 14Последовательность усвоения повествовательной интонации в экспрессивной речи :
Начинается с простых нераспространенных
предложений с добавлением указательного местоимения «это» или «вот», при этом
внимание детей акцентируется на понижении голоса в конце предложения.
На последующих этапах она закрепляется при воспроизведении простых распространенных предложений с перемещением логического ударения, а также при пересказе небольших рассказов с интонационным выделением конца каждого предложения, при составлении рассказов, чтении стихотворений, небольших диалогов.
Слайд 15Приемы для усвоения повествовательной интонации в экспрессивной речи :
ответ на вопрос
полным предложением (например, «Где мишка? - Вот мишка»; «Что это
- Это дом»; «Кто это? - Это слон»);
добавление подходящего по смыслу слова, например, глагола и повторение получившегося предложения (например, «Учитель что делает? - Учитель учит»; «Змея что делает? - Змея ползает»);
составление повествовательных предложений по предъявляемым картинкам;
распространение предложения;
произнесение повествовательных предложений с перемещением логического ударения;
пересказ текста, включающего повествовательные предложения; составление небольшого по объему рассказа по картинке или серии сюжетных картин; разучивание стихотворений, предполагающих наличие в них диалога, в которых вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает, используя повествовательную интонацию.
Слайд 16Последовательность усвоения вопросительной интонации в экспрессивной речи :
В вопросительных предложениях, не
содержащих специального вопроса, состоящих из одного слова (Мишка?), затем из
двух слов с указательным местоимением «это» (Это кот?).
В вопросительных предложениях, не содержащих специального вопроса с использованием нескольких слов (Тебе нужна кукла? Ты можешь сорвать яблоко?).
В вопросительных предложениях, содержащих специальный вопрос, в которых вопросительные слова находятся в начале (Какое сегодня число? Как тебя зовут?), в конце (Это что? Это кто? А почему?) и в середине предложения (Тебе сколько лет?).
В вопросительных предложениях с перемещением логического ударения (Что ты любишь? Что тылюбишь? Что ты любишь?).
При разучивании стихотворений и обыгрывании диалогов.
Слайд 17Приемы для усвоения вопросительной интонации в экспрессивной речи :
самостоятельное составление общего
вопроса с опорой на схему (например, с помощью задаваемых вопросов
и опорой на схему (форма, размер, цвет, качество (твердый или мягкий), вкус) дети должны догадаться, о каком фрукте идет речь);
самостоятельное составление предложений с вопросительными словами (например, дети становятся в круг и, обращаясь к друг другу, говорят, кем они будут, затем спрашивают об этом рядом стоящего соседа. Например: «Я буду врачом. Катя, а ты кем будешь?»);
преобразование повествовательного предложения в вопросительное (например, «На улице дождь. На улице дождь?»);
составление предложений с заданным вопросительным словом;
произнесение вопросительных предложений с изменением позиции главного слова;
разучивание стихотворений; обыгрывание диалогов; инсценировки сказок.
Слайд 18Последовательность усвоения восклицательной интонации в экспрессивной речи :
В эмоционально оценочных восклицательных
высказываниях со значением положительной оценки, соответствующих радостному, похвальному тону: Какое
вкусное мороженое! Какой он художник! (в значении хороший художник).
В эмоционально оценочных восклицательных высказываниях со значением негативной оценки, соответствующих осуждающему тону высказывания: Какой он художник! (в значении плохой художник).
В эмоционально оценочных восклицательных высказываниях со значением удивления (Вот это художник!).
Слайд 19Приемы для усвоения восклицательной интонации в экспрессивной речи :
стимуляция ребенка к
произвольным эмоциональным восклицаниям в условиях специально созданных ситуаций;
добавление подходящих по
смыслу звукоподражаний (например, при чтении отрывка К. И. Чуковского «Путаница») или слов;
преобразование интонации повествовательного предложения в интонацию восклицательного;
произнесение восклицательных предложений с изменением позиции главного слова;
пересказ небольших текстов, содержащих восклицательные предложения; разучивание стихотворений.
Слайд 20Технология формирования интонационной стороны речи
Темп речи
У взрослого темп речи в
спокойном состоянии варьируется от 90 до 175 слогов в минуту.
скорость
протекания
речи во времени
число звуковых единиц (звук, слог, слово), произносимых в единицу времени
Слайд 21Виды темпа
нормальный, быстрый и медленный.
Резкие отклонения темпа речи от
средних величин — как ускорение, так и замедление — мешают
восприятию смысловой стороны высказывания.
Слайд 22Технология формирования интонационной стороны речи
Замедление темпа речи
Убыстрение темпа речи
Слайд 23Упражнения проводятся систематически, основной прием работы – подражание темпу речи
логопеда. Устранение ускоренного темпа речи осуществляется путем следующих упражнений:
1.
проговаривание фраз в медленном темпе сопряженно и отраженно за логопедом;
2. самостоятельное проговаривание фраз в медленном темпе под отхлопывание или отстукивание каждого слога (слова) ударами рукой по столу, ударами мяча и т. д.
3. ответы на вопросы логопеда – сначала шепотом в медленном темпе, затем медленно и ритмично – вслух;
4. проговаривание фраз под медленную музыку;
5. медленное проговаривание чистоговорок и скороговорок;
6. речевые игры, в которых присутствует необходимость медленного проговаривания слов;
7. использование инсценировок
8. рассказы по картине, чтение стихотворений в медленном темпе
Слайд 24Другими приёмами ритмизации речи можно считать:
1) замедленную речь с сохранением
редукции;
2) послоговую речь с сохранением ударности всех позиций слогов,
но с увеличением времени на произнесение каждого слога с сохранением слабой редукции;
3) дирижирование;
4) приём позвукового (побуквенного) произношения со вставкой гласного звука после каждого согласного (И. А. Сикорский);
5) отстукивание, одновременное с проговариванием;
6) скандированная речь с равноударными слогами;
7) полный стиль произношения, не предполагающий редукции и основывающийся на полногласии и дополнительном акцентировании первого слога каждого слова.
8) высокоэффективна методика Л. З. Арутюнян (Андроновой) — синхронизация речи с движениями пальцев кисти ведущей руки.
Слайд 25Послоговой речевой ритм является равномерно повторяющимся, по своим механизмам он
является родственным ходьбе, дыханию, сердцебиению.
Все упражнения просты для выполнения, на-првлены
на согласование речи с движением. Ребенок сопряженно со взрослым на каждый слог синхронно совершает движения руками, ногами, ладошками.
Слайд 26 ребенок читает хорошо знакомое стихотворение А.Барто, каждый слог отхлопывая ладошками:
У-РО-НИ-ЛИ-МИ-ШКУ-НА
ПОЛ О-ТОР-ВА-ЛИ-МИ-ШКЕ-ЛА-ПУ
Или шагает на месте, скандируя:
НЕТ, – НА-ПРА-СНО-МЫ-РЕ-ШИ-ЛИ ПРО-КА-ТИТЬ-КО-ТА-ВМА-ШИ-НЕ
Или плавно дирижируя
одной или двумя руками:
И-ДЕТ-БЫ-ЧОК, – КА-ЧА-ЕТ-СЯ ВЗДЫ-ХА-ЕТ – НА– ХО-ДУ
Слайд 27Упражнения для коррекции темпа речи
УПРАЖНЕНИЕ 1. РЕЧЕВАЯ ЗАРЯДКА.
Почему «Речевая зарядка»?
Да, потому что, когда мы делаем зарядку, все движения мы
выполняем в определенном темпе, в определенном ритме. И рисунок этого ритма задает нам или счет, или музыка. То же самое и в упражнении.
Перечисление речевых рядов обязательно сопровождается отстукиванием или отхлопыванием. Речевые ряды простые, те, которые не требуют размышления и сосредоточения на материале:
В медленном темпе посчитать до 30, до 50 + обязательно каждое слово сопровождать отстукиванием.
В медленном темпе посчитать в обратном порядке + сопровождение отхлопыванием.
В медленном темпе назвать как можно больше женских имен + сопровождение щелчком пальцев.
Аналогично можно перечислять название птиц, животных, мебели, транспорта, овощей, фруктов… Список бесконечен.
Слайд 28Упражнения для коррекции темпа речи
УПРАЖНЕНИЕ 2. ПРОСЛУШИВАНИЕ АУДИОМАТЕРИАЛА И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ
ЕГО В МЕДЛЕННОМ ТЕМПЕ.
Для выполнения этого упражнения необходимо выбрать любую
аудиозапись (желательно, с недлинными фразами).
Включить аудиозапись.
Остановить ее в конце любой фразы.
Повторить услышанную фразу в медленном темпе.
Повторять услышанное в медленном темпе вовсе не значит, что надо растягивать слова: Пооооооовтоооооряяяяятьууууууслыыыыыыышаааанноооооеееевмеееееедлееееннооооом теееемпеееее….
Достаточно говорить с привычной для Вас скоростью, но чаще делать паузы между словами.
Слайд 29Упражнения для коррекции темпа речи
УПРАЖНЕНИЕ 3. СОВМЕСТНОЕ ПРОГОВАРИВАНИЕ СЛОВ И
ФРАЗ В ЗАДАННОМ ТЕМПЕ.
Это могут быть аудиоуроки иностранного языка, записи
с медленной речью.
Включить аудиозапись.
Синхронно проговаривать речевой материал в заданном темпе.
УПРАЖНЕНИЕ 4. ПРОГОВАРИВАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ.
Подобрать слова с пучками согласных звуков: окреСТНости, лекаРСТВоведение, интеРПРетация, джентельмеНСТВо и т.д. Подсказка – загляните в словарь.
Вслух, по слогам проговаривать эти слова.
УПРАЖНЕНИЕ 5. ПРОГОВАРИВАНИЕ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК.
Подобрать любые пословицы и поговорки.
Вслух, по слогам проговаривать эти фразы.
Когда Вы начинаете объяснять значение чего-нибудь, Вы невольно замедляете свой темп речи, поскольку думаете, что сказать. А это как раз то, что надо – искусственное замедление скорости речи.
Слайд 30Упражнения для коррекции темпа речи
УПРАЖНЕНИЕ 6. ЧТЕНИЕ СТИХОВ И ПРОЗЫ.
Подобрать
любые стихи, рассказы, статьи.
Читать текст, рассказывать стихотворение в медленном темпе
вслух.
УПРАЖНЕНИЕ 7. ЧТЕНИЕ НАРАСПЕВ.
Подобрать любой текст. Лучше взять сказку.
Читать вслух медленно, нараспев.
УПРАЖНЕНИЕ 8. ОБЪЯСНЕНИЕ СЛОВ, МЕТАФОР, ПОСЛОВИЦ.
Подобрать любое слово, метафору или пословицу.
Вслух объяснить значение слова или фразы.
Когда Вы начинаете объяснять значение чего-нибудь, Вы невольно замедляете свой темп речи, поскольку думаете, что сказать. А это как раз то, что надо – искусственное замедление скорости речи.
Слайд 31Технология формирования интонационной стороны речи
Изменение тембра голоса
Слайд 32Развитие тембра голоса
В процессе фонации существует тесная функциональная связь между
глоткой и гортанью, между мягким нёбом и гортанью.
Малейшее изменение положения
мягкого нёба рефлекторно вызывает изменение положения голосовых складок. Рецепторы мягкого нёба — пусковые поля, с них начинается возбуждение голосового аппарата, а следовательно, начало фонации.
Слайд 33Развитие тембра голоса
При координированной работе всех частей ротоносоглоточного резонатора голос
приобретает звонкость, собранность, полетность, ровность, устойчивость, гибкость и выносливость.
Слайд 34Развитие тембра голоса
Перед логопедом стоят следующие задачи:
1) выработать звонкость, собранность
звучания;
2) убрать горловую зажатость, сдавленность голоса путем снятия напряжения мышц
шеи, гортани;
3) снять зажатость челюсти, как препятствие свободному голосотечению;
4) выработать ровность, устойчивость, гибкость голоса, т.е. уверенное звучание при всякой высоте, силе и длительности;
5) выработать выносливость голоса, т.е. его способность выдерживать продолжительную голосовую нагрузку, не теряя качества звучания.
Слайд 35От чего зависит тембральная окраска голоса?
От объёма и формы ротового
резонатора
От объёма и формы трахеи
От плотности смыкания голосовых связок
Слайд 36Упражнения для развития голоса
(для изменения объёма и формы ротового
резонатора)
).
Резонаторы – полости в голосовом аппарате, реагирующие на возникающий звук и
предающие ему силу, тембр. Верхние резонаторы: ротовая полость, носовая полость, гайморовы и лобные пазухи. Нижние резонаторы: трахея и бронхи.
Слайд 37Упражнения для развития голоса
(для изменения тембра голоса).
Слайд 38Упражнения для развития голоса
(для изменения объёма и формы трахеи).
Трахея - дыхательное горло — часть воздухоносного пути трубкообразной формы, соединяющее гортань
с легкими. Управляя мышцами шеи, мы в широких пределах изменяем акустику речевого аппарата. За счёт этого можно находить разнообразные оттенки звучания голоса, то есть изменять его тембр.
Слайд 39Упражнения для развития голоса
(для изменения объёма и формы ротового
резонатора).
Упражнение 1
Пощёлкайте языком, изображая звонкие цоканья копыт. Делайте так 10
– 15 секунд и следите за изменениями окраски щёлкающих звуков в зависимости от ширины раскрытия рта.
Упражнение 2
Поговорите шёпотом любые фразы, но в 1-ом случае «тёплым шёпотом» (как похвала) – задействован наибольший объём резонаторов, во 2 – ом – «холодным шёпотом» (как нарекание) – объём резонаторов сокращается.
Слайд 40Упражнения для развития голоса
(для изменения объёма и формы трахеи)
Упражнение
1
Встаньте спиной к стене: прислонитесь к ней затылком, лопатками и
пятками. Не поднимая и не опуская подбородка, вытяните шею вперёд как можно дальше, зафиксируйте это положение, запомните мышечные ощущения. Оттяните шею до предела назад (голова не должна запрокидываться, подбородок чуть опущен), подержите голову в таком положении, запомните мышечные ощущения. Плавно двигайте шею вперёд - назад , произнося слова «Вперёд - назад» - до лёгкого утомления.
Слайд 41Упражнения для развития голоса
(для изменения плотности смыкания голосовых связок)
Связки–
это струны человеческого голоса, которые располагаются в средней части глотки
и представляют собой эластичные образования, находящиеся с правой и левой стороны гортани.
Слайд 42Упражнения для развития голоса
(для изменения плотности смыкания голосовых связок)
Упражнения
"Самолёт"
Представьте, что вы сидите в самолёте, который стремительно подымается вверх.
Повышайте по мере чтения стихотворения голос, но не кричите, пусть голос будет звонче, легче и мелодичнее
Белокрылый мощный Ту Набирает высоту: Он летит всё выше, выше… Превратились в точку крыши… Вот уже он выше туч… А теперь меж облаками… Вдруг ударил солнца луч! Голубой простор под нами. Выше, выше мчится «Ту», Покоряя высоту.
Слайд 43Психологические упражнения для развития голоса
(для изменения тембра голоса).
В результате
тембр голоса изменится, голос разовьётся и станет более низким и
благозвучным, его диапазон расширится, произношение станет более четким, модуляции выразительнее, а экспрессивность убедительнее.
Дополнительный эффект от упражнений выразится в активизации сил. Лучше всего выполнять эти упражнения регулярно, причем по утрам, ибо это зарядит бодростью на целый день.
По мере того, как будет происходить развитие голоса, будет совершенствоваться и ваша личность.
Слайд 44Психологические упражнения для развития голоса
(для изменения тембра голоса).
1. Встаньте
перед зеркалом. Сделайте выдох, затем вдох и произносите каждый звук
до тех пор, пока у вас хватит дыхания. Итак, вдохните и начинайте:
ииииииииии
эээээээээээ
аааааааааа
оооооооооо
Ууууууууууу
Эта последовательность не случайна, вы начинаете со звука самой высокой частоты - "и". Если при этом положить ладонь на голову, то ощущается легкая вибрация кожи. Это свидетельство более интенсивного кровообращения.
Произнесение звука "э" активизирует область шеи и горла, вы это можете почувствовать, приложив руки к шее. Произнесение звука "а" благотворно воздействует на область грудной клетки. При произнесении звука "о" усиливается кровоснабжение сердца, а упражнение со звуком "у" оказывает положительное воздействие на нижнюю часть живота. Произносите медленно один за другим все звуки три раза. Если вы хотите, чтобы тембр голоса был более низким, а голос был более глубоким и выразительным, то в течение дня многократно произносите звук "у".
Слайд 45Психологические упражнения для развития голоса
(для развития высоты голоса).
Эти упражнения
также проводятся на гласных, слогах, гамме. Отработав элементы ровного, свободного,
плавного, медленного, а затем и быстрого пения, переходим к пению песен. Песни подбираются в зависимости от возраста ребенка и его голосовых возможностей. В песнях преобладают короткие музыкальные фразы, несложный ритм, небыстрый темп.
Слайд 46Психологические упражнения для развития голоса
(для изменения тембра голоса).
2. Теперь
нужно активизировать область груди и живота, а для этого надо
произносить звук "м" с закрытым ртом. Упражнения на звук "м" проделайте три раза. Один раз совсем тихо, второй раз - громче и в третий раз - как можно громче, чтобы голосовые связки напряглись. Положив ладонь на живот, вы ощутите сильную вибрацию.
Особое внимание следует уделить звуку "р", поскольку он способствует улучшению произношения и придает голосу силу и энергичность. Для того, чтобы расслабить язык, проведите предварительную подготовку: поднимите кончик языка к небу за передними верхними зубами и "порычите" как трактор. Итак, сделайте выдох, потом вдох и начинайте "рычать": "рррр". После этого выразительно и эмоционально с подчеркнуто раскатистым "р" произнесите следующие слова: роль руль ринг рубль ритм рис ковер повар забор сыр товар трава крыло сирень мороз и т.п.
Слайд 47Психологические упражнения для развития голоса
(для изменения тембра голоса).
3. "Упражнение
Тарзана" помимо способа развития голоса представляет собой профилактическое средство против
простудных заболеваний и инфаркта миокарда. Встаньте прямо, сделайте выдох, затем глубокий вдох. Сожмите руки в кулаки. Громко произносите звуки "ииииииииии" и одновременно колотите себя кулаками по груди, как это делал Тарзан в знаменитом фильме.
Теперь проделайте это же упражнение со звуками:
эээээээээээ
аааааааааа
оооооооооо
ууууууууууу
По окончании упражнения вы заметите, как очищаются ваши бронхи от слизи, как ваше дыхание становится свободным, как вы заряжаетесь энергией. Хорошенько откашляйтесь, избавьтесь от всего ненужного! Это упражнение следует выполнять только по утрам, поскольку оно обладает возбуждающим и активизирующим действием.
Слайд 48Психологические упражнения для развития голоса
(для изменения тембра голоса).
4. Индийские
йоги известны своим глубоким красивым голосом, который достигается с помощью
вот такого простого упражнения.
Встаньте прямо и поставьте ноги на ширину плеч, сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов, после чего наберите воздуха в живот и сделайте один резкий выдох, сопровождаемый звуком "Ха-а". Выдох должен быть полным, а звук таким громким, как это только возможно (эхо в соседних домах). При этом можно слегка согнуть корпус вперёд.
Слайд 49Упражнения для развития голоса
(выработка звонкого, свободного звучания голоса).
1. Произнесение
сонорных согласных (м, н) с гласными. Сонорные произносятся на стоне,
легко, свободно, естественно, без напряжения, в «позиции резонатора», с привлечением тактильно-вибрационного, зрительного и слухового контроля.
Голос звучит на среднем регистре, в одной тональности:
ммуммоммэммиммамм
ннанноннэнниннанн
ммнуммноммнэммниммнамм
Слайд 50Упражнения для развития голоса
(выработка звонкого, свободного звучания голоса).
4. Произнесение
фраз слитно, на стоне, сначала монотонно, негромко, затем с изменением
высоты голоса. Сонорные согласные при этом удваиваются.
Мам, меду нам,
ммаммедуннамм.
Мам, мам, молока бы нам.
ммаммммаммммоллокабыннамм.
Мед в лесу медведь нашел, мало меду, много пчел.
Ммёдвллесуммедведьннашеллммалломмедуммнногопчёлл.
Слайд 51Упражнения для развития голоса
(выработка звонкого, свободного звучания голоса).
2. Повышение
и понижение голоса на сонорных согласных м, н с паузами
и без пауз. Голос повышается и понижается на 2-3 тона.
Повышение и понижение голоса производится то речевым, то полунапевным способом произнесения, что дает возможность «раскрепостить» органы артикуляции и увеличить полетное звучание голоса.
Для тренировки собранного звучания предлагается упражнение «Гудок» — произнесение гласных у, о, а в одной тональности, в «позиции резонатора», а затем с повышением и понижением голоса.
УУУУ
УУОУУОУУО
УУАУУАУУА
УУЭУУЭУУЭ
УУИУУИУУИ
Слайд 52Упражнения для развития голоса
(выработка звонкого, свободного звучания голоса).
5. Произнесение
стихотворений на стоне с изменением диапазона голоса. Стихотворения подбираются в
зависимости от возраста ребенка, они должны быть короткими, несложными (например, «Мяч» С.Я. Маршака, стихи К.И. Чуковского, А. Барто).
Слайд 53Упражнения для развития голоса
(выработка звонкого, свободного звучания голоса).
Междометия тренируют
естественную подачу голоса, при их произнесении активны все мышцы, участвующие
в голосообразовании, особенно диафрагма. Упражнения с использованием междометий осуществляют координацию дыхания с деятельностью гортани и голосовых складок, раскрепощают и расширяют объем глоточной и ротовой полости, развивают гибкость, диапазон голоса, создают связь между чисто внешним выражением чувств (т. е. силой, высотой, модуляцией голоса) и внутренним подтекстом.
Слайд 54Упражнения для развития голоса
(выработка звонкого, свободного звучания голоса).
Работу над
голосом нужно начинать с междометий: О!, А!, Ах!, Ох!, выражающих
удивление, радость, недовольство, испуг, восторг, страх.
Затем включаются междометия и звукоподражания в стихотворный материал.
Слайд 55Упражнения для развития голоса
(выработка звонкого, свободного звучания голоса).
...Но, увидев
усача,(Ай-ай-ай!) Звери дали стрекача.(Ай-ай-ай!)
По лесам, по полям разбежалися, Тараканьих усов
испугалися.
...Но однажды поутру Прискакала кенгуру,
Увидала усача, Закричала сгоряча:
— Разве это великан?(Ха-ха-ха!) Это просто таракан!(Ха-ха-ха!)
(К.И. Чуковский)
Гуси начали опять По-гусиному кричать: Га-га-га!
Кошки замурлыкали:Мур-мур-мур!
Птицы зачирикали:Чик-чирик!
Лошади заржали:И-и-и!
Мухи зажужжали:Ж-ж-ж!
Лягушата квакают:Ква-ква-ква!
А утята крякают:Кря-кря-кря!
Поросята хрюкают:Хрю-хрю-хрю!
Мурочку баюкают Милую мою:
Баюшки-баю! Баюшки-баю!
(К. И. Чуковский)
Слайд 56Упражнения для развития голоса
(выработка звонкого, свободного звучания голоса).
Сказала тетя:
—
Фи, футбол! —
Сказала мама:
— Фу, футбол! —
Сестра сказала:
— Ну, футбол...
А
я ответил:
— Во, футбол!
(Г. Сапгир)
Слайд 57
Есть звуки, основанные на гласных, которые оказывают воздействие на различные
органы. Например:
и-и-и - вызывает колебания в голове;
о-о-о - в средней
части груди;
э-э-э - в железах и в мозгу,
су-су-су - в нижней части легких;
о-о-о - в диафрагме;
а-а-а - в голове;
у-у-у - в глотке, гортани;
м-м-м - в легких.
Слайд 58Технология формирования интонационной стороны речи
Развитие силы голоса
Слайд 59Упражнения для развития голоса
(для развития силы голоса).
Сила голоса зависит
от уровня подсвязочного давления воздуха и плотности смыкания голосовых складок.
Если мы хотим увеличить силу звука в два раза, мы должны увеличить подсвязочное давление в четыре раза.
Отсюда физиологическая невыгодность форсирования звука, требующая значительного увеличения подсвязочного давления и напряжения голосовых складок.
Слайд 60Упражнения для развития голоса
(для развития силы голоса).
научить ребенка говорить
громко, но некрикливо, четко, постепенно изменяя силу голоса — от
громкого произнесения к среднему и тихому, и наоборот.
Слайд 61Упражнения для развития голоса
(для развития силы голоса).
1. Удлинение произнесения
звуков (при средней громкости голоса): У________ У________ о________ о________ а________
а________ и________ и________ э________ э________ в________ в________ з________ з________ ж________ ж________
Постепенно произнесение звуков на одном выдохе все более удлиняется, но сила голоса остается неизменной (средней): ау________ ув________ ав________ аи________ ус________ ас________ ои________ уш________ аш________ уи________ ов________ ив________ уа________ ос________ ис________ оу________ ош________ иш________ ауи________ уву________ увуз________ оуи________ узу________ увуж________ эуи________ ужу________ овуз________ оуа________ уво________ увож________ уиа________ ува________ узув________ эуа________ уза________ ожув________ эуи________ узо________ ужив________ уиа________ ужа________ ивиз________ уиэ________ ужо________ уэа________ ужи________
ауэо________ эоуи________ ауои________ эоуа________ уиаи________ аиоу________ уиао________ аэоу________ оуио________ аиоа________ уиоэ________ а_____ У_____ а_____ У_____ и_____ а_____ о_____ о_____ У_____ и_____ Удлинение а_____ э_____ э_____ У_____ о_____ каждого а_____ и_____ 0_____ У_____ а_____ звука У_____ а_____ а_____ э_____ У_____ У_____ а_____ _____ У_____ э_____ а_____ У_____ и_____ о_____ а_____ и_____ о_____ а_____ У_____ и_____ о_____ э_____ э_____ и_____ о_____ У_____ У_____ а_____ и_____ э_____
Слайд 62Технология формирования интонационной стороны речи
Развитие чувства ритма речи.
Слайд 63Целью этих упражнений является ритмизация движений от самых простых до
самых сложных — артикуляционных.
Используется ходьба, отхлопывание и отстукивание под
разные музыкальные темпы и ритмы, а затем пропевание слогов и слов на заданные ритмы.
Пример: Прохлопать руками ритмический рисунок знакомой песни после демонстрации педагога (песня “Петушок”).
Пе-ту-шок Пе-ту-шок Зо-ло-той гре-бе-шок
Слайд 64Ритмизация моторных функций организма способствует ритмизации речевых движений, поэтому основной
целью этих упражнений является ритмизация устной речи. Для этого используют
двигательные упражнения под музыку с одновременным проговариваиием вслух постепенно усложняющихся речевых заданий. Вначале используется средний музыкальный темпо-ритм, который позволит ребенку сочетать движения с проговариванием слогов, слов, фраз, стихотворных, а позже прозаических текстов.
Слайд 65Пример: Под музыку дети проговаривают стихотворный текст, одновременно сопровождая слова
соответствующими движениями.
Перед нами луг широкий— разводят руки широко в стороны.
А
над нами дуб высокий— поднимаются на носки, поднимая руки вверх.
А над нами сосны, ели—ритмично делают наклоны
Головами зашумелив стороны, покачивая поднятыми вверх руками.
Грянул гром— делают хлопок.
Сосна упала— делают наклон вперед и вниз, опуская руки.
Только ветками качала— ритмично покачивают опущенными руками.
Постепенно темпо-ритм усложняется и меняется.
Слайд 66С целью установления плавной речи применяются различные виды упражнений, направленные
на выработку ритмических артикуляций в сочетании с движением руки- теппинг:
Проговаривание
каждого слога текста сопровождается отбиванием ритма раскрытой ладонью ведущей руки о твердую поверхность. Каждый удар ладони приходится на гласную. Вначале тренировка послогового ритма проводится в замедленном темпе. По мере овладения навыком, темп речи ускоряется.
Навык послогового ритма на первом этапе вырабатывается на стихотворном тексте (хорей, ямб) и материале скороговорок.
В результате такой ритмизации слоги выравниваются по длительности звучания, т.е. снимается редукция гласных звуков (предударных и заударных), свойственная русскому языку.
Слайд 67При обучении теппированию обращают внимание на то, чтобы движения руки
во время речевой паузы не прекращались. Это позволяет после паузы
легко вступать в речь.
По мере усвоения слогоразмерной речи движения руки применяются все реже и, наконец, снимаются.
Слайд 68Работу над процессом паузирования хорошо начинать на материале стихов, где
конец строки всегда совпадает с окончанием речевого выдоха и оформлением
паузы. Затем используются фразы диалогической речи, чтение, пересказ, и постепенно переходят к спонтанному высказыванию.
Слайд 69Технология формирования интонационной стороны речи
Формирование логического ударения
Слайд 70Для того, чтобы предложение приобрело определенный смысл, необходимо силой голоса
выделять важное по значению слово в ряду остальных Смысл изменяется
в зависимости от того, где поставлено логическое ударение. Эту мысль важно объяснить детям на практике.
Слайд 71Упражнения:
На доске или на карточке написаны предложения (Для тех, кто
не умеет читать, предлагаются схемы-картинки, составляющие текст предложения)
Дети идут в
кино. Дети идут в кино. Дети идут в кино.
Логопед читает предложения, выделяя голосом указанное слово. Дети объясняют смысл предложений. Затем произносят предложения самостоятельно. (Сопряжено, отраженно, самостоятельно).
Слайд 72Упражнения:
Задание можно видоизменить. На доске написано предложение.
Скоро наступит жаркое лето.
Логопед
предлагает ответить на вопросы: "Когда наступит жаркое лето?", "Какое лето
скоро наступит?".
Логопед обращает внимание на то, что смысл предложений меняется из-за усиления громкости и протяжности голоса.
Логопед читает предложения. Дети слушают и выделяют слово, на котором сделано логическое ударение.
Дети самостоятельно читают предложения, делая логическое ударение.
Дети самостоятельно читают предложения, делая логическое ударение то на одном, то на другом слове, объясняя смысл сказанного.
Слайд 73 Коррекционная работа над постановкой логического ударения тесно связана
с работой над паузой, речевым дыханием, голосом, формированием интонационной выразительности
и может проводиться на любом из этапов коррекционной работы.
Слайд 74В технологии формирования интонационной стороны речи
Также ведется работа по развитию
высоты голоса
Слайд 75Психологические упражнения для развития голоса
(для развития высоты голоса).
Для развития
высоты голоса предлагаются упражнения на постепенное расширение диапазона (объема) голоса,
развитие гибкости, модуляций голоса (т.е. тембра голоса).
Слайд 76Психологические упражнения для развития голоса
(для развития высоты голоса).
1. Речевое
произнесение: повышение и понижение голоса при произнесении гласных, их сочетаний
из двух и трех звуков, слогов.
«Укачивание» (имитация укачивания ребенка, куклы).
Гласные легко, свободно «подбрасываются» вверх, при этом диапазон голоса повышается и понижается в пределах двух тонов. Голос звучит радостно, весело.
Слайд 77Психологические упражнения для развития голоса
(для развития высоты голоса).
2. Напевное
произнесение.
Голосовые упражнения начинаются с пения вокализов (мелодия без слов для
развития голоса и вокальной техники). Вокализы поются либо на один гласный звук, т.е. вокализируются, либо с названиями нот — сольфеджируются.
Гласные звуки вокализируются в определенной последовательности — у, о, а, и. Гласный у — единственный из гласных, остающийся неизменяемым в пении. он обладает качествами непринужденности и глубинности.
Слайд 78Психологические упражнения для развития голоса
(для развития высоты голоса).
Вначале гласные
поются на legato, т.е. связно, плавно, звук льется свободно. Такое
пение возможно лишь при полноценной работе голосовых складок. На начальном этапе обучения пению не следует злоупотреблять согласными, так как при их произнесении в работу включаются лишние мышечные движения, создается напряжение в работе голосового аппарата.
Слайд 79Психологические упражнения для развития голоса
(для развития высоты голоса).
при пении
гаммы создаются наиболее благоприятные условия для пения — голосовые складки
не укорачиваются и не удлиняются, не утолщаются и не утончаются, глоточный резонатор не меняет своей формы; лишь при повышении звука надгортанник и нёбная занавеска поднимаются, при понижении звука — опускаются.
При пении гаммы нужно стремиться к тому, чтобы звук не тремолировал, не терял ротовой позиции, а лишь изменялся по высоте тона.
Слайд 80Психологические упражнения для развития голоса
(для развития высоты голоса).
Другой вид
связного пения — звучание голоса со скольжением звука с ноты
на ноту вверх или вниз, что развивает гибкость, высоту голоса.
Слайд 81Психологические упражнения для развития голоса
(для развития высоты голоса).
Отработав приемы
связного, плавного, медленного пения, можно перейти к упражнениям в более
быстром темпе (поются гласные, слоги, гамма). Эти упражнения являются своеобразной гимнастикой для голосового аппарата, особенно гортани. Гортань становится более гибкой, эластичной, снимается напряжение, скованность, зажатость мышц голосового аппарата.
Слайд 82Технология формирования интонационной стороны речи
Развитие правильного речевого дыхания
Слайд 83
Упражнения для развития правильного речевого дыхания.
(упражнения питания голоса)
1. Выберите удобную
позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую
– сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение).
2. Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.
Слайд 84
Упражнения для развития правильного речевого дыхания.
(упражнения питания голоса)
3. Сделайте короткий
вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите
один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).
4. Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков:
аaaaa
аaaaaooooooo
аaaaaуууууу
5. Произведите счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три...), стараясь постепенно увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счет (десять, девять, восемь...).
Слайд 85
Упражнения для развития правильного речевого дыхания.
(упражнения питания голоса)
6. Прочтите пословицы,
поговорки, скороговорки на одном выдохе. Обязательно соблюдайте установку, данную в
первом упражнении.
Капля и камень долбит.
Правой рукой строят – левой ломают.
Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.
На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.
Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.
На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора.
Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка...
Интересно, сколько Егорок получится у Вас на одном выдохе?
Слайд 86
Упражнения для развития правильного речевого дыхания.
(упражнения питания голоса)
7. Прочитайте русскую
народную сказку «Репка» с правильным воспроизведением вдоха на паузах.
Репка.
Посадил дед
репку. Выросла репка большая-пребольшая.
Пошел дед репку рвать. Тянет-потянет, вытянуть не может.
Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут - вытянули репку!