Слайд 3Определение
Гипертекстом называют любой текст, в котором обнаруживаются какие-либо ссылки на
другие фрагменты. Отличительная черта гипертекста – наличие особых связок, гиперссылок.
Каждая из них – альтернативный путь, уводящий читателя в определенном направлении.
Слайд 4Определение
Согласно Эпштейну «гипертекстовой системой называется информационная система, способная хранить информацию
в виде электронного текста, позволяющая устанавливать электронные связи между любыми
«информационными единицами», хранящимися в ее памяти, и вызывать их на экран монитора «простым нажатием кнопки».
Слайд 5Гипертекстовая технология лежит в основе построения Всемирной Паутины, электронных словарей
и энциклопедий, различных информационных систем.
Независимо от сферы применения гипертекст всегда
обеспечивает возможность быстрого поиска информации путем прямого выбора.
Слайд 6История создания
Введение понятий гипертекст и гиперзапись приписывается Теду Нельсону в
60-х годах прошлого века.
Одной из первых гипертекстовых систем можно считать
проект Augment, разработанный в 1969-1971 годах группой ученых Стендфорского университета под руководством Дугласа Энгельбарта
Слайд 8Компоненты гипертекста
Основным компонентом гипертекста является справочная или информационная статья, которая
состоит из:
Заголовка
Текста
Подзаголовков
Списка слов
Слайд 9Виды гиперссылок
В качестве гиперссылок в электронном средстве обучения могут выступать:
ссылки
на словарь терминов и понятий;
Ссылки на персоналии (портреты и краткие
биографические сведения);
ссылки на статические иллюстрации (изобразительные и условно-графические);
ссылки на элементы мультимедийной информации (анимационные фрагменты, аудиозаписи и видеофрагменты);
ссылки на хрестоматийный или дополнительный материалы;
ссылки на структурные элементы текста
ссылки на список организаций
ссылки на список исторических событий или дат
ссылки на список географических названий;
ссылки на сайты в сети Интернет.
Слайд 10Гипертекст и дидактические особенности электронных учебных курсов (ЭУК)
Принципы:
Доступности
Дифференцированного подхода к
обучению
Наглядности
Связанности теории с практикой
Прочности знаний
Слайд 11Плюсы и минусы использования гипертекста в обучении
Плюсы
Система для самостоятельной работы
Передача
обучаемому ответственности за процесс изучения
Изучение материала, базирующегося на открытиях
Минусы
Гипертекстовые обучающие
системы кажутся противоречащим идее традиционных обучающих систем, базирующихся на принципах программированного обучения
Гипертекст не является высшей стадией представления и организации информации, т. к. увязывает информацию только одного типа – текстовую
Проблема планирования познавательного процесса
Слайд 12Основные вопросы при разработке электронных учебных курсов
Использование гипертекстовой технологии при
разработки ЭУК требует от авторов ответа на ряд принципиальных вопросов:
Во-первых,
что будет представлять собой конечный продукт (краткий словарь-справочник, квалифицированную шпаргалку, энциклопедию, тексты лекций и т. д.)
Во-вторых, имеется ли у автора апробированная концепция изучения предлагаемого материала
В-третьих, очень важен выбор основных принципов, связанных с концептуальным дизайном, т.е. с визуализированной структурой, показывающей взаимосвязи между отдельными элементами курса.
Слайд 13Факторы организации ЭУК
Предметная область (гуманитарные и естественно-научные дисциплины)
Сфера применения (самообразование,
проведение уроков, аудиторных занятий, организация дистанционного обучения, использование в качестве
справочного материала и т. д)
Слайд 14Структурные связи
Соединительные
Уточняющие
Ассоциативные
Слайд 15Формирование структуры гипертекстовой обучающей системы
Для практической реализации этого этапа необходимо
подготовить следующие материалы:
полную программу курса, детализированную по разделам, подразделам и
так до уровня отдельных самостоятельных модулей;
словарь-справочник, биографический справочник и т. п. для формирования ассоциативных связей;
перечень вспомогательных материалов (иллюстраций, видеофрагментов, моделирующих и демонстрационных программ), использующихся в уточняющих связях;
тематические карточки по каждому из модулей, включающие перечень связей-ссылок всех трех указанных выше видов.
Слайд 16Гипертекстовые системы
Гипертекстовые системы являются удобным средством для педагогов по разработке
теоретических и практических разделов урока. Так, при планировании занятий учитель
может предусмотреть раздачу текстовых и графических материалов, наглядные демонстрации нового материала, кратковременные фронтальные опросы, контрольные с быстрой автоматической проверкой, практикумы по решению вычислительных задач с возможностью получения подсказки.
Слайд 17Гипертекст в литературе
В литературоведении гипертекст — это форма организации текстового материала, при
которой его единицы представлены не в линейной последовательности, а как
система явно указанных возможных переходов, связей между ними.
Слайд 18Гипертекст в литературе
Сюжета в общепринятом понимании этого слова нет, три
книги словаря — сборники записей о персонажах и событиях, которые
упоминаются по всему роману, но в разных книгах рассказаны историями с разными подробностями. Благодаря такому формату, роман можно читать не обязательно от начала до конца, но в произвольном порядке, собирая по отдельным статьям словаря мозаику истории главной темы.
Слайд 19Гипертекст в литературе
73 – 1 – 2 – 116 –
3 – 84 – 4 – 71 – 5 –
81 – 74 – 6 – 7 – 8 – 93 – 68 – 9 – 104 – 10 – 65 – 11 – 136 – 12 – 106 – 13 – 115 – 14 – 114 – 117 – 15 – 120 – 16 – 137 – 17 – 97 – 18 – 153 – 19 – 90 – 20 – 126 – 21 – 79 – 22 – 62 – 23 – 124 – 128 – 24 – 134 – 25 – 141 – 60 – 26 – 109 – 27 – 28 – 130 – 151 – 152 – 143 – 100 – 76 – 101 – 144 – 92 – 103 – 108 – 64 – 155 – 123 – 145 – 122 – 112 – 154 – 85 – 150 – 95 – 146 – 29 – 107 – 113 – 30 – 57 – 70 – 147 – 31 – 32 – 132 – 61 – 33 – 67 – 83 – 142 – 34 – 87 – 105 – 96 — 94 – 91 – 82 – 99 – 35 – 121 — 36 – 37 – 98 – 38 – 39 – 86 – 78 – 40 – 59 – 41 – 148 – 42 – 75 – 43 – 125 – 44 – 102 – 45 – 80 – 46 – 47 – 110 – 48 – 111 – 49 – 118 – 50 – 119 – 51 – 69 – 52 – 89 – 53 – 66 – 149 – 54 – 129 – 139 – 133 – 140 – 138 – 127 – 56 – 135 – 63 – 88 – 72 – 77 – 131 – 58 – 13
Таблица для руководства
Слайд 20Гипертекст в литературе
«Улисс» — сложное полистилистическое произведение. Этот роман вмещает в себя
огромное количество исторических, философских, литературных и культурных аспектов. Дублин предстаёт
в романе символом всего мира, Блум — мужчины как такового, его жена воплощает в себе образ всех женщин, один летний день — всех времен на земле. Подобным образом в главе «Быки солнца» находят отражение литературные стили и жанры различных эпох, стилевые особенности писателей, которых Джойс пародирует или которым подражает.
Слайд 21Гипертекст в литературе
Роман представляет собой воплощение на практике теоретических идей
Умберто Эко о постмодернистском произведении. Он включает несколько смысловых пластов, доступных разной
читательской аудитории. Для относительно широкой аудитории «Имя розы» — сложно построенный детектив в исторических декорациях, для несколько более узкой —исторический роман со множеством уникальных сведений об эпохе и отчасти декоративным детективным сюжетом, для ещё более узкой — философско-культурологическое размышление об отличии средневекового мировоззрения от современного, о природе и назначении литературы, её соотношении с религией, месте того и другого в истории человечества и тому подобных проблемах.