Слайд 1ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕРВЬЮ
УСТАНОВКА
Слайд 2Что узнаем из курса
из каких этапов состоит работа интервьюера;
как разрабатывать
собеседника;
как готовиться к интервью;
как бороться с трудными собеседниками;
как проводить
интервью;
как обрабатывать, чтобы получить журналистский материал;
Слайд 3Определение интервью
МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ И ПРОИЗВОДСТВА НОВОГО
ЗНАНИЯ В ЦЕЛЯХ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ
Слайд 4Два вида интервью
Интервью – метод
Интервью – журналистский жанр
Слайд 5
Виды интервью
оперативное;
информационное;
расследование;
портретное;
креативное;
поединок.
Слайд 6Курс состоит из:
Теоретическая часть;
Практическая часть;
Зачет
Слайд 7Литература
Лукина М.М. Технология интервью. М., «Аспект Пресс», 2005.
Кодола Н.В. Интервью:
Методика обучения. М., «Аспект Пресс», 2008.
Ильченко С.Н. Интервью в журналистском
творчестве. СПб., Издательство СПбГУ, 2003.
Мельник Г.С. Общение в журналистике. СПб., «Питер», 2006.
Слайд 8Литература _ 2
Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. М., издательство
МГУ, 2004.
Кемарская И.Н. Телевизионный редактор. М., «Аспект Пресс», 2004.
Зверева Н.В.
Школа регионального тележурналиста. М., «Аспект Пресс», 2004.
Шумилина Т.В. «Не могли бы вы рассказать?». М., издательство МГУ, 1976.
Слайд 9Литература _ 3
Кузнецов М.Г., Цыкунов И.В. Как позволить другим делать
по-вашему (речевые и поведенческие стратегии журналиста). М., 2001.
Rafe S. Mastering
the news media interview. 1991.
Лобанов И.Б. Русский язык и культура речи. М., Академический проект, 2007.
Гринфельд В.А. Технология интервью. Мет.пособие. СПб., 2015.
Слайд 10Задания
Сценарный план интервью
Анализ печатного интервью
Собственное интервью
Слайд 11Сценарный план интервью
6-8 вопросов к воображаемому собеседнику.
Сдать в течение учебного
семестра, прислать на адрес MOODLE
Ошибки: много тем, общие вопросы, двойные
вопросы…
Слайд 12Анализ печатного интервью
исследовать современные средства массовой информации;
выбрать из просмотренных материалов
тот, что соответствует требованию преподавателя и настоящих методических указаний;
разобрать выбранный
материал согласно пунктам анкеты;
оформить свою работу в письменном виде;
выступить с разбором отобранного интервью на семинаре.
Слайд 13Анализ печатного интервью_2
тип выбранного интервью должен быть «креативным» или «портретным»;
содержание
материала должно соответствовать определению интервью, как журналистского жанра;
не меньше 20
тысяч знаков;
в качестве «ньюсмейкеров» следует выбирать людей, имеющих отношение к интеллектуальной деятельности: ученые, политики, бизнесмены, литераторы; спортсмены, артисты и шоумены в качестве респондентов не годятся;
текст интервью следует приложить к письменному разбору;
выступление на семинаре следует оформить как презентацию в программе PowerPoint;
время доклада – 20 – 25 минут.
Слайд 14Анализ печатного интервью_3
издание, год, число;
рубрика, если есть;
сведения об авторе;
сведения о
собеседнике;
предполагаемая цель интервью;
Слайд 15Анализ печатного интервью_4
коммуникативная стратегия диалога: иерархия – равенство, близость –
отстраненность, борьба – сотрудничество;
образ автора: его профессиональное умение, его подготовка
к интервью, его достоинства и недостатки при постановке вопросов;
образ собеседника: его знания предмета диалога, его умение отвечать на вопросы, его психологические качества («трудность»);
Слайд 16Анализ печатного интервью_5
-фактор прошлого в интервью – то есть насколько
журналист знаком с биографией собеседника, насколько он умеет пользоваться фактами
его деятельности, чтобы заинтересовать и респондента, и публику;
-фактор будущего в интервью – насколько тема интервью важна для будущей жизни собеседника и аудитории;
фактор аудитории – умеет ли журналист показать свою связь с публикой, способен ли он дать собеседнику понять, что он представляет не только себя, не только редакцию, но тысячи и тысячи читателей газеты (журнала);
событийная основа интервью – имеется в виду связь личности собеседника и предмета диалога с окружением, средой, современным состоянием общества;
Слайд 17Анализ печатного интервью_6
стиль автора, возможные барьеры непонимания;
правильно ли проведена разминка?
есть
ли узловые вопросы?
недостатки автора при постановке вопросов: двойные вопросы, «глупые»
вопросы, льстивые вопросы;
Слайд 18Анализ печатного интервью_7
доступен ли материал аудитории СМИ?
резюме: добился ли автор
поставленной цели, какой представляется конечная цель интервью, интересным ли получился
материал;
сухой остаток: что можно сообщить друзьям – оказывается, что…
Слайд 19АНАЛИЗ ИНТЕРВЬЮ - ОШИБКИ
Взяли интервью из Интернета;
Тема не актуальна;
Анализ проведен
не по плану;
Нет иллюстраций к анализу;
Краткий анализ и скан исходного
интервью не помещен в MOODLE;
Не выдержаны сроки.
Слайд 20Собственное интервью
объем работы: 10-15 тысяч знаков;
предполагается (для учебной работы), что
«исходник», то есть записи журналиста бесконечны, потому студент может исправить
все ошибки, указанные преподавателем;
следует помнить, что печатное интервью – авторская работа журналиста. Стилистика ответов должна быть приведена к литературной норме. Оригинальность речи респондента может быть сохранена, если она не противоречит общим требованиям к печатным материалам;
Слайд 21Собственное интервью_2
вопросы интервьюера должны быть литературно обработаны и продемонстрировать речевые
навыки будущего журналиста;
работа должна быть оформлена в соответствии с требованиями
к медиатекстам: Фамилия, Заголовок, Лид, Корпус;
Отослать в MOODLE так, чтобы преподаватель успел проверить.
Слайд 22СОБСТВЕННОЕ ИНТЕРВЬЮ - ОШИБКИ
Журналист не разобрался в теме интервью;
Вопросы общие
– расскажите нам…;
Ответ чересчур дробные;
Интервью не обработано литературно – просто
расшифровка диалога;
Нет узлового вопроса;
Нет информации – читатель не сможет воскликнуть: оказывается что!..
Слайд 23Зачет
Значительная часть зачета проводится в виде тестов; они размещены в
MOODLE; поскольку повторная сдача тестов не разрешается, приступать к тестированию
надо после тщательной проработки курса – пособий и записанных лекций;
Теоретические занятия предполагается проводить в виде консультаций: студенты готовятся сдавать зачет, используя предложенную литературу, а на лекции спрашивают о том, что было непонятно в ходе занятий.
Слайд 24Этапы интервью
определение целей интервью
разработка собеседника
подготовка интервью
проведение
интервью
оформление интервью
Слайд 25Причины отказа от интервью
не доверяет журналистам;
сомневается в репутации
издания, канала, радиостанции;
не доверяет вашему изданию;
боится публичного выступления;
не интересуется предметом беседы;
не знаком с предметом беседы;
ограничен во времени.
Слайд 26Осмотр места съемки
Место для собеседника
Место для камеры
Возможности дополнительной съёмки
Возможности съёмки
с обратной точки
Возможности подсъёмки
Место для монитора
Розетки в комнате
Слайд 27Составные части интервью
разминка
основной корпус
завершение.
Слайд 28Правила разминки
постараться расположить к себе собеседника, устранить барьеры общения;
не затягивать разминки;
найти темы, приятные собеседнику; избегать темы, чреватые
сшибкой – политика, деньги, религия, межнациональные отношения;
найти общих знакомых, общие увлечения – рыбалка, животные;
Слайд 29Правила разминки 2
поинтересоваться обстановкой, но не критиковать;
пробуйте пошутить,
но очень осторожно;
комплименты отпускайте только чистосердечные;
ПОМНИТЕ,
ЧТО ГЛАВНЫЙ В ИНТЕРВЬЮ – ВАШ СОБЕСЕДНИК!
Слайд 30Типы вопросов
по степени выраженности: явные и скрытые;
по структуре: простые
и сложные;
по способу запроса информации: уточняющие и восполняющие;
по
количеству возможных ответов: открытые и закрытые;
по отношению к цели: узловые и наводящие;
по постановке: корректные и некорректные…
Слайд 31Достоинства открытых вопросов
собеседник может ответить свободно, легко;
собеседник размышляет
перед камерой, перед микрофоном, что публике всегда нравится;
журналист может
передохнуть.
Слайд 32Недостатки открытых вопросов
ответ может оказаться чересчур длинным;
собеседник может смутиться, если
он не привык рассуждать;
журналист должен слушать.
Слайд 33Достоинства и недостатки
закрытых вопросов
Достоинство - почти предсказуемый ответ
Недостаток -
ответив, собеседник может вдруг уйти в сторону и начать говорить
не о том.
Слайд 34Вопросы, которые не надо задавать
общие: «Не расскажете ли
вы нам что-то вообще?..»
риторические: «Как же можно так поступать?!»
подсказывающие: «Вы же знали, что…»
льстивые: «Как вам удается быть таким замечательным?..»
Слайд 35Расчет числа вопросов
1,5 минуты ответа на один вопрос.
«выход» – 10
минут.
Считаем, что исходник длиннее в 5 раз.
Значит – 50 минут
разговора.
То есть – 20 вопросов.
Печатное интервью – 5 тыс. знаков –около 600слов .
Скорость беседы – 80 слов в минуту.
Ориентировочно – 8 минут.
Исходник – те же самые 50 минут.
Также - два десятка вопросов.
Слайд 36Интервью в прямом эфире
Обстановка в студии
Формат программы (подводка, отбивки, новости,
реклама)
Знаки – для гостя
Знаки – служебные
Первый вопрос
Слайд 37Обработка интервью
расшифровка;
составление монтажного плана;
монтаж…
Слайд 40Варианты печатного интервью
Стандартное
Интервью – монолог
Косвенное интервью
Слайд 41Причины неудачного интервью
комплекс неполноценности;
боязнь задавать вопросы;
неполнота информации;
сложная задача делать три дела сразу: спрашивать, слушать, записывать;
Слайд 42Причины неудачного интервью _ 2
трудные собеседники;
вялые уши журналиста;
недостаточная
подготовка журналиста.