Разделы презентаций


Технология проблемно-диалогического обучения истории

Содержание

ПланПонятие проблемно-диалогического обученияРазложение понятия на частиСхема понятияДиалог. Побуждающий диалогПодводящий диалогВид педагогической технологии по уровню применения Целевая ориентация технологииКонцептуальная основаСодержание учебно-воспитательного процесса. Структура урокаЭтапы проблемно-диалогического урокаПроцессуальная характеристика. МетодыМетоды постановки учебной проблемы. Побуждающий

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Технология проблемно-диалогического обучения истории.
Выполнила: Ипполитова Алиса, 17ИПИ1

Технология проблемно-диалогического обучения истории.Выполнила: Ипполитова Алиса, 17ИПИ1

Слайд 2План
Понятие проблемно-диалогического обучения
Разложение понятия на части
Схема понятия
Диалог. Побуждающий диалог
Подводящий диалог
Вид

педагогической технологии по уровню применения
Целевая ориентация технологии
Концептуальная основа
Содержание учебно-воспитательного

процесса. Структура урока
Этапы проблемно-диалогического урока
Процессуальная характеристика. Методы
Методы постановки учебной проблемы. Побуждающий от проблемной ситуации диалог
Этапы проблемно-диалогического урока
Программно-методическое обеспечение
Оценка (экспертиза) педагогической технологии
Формируемые УУД
Список использованных источников

ПланПонятие проблемно-диалогического обученияРазложение понятия на частиСхема понятияДиалог. Побуждающий диалогПодводящий диалогВид педагогической технологии по уровню применения Целевая ориентация

Слайд 3Понятие
- Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение

знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. Данная технология является

результативной и здоровьесберегающей, поскольку обеспечивает высокое качество знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности.
Понятие - Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.

Слайд 4Разложение понятия на части
В сложном прилагательном «проблемно-диалогическое» первая часть означает,

что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два

звена: постановка учебной проблемы и поиск решения.
Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.
Поиск решения – это этап формулирования нового знания. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога.

Разложение понятия на частиВ сложном прилагательном «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны

Слайд 5Схема понятия
Проблемный
Диалог
1. Постановка учебной проблемы (тема урока, вопрос исследования)


2.Поиск решения (открытие нового знания)
2. Подводящий (система вопросов и

заданий – обобщение – формулировка темы урока)

1. Побуждающий (проблемная ситуация – противоречие – проверка гипотез – открытие нового знания)

Логическое мышление

Творческое мышление

Схема понятияПроблемныйДиалог 1. Постановка учебной проблемы (тема урока, вопрос исследования) 2.Поиск решения (открытие нового знания) 2. Подводящий

Слайд 6Диалог. Побуждающий диалог.
Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.

Они имеют разную структуру, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают

разные стороны психики учащихся.
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом. Сначала учителем создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

Диалог. Побуждающий диалог. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они имеют разную структуру, обеспечивают разную учебную

Слайд 7Подводящий диалог.
Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов

и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление

учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию, т. е. ведет к «открытию» прямой дорогой. При этом подведение к знанию может осуществляться как от поставленной проблемы, так и без нее

Подводящий диалог. Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно

Слайд 8Вид педагогической технологии по уровню применения (метатехнология, отраслевая, модульно-локальная, микротехнология).
Проблемно

диалогическое обучение можно отнести к метатехнологии , так как с

помочью этой технологии можно построить весь процесс обучения и не только на предмете история.
Метатхехнология -- это образовательный процесс на уровне социальной политики в области образования (социально - педагогический уровень), общепедагогические (общедидактические, общевоспитательные) технологии, которые охватывают целостный образовательный процесс;
Вид педагогической технологии по уровню применения (метатехнология, отраслевая, модульно-локальная, микротехнология).Проблемно диалогическое обучение можно отнести к метатехнологии ,

Слайд 9Целевая ориентация технологии
Уроки, построенные на технологии проблемно-диалогического обучения способствуют развитию

у обучающихся:

способности самостоятельно ставить цель и предполагать способы ее решения;

самостоятельности

в поиске учебного материала;

развитие мышления обучающихся;

способности высказывать и аргументировать свою позицию;

способности работать в группе, выслушивать аргументы товарищей, вести цивилизованную дискуссию, что в полной мере отражает требования стандарта.
Целевая ориентация технологииУроки, построенные на технологии проблемно-диалогического обучения способствуют развитию у обучающихся:способности самостоятельно ставить цель и предполагать

Слайд 10Концептуальная основа
Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое

усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала

в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.
Концептуальная основа Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем

Слайд 11 Содержание учебно-воспитательного процесса. Структура урока
Создание проблемной ситуации (5–7 минут)
Формулирование проблемы
Выдвижение

версий, гипотез (+ 2-3 минуты)
Актуализация имеющихся знаний
Планирование деятельности (+ 5-10

минут)
Поиск решения (открытие нового знания) (+ от 10 до 20–25 минут)
По пунктам содержания урока: 1….., 2…., и т.д.
Выражение решения. Применение нового знания (+5-10 мин)
Домашнее задание (+ 2 минуты). (Домашнее задание задается по технологии «Перевернутый класс». Когда вместо традиционного домашнего задания учащиеся смотрят видеолекции в сети, то есть самостоятельно проходят тот материал, который должны были бы пройти в классе. А на уроке вместе с учителем выполняют практические задания, закрепляя теоретические знания. Иными словами, дома дети выполняют классную работу, а в классе — домашнюю, перевернув тем самым процесс обучения.)
Содержание учебно-воспитательного процесса.  Структура урока Создание проблемной ситуации (5–7 минут)Формулирование проблемыВыдвижение версий, гипотез (+ 2-3

Слайд 12Этапы проблемно-диалогического урока:
1 этап

На этом этапе учитель разными способами добивается

следующих результатов:
- Подвести школьников к противоречию и предложить им самим

найти способ его разрешения;
- Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- Предложить классу рассмотреть явление с различных позиций;
- Побудить учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.
- Ставить проблемные задачи (например: с недостающими, избыточными или противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками).

2 этап
На этом этапе организуется подводящий к теме диалог учителя с учениками. Он представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающий формулирование темы урока, учебной проблемы учениками. Вопросы задаются следующие: Какой у вас возник вопрос на основе выявленного противоречия? Что нам предстоит сегодня выяснить? Учащиеся формулируют учебную проблему
Этапы проблемно-диалогического урока:1 этапНа этом этапе учитель разными способами добивается следующих результатов:- Подвести школьников к противоречию и

Слайд 13
3 этап

На этом этапе учитель организует диалог, который побуждает к

выдвижению гипотез .Он имеет определенную структуру: начинается с общего побуждения(призыва

к мыслительной работе), при необходимости продолжается подсказками(намеком, сужающим область поиска),в крайнем случае завершается сообщением учителя. Ученики предлагают свои версии, мною принимаются разные гипотезы, даже абсурдные.

4 этап

Этот этап состоит из актуализации знаний и планировании способов деятельности .В диалоге ученики вспоминают ранее изученный материал, который связан с проблемой и выясняют, что необходимо узнать, каких знаний не хватает, чтобы решить эту проблему и определяют где и как их добыть ( открыть).

3 этапНа этом этапе учитель организует диалог, который побуждает к выдвижению гипотез .Он имеет определенную структуру: начинается

Слайд 145 этап

В соответствии с первым пунктом дается задание по обсуждению

новых знаний, в ходе выполнения задания проверяются версии. Учащиеся работают

с текстом учебника, дополнительной литературой, наглядными пособиями, используются компьютерные технологии. Ученики выбирают варианты ответа по учебной проблеме. В ходе работы чередуются разные формы: индивидуальная, парная ,групповая и общая беседа.

6 этап

Происходит представление использования новых знаний в виде рассказа, схемы-рисунка и т.д.. Учащиеся обобщают, делают выводы по проблеме. Учитель организует рефлексию: Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу? Ученики проводят самоанализ и дают самооценку.

Таки образом технология проблемно – диалогического обучения дает возможность ученикам не быть объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, а быть активными её субъектами, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи.


5 этапВ соответствии с первым пунктом дается задание по обсуждению новых знаний, в ходе выполнения задания проверяются

Слайд 15Процессуальная характеристика. Методы

Процессуальная характеристика. Методы

Слайд 16Методы постановки учебной проблемы. Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Методы постановки учебной проблемы. Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Слайд 17Программно-методическое обеспечение.
Учебники традиционной системы не исключают возможности проблемнодиалогического введения

знаний. В этом случае при подготовке урока учитель самостоятельно конструирует

проблемный диалог, поскольку учебник методической помощи оказать не может. На уроке к учебнику обращаются после введения материала для сопоставления «открытого» знания с научной формулировкой.
Учебники развивающей системы могут использоваться как традиционные. В этом случае педагог берет из учебника содержание, но игнорирует возможности проблемнодиалогического введения знаний. Такое несоответствие учительской методики учебнику – реальная проблема всех развивающих систем.
Программно-методическое обеспечение. Учебники традиционной системы не исключают возможности проблемнодиалогического введения знаний. В этом случае при подготовке урока

Слайд 18Оценка (экспертиза) педагогической технологии.
Результативность технологии заключается в эффективном развитии интеллекта

и творческих способностей, повышении мотивации учения, создании атмосферы сотрудничества учителя

и ученика, воспитании активной личности, достижении высокого уровня обученности.

Благодаря проблемно-диалогическому обучению у обучающихся развиваются пять универсальных компетентностей:

- способность к исследованию;

- способность к эффективным коммуникациям и организации взаимодействия;

- способность принимать решения;

- способность осуществлять принятое решение;

- способность постоянно осваивать новые виды деятельности.
Оценка (экспертиза) педагогической технологии.Результативность технологии заключается в эффективном развитии интеллекта и творческих способностей, повышении мотивации учения, создании

Слайд 19 Данная технология развивает не только ученика, но и учителя.

Учитель вырастает как творческая личность, коммуникативный лидер, способный в современных

условиях успешно решать сложные педагогические задачи. Уроки, на которых дети сами определяют тему, выявляют трудности, обозначают проблемы, самостоятельно делают выводы, составляют правила – доставляют удовольствие учителю, радость открытия детям. Технология проблемно-диалогического обучения становится сегодня приоритетным принципом образовательного процесса.

Проблемно – диалогическая технология позволяет заменить традиционное объяснение материала учителем на самостоятельное открытие новых знаний учениками.

На проблемном уроке создаются все условия для проявления познавательной активности учеников. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Затем, обязательное проговаривание алгоритма решения и применение его на практике при выполнении самостоятельной работы.
Данная технология развивает не только ученика, но и учителя. Учитель вырастает как творческая личность, коммуникативный лидер,

Слайд 20Формируемые УУД
Познавательные УУД:

выделять и формулировать познавательную цель, выбирать наиболее эффективные

способы решения задачи, создавать алгоритм деятельности.

Коммуникативные УУД:

формулировать и высказывать

собственное мнение, аргументируя его; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Регулятивные УУД:

планировать решение учебной задачи, осуществлять текущий контроль и оценку своей деятельности, сравнивать запланированный и полученный результат, оценивать продукт своей деятельности.


Формируемые УУДПознавательные УУД:выделять и формулировать познавательную цель, выбирать наиболее эффективные способы решения задачи, создавать алгоритм деятельности.Коммуникативные УУД:

Слайд 21Список использованных источников:
Кузнецова, А.М. Проблемно-диалогическая технология на уроках истории и

обществознания / Формат доступа: URL: https://урок.рф/library/problemnodialogicheskaya_tehnologiya_na_urokah_istor_112756.html
Залецкая, С.Е. МАСТЕР-КЛАСС Технология

проблемного диалога как основа обучения на уроках истории и обществознания в свете ФГОС второго поколения / Формат доступа: URL:http://www.eduportal44.ru/Galich/school3/eu/zc/SiteAssets/DocLib1/Домашняя/ПРОБЛЕМНЫЙ%20ДИАЛОГ.pdf
Фадеева Г.Г. ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ Формат доступа: URL: http://www.ung-morgau.edu21.cap.ru/?t=speech&eduid=4515&speech=8403
Мельникова Е.Л. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА: МЕТОДЫ, ФОРМЫ, СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ Формат доступа: URL : https://vml35.ru/wp-content/uploads/2019/12/tehnologiya_problemnogo_dialoga.pdf
Технология проблемно - диалогического обучения на уроках истории и обществознания как средство формирования личностного развития обучающихся (из опыта работы) / Формат доступа: URL: https://infourok.ru/tehnologiya_problemno_-_dialogicheskogo_obucheniya_na_urokah_istorii_i_obschestvoznaniya_kak-494105.htm
Технология проблемно-диалогического обучения на уроках истории и обществознания Формат доступа: URL: https://infourok.ru/tehnologiya-problemnodialogicheskogo-obucheniya-na-urokah-istorii-i-obschestvoznaniya-3633920.html




Список использованных источников:Кузнецова, А.М. Проблемно-диалогическая технология на уроках истории и обществознания / Формат доступа: URL: https://урок.рф/library/problemnodialogicheskaya_tehnologiya_na_urokah_istor_112756.html Залецкая,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика