Слайд 1Технология проблемно-диалогического обучения истории
Выполнил: студент группы 17ИПИ1
Панфилов Дмитрий
Слайд 2План
Название технологии – 3.
Вид педагогической технологии по уровню применения –
4.
Целевая ориентация технологии – 5.
Концептуальная основа педагогической технологии – 6.
Содержание
учебно-воспитательного процесса – 7.
Процессуальная характеристика – 9.
Программно-методическое обеспечение – 10.
Оценка (экспертиза) педагогической технологии – 11.
Слайд 3Название технологии, отражающее главную решаемую ею проблему, принципиальную идею, существо
применяемой системы обучения.
Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое
усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. Данная технология является результативной и здоровьесберегающей, поскольку обеспечивает высокое качество знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности.
Технология проблемно – диалогического обучения дает возможность ученикам не быть объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, а быть активными её субъектами, самостоятельно овладевающими знаниями и решающими познавательные задачи. Данная технология выступает важнейшим направлением реализации парадигмы компетентностного обучения в образовании.
Слайд 4Вид педагогической технологии по уровню применения (метатехнология, отраслевая, модульно-локальная, микротехнология)
Проблемно-диалогическое
обучение можно отнести к отраслевой педагогической технологии. Отраслевые педагогические технологии
охватывают деятельность в рамках какой - либо образовательной отрасли, направления обучения или воспитания, учебной дисциплины.
Слайд 5Целевая ориентация технологии
Цель данной технологии – научить ребенка самостоятельному
решению проблем. Проблемно-диалогическое обучение предполагает организацию поисковой деятельности обучающихся, овладение
знаниями на основе активной умственной деятельности по решению задач проблемного характера, также овладение методами добывания знаний. Ученик учится самостоятельно ставить цели, и самостоятельному поиску решения встающих задач, что способствует развитию мышления у обучающихся, способности аргументировать свою позицию, вести дискуссию, организовать рефлексию собственной деятельности.
Слайд 6Концептуальная основа педагогической технологии
Проблемно – диалогическая технология базируется на концепции
А. А. Леонтьева «Педагогика здравого смысла», на системе принципов развивающего
образования и реализует современные образовательные технологии деятельностного типа. Данная образовательная система разработана и апробирована Амонашвили Ш. А., Леонтьевым А. А., Бондыревой С. К., Ладыженской Т. А., Бунеевым Р. Н., Бунеевой Е. В., Горячевым А. В., Вахрушевым А. А., Даниловым Д. Д., Мельниковой Е. Л.
Проблемно – диалогическая технология позволяет заменить традиционное объяснение материала учителем на самостоятельное открытие новых знаний учениками. Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы.
Слайд 7Содержание учебно-воспитательного процесса
В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что
на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена:
постановка учебной проблемы и поиск ее решения. Вместо объявления темы урок начинается с создания проблемной ситуации – ученикам предъявляются два противоречивых мнения, факта. Осознание противоречия вызывает удивление, а вопросы учителя ориентируют учеников на самостоятельное формулирование учебной проблемы – основного вопроса урока, вытекающего из противоречия.
Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания. Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога.
Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников.
Слайд 8Этапы проблемно-диалогического урока:
· Создание проблемной ситуации.
· Формулирование проблемы.
· Выдвижение версий,
гипотез.
· Актуализация имеющихся знаний.
· Планирование деятельности.
· Поиск решения (открытие нового
знания).
· Выражение решения. Применение нового знания.
· Домашнее задание.
Слайд 9Процессуальная характеристика (методические особенности)
При проблемно-диалогическом обучении истории постановка проблемы побуждается
диалогом, создающим проблемную ситуацию. Тема урока не просто сообщается, учитель
подводит учеников к теме с помощью диалога. При поиске решения проблемной ситуации учитель, с помощью диалога, побуждает учащихся к выдвижению гипотез, к получению знаний.
Учитель может использовать разные приемы для создания проблемной ситуации, и мотивации учеников. Например, одновременно представлять учащимся противоречивые факты, теории, мнения; сталкивать мнения учащихся между собой; давать практические задания.
Слайд 10Программно-методическое обеспечение
Рабочая, типовая, авторская программы, поурочные и тематические планы, предусматривающие
использование информационно-технологического обеспечения на занятиях, расписание учебных занятий; методическое обеспечение
(печатные книги, печатные учебные пособия, учебно-методические пособия и др.), которое включает в себя информационно-технологическое обеспечение: электронные базы данных вузов, электронные библиотеки, форумы, видеоконференции и др.
Что касается использования школьного учебника. При подготовки и проведении урока, может обращаться к учебнику, но при этом самостоятельно конструировать проблемные диалоги с учащимися.
Слайд 11Оценка (экспертиза) педагогической технологии
Главным критерием оценки педагогической технологии являются ее
эффективность и результативность. Эта технология построена на принципах развивающего обучения.
Уроки, построенные на технологии проблемно-диалогического обучения способствуют развитию у обучающихся:
· способности самостоятельно ставить цель и предполагать способы ее решения;
· самостоятельности в поиске учебного материала;
· развитие мышления обучающихся;
· способности высказывать и аргументировать свою позицию;
· способности работать в группе, выслушивать аргументы товарищей, вести цивилизованную дискуссию, что в полной мере отражает требования стандарта.
Проблемно-диалогическое обучение позволяет поддерживать интерес учащихся к истории, как к предмету, и как к науке. Успех данного вида обучения во многом зависит от заинтересованной позиции педагога и высокой внутренней мотивации учащихся.