Слайд 1 Тема 1. «Человеческие ресурсы: понятие, место и
роль в системе управления организацией»
Вопросы:
1. Понятия: человеческие ресурсы» и
«персонал». Управление персоналом в системе управления.
2. Основные этапы развития управления персоналом. Управление персоналом в традиционном обществе.
Слайд 2Рекомендованная литература
Пугачев В.П. Руководство персоналом: Учебник. М.: Аспект Пресс,
2008.
Пугачев В.П. Руководство персоналом: Практикум: Учеб. пособие для студентов
вузов. М.: Аспект Пресс, 2006.
Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. Учебник. 10-е изд.
Мотивация трудовой деятельности.Под ред.Пугачева В.П. М.: ИНФРА-М., 2010.
Управление персоналом организации. Учебник. Под ред. А.Я. Кибанова. 4-е изд., доп. и перераб. - М.: 2010.
Пугачев В.П. Управление свободой. М., КомКнига, 2010.
Тейлор Э. Программирование разума: от манипуляции и промывания мозгов к расширению возможностей и внутренней свободе. / Пер. с англ. М.: Гиппо, 2010.
Слайд 3Человеческие ресурсы – это персонал предприятий и учреждений постиндустриального общества.
Персонал – все работники, непосредственно выполняющие организационные функции.
Слайд 4Какие три из следующих областей деятельности приоритетны для успешного развития
российского (и любого) государства? Проранжируйте их.
Финансово-экономическая
Политическая
Производственная
Научно-образовательная
Инвестиционная
Внедрение информационных технологий
Управления
персоналом
Мотивационная
Слайд 5Структура персонала по сферам:
1. Государственные служащие.
2. Персонал коммерческих организаций.
3. Персонал
общественных организаций.
Слайд 6Специфика персонала государственных организаций по сравнению с персоналом коммерческих организаций
Общее назначение: осуществление интересов народа и граждан.
1) Цели:
- выполнение
закона и распоряжений вышестоящих органов государства;
- оказание услуг гражданам;
2)Положение в организации:
- бюджетное финансирование, создающее экономические и социальные гарантии;
- стабильность, гарантии карьерного роста;
- большая регламентация деятельности;
- преимущественно административные методы управления персоналом.
Слайд 7Цели государственно-административных реформ
1.Превращение государственных учреждений в предприятия по производству услуг
гражданам-клиентам.
2. Менеджерализм : внедрение элементов предпринимательства и конкуренции.
3. Дебюрократизация
и децентрализация.
4. Использование «электронного правительства».
5. Сокращение расходов на государственное управление.
6. Демократизация управления (Франция)
Слайд 8Внутренняя структура персонала
Слайд 10Управление персоналом – деятельность по обеспечению организации сотрудниками оптимального количества
и качества и их эффективному использованию в организационных и личных
целях.
Слайд 11Главная цель управления персоналом – оптимальное (а чаще максимально возможное)
использование человеческого ресурса в интересах организации
Слайд 12Место управления персоналом в системе управления
Управление спросом, «рынками» (маркетинг
товаров и услуг).
Управление производством (в том числе техникой, оборудованием, снабжением).
Управление
финансами.
Управление персоналом.
Генеральное, системное управление.
Слайд 13Структура управления персоналом
В зависимости от субъектов деятельности по управлению
персоналом, которыми выступают руководители, службы персонала, консалтинговые организации и личность
как субъект и объект управления персоналом выделяются:
руководство персоналом – деятельность руководителей по управлению персоналом;
работа с персоналом (кадрами) – деятельность служб персонала,
кадровый консалтинг – деятельность разнообразных внешних организаций (консалтинговых агентств, центров, отделов и т.п.), оказывающих услуги организациям в области руководства персоналом и работы с кадрами;
Персональный менеджмент (менеджмент личности) – управление собой
Управления всей системой УЧР как целостностью и ее отдельными аспектами, например, проектирование труда оценка эффективности системы управления персоналом, стратегическое управление человеческими ресурсами и т.д.
Примыкает к сфере управления персоналом профессиональная подготовка трудовых ресурсов на уровне государства, регионов, крупных предприятий.
Слайд 14Основные этапы в развитии управления персоналом:
1. Традиционный.
2. Индустриальный.
3. Постиндустриальный.
Слайд 15Специфические черты традиционного этапа УП
преимущественно ручной труд;
доминирование семейной организации
труда, наличие феодальной и государственной его организации;
отсутствие институциализации и специализации
УП, его интегрированность в систему управления;
отсутствие научной рационализации УП;
преимущественно внеэкономическая мотивация в управлении коллективным трудом
Слайд 16
Сферы важнейших достижений управления персоналом в религиозных организациях (ордене иезуитов):
- максимальное подчинение личности целям организации, преданность организации;
- отбор
персонала;
- оценка персонала, дифференцированные критерии оценки и отбора («ЦОП»);
- нематериальная, прежде всего, религиозно-целевая мотивация;
- карьерная мотивация;
- соревнование как фактор мотивации;
- контроль за персоналом;
- воспитание, программирование психики;
- критика, порицание, наказание.
Слайд 17Иезуиты и система контроля в современной организации
В американских компаниях
принято использовать в качестве рабочих помещений большие залы, в которых
сотрудники и руководитель видят друг друга. Руководитель имеет отдельный стол или же кабинет с прозрачными стенами. Прозрачные двери и стены используют также в университетах. Информирование сотрудниками руководства о всех нарушениях считается обязанностью, этической нормой и выражением организационной приверженности.
Вопросы: 1. Какие идеи иезуитов и зачем используются в современной американской системе контроля? Как это влияет на управление персоналом?
2. На каких ценностях и стимулах основывается система тотального организационного контроля и почему такого контроля нет в современной России?
3.Совместима ли система такого контроля с демократией? Нужна ли она современным российским организациям, в том числе государству?
Слайд 19Этика деловых отношений – морально-нравственные поведение работников и отношения между
ними, а также организациями, оцениваемые с точки зрения хорошего и
плохого, справедливого и несправедливого, существующего и должного. Это также наука, изучающая реальную этику деловых отношений. Содержанием этики являются ценности, требования, нормы, оценки, поведение, моральные санкции.
Слайд 20Микроэтика – морально-нравственные отношения между сотрудниками внутри организации.
Макроэтика - морально-нравственные
отношения между организациями, а также отношения к клиентам и партнерам.
Профессиональная
этика - морально-нравственные нормы и отношения в определенной сфере деятельности.
Слайд 21Принципы профессиональной этики в области управления персоналом
учет общественных целей
и защита общественных интересов («это важнее слепой лояльности к работодателю»);
высокая
профессиональная компетентность и ее непрерывное повышение;
высокие стандарты личной честности (и чистоты) в повседневной работе;
уважение прав, достоинства и интересов личности сотрудников, а также интересов общественности.
Слайд 22Наиболее частые нарушения профессиональной этики в США и других странах
запада
1. Протекционизм (дружеский или родственный) при трудоустройстве, обучении, продвижении по
службе, в оплате и т.п.
2. Ущемление прав женщин при найме, распределении работ, оплате, продвижении и т.д.
3. Неодинаковые требования по соблюдению дисциплины, предъявляемые к руководителям и рядовым работникам.
4. Несоблюдение конфиденциальности.
5. Необъективность, тенденциозность при оценке работы, использование факторов, не имеющих к ней отношения.
6. Заключение договоров с поставщиками или консалтинговыми агентствами, приносящих личную выгоду.
7. Сексуальные домогательства со стороны руководителей (США).
Слайд 23Складывающиеся нормы корпоративной макроэтики в России
1. Избегать чисто уголовных методов
(физического устранения конкурентов).
2. При корпоративных конфликтах не переходить на личности
собственников.
3. Не подавать судебные иски в зарубежные инстанции.
Слайд 24Функции этических кодексов:
определяют нравственные ценности и стандарты поведения (что хорошо
и что плохо);
помогают лучше понять требования к сотрудникам;
ориентируют применение стимулов,
поощрения и наказания;
регулируют поведение работников и администрации внутри организации и во вне.
Слайд 25Входим в тему! Микроситуация
В августе 2010 г. в целях контроля
над строительством жилья для погорельцев Премьер предложил установить на строительных
объектах камеры наблюдения, чтобы видеть, строится ли жилье и как используются выделенные средства. В 2013 г это же предложение повторилось по отношению к олимпийским объектам. Такое предложение мотивировалось тем, что очень часто государственные деньги расходуются неизвестно на что, а объекты так и не строятся или не доводятся до конца.
Вопросы:
1. Правильное ли решение с точки зрения науки управления предложил Премьер?
2. Что нужно сделать в первую очередь, чтобы обеспечить эффективное расходование выделенных средств? С чего следует начинать?