Разделы презентаций


Тема 1. Факторы, определяющие развитие концепции непрерывного образования

Содержание

!В настоящее время идея непрерывного образования человека в течение всей его жизни получила распространение практически во всем мире. Этой идеей руководствуются в своей деятельности в области просвещения такие международные организации, как

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Сколько б ты ни жил, всю жизнь следует учиться.
Сенека

Тема 1.

Факторы, определяющие развитие концепции непрерывного образования.

Сколько б ты ни жил, всю жизнь следует учиться.Сенека Тема 1. Факторы, определяющие развитие концепции непрерывного образования.

Слайд 2!
В настоящее время идея непрерывного образования человека в течение всей

его жизни получила распространение практически во всем мире. Этой идеей

руководствуются в своей деятельности в области просвещения такие международные организации, как ЮНЕСКО, Организация экономического сотрудничества и развития, Европейский совет.
Во многих странах (например, Швеции, Франции, Испании, Канаде, Великобритании) концепция непрерывного образования официально положена в основу государственной политики в области образования.

!В настоящее время идея непрерывного образования человека в течение всей его жизни получила распространение практически во всем

Слайд 3На рубеже 90-х годов родилось то, что сегодня называется "экономика

знаний", или новой экономикой.
В начале XXI в. мировая экономика активно

пытается формировать новую парадигму научно-технического развития. Ее слагаемыми выступают: возрастающая взаимозависимость рынков капитала и новых технологий, усиление социальной ориентации новых технологий, глобальный характер создания и использования новых знаний, технологий, продуктов и услуг.
На рубеже 90-х годов родилось то, что сегодня называется

Слайд 4Термин "экономика знаний"
был введен в научный оборот австроамериканским ученым

Фрицем Махлупом (1962) в применении к одному из секторов экономики.

Сейчас этот термин, наряду с термином "экономика, базирующаяся на знаниях", используется для определения типа экономики, в которой знания играют решающую роль, а производство знаний является источником роста.
Широко применяемые понятия "инновационная экономика", "высокотехнологическая цивилизация", "общество знаний", "информационное общество" близки понятию "экономика знаний".
Термин

Слайд 5По доле высокотехнологичных секторов в валовом внутреннем продукте (ВВП) список

наиболее передовых стран мира выглядит так:
Республика Корея, Швеция, Швейцария,

Германия, Япония, США. Интересно, что по объему производства высокотехнологичной продукции страны ЕС заметно опережают США.
Россия же по этому показателю занимает пока 12-е место в мире. по доли наукоемкой продукции в товарном экспорте Россия находится на уровне Индии и в 9 раз уступает США, в 5 раз Китаю и 2,5 раза Италии.
Не менее интересно, что по принятому ООН для оценки уровня развития страны индексу человеческого развития наша страна на 50-м месте в мире (Норвегия — на 1-м, США — на 8-м). В ряде стран сегодня регулярно проводятся общенациональные саммиты по проблемам экономики знаний. В Китае экономика знаний официально признана государственной стратегией. Ее приверженцы, которых с каждым днем становится все больше, с присущим этой стране энтузиазмом заучивают новую «цитату»: «Основа экономики знаний — образование. В современном мире движущая сила экономики — конкуренция — все больше сводится к конкуренции знаний».

По доле высокотехнологичных секторов в валовом внутреннем продукте (ВВП) список наиболее передовых стран мира выглядит так: Республика

Слайд 6В основе экономики знаний лежат:
накопление и применение новых знаний,

создаваемых в результате научных исследований и технологического прогресса;
инвестиции в

образование и науку;
внедрение передового опыта;
открытость по отношению к инновациям в социальной, экономической и культурной сферах.

В основе экономики знаний лежат:  накопление и применение новых знаний, создаваемых в результате научных исследований и

Слайд 7Преимущества, получаемые различными участниками мировой экономики от развития экономики знаний:
Промышленно

развитым странам с высокими затратами на рабочую силу и инфраструктуру

экономика знаний предоставляет конкурентные преимущества в области высокотехнологичного производства и эффективных услуг.
Странам с ресурсной экономикой она предлагает усовершенствованные технологии и продукцию с повышенной добавленной стоимостью и более тесной связью с покупателем, а также возможность пойти по пути устойчивого развития.
Развивающимся странам знания позволяют сократить этапы экономического развития, совершить «технологический скачок» и быстрее интегрироваться в мировую экономику благодаря повышению привлекательности для иностранных инвесторов.

Преимущества, получаемые различными участниками мировой экономики от развития экономики знаний: Промышленно развитым странам с высокими затратами на

Слайд 8!
Построение экономики знаний предполагает существенное реформирование образовательной системы, формирование системы

непрерывного образования.
По экспертным оценкам, в ближайшие 10 лет около 80%

используемых сегодня технологий устареет, при этом четыре пятых работников будет иметь образование, полученное более 10 лет назад.
!Построение экономики знаний предполагает существенное реформирование образовательной системы, формирование системы непрерывного образования.По экспертным оценкам, в ближайшие 10

Слайд 9Становление концепции непрерывного образования:
Истоки данной идеи можно найти у древних

философов: Конфуция, Солона, Сократа, Платона, Аристотеля, Сенеки. Предтечей современных представлений

о непрерывном образовании является Ян Амос Коменский, который утверждал, что вся жизнь должна быть школой, что  для учебы подходит любой возраст, нужно только уяснить, в каком возрасте и к чему человек более способен.
Еще в эпоху Просвещения была доказана важность всеобщего обучения детей и молодежи. Позже появилась потребность в обучении и профессиональной подготовке, переподготовке взрослых. Эти и другие факторы обусловили необходимость теоретического обоснования образовательных процессов в современных условиях, подвели к идее непрерывного образования.
Впервые данная идея была оглашена на конференции ЮНЕСКО в 1965 г. известным теоретиком непрерывного образования П. Ленграндом.

Становление концепции непрерывного образования:Истоки данной идеи можно найти у древних философов: Конфуция, Солона, Сократа, Платона, Аристотеля, Сенеки.

Слайд 10В 80-е г. в документах международных организаций (ЮНЕСКО, Римский клуб

и др.), изучающих состояние и перспективы развития мировой системы образования,

оформилась концепция непрерывного образования.

Сущность концепции состоит в идее «обучающегося общества», пожизненного образования, удовлетворяющего потребность человека в непрерывном совершенствовании и самореализации.
Первоначально идея непрерывного образования разрабатывалась как проблема образования взрослых. При этом учитывались тезисы современной психологии о том, что развитие человека не ограничивается рамками детства, а продолжается на протяжении всей жизни, и тем успешнее, чем квалифицированнее помощь, которую он получает извне. Предполагалось, что непрерывное образование облегчит для человека перемену социальных ролей в разные периоды жизни, поддержит и улучшит качество индивидуальной и коллективной жизни путем личностного, социального и профессионального развития.
В современной концепции непрерывное образование рассматривается как постоянная форма всей жизни человека начиная с раннего возраста. В процессе образования человека участвуют не только специальные учебно-воспитательные учреждения, но и семья, научные центры, неформальные объединения, средства массовой информации, церковь и др. Причем образование взрослых и эффективность обучения детей теснейшим образом связаны между собой, не требуется особых доказательств того, что культурные, социально активные родители, образованные педагоги - необходимое условие для успешного развития ребенка. И наоборот, в ситуации малограмотного окружения ребенок не может получить настоящего образования.

В 80-е г. в документах международных организаций (ЮНЕСКО, Римский клуб и др.), изучающих состояние и перспективы развития

Слайд 11Каковы же объективные и субъективные предпосылки, вызвавшие потребность перехода к

непрерывному образованию?
Объективные предпосылки. Прошедшее столетие характеризовалось бурным социально-экономическим и научно-техническим

прогрессом. Подобного динамизма общественного развития не знали предыдущие эпохи. В этих условиях обновление техники, технологий опережало темпы смены поколений людей. Произошло отставание образования от новых реалий жизни; появившийся дефицит знаний привел к тому, что многие работники перестали выполнять свои обязанности профессионально, обострилась проблема функциональной неграмотности.
Субъективные предпосылки. Возникшая в современных условиях рассогласованность между имеющимся и необходимым для человека уровнем знаний стала причиной профессиональной некомпетентности, неумения сделать надежный профессиональный выбор. Вместе с тем, рост благосостояния в целом, появление свободного времени, расширение перечня образовательных услуг привели к осознанию необходимости постоянного обновления знаний не только для профессиональной деятельности, но и восприятия образования как ценности.

Каковы же объективные и субъективные предпосылки, вызвавшие потребность перехода к непрерывному образованию? Объективные предпосылки. Прошедшее столетие характеризовалось

Слайд 12Непрерывное образование
- это деятельность человека, ориентированная на приобретение знаний,

развитие всех сторон и способностей его личности, включая формирование умения

учиться и подготовку к исполнению разнообразных социальных и профессиональных обязанностей, а также к участию в общественном развитии как в масштабе страны, так и всего мира.
Непрерывное образование - это деятельность человека, ориентированная на приобретение знаний, развитие всех сторон и способностей его личности,

Слайд 13Функционирование непрерывного образования должно основываться на принципах:
гуманизма,
демократизма,
мобильности,


опережения,
открытости,
непрерывности.

Функционирование непрерывного образования должно основываться на принципах: гуманизма, демократизма, мобильности, опережения, открытости, непрерывности.

Слайд 14Принцип гуманизма
— обращенность образования к человеку, свобода выбора форм,

сроков, видов обучения, возможность повышения квалификации, самообразования. Он реализуется через

создание благоприятных условий для развития творческой индивидуальности личности. Этот принцип отвергает насилие, национальную и расовую исключительность, равнодушие к окружающим.
Принцип гуманизма — обращенность образования к человеку, свобода выбора форм, сроков, видов обучения, возможность повышения квалификации, самообразования.

Слайд 15Принцип демократизма
— доступность образования в любом возрасте благодаря многообразию

форм обучения. Он обеспечивает свободу перехода из одного учебного заведения

в другое, ускоренное завершение обучения и повышение квалификации.
Принцип демократизма — доступность образования в любом возрасте благодаря многообразию форм обучения. Он обеспечивает свободу перехода из

Слайд 16Принцип мобильности
выражается в многообразии средств, способов, организационных форм системы

непрерывного образования. Он ориентируется на использование разных методических систем и

технологий, позволяющих "учиться меньше, но чаще", продуктивнее.
Принцип мобильности выражается в многообразии средств, способов, организационных форм системы непрерывного образования. Он ориентируется на использование разных

Слайд 17Принцип опережения
требует быстрого и гибкого развития, перестройки учебных заведений

и учреждений системы непрерывного образования по отношению к нуждам общественной

практики. Он ориентирует на широкое и активное применение новых форм, методов, средств обучения и переподготовки специалистов.
Принцип опережения требует быстрого и гибкого развития, перестройки учебных заведений и учреждений системы непрерывного образования по отношению

Слайд 18Принцип открытости
обязывает учебные заведения расширять деятельность путем привлечения к

обучению и повышению квалификации нетрадиционной аудитории, вольнослушателей, т.е. работать с

разными возрастными слоями и группами населения, которые отличаются уровнем образования и профессиональной подготовки, отношением к образованию, жизненными устремлениями.
Принцип открытости обязывает учебные заведения расширять деятельность путем привлечения к обучению и повышению квалификации нетрадиционной аудитории, вольнослушателей,

Слайд 19Принцип непрерывности
образования является систематизирующим. Учебные заведения, работники образования и

повышения квалификации, науки и производства должны пересмотреть роль и место

образования в жизни человека и общества. Образование должно быть направлено в будущее, прежний девиз "Знания на всю жизнь" уступает место новому — "Знания через всю жизнь".
Принцип непрерывности образования является систематизирующим. Учебные заведения, работники образования и повышения квалификации, науки и производства должны пересмотреть

Слайд 20Система непрерывного образования способствует решению трех основных задач:
1)   подготовка человека для

включения его в систему современных общественных, профессиональных отношений;
2)   совершенствование человека

с целью его своевременной адаптации к постоянно меняющимся условиям;
3)   разностороннее развитие личности, формирование ее мировоззрения.

Система непрерывного образования способствует решению трех основных задач: 1)   подготовка человека для включения его в систему современных общественных,

Слайд 21В соответствии с этими задачами в структуре непрерывного образования выделяются

две подсистемы:
базовое,
дополнительное образование.
В свою очередь базовое и дополнительное

образование может быть общим и профессиональным. Таким образом, следует говорить о четырех подсистемах образования: базовом общем, базовом профессиональном, дополнительном общем, дополнительном профессиональном.

В соответствии с этими задачами в структуре непрерывного образования выделяются две подсистемы: базовое,дополнительное образование. В свою очередь

Слайд 22Непрерывное образование характеризуется рядом признаков.
Во-первых, оно охватывает весь процесс

жизни человека. По данным мировых источников, только 4% трудоспособного населения

планеты трудится по первоначально приобретенной профессии.
Во-вторых, обучение не ограничено местожительством. Современная система дистанционного образования позволяет учиться независимо от того, где проживает человек. В соответствии с Болонским соглашением, благодаря принятой системе взаимозачетов студенты смогут свободно выбирать, в каком университете Европы учиться и какую дисциплину осваивать.
В-третьих, непрерывное образование предполагает наличие системы открытого образования — новой модели образования, исходящей из открытости мира, процессов познания и образования человека.
В-четвертых, в непрерывном образовании реализуется принцип самообразования, согласно которому ученик реально является субъектом учебного процесса.

Непрерывное образование характеризуется рядом признаков. Во-первых, оно охватывает весь процесс жизни человека. По данным мировых источников, только

Слайд 23Непрерывное образование в России стало предметом научных исследований в конце

80-х годов ХХ века.
В  работах Б.С.Гершунского, Ю.А.Кустова, Е.В.Калинкина, В.Б.Миронова,

В.С.Леднева и других исследователей обосновывались предпосылки и объективная необходимость становления  системы непрерывного образования, закладывались теоретические основы ее развития, проводился системно-структурный анализ ближайших перспектив ее становления. В этом контексте изучалось соотношение общественных, личных и профессиональных интересов, рассматривались проблемы преемственности и структурирования содержания непрерывного образования, разрабатывались организационно-экономические механизмы взаимодействия различных образовательных учреждений.
В конце ХХ века была создана Комплексная программа научных исследований «Профессиональное обучение молодежи на 1986 – 90 годы», в которой нашли отражение аспекты развития непрерывного образования.
Дальнейшие  положительные сдвиги в развитии непрерывного образования начались с принятием в 1992году «Закона об образовании», в котором система образования трактуется как совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ, государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности. Кроме этого, в данном законе дана новая концепция профессионального образования, построенная на основе фундаментальной, гуманитарной и многоуровневой подготовки специалистов, закреплено право выпускников средних специальных учебных заведений (ссузов) обучаться в высших учебных заведениях по родственным специальностям в сокращенные сроки. Реализация целей развития непрерывного образования в России нашла отражение в Федеральной целевой программе «Образование». В данной программе содержится задача развития современной системы непрерывного профессионального образования, обеспечивающая совершенствование содержания и технологий образования, а также развитие системы обеспечения качества образовательных услуг и совершенствования экономических механизмов в сфере образования.

Непрерывное образование в России стало предметом научных исследований в конце 80-х годов ХХ века. В  работах Б.С.Гершунского,

Слайд 24Многоуровневое непрерывное образование в России вариативно.
Оно позволяет получить обучающимся

допрофессиональную, профессиональную и послевузовскую подготовку. Основой содержания образования являются профессиональные

образовательные программы, обладающие преемственностью, в основе которых заложена система знаний, умений, навыков, черт творческой деятельности, мировоззренческих и поведенческих качеств личности, которые обусловлены требованиями экономики, развития личности и интересов общества.
Многоуровневое непрерывное образование в России вариативно. Оно позволяет получить обучающимся допрофессиональную, профессиональную и послевузовскую подготовку. Основой содержания

Слайд 25Направления развития системы непрерывного образования в России.
Самым главным является повышение

качества образования и содержания образования, затем создание и применение новых

наукоемких технологий в образовании. Сюда входят такие технологии, которые помогают обеспечивать быстрое распространение знаний посредством обмена образовательными ресурсами. Граждане могут получать образование на месте своего проживания или работы. Должны быть созданы новые технологии в образовании: дистанционное обучение, кейсы, компьютерные симуляторы, тренажерные комплексы, деловые игры, проектные методы обучения и др., которые повысят эффективность образования.
Необходимо интегрировать образовательные учреждения различного уровня. На сегодняшний день должна быть создана возможность для устойчивых связей между производителями и потребителями образовательных услуг. Наряду с традиционными формами непрерывного образования (повышение квалификации, обучение и переподготовка работающих граждан, бизнес-образование, обучение безработных граждан) должны получить развитие прикладные магистерские программы, а также обучение инвалидов, женщин по целевым программам, мигрантов, граждан, уволенных с военной службы.
Должны разрабатываться законы, нормативные акты в сфере образования, где будет определяться государственная политика, стратегия в области образования.


Направления развития системы непрерывного образования в России.Самым главным является повышение качества образования и содержания образования, затем создание

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика