Слайд 1Расходы, доходы и прибыль корпорации
Слайд 2Вопросы:
Общая характеристика затрат корпораций.
Затраты на производство и реализацию продукции (работ,
услуг) и пути их снижения.
Содержание операционного анализа
Слайд 31. Общая характеристика затрат корпорации
В процессе хозяйственной деятельности организации
(предприятия) производят комплекс денежных и иных затрат и расходов, которые
могут быть выражены в денежной оценке.
Затраты предусматривают возмещение (например издержки производства), расходы не предусматривают возмещение (например, расходы на переоценку основных фондов).
Затраты и расходы могут быть явными (выраженными в количественных показателях) и неявными(затраты труда собственника предприятия, которые количественно не определены). Явные затраты называются бухгалтерскими, неявные- экономическими.
Слайд 4По экономическому содержанию и назначению затраты и расходы объединяются в
несколько групп:
на воспроизводство основного и оборотного капитала.
на производство и
реализацию продукции (работ, услуг).
на социально-культурные программы.
разовые расходы.
По источникам покрытия затраты подразделяются на финансируемые за счет:
собственных и привлеченных источников;
бюджетных средств;
кредитных (заемных) ресурсов.
Слайд 5В зависимости от принимаемых решений затраты подразделяют на:
вмененные (обязательные)
и альтернативные (возможные с точки зрения оптимальности);
производственные и торговые.
Затраты
и расходы, относимые по экономическому содержанию и назначению на производство и реализацию продукции (работ, услуг) называются издержками (себестоимостью).
Слайд 6Кроме того, все издержки подразделяются на:
условно-постоянные (независимые от объемов производства
и реализации продукции, работ и услуг) и условно-переменные (зависимые от
данных объемов);
прямые (распределяемые на продукцию прямым способом) и косвенные (распределяемые косвенными методами);
текущие и капитальные;
основные и вспомогательные (накладные);
одноэлементные и комплексные;
нормируемые и ненормируемые.
Слайд 7Таблица 1. Поведение переменных и постоянных издержек при изменениях объема
производства (сбыта) в релевантном диапазоне (краткосрочном периоде)
В бухгалтерском учете издержки
отражаются по методу начислений (по отгрузке). В финансовых (налоговых) расчетах издержки отражаются: - как правило, по методу оплаты (кассовому методу) (по поступлению денежных или иных средств на счета или в кассу организации).
Слайд 82. Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) и
пути их снижения.
Затраты на производство - это совокупность расходов
на производство продукции и ее реализацию, выраженных в денежной форме.
В разных отраслях они не одинаковы, но существует базовый перечень, в их состав прежде всего включаются:
затраты, непосредственно связанные с производством продукции;
затраты на подготовку и освоение производства, улучшение качества продукции;
затраты, связанные с изобретательством и рационализацией;
затраты по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности;
затраты, связанные с управлением производством;
затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров;
Слайд 9выплаты, предусмотренные законодательством о труде, за не проработанное на производстве
(неявочное) время;
отчисления в государственные внебюджетные фонды;
платежи по кредитам в пределах
ставки, установленной законодательством;
затраты, связанные со сбытом продукции;
амортизационных отчислений на полное восстановление;
износ нематериальных активов;
налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления;
потери от брака;
затраты на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание и др.
Слайд 10Затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг), группируются в соответствии с
их экономическим содержанием по следующим элементам:
материальные затраты;
затраты на оплату труда;
отчисления
на социальные нужды;
амортизация основных фондов;
прочие затраты.
В зависимости от способа отнесения затрат на себестоимость единицы продукции выделяются прямые и косвенные расходы. Прямые затраты представляют все расходы, которые при калькулировании непосредственно относятся на себестоимость данного вида продукции.
К косвенным затратам относят расходы, которые распределяются между себестоимостью различных видов продукции косвенным путем, условно.
Слайд 11Прямые затраты — часть расходов предприятия на производство продукции, которые непосредственно
связаны с процессом изготовления продукции и могут быть включены в
себестоимость отдельных видов (единиц) изделия прямым методом учета.
К прямым затратам относятся: сырье, основные материалы и покупные полуфабрикаты, заработная плата (основная и дополнительная) производственных рабочих, износ инструмента и приспособлений целевого назначения, расходы на освоение производства новых видов продукции и другие специальные расходы.
Обособление прямых затрат зависит от особенностей организации производства, техники и технологии. На предприятиях (в цехах), специализированных на выпуске продукции одного вида, все расходы прямые.
Прямые затраты устанавливаются на основе прогрессивных норм расходования различных видов ресурсов.
Слайд 12Косвенные затраты — затраты, которые, в отличие от прямых затрат, не могут
быть напрямую отнесены на себестоимость изготовления продукции (оказания услуг, предоставления работ) предприятием или организацией.
Косвенные затраты распределяются пропорционально между
различными видами продукции по определённой базе. В виде базы могут быть взяты: заработная плата производственных рабочих, стоимость израсходованных материалов, объём выполненных работ и т. д.
К косвенным затратам относятся: административно-управленческие расходы, затраты на повышение квалификации персонала, издержки в инфраструктуре производства, затраты в социальной сфере и др.
Слайд 13Теоретической базой оптимизации прибыли и анализа затрат является система учета
прямых затрат директ-костинг, которую называют еще системой управления себестоимостью, или
системой управления предприятием.
Система директ-костинг является атрибутом рыночной экономики. В ней достигнута высокая степень интеграции учета, анализа и принятия управленческих решений. Главное внимание в этой системе уделяется изучению поведения затрат ресурсов в зависимости от изменения объемов производства, что позволяет гибко и оперативно принимать решение по нормализации финансового состояния предприятия.
Слайд 14Наиболее важные аналитические возможности системы директ-костинг следующие: оптимизация прибыли и
ассортимента выпускаемой продукции; определение цены на новую продукцию; просчет вариантов
изменения производственной мощности предприятия; оценка эффективности производства (приобретения) полуфабрикатов; оценка эффективности принятия дополнительного заказа, замены оборудования и др.
Слайд 15Известно, что для целей управления прибылью и себестоимостью затраты классифицируются
по различным признакам.
Сущностью системы директ-костинг является разделение затрат на
производство на переменные и постоянные в зависимости от изменений объема производства. К переменным относятся затраты, величина которых изменяется с изменением объема производства: затраты на сырье и материалы, заработная плата основных производственных рабочих, топливо и энергия на технологические цели и другие расходы. В зависимости от соотношения темпов роста объема производства и различных элементов переменных затрат последние, в свою очередь, подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и дегрессивные.
Слайд 16К постоянным принято относить такие затраты, величина которых не меняется
с изменением объема производства, например арендная плата, проценты за пользование
кредитами, начисленная амортизация основных фондов, некоторые виды заработной платы руководителей предприятия, фирмы и другие расходы.
Следует отметить, что разделение затрат на постоянные и переменные несколько условно, поскольку многие виды затрат носят полупеременный (полупостоянный) характер. Однако недостатки условности разделения затрат многократно перекрываются аналитическими преимуществами системы директ-костинг.
Слайд 17Общие затраты на производство (Z) состоят из двух частей: постоянной
(Zc) и переменной (Zv), что отражается уравнением:
Z = Zc +
Zv
или в расчете затрат на одно изделие
Z = (C0 + С1)Х,
где Z – общие затраты на производство;
Х – объем производства (количество единиц изделия);
С0 – постоянные затраты в расчете на единицу изделия (продукции);
С1 – переменные затраты на единицу изделия (ставка переменных расходов на единицу изделия).
Слайд 18Себестоимость продукции - экономическая категория, отражающая все расходы предприятия, связанные
с производством и реализацией определенного объема конкретной продукции.
Различают себестоимость:
цеховую,
которая складывается из затрат по центрам ответственности;
производственную, которая включает совокупность всех затрат, связанных с изготовлением продукции (работ, услуг);
торговую, которая объединяет затраты по сбыту продукции (работ, услуг);
полную, которая включает затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг).
При расчете себестоимости используется классификация затрат по двум признакам: по назначению в процессе производства и по способу отнесения затрат на себестоимость. Поэтому себестоимость исчисляется по статьям затрат с делением их на прямые и косвенные.
Слайд 19Себестоимость рассчитывается на предприятии в несколько этапов.
На первом этапе
определяются затраты, связанные только с производством определенного объема продукции.
На
втором этапе определяется себестоимость валовой продукции путем корректировки себестоимости произведенной продукции на изменение остатков расходов будущих периодов. Увеличение остатков этих расходов вычитается из величины - затрат на производство, а уменьшение - прибавляется.
На третьем этапе определяется себестоимость товарной продукции. При этом себестоимость валовой продукции корректируется на изменение остатков незавершенного производства. Прирост остатков незавершенного производства снижает себестоимость.
Слайд 20Кроме производственных расходов, в полную себестоимость товарной продукции включаются внеnроизводственные
расходы - расходы, связанные с реализацией продукции, например, расходы на
рекламу, доставку продукции на станцию (пристань) отправления, оплата услуг дилеров, содержание баз и складов, находящихся вне места расположения предприятия.
Слайд 213. Содержание операционного анализа
Операционный анализ - CVP-анализ или модель «затраты
– объем продаж - прибыль» (cost – volume – profit)
раскрывает как меняются прибыль и затраты в зависимости от колебания объемов производства.
CVP-анализ базируется на условном разделении всех затрат фирмы на:
Переменные (VC – variable costs);
Постоянные (FC – fixed costs);
Смешанные (TC- total costs).
Слайд 22Переменные затраты
прямо и непосредственно зависят от деловой активности хозяйствующего субъекта.
Переменные
затраты изменяются пропорционально изменению объемов выпуска и реализации.
Переменные затраты на
единицу конкретной продукции – неизменная величина.
Слайд 24Переменные затраты
Сырье
Материалы
Топливо и энергия на технологические нужды
Сдельная оплата труда
Комиссионные расходы
Слайд 25Постоянные затраты
Постоянные затраты остаются одинаковыми независимо от объема в данной
области релевантности и на определенном промежутке времени. К ним относятся:
административные и управленческие расходы, амортизация, арендная плата, некоторые виды налогов, расходы по процентам.
Слайд 27Смешанные затраты
Состоят из переменной и постоянной частей.
Коммунальные услуги
Расходы на ремонт
и обслуживание оборудования
Расходы на хранение
Слайд 29
Метод максимума и минимума
- метод разделения смешанных затрат на постоянные
и переменные составляющие.
Суть метода состоит в
изучении издержек и производительности за прошлый период, в выборе наиболее высокого и наиболее низкого уровней производительности и сравнении изменений в издержках, в результате производства на этих двух уровнях.
Объем
пр-ва
Min 12000 ед.
Max 18000 ед.
Разница 6000 ед.
Совокупные издержки
$ 48000
$ 60000
$ 12000
Слайд 31
Отношение между уровнем затрат и уровнем производительности выражается формулой:
Y =
ax + b
Y – общие затраты
x - уровень производительности, кол-во
ед.
a – переменные затраты на единицу
b – постоянные затраты
Слайд 32
Переменные затраты на единицу
= Разница в
издержках / Разница в производительности
$12000 / 6000 ед. = $
2
Постоянные издержки (b) будут равны:
48000= 12000 х 2 + b
b = 24000
или
60000=18000 х 2 + b
b = 24000
Слайд 33Показатели операционного анализа:
Маржинальная прибыль (contribution margin, profit margin) = Выручка
от реализации – Переменные затраты
или MР= P*Q– v*Q = (P-v)*Q,
где
P – цена единицы продукции;
Q – объем реализации;
V- переменные затраты на 1-цу продукции
Маржинальная прибыль на единицу = цена единицы продукции - переменные затраты на 1-цу продукции = P-v
Слайд 34Результат операционной деятельности (EBIT) при MР на единицу продукции
EBIT=SAL –
VC – FC
EBIT=P*Q– v*Q – FC = (P-v)*Q – FC=
=
MРед *Q – FC,
где MРед- маржинальная прибыль на 1-цу продукции
SAL – выручка от реализации
VC – переменные затраты
FC – постоянные затраты
Слайд 35Коэффициент маржинальной прибыли - margin profit’s ratio - MPR
MPR =
MP/SAL
показывает долю маржинальной прибыли в выручке от реализации
Слайд 36Анализ безубыточности (break-event point analysis – BEP)
позволяет определить объем продаж,
покрывающий все издержки хозяйственной деятельности
Точка безубыточности - такой объем реализации
продукции, при котором предприятие полностью покрывает переменные и постоянные издержки и операционная прибыль равна нулю.
Точка безубыточности находится как в денежном выражении, так и в единицах.
Слайд 37Расчет точки безубыточности с помощью уравнения
Выручка от реализации – переменные
затраты – постоянные затраты = 0
60 х – 45 х
– 240000= 0
15х = 240000
Х = 16000 единиц
16000 единиц х 60 за единицу = $ 960000
Слайд 38Расчет точки безубыточности
Точка безубыточности в единицах =
Постоянные издержки
маржинальная прибыль на ед.
Точка безубыточности в денеж.выр. =
Постоянные издержки
коэффициент маржинальной прибыли
Слайд 39 Расчет точки безубыточности
QBP(N) = FC/(P-V) -
в шт.,
QBP = FC/МРR - в
ден.ед.,
или QBP= QBP(N)*P - в ден.ед.
где QBP(N) - точка безубыточности операционной деятельности, в шт.
QBP - точка безубыточности операционной деятельности, в ден.ед.
Слайд 40Вопросы
Совокупный доход предприятия. Модель финансового механизма.
Доход от реализации продукции, работ
и услуг – основной источник финансирования корпораций.
Доход (убыток) от неосновной
и чрезвычайной деятельности корпораций.
Чистый доход корпораций, его значение и распределение.
Система показателей рентабельности, методы её определения и пути повышения.
Слайд 411. Совокупный доход предприятия. Модель финансового механизма.
В условиях рыночных отношений
любое предприятие может получать доходы от следующих видов деятельности: основной
(операционной), неосновной (финансовой и инвестиционной) и чрезвычайной.
Операционная деятельность – это основная деятельность юридического лица по получению дохода и иная деятельность, не относящаяся к инвестиционной и финансовой. Это деятельность ради которой создано данное предприятие.
Слайд 42 Инвестиционная деятельность – это деятельность по приобретению и продаже
долгосрочных активов, выдаче и получению погашаемых займов.
Финансовая деятельность – это
деятельность юридического лица, результатом которой является изменение в размере и составе собственного капитала и заемных средств.
Слайд 43Конечный финансовый результат деятельности предприятия - это совокупный доход (убыток)
от деятельности отчетного периода, представляющий собой алгебраическую сумму результата от
реализации продукции (работ, услуг) (от основной деятельности); результата от финансовой и инвестиционной деятельности; сальдо доходов и расходов от чрезвычайной деятельности.
Слайд 44Формализованный расчет совокупного дохода представлен ниже:
где Р - совокупный доход (убыток)
предприятия;
- результат (доход или убыток) от реализации продукции (работ, услуг);
- результат от финансовой деятельности;
- результат от инвестиционной деятельности;
- результат от чрезвычайных ситуаций.
Слайд 45
2. Доход от реализации продукции, работ и услуг –
основной источник финансирования корпораций.
Готовая продукция – это продукция основных и
вспомогательных цехов, предназначенная для реализации.
К готовой продукции относят работы и услуги промышленного характера, выполненные на сторону, а также стоимость полуфабрикатов собственного производства, предназначенных для реализации.
В синтетическом учете готовую продукцию оценивают по фактической себестоимости; в аналитическом - по твердым ценам, которыми может быть плановая себестоимость либо договорные цены. Отдельно учитывают разницы между фактической и плановой себестоимостью продукции или между договорными ценами и фактической себестоимостью(+,-).
Слайд 46В бухгалтерском учете применяют следующие виды оценки готовой продукции:
производственная себестоимость
(плановая, фактическая);
полная себестоимость (плановая, фактическая);
по договорным ценам предприятия;
по розничным ценам.
Доход
от реализации готовой продукции и товаров приобретенных и оказания услуг определяется по стоимости их реализации, предусмотренной в договоре (контракте) между его сторонами.
Слайд 47Доход от основной деятельности может формироваться за счет следующих видов
доходов:
доходы, полученные от реализации продукции, выполненных работ и оказанных на
сторону услуг;
доходы, полученные от реализации приобретенных товаров (доход получают торговые, снабженческие, посреднические и внешнеторговые организации. Могут применять данный счет промышленные, сельскохозяйственные и другие предприятия, в уставах которых предусмотрено осуществление торговой, посреднической деятельности и экспортно-импортных операций);
Слайд 48доход от реализации строительно-монтажных, nроектно-изыскательских, геологоразведочных, научно-изыскательских и т.n. работ
(доход получают строительно-монтажные, геологоразведочные, проектно-изыскательские и научно-изыскательские предприятия и организации
для отражения дохода, полученного от сдачи работ заказчикам);
доход от услуг по перевозке грузов и пассажиров (доход получают предприятия железнодорожного, автомобильного, воздушного, морского, речного и других видов транспорта)
доход, полученный от сдачи имущества в аренду;
доход от услуг организаций связи;
доход от деятельности страховых компаний;
прочие доходы от основной деятельности.
Слайд 49
3. Доход (убыток) от неосновной и чрезвычайной деятельности корпораций.
Доход от
неосновной деятельности включает следующие виды доходов:
Доход от реализации нематериальных активов;
Доход
от реализации основных средств;
Доход от реализации ценных бумаг;
Дивиденды по акциям и доходы в виде процентов;
Доход от курсовой разницы;
Субсидии исполнительных органов власти;
Прочие доходы от неосновной деятельности:
Слайд 50Прочие доходы от неосновной деятельности:
излишки основных средств, денежных средств, материалов,
готовой продукции и товаров приобретенных, выявленные при инвентаризации;
суммы кредиторской задолженности
с истекшими сроками исковой давности (3 года) списанные в установленном порядке;
полученные безвозмездно от других юридических и физических лиц основные средства, нематериальные активы, материалы, товары, ценные бумаги, денежные средства;
суммы, удержанные из оплаты труда персонала, в счет возмещения причиненного предприятию ущерба (простой, штрафы по вине работников и др. непроизводительные расходы);
суммы начисленных штрафов, пени, неустоек и других возмещений, предъявленных юридическим и физическим лицам.
Слайд 51В состав доходов и убытков от чрезвычайных ситуаций входят следующие:
Доходы
(убытки) от стихийных бедствий;
Некомпенсируемые убытки от стихийных бедствий;
Доходы (убытки) от
прекращенных операций;
Другие доходы (убытки) от чрезвычайных ситуаций.
Убытки от стихийных бедствий – это убытки, которые возникают в том случае, если страхователь заключил договор на страхование имущества, предпринимательского риска и т.п., но не исполнил все требования договора страхования.
В результате стихийных бедствий предприятие в отдельных случаях может получить доход. Например, если страховщик возмещает полностью остаточную стоимость погибшего имущества, а предприятие от его разборки (ликвидации) получает какую-то ликвидационную стоимость.
Слайд 52Некомпенсируемые убытки от стихийных бедствий возникают в случае, если потенциальный
страхователь не заключил договор на страхование имущества, предпринимательского риска и
др. В результате при наступлении страхового случая, страхователь не получит от страховщика страхового возмещения.
Прекращенные (прерванные) операции возникают в результате продажи эксплуатируемого актива или прекращения операций, представляющих собой отдельное, значительное направление экономической, производственной или торговой деятельности предприятия.
Под чрезвычайными ситуациями понимаются события или операции, отличные от обычной деятельности юридического лица. При этом предполагается, что такие события и операции не будут повторяться часто или регулярно.
Слайд 53Чистая прибыль (доход) - это прибыль после налогообложения, она является
источником дальнейшего развития организации (предприятия) и источником доходов собственника предприятия
(предпринимателя).
Чистый доход, остающийся в распоряжении предприятия распределяется по решению собственников (акционеров, пайщиков, участников). По представлению менеджеров в начале года собственники утверждают смету распределения прибыли на прогнозируемый год квартал.
Чистый доход, остающийся в распоряжении предприятия, делится на две части: распределяемую в течение года на цели, предусмотренные в его уставе, и нераспределенную часть. По решению собственников можно прогнозировать распределение всей прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
4. Чистый доход корпораций, его значение и распределение.
Слайд 54В акционерных обществах из распределяемой прибыли после уплаты налогов (например,
налога на сверхприбыль) и погашения основной суммы долга в первую
очередь обеспечивается выплата фиксированных дивидендов. Это дивиденды на привилегированные акции и облигации, размер которых объявлен при их выпуске. Кроме того, акционерные общества и товарищества с ограниченной ответственностью обязаны обеспечить образование резервного фонда в размере, установленном в уставе.
В течение года фактическая прибыль используется в соответствии с утвержденной сметой. Кроме плановых расходов за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уплачиваются некоторые платежи во внебюджетные фонды, производятся представительские расходы, расходы на рекламу, подготовку и переподготовку кадров при превышении установленных норм и нормативов, штрафные санкции за нарушение налогового законодательства и др.
Слайд 55В конце года составляется отчет о доходах и расходах предприятия
и о использовании прибыли в отчетном году, определяется сумма нераспределенной
прибыли.
В АО этот отчет (как и бухгалтерский баланс) проверяется независимой аудиторской организацией и публикуется в печати.
После утверждения собственниками предъявленного отчета производится реформация бухгалтерского баланса: списывается сумма прибыли, использованной за отчетный год, одновременно собственники принимают решение об использовании нераспределенной прибыли.
Слайд 56Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности
предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются
в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена.
Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:
1) показатели рентабельности продукции;
2) показатели рентабельности капитала (активов);
3) показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств.
5. Система показателей рентабельности, методы её определения и пути повышения.
Слайд 57Первая группа показателей формируется на основе расчета уровней рентабельности (доходности)
по показателям прибыли (дохода), отражаемым в отчетности предприятия. Например,
Слайд 58Данные показатели характеризует прибыльность (доходность) продукции базисного (R0) и отчетного
(R1) периода. Например, рентабельность продукции по прибыли и реализации
R0 =
P0/N0;
R1 = P1/N1,
или
R0 = (N0 – S0)/N0;
R1 = (N1 – S1)/N1;
∆R = R1 – R0,
где Р1, Р0 — прибыль от реализации отчетного и базисного периодов соответственно;
N1, N0 — реализация продукции (работ, услуг), соответственно;
S1, S0 - себестоимость продукции (работ, услуг), соответственно;
∆R — изменение рентабельности за анализируемый период.
Слайд 59Влияние фактора изменения объема продукции определяется расчетом (по методу цепных
подстановок)
∆RN = (N1 – S0)/N1 - (N0 – S0)/N0.
Соответственно влияние
изменения себестоимости составит
∆RS = (N1 – S1)/N1 - (N1 – S0)/N1.
Сумма факторных отклонений даст общее изменение рентабельности за период
∆R = ∆RN + ∆RS
Слайд 60Вторая группа показателей рентабельности формируется на основе расчета уровней рентабельности
в зависимости от изменения размера и характера авансированных средств: все
активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал. Например,
Слайд 61Третья группа показателей рентабельности формируется на базе расчета уровня рентабельности
аналогично показателям первой и второй групп, однако вместо чистого дохода
(прибыли) в расчет принимается чистый приток денежных средств.
Например:
Данные показатели дают представление о степени возможности предприятия обеспечить кредиторов, заемщиков и акционеров наличными денежными средствами в связи с использованием имеющегося у него производственного потенциала.