Слайд 1Тема 1.
Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов
к.м.н.
Юлия Филиппова
Доцент кафедры анатомии, физиологии и БЖ
Зам.председателя федерации спортивной и
оздоровительной аэробики Новосибирской области
Слайд 2Понятия
— это основная форма
человеческого мышления,
устанавливающая
однозначное толкование того или
иного термина, выражая при этом наиболее существенные стороны, свойства или
признаки определенного объекта (явления).
Слайд 3Основные понятия дисциплины ФК
Физическая культура — это часть общей культуры
общества, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и
используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, направленная на укрепление и повышение уровня здоровья, всестороннее развитие физических способностей и использование их в общественной практике и повседневной жизни.
Физическое развитие — процесс изменения и совершенствования естественных морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни. Основные показатели физического развития: длина, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких и др.
Физические упражнения — это движения или действия, используемые для развития физических способностей (качеств), органов и систем, для формирования и совершенствования двигательных навыков.
Слайд 4Отрасль физической культуры и спорта
- часть национальной экономики, связанной
с производством, продвижением и сбытом спортивных товаров и услуг, организацией
и проведением спортивных событий, а также со спонсорством в спорте. Она производит такие нематериальные продукты, как здоровье, долголетие, развлечение, интересный досуг.
Спортивный бизнес удовлетворяет жизненно важные потребности людей - стремление к физической активности и долголетию, здоровью и общению, развлечениям и содержательному проведению досуга.
Слайд 5Новосибирская область
Население 2 746 822 (2015г.) Новосибирск - 1 567 087
72 место по обеспеченности
населения спортсооружениями
69 место по финансированию физической культуры и спорта (из
84 регионов РФ)
Слайд 6Составные части физической культуры и спорта, как индустрии:
Шоу - зрелища,
спорт профессионалов
Организованная физическая активность
Слайд 7Физическая активность (двигательная активность)
это вид деятельности человека, при котором активация
обменных процессов в скелетных мышцах обеспечивает их сокращение и перемещение
человеческого тела или его частей в пространстве
суммарная величина разнообразных движений за определённый промежуток времени. Она выражается либо в единицах затраченной энергии - ккал, кДж, либо в количестве произведённых движений – локомоций в единицу времени.
Слайд 8Физическая активность (двигательная активность)
Облигатная (вынужденная), связанная с реализацией разнообразных потребностей
– в пище, в безопасности, в сексуальной, в трудовой, в
учебной деятельности
Организованная - это система использования средств и методов физической культуры, направленная на решение специфических задач.
Спонтанная - не имеет очевидной направленности и осуществляется в свободное время.
Слайд 9ЦЕЛЬ -
это систематизирующий компонент
функционирования системы,
подразумевающий те конечные
результаты, которых
желательно
достичь в некотором
отдаленном будущем
Слайд 10Основные формы массовой физической культуры
(организованной физической активности)
Слайд 11Основные формы массовой физической культуры
(организованной физической активности)
Адаптивная физическая культура
Слайд 121. Физическое воспитание
— это педагогический процесс, вид воспитания, специфическим
содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными
знаниями, формирование осознанной потребности в занятиях физическими упражнениями.
Цель физического воспитания студентов — формирование физической культуры личности.
Слайд 13Задачи физического воспитания:
Формирование осознанного понимания социальной роли физической культуры в
развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;
Овладение целостной системой
знаний научно-биологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;
Формирование потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом
Приобретение опыта творческого использования физкультурноспортивной деятельности в быту, семье и на производстве для достижения жизненных и профессиональных целей.
Слайд 14Физическая культура личности
Операционный
компонент
Мотивационно-ценностный
компонент
Практико-деятельностный
компонент
Двигательные
умения
Двигательные
навыки
Физическое
развитие
Физическая
подготовленность
Физическое
совершенство
Виды деятельности
Познавательная
Пропагандистская
Инструкторская
Судейская
Физическое само-
воспитание, само-
развитие
Здоровый стиль жизни
Профессиональная
Знания
Убеждения
Потребности
Мотивы
Интересы
Отношения
Ценностные
ориентиры
Эмоции
Волевые
усилия
Профессиональная направленность физической
культуры личности
Слайд 15компетентностный подход
Компетентностный подход начинался с наблюдения за успешными и эффективными
исполнителями, с целью определить чем, эти люди отличаются от менее
успешных.
Нужен для того, чтобы объединить образование и обучение, выровнять их с потребностями трудового рынка и обеспечить мобильность трудовых ресурсов (вертикальное – в развитии карьеры, горизонтальное – ротация между секторами и пространственное – территориально), особенно для рабочих, столкнувшихся с безработицей (van der Klink and Boon, 2002).
Слайд 16важно объединить традиционное образование, профессиональное обучение и обучение на основе
личного опыта
создавался для того, чтобы обеспечивать прогностическую ценность тестирования работников
в производственных условиях при нехватке квалифицированных кадров
поддерживает потребность в постоянном развитии навыков и квалификации рабочей силы и обеспечении мобильности трудовых ресурсов через формирование общих контрольных уровней профессиональной компетентности
«общий компетентностный подход»
Слайд 17Понятия
«компетентность» (competence) относится к функциональным областям - способность демонстрировать
работу, соответствующую стандартам, необходимым для эффективного выполнения работы (Knasel и
Meed, 1994).
(Бомонт, 1996) расширил определение компетентности:«Способность применять знания, понимание и навыки в соответствии с требуемыми стандартами. Это включает: решение проблем и соответствие изменяющимся требованиям».
«компетенция» (competency) относится к поведенческим областям - те особенности индивидуальности, которые наиболее тесно связаны с «превосходным» выполнением работы и высокой мотивацией (White, 1959)
Слайд 18Модель компетенций Cheetham and Chivers (1996, 1998)
1. Когнитивные компетенции,
включающие не только официальные знания, но так же и неофициальные
– основанные на опыте. Знания (знают – что), подкрепленные пониманием (знают – почему), отличаются от компетенций.
2. Функциональная компетентность (навыки или ноу-хау), включает, что «человек, который работает в данной профессиональной области, должен быть в состоянии сделать... [и] способен продемонстрировать».
3. Личностные компетенции (поведенческие компетенции, «знают, как вести себя»), определяются как «относительно устойчивые характеристики личности причинно связанные с эффективным или превосходным выполнением работы».
4. Этическая компетентность, «личное мнение и профессиональные ценности, способность принимать основанные на них решения в рабочих ситуациях».
5. Мета-компетенции, относятся к способности справляться с неуверенностью, также как и с поучениями и критикой.
Слайд 19ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
ОК-1. Владеет культурным и историческим наследием,
традициями в области физической культуры, толерантно воспринимает социальные и культурные
различия, способен к диалогу с представителями других культурных государств.
ОК-2. Владеет знаниями о функциональных системах и возможностях организма, о воздействии природных, социально-экономических факторов и систем физических упражнений на организм человека, способен совершенствовать отдельные системы организма с помощью различных физических упражнений.
ОК -3 . Владеет законодательными основами Российской Федерации в области физической культуры и спорта, умеет использовать нормативно-правовые документы в своей деятельности.
ОК - 4. Владеет знаниями и навыками здорового образа жизни, способами сохранения и укрепления здоровья. Способен следовать социально-значимым представлениям о здоровом образе жизни, придерживаться здорового образа жизни.
ОК -5. Владеет знаниями о влиянии вредных привычек на здоровье человека, может использовать средства биоуправления как способа отказа от них. Осознанно относится к здоровью, использует различные системы физических упражнений как условие формирования здорового образа жизни.
ОК - 6. Владеет методическими принципами физического воспитания, методами и средствами физической культуры. Самостоятельно применяет их для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья.
ОК -7. Владеет средствами освоения основных двигательных действий. Способен самостоятельно совершенствовать основные физические качества, формировать психические качества в процессе физического воспитания.
ОК -8. Владеет основами общей физической и специальной подготовка в системе физического воспитания и спортивной тренировки. Способен самостоятельно выбирать виды спорта или систему физических упражнений для укрепления здоровья.
ОК -9. Владеет основами профессионально- прикладной физической подготовки, основами методики самостоятельных занятий и может осуществлять самоконтроль за состоянием своего организма.
ОК-10. Готов к достижению должного уровня физической подготовленности, необходимого для освоения профессиональных умений и навыков в процессе обучения в вузе и для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности после окончания учебного заведения.
Слайд 20Профессионально-прикладная физическая культура (ППФК) —
планомерно организованный процесс специально направленного
использования физической культуры для формирования двигательных умений и навыков, способствующих
освоению профессии.
Основу ППФК составляет профессионально-прикладная физическая подготовка (например, ППФП геодезиста, ППФП конструктора, ППФП инженера-программиста) – или ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ.
Слайд 21В ППФК входят:
физическая культура на
производстве (вводная
гимнастика, физкультурные
паузы, физкультминутки,
послерабочие реабилитационные
упражнения и
т. п.)
–АКТИВНЫЙ ОТДЫХ
(РЕКРЕАЦИЯ)
Слайд 22Формы массовой физической культуры по выбору (не обязательные с точки
зрения Конституции РФ)
Слайд 23Культура
- есть способ передачи из поколения в поколение того, чего
человек не получает от рождения в генотипе.
Двигательная активность человека в
раннем возрасте, является важнейшим способом познания мира, а также условием формирования основных структур и функций организма, определяющим его здоровье, физическую и умственную работоспособность и жизнедеятельность. П.Ф.Лесгафт
Слайд 24Духовные ценности ФК
Произведения искусства, посвященные физической культуре и спорту —
живопись, скульптура, музыка, кино;
система управления физкультурной деятельностью в государстве;
наука о физическом воспитании (результаты научной, теоретической, методической деятельности).
Слайд 25Здоровье
является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не
только отсутствием болезней и физических дефектов.
Это определение приводится в
Преамбуле к Уставу Всемирной организации здравоохранения, принятому Международной конференцией здравоохранения, Нью-Йорк, 19-22 июня 1946 г.; подписанному 22 июля 1946 г. представителями 61 страны (Official Records of the World Health Organization, no. 2, p. 100) и вступившему в силу 7 апреля 1948 г. С 1948 г. это определение не менялось
Слайд 26Визитей Н.Н.
Спорт позволяет человеку, не добившемуся победы, но самоотверженно и
честно соревнующемуся, воспринять происходящее с ним как нравственно значимую ситуацию,
КАК ПОЛНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ (см. определение ВОЗ термина «здоровье»)
Спортсмен знает о себе очень много по сравнению с другими людьми, т.к. он всё время себя проверяет.
Человек – метафизическое существо – он замечает и осознаёт себя в окружающем мире, осознаёт и сравнивает себя с окружающими. В соответствии с этим организует свою деятельность.
Слайд 27Визитей Н.Н.
Спорт – это самодостаточное соревнование. Это способность человека выполнить
своё предназначение.
Самореализация спортсмена двойственна. Дело не просто в том,
чтобы быть первым, а в том чтобы победа была абсолютно справедливой, честной.
Спорт – это честное атлетическое соревнований, и спорт – это атлетическое (требующее максимального напряжения моральных и физических сил) соревнование в честности.
Слайд 28Визитей Н.Н.
Ориентация человека в спорте на высокий спортивный результат в
рамках двигательной активности ставит данного человека перед необходимостью иметь и
развивать способность к гармоничному присутствию в той среде, в которой совершается движение. «Чувство тела» и «чувство среды» должны образовывать одно гармоничное целое, по сути медитационное состояние.
Человек, творящий спорт (физкультуру) – это реалист, испытывающий себя вновь и вновь.
Слайд 29Олимпионик – это не просто лучший атлет, а лучший грек.
М.Гаспаров
Спортивное состязание для грека – это попытка ответить на вопрос
– чего стоит жизнь? Это поединок с судьбой. Ф. Ницше
Человек – существо смертное и он рано или поздно проигрывает в игре жизни, а спортивное состязание – это ритуально повторяющийся триумф человека над одним и тем же соперником – над смертью. Майкл Новак
Слайд 30Материальные ценности ФК
результаты воздействия физической культуры на биологическую сторону человека
— физические качества, двигательные возможности
спортивные сооружения, спортивные базы учебных
заведений, спортивно-медицинские учреждения
учебные заведения, готовящие кадры физической культуры и спорта, научно-исследовательские институты (здания, лаборатории, аппаратура и пр.)
Слайд 31Организационно-правовые основы физической культуры и спорта
нормативные акты, законы, указы и
постановления
Конституция РФ (ст. 41), в которой закреплено право российских граждан
на занятия физической культурой и спортом.
Основным законодательным документом в сфере физической культуры и спорта является Федеральный закон № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте», от 4 декабря 2007 г.
СТРАТЕГИЯ развития ФКиС в РФ на период до 2020г. (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 7 августа 2009г № 1101-р).
Слайд 32Тема 2.
Биологические основы физической культуры
2.1. Целостность организма
2.2. Энергетический обмен
Слайд 33Организм
— единая, целостная, сложно устроенная саморегулирующаяся живая система, состоящая
из органов и тканей. Органы построены из тканей, ткани состоят
из клеток и межклеточного вещества.
Клетка — это живая саморегулируемая и самообновляемая система, являющаяся основой строения, развития и жизнедеятельности всех живых и растительных организмов.
Ткань — совокупность клеток и межклеточного вещества, сходных по происхождению, строению и выполняемым функциям.
Орган — это часть целостного организма (совокупность тканей), сложившаяся в процессе эволюционного развития и имеющая своеобразные положения, формы, размеры, внутреннее строение, специфические функции (сердце, легкие, печень, и т. д.).
Органы, выполняющие общие функции и имеющие общие источники происхождения, образуют анатомическую систему органов (например, мышечную, пищеварительную, дыхательную, кровеносную).
Слайд 34В 1628 г. вышло фундаментальное сочинение Уильяма Гарвея
(1578-1657) "Анатомическое исследование о движении сердца и
крови у животных"
Слайд 36У эукариот все реакции цикла Кребса протекают внутри митохондрий
Слайд 37Цикл Кребса — это центр, в котором сходятся практически все метаболические
пути.
Слайд 38Цикл Кребса
ключевой этап дыхания всех клеток, использующих кислород
Слайд 39Цикл превращения лимонной кислоты в живых клетках был открыт и
изучен немецким биохимиком Хансом Кребсом, за эту работу он (совместно
с Ф. Липманом) был удостоен Нобелевской премии (1953 год).
Слайд 41ПОДКОЖНОЕ ЖИРОВОЕ ДЕПО.
Жир откладывается под кожей и вокруг внутренних органов
в жировых (адипозных) клетках. Из жировых клеток жир под воздействием
стрессовых гормонов поступает в кровь, которая доставляет его в мышцы. И в присутствии кислорода с глюкозой жир аэробно "сгорает".
Слайд 42АТФ
Накопление энергии в специфических фосфатных связях АТФ (и других фосфатных
соединениях) лежит в основе переноса энергии в живой клетке
Основные типы
перехода энергии:
В энергию химических связей
В тепловую энергию
В энергию, затрачиваемую на совершение работы (осмотической, электрической, механической и др.)
Слайд 43NB!
Гликолиз - последовательное ферментативное расщепление глюкозы без потребления кислорода.
Гликогенолиз - анаэробный распад гликогена.
Цикл Кребса (трикарбоновых кислот) -
общий конечный путь окисления углеводов, жиров, аминокислот с участием кислорода и образованием энергии, углекислого газа и воды.
Слайд 44Параметры обмена веществ в клетках
В связи с разнообразием метаболических функций
в живой клетке полезно выделить три основных уровня метаболической активности:
уровень
активного обмена - интенсивность обменных процессов в активно функционирующей клетке (изменяется в соответствии со степенью активности в данный момент времени);
уровень готовности - интенсивность метаболизма, которую неактивная в данный момент клетка должна поддерживать для того, чтобы сохранять способность к немедленному и неограниченному функционированию; этот уровень характерен, например, для процессов поддержания определенной разности концентраций ионов Na+ и К+;
уровень поддержания - минимальная интенсивность метаболизма, достаточная для сохранения клеточной структуры; если эта необходимая потребность не удовлетворяется, в клетке происходят необратимые нарушения и она погибает.
Слайд 45Прекращение доставки энергии
не вызывает немедленного нарушения клеточной активности, поскольку
в клетках имеются некоторые энергетические резервы
Если органом, лишенным притока
энергии, оказался головной мозг (например, в результате полной ишемии), то примерно через 10 с наступает потеря сознания, а через 3-8 мин в клетках возникают необратимые нарушения.
Если ишемии подвергается скелетная мышца, пребывающая в состоянии покоя, интенсивность протекающих в ней обменных процессов не становится ниже уровня поддержания на протяжении 1-2 ч.
Мозг, сердце, дыхательная мускулатура, печень и почки) постоянно находятся в активном состоянии.
Слайд 46Обменные, или метаболические, процессы
в ходе которых специфические элементы организма синтезируются
из поглощенных пищевых продуктов, называют анаболизмом;
в ходе которых структурные элементы
организма или поглощенные пищевые продукты подвергаются распаду, называют катаболизмом.
Метаболизм жиров и углеводов служит главным образом для обеспечения физиологических функций (функциональный метаболизм), тогда как белковый обмен нужен в первую очередь для поддержания и изменения структуры организма (структурный метаболизм).
Слайд 47Питание – основной энергетический источник
Гигиена питания - занимается разработкой основ
рационального питания здоровых людей (соотношение б,ж,у=1:1:4)
Диетология – наука о питании
больных людей
Для взрослого человека при средней по утомляемости работе требуется суточный рацион в 3000 ккал (1 кка=4,19 кДж)
Белки обеспечивают 15% энергетической суточной потребности, жиры 30% и углеводы 55%.
Белки животного происхождения должны составлять не менее 50% (мясо, рыба, молочные продукты), животные жиры 75-80%
Слайд 48Конечные продукты катаболизма.
К конечным продуктам катаболизма наряду с другими
компонентами относятся вода (примерно 350 мл в день), диоксид углерода
(примерно 230 мл/мин), оксид углерода (примерно 0,007 мл/мин), мочевина (около 30 г/сут) и ряд азотсодержащих веществ (около 6 г/сут), а также другие соединения, выделяющиеся с мочой.
Мочевина -это типичный конечный продукт распада белков, поэтому по количеству мочевины и других азотсодержащих веществ можно оценивать интенсивность катаболизма белков. При смешанной диете на белки в среднем приходится 16% азота в пище, так что, умножив количество азота, присутствующего в моче, на величину 6,25, можно оценить количество катаболизированного белка.
Слайд 49Источником энергии для мышечного сокращения
служат аденозинтрифосфорная кислота (АТФ), креатинфосфат
(КФ), углеводы и жиры.
При этом химические процессы в мышце могут
протекать, как при наличии кислорода (в аэробных условиях), так и при его отсутствии (в анаэробных условиях).
Слайд 50Энергетическое обеспечение мышечной деятельности.
Слайд 51СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ АЭРОБНО-АНАЭРОБНОГО ПЕРЕХОДА
1. Прерывистое дыхание. Занимающиеся не могут сказать
3-4 слова в промежутке между двумя вздохами.
2. Ощущение жжения в
работающих мышцах (по мере накопления молочной кислоты).
3. Быстрая усталость.
Слайд 52Физическая работоспособность (physical work capacity, physical performance capacity)
- потенциальная
способность человека проявить максимум физического усилия в статической, динамической или
смешанной работе - зависит от физической "формы" или готовности.
Слайд 53Показатели физической готовности (physical fitness)
а) аэробная выносливость – способность
организма доставлять кислород и субстрат, необходимый для аэробной выработки энергии,
обеспечивающей мышечное сокращение и удаление отработанных продуктов
б) мышечная сила – максимальное единичное усилие скелетной мышцы, обусловленное ёмкостью фосфагенной энергетической системы
в) мышечная выносливость – способность скелетной мышцы или группы мышц выполнять повторяющуюся субмаксимальную нагрузку за относительно короткий промежуток времени, противодействуя умеренному сопротивлению
Дополнительные факторы, которые относятся к физической работоспособности и считаются компонентами физической готовности, это следующие:
а) гибкость – возможность выполнять движения в суставах в нормальном, полном объёме без чрезмерного напряжения в местах прикрепления мышц ;
б) состав тела связан с пропорцией двух больших компонентов общей массы человека: масса тела без жирового компонента (тощая масса тела) – мышцы, кости, внутренние органы и ткани и второй компонент – жир.
Слайд 54Тема 3. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями
3.1.Оздоровительная физическая тренировка
3.2.
Аэробика
3.3. Силовая тренировка
Слайд 55Физическая культура и эволюционное развитие
Человеческий организм запрограммирован природой на систематическую
и интенсивную двигательную активность. Это обусловлено тем, что на протяжении
тысячелетий человек вынужден был напрягать все свои силы для того, чтобы выжить или обеспечить себя самым необходимым
Создавая за счет своего интеллекта оптимальную среду своего существования посредством улучшения комфорта, лекарственных средств, бытовой химии и т. п., человек постепенно накапливает в своем генофонде потенциал вырождения.
Слайд 56Показание к назначению ОФТр - снижение физической работоспособности ниже среднего
уровня (1,5 Вт/мин/кг массы тела)
У практически здорового человека это выражается
в следующем:
одышка при умеренной физической нагрузке, снижение профессиональной работоспособности и быстрая утомляемость,
неприятные ощущения в области сердца,
головокружения, похолодание конечностей,
склонность к запорам, нарушение сна
боли в спине в следствии функциональной недостаточности "мышечно-связочного корсета",
снижение концентрации внимания, повышенная нервно-эмоциональная возбудимость,
относительно ранние признаки старения.
Слайд 57НАЧАЛЬНЫЕ ПРИЗАКИ ОСТЕОХОНДРОЗА.
1. После 20-30 минутного сидения "затекает" поясница.
2. Утренняя
скованность.
3. "Мурашки" в теле и "мушки" перед глазами.
4.Напряжённые мышцы поясничной
области и воротниковой зоны.
5 "Летучие" боли по всему телу.
6. Редкие "стреляющие" боли в мышцах.
В такой ситуации необходимо соблюдать ортопедический режим. Правильная нагрузка должна быть: 1) аксиальной, 2) симметричной, 3) привычной. При обострении необходимо снизить физическую нагрузку, а после выздоровления её увеличивать постепенно.
Слайд 59Управление самостоятельными тренировочными занятиями включает:
- 1 Планирование
выбор видов ОФТр (фитнеса)
составление
программы тренировок в соответствии с принципами ФК и использованием методов
ФК
- 2 Регулярные тренировочные занятия в соответствии с планом
- 3 Мониторинг показателей физического развития, физической подготовленности, функционального и психофизиологического состояния – т.е. изменение его в результате тренировок (ведение дневника тренировок)
- 4 Коррекция тренировочной программы (см. п.п. 1-4 и т.д.)
Слайд 60ПРИНЦИП (правило)
– это основная идея, следование которой помогает наилучшим образом
достигать поставленной цели
Принцип непрерывности
Принцип системного чередования нагрузок и отдыха
Принцип
постепенного наращивания развивающе - тренирующих воздействий
Принцип наглядности (означает привлечение органов чувств человека)
Принцип доступности и индивидуализации
Принцип адаптированного сбалансирования динамики суммарных нагрузок
Слайд 61Основные принципы оздоровительной физической тренировки
1. Принцип постепенного усложнения упражнений.
2. Принцип
многократного систематического повторения упражнений.
3. Принцип разносторонней подготовки.
4. Принцип индивидуальности.
5. Принцип
безопасности упражнений
Слайд 62Принцип безопасности физических упражнений
- это возможность принести максимальную пользу организму
человека (ССС, ДС и т.д.) с наименьшей угрозой травматизма и
других неприятных последствий. Последние исследования в этой области пополняют список "запрещённых упражнений", т.е. упражнений, которые запрещено использовать в групповых занятиях. Опасным упражнение может быть с различных точек зрения - возможное действие на связочный, суставный, мышечный аппарат, сосудистую систему и т.д.
Слайд 66МЕТОД -
упорядоченная совокупность
использования средств
физической культуры, обеспечивающая освоение двигательных действий.
К
средствам физической культуры относятся
Оздоровительные силы природы
Гигиенические факторы
Физические упражнения
Слайд 67Оздоровительные силы природы
Солнце, воздух и вода; рельеф местности, плотность почвы…
1.
Как сопутствующие факторы, дополняющие эффект воздействия физических упражнений на организм
занимающихся
А. создающие наиболее благоприятные условия, в которых осуществляется процесс физического воспитания.
Б. создающие затрудняющие условия для тренировок (тренировка в высокогорье, среднегорье, на песке, в воде и т.д.)
2. Как относительно самостоятельные средства оздоровления и закаливания организма (солнечные, воздушные ванны и водные процедуры).
Слайд 68Гигиенические факторы
Необходимо держать своё тело, одежду в чистоте
места проживания,
проведения спортивных, учебных занятий, спортивно-зрелищных мероприятий в соответствии с нормативами
(освещённость, воздухообмен, чистота и т.д.)
рациональный режим учёбы и здорового отдыха
качественное питание и сон
двигательный режим и средства восстановления
Слайд 69Физические упражнения
произвольные действия, которые направлены на решение задач физической культуры
и подчинены ее закономерностям
Физические упражнения классифицируются по:
По целевой направленности их
использования (соответствуют основным формам ФК).
По воздействию на развитие отдельных физических качеств.
По анатомическому признаку.
По структурным биомеханическим признакам.
Слайд 70Методы ФК
1. Специфические:
а. Методы строго регламентированного упражнения (методы обучения двигательным
действиям, метод развития физических качеств).
б. Игровой метод ( использование упражнений
в игровой форме).
в. Соревновательный метод ( использование упражнений в соревновательной форме).
2. Общепедагогические:
а. Словесные методы.
б. Методы наглядного восприятия.
Слайд 71Фитнес-тренировка
Групповые занятия с инструктором
Персональный тренинг
Самостоятельные занятия
Слайд 72Знания
это форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека.
формируются на
основе наблюдения за выполнением действия и прослушивания сопровождающего показ комментария,
цель которого – выделить в этом действии те элементы, от которых зависит успех его выполнения. На основе знаний важно сформулировать двигательную задачу, которая определят основу действия, а также расстановку акцентов внимания обучаемого.
Слайд 73ЗНАНИЯ
о социальной сущности физической культуры,
влиянии занятий физическими упражнениями на
функции организма,
о методике обучения двигательным действиям,
о правилах судейства,
методике
самостоятельных занятий,
режиме питания,
страховке,
самоконтроле и др.
Слайд 74Двигательное умение
- это такой уровень овладения двигательным действием, при
котором управление движениями осуществляется при активной роли мышления.
Характерными признаками двигательного
умения являются:
Управление движениями происходит не автоматизированно.
Сознание ученика загружено контролем каждого движения.
Невысокая быстрота выполнения действия.
Действие выполняется неэкономно, при значительной степени утомления.
Относительная расчлененность движений.
Нестабильность действия.
Непрочное запоминание действия.
В процессе дальнейшего овладения двигательным действием умение превращается в навык.
Слайд 75ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК
форма двигательной деятельности, выработанная по механизму условного рефлекса в
результате систематических упражнений, при которой управление движениями происходит автоматизировано
Фазы
(стадии) формирования двигательного навыка:
1. Генерализация процессов (иррадиация) с вовлечением в процесс многих мышц.
2. Концентрация нервных процессов, снижение излишнего мышечного напряжения.
3. Стабилизация навыка - автоматизация процесса.
На основе ранее усвоенных знаний и навыков формируются двигательные умения высшего порядка.
Слайд 76 Характерные признаки двигательного навыка
Автоматизированное управление движениями. Сознание ученика направлено в
основном на узловые компоненты действия, на применение его в различной обстановке, на
творческое решение двигательной задачи.
Слитность движений, т.е. объединение ряда элементарных движений в единое целое.
Отсутствие излишнего напряжения мышц, ненужных действий, высокая быстрота, легкость, экономичность и точность движений при его выполнении.
Высокая устойчивость действия. Она позволяет успешно решать двигательную задачу под влиянием сбивающих факторов (утомления, плохих внешних условий, активном противодействии соперников и т.д.).
Прочность запоминания действия. Навык, если он сформирован и достаточно закреплен, не исчезает даже при длительных перерывах (научившись плавать, ездить на велосипеде, играть в футбол, человек может выполнять эти действия даже после многолетнего перерыва).
Слайд 77Техника выполнения физических упражнений
способ выполнения двигательных действий, с
помощью которого решается
двигательная
задача
ГЛАВНОЕ (ВЕДУЩЕЕ) ЗВЕНО ТЕХНИКИ - наиболее важная часть данного способа
решения двигательной задачи. Так, в прыжках, главным звеном является отталкивание, а в толканиях – финальное усилие.
ДЕТАЛИ ТЕХНИКИ - второстепенные особенности движения, не нарушающие основ техники, но способствующие более полной реализации индивидуальных возможностей при решении двигательной задачи.
Слайд 78Двигательные привычки
- это автоматически совершаемые движения, не связанные с
целенаправленным обучением, которые могут возникнуть неосознанно.
- это усвоенное в процессе
какой-либо деятельности действие, ставшее потребностью. Главное отличие привычек от навыков заключается в том, что если навык формируется путем специально организованных упражнений, то привычки образуются без особых усилий со стороны человека.
Привычки бывают положительные и отрицательные.
Слайд 79ОШИБКА
– выполнение упражнения с отклонением от модели техники, которое оказывает
ощутимое влияние на результат действия.
Грубые, значительные и незначительные;
Стабильные и нестабильные;
Типичные
и нетипичные.
Слайд 80РЕЖИМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
– это точно установленный порядок чередования работы,
связанной с выполнением каких-либо физических упражнений и интервалов отдыха между
ними в рамках одного занятия или в системе занятий.
Слайд 81Уровни физической нагрузки:
1. Деградирующий уровень. Соответствует привычному образу жизни.
2. Поддерживающие
нагрузки. Сохраняют имеющийся результат.
3. Развивающие нагрузки.
4. Запредельный уровень. Для оздоровительных
тренировок не нужен и опасен. На этом уровне зачастую принимаются допинги.
Уровень №2 и 3 – наиболее предпочтителен в оздоровительных целях.
Слайд 82Периоды оздоровительной физической тренировки
1. Подготовительный период - варьируется по длительности.
2.
Поддерживающий период длится всю жизнь. Прекращение занятий приводит к появлению
признаков гиподинамии.
Слайд 83Обязательные составляющие оздоровительной физической тренировки
Разминка
Основная часть (аэробная, силовая)
Заминка с растяжкой
Слайд 84РАЗМИНКА.
Составляет 10-20% времени занятия.
Цель разминки - подготовить организм к
более жёстким требованиям аэробного компонента занятия путём подъёма внутренней температуры
тела на 1-2 градуса, в результате чего приток крови к работающим мышцам возрастает, увеличивается скорость обменных процессов, а следовательно и кислорода поступает больше.
Слайд 85ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ РАЗМИНКИ.
1. Возрастает приток крови к мышцам.
2. Увеличивается темп
обмена веществ между кровью и мышцами.
3. Увеличивается темп обмена веществ
внутри мышц.
4. Увеличивается количество кислорода в мышцах.
5. Ускоряется передача нервных импульсов.
6. Уменьшается время расслабления мышц после сокращения.
7. Увеличивается сила и скорость сокращения мышц.
8. Репетиционный эффект.
9. Увеличение эластичности мышц.
10. Увеличение эластичности связок и сухожилий (что понижает вероятность травмы).
11. Понижение риска нарушения ритма сердца.
Слайд 86ЗАМИНКА И РАСТЯЖКА
Упражнения на растяжку являются основными в заминке.
растяжка снижает
внутреннюю температуру тела,
позволяет избежать или уменьшить боль в мышцах
после большой физической нагрузки,
увеличивая эластичность мышц, связок, суставных капсул, способствует профилактике травматизма (растяжений, разрывов),
положительно воздействует на эмоциональную сферу человека, способствуя приобретению навыка глубокого расслабления и повышению эмоциональной устойчивости.
Гибкость является одним из компонентов физической готовности – это способность к достижению полного объёма движений в различных суставах, которая, в свою очередь, определяется эластичностью окружающих их тканей.
Каждое упражнение стретча должно исполняться с правильной техникой - это основная профилактика травматизма и путь к повышению эластичности связочно-мышечного аппарата.
Слайд 87АЭРОБИКА
такие формы физической активности, которые стимулируют работу сердечно-сосудистой и дыхательной
систем, т.е. повышают потребление кислорода во время занятий. В широком
смысле слова к аэробике относятся ходьба, бег, плаванье, езда на велосипеде, лыжный спорт, танцы и т.д.
Отличительная черта занятия аэробикой - наличие так называемой аэробной части занятия, во время которой ЧСС находится в пределах «целевой зоны пульса».
Аэробная часть занятия соответствует основной части занятия и может занимать от 20 до 60 минут.
Слайд 88ЦЕЛЕВЫЕ ЗОНЫ ПУЛЬСА (за 10 сек).
Слайд 89Положительные эффекты от занятий аэробикой.
1. Аэробика - это первичная
и вторичная профилактика ишемической болезни сердца и атеросклероза.
2. Повышается эффективность
лёгочной вентиляции при физической нагрузке.
3. Укрепляет опорно-двигательный аппарат.
4. Даёт возможность регулировать вес тела (в сочетании с диетой).
5. Помогает справиться со стрессами.
6.Улучшает физическую и интеллектуальную работоспособность.
7.Повышает устойчивость к инфекционным заболеваниям.
8.Снижает риск возникновения сахарного диабета и злокачественных новообразований.
Слайд 90Силовая тренировка
1) увеличивает мышечную силу;
2) повышает мышечную выносливость;
3)
увеличивает прочность костей и связок, толщину хрящей и число капилляров
в мышцах;
4) улучшает здоровье и физическую подготовленность;
5) является средством изменения формы тела;
6) помогает контролировать вес и снижать процент жира;
7) ускоряет метаболизм (увеличивает количество калорий расходуемых в состоянии покоя);
8) повышает результативность в спорте;
9) помогает ослаблять стресс и напряжение повседневной жизни;
10) способствует формированию позитивного мнения о себе;
11) служит профилактикой остеопороза;
12) используется как средство восстановления после травм мышц или суставов;
Слайд 93Основные мышцы плеча – вид сбоку
Слайд 104Интенсивность нагрузки
- это сила воздействия физической работы на организм человека
в данный момент, ее напряженность и степень концентрации объема нагрузки
во времени. Её можно регулировать.
Слайд 105Факторы, влияющие на интенсивность нагрузки
скорость передвижения;
величина ускорения;
координационная сложность;
темп выполнения
упражнений (количество повторений в единицу времени);
относительная величина напряжения (в процентах
от личного рекорда в конкретном упражнении);
амплитуда движений;
сопротивление окружающей среды (рельеф местности и др.);
величина дополнительного отягощения;
психическая напряженность во время выполнения упражнения
Слайд 106Тема 4.
Медицинское обеспечение, самоконтроль. Мониторинг здоровья
4.1. Мониторинг здоровья
4.2. Врачебно-педагогический
контроль
Слайд 108Медицинское обеспечение физкультурно-спортивной деятельности
Осуществляется в соответствии ПРИКАЗОМ минздравсоцразвития России
от 09 августа 2010 года № 613н «Об утверждении порядка
оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий»
Динамическое наблюдение за состоянием здоровья занимающихся
Оформление заключения о допуске к занятиям и спортивным соревнованиям
Оказание первой медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи и осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи в медицинских организациях
Слайд 109Состояния, требующие срочного оказания медицинской помощи при занятиях физкультурой и
спортом
Ушибы, растяжения и разрывы связок, мышц, сухожилий
Переломы, вывихи
Раны, кровотечения,
шок
Синдром длительного раздавливания (СДР)
Повреждения гpyдной клетки
Повреждения живота
Ожоги, отморожения
Черепно-мозговые повреждения
Повреждения позвоночника
Утопление
Острые сердечно-сосудистые состояния
Острые психические расстройства
Слайд 110Доврачебная помощь
ВЫЗВАТЬ ВРАЧА
НЕ НАВРЕДИТЬ
При необходимости:
Иммобилизовать, приложить холод
Остановить кровотечение
Наложить повязку
Провести непрямой
массаж сердца, дыхание рот - в рот
Слайд 111Мониторинг здоровья – это динамическая количественная скрининг диагностика
Физического развития и
физической подготовленности
Функциональных резервов организма
Нейродинамических показателей нервной системы
Психического состояния
Морально-нравственных качеств личности
Социально-экологических
и санаторно-гигиенических условий среды обучения и жизни
Т.е. уровня социально-психологической адаптации к различным условиям
Слайд 112Цель мониторинга здоровья обучающихся
На основе данных об индивидуальных особенностях и
возможностях организма учащихся обеспечить:
Контроль за здоровьем в процессе индивидуального развития
и обучения
Профессиональную ориентацию для осознанного и адекватного возможностям организма выбора профессии
Оценку здоровье сохраняющей деятельности общеобразовательного учреждения
Индивидуальный подход к организации учебно-воспитательного процесса
Коррекцию учебно-воспитательного процесса для достижения наибольшей эффективности
Слайд 113Оценка физического развития
Длина тела измеряется в и.п.о.с., тремя точками касаясь
ростомера: пятками, ягодицами, лопатками, голова в положении, при котором наружный
угол глаза и наружный слуховой проход находятся на одном уровне
Масса тела - встать на середину площадки весов
Окружность грудной клетки – лента проходит под нижними углами лопаток, спереди у мужчин и детей – на уровне сосков, а у женщин – по верхнему краю грудной железы (место прикрепления 4 ребра к грудине)
Слайд 114Осанка- непринуждённое, привычное положение тела стоя, при ходьбе
Слайд 115Сколиоз – искривление позвоночника в боковой плоскости
Слайд 116Плантограмма – диагностика состояния стопы
Стопа нормальная
Плоскостопие
Слайд 117Оценка уровня физической подготовленности
Сгибание – разгибание рук в упоре лёжа,
руки на скамейке (до уровня плечи параллельно полу) макс. кол.раз
(Ж)
Упражнение на пресс - кол. подъёмов из и.п. лёжа, ноги согнуты, руки скрестно на груди, за 1 мин (Ж)
Максимальное количество подтягиваний (М)
Подъём ног до горизонтального уровня – макс. кол. раз (М)
Гибкость – наклон из положения стоя на скамейке, в см.
Прыжок в длину с места, см
Слайд 118Оценка функционального состояния организма
Частота сердечных сокращений (ЧСС) в состоянии относительного
покоя измеряется по пульсации лучевой артерии за 1 мин
Артериальное давление
(АД) в состоянии покоя (в положении сидя), появление первого тона соответствует систолическому давлению, исчезновение – диастолическому
Физическая работоспособность (ФР 170) – используя две разные дозированные нагрузки небольшой мощности, узнают мощность той физической нагрузки, при которой ЧСС равна 170 уд. в мин, т.е. PWC 170 (в ваттах или килограммометрах в минуту)
Слайд 119Максимальное потребление кислорода (МПК)
является основным показателем продуктивности как дыхательной,
так и сердечно-сосудистой систем.
МПК — это наибольшее количество кислорода,
которое человек способен потребить в течение одной минуты на1 кг веса (мл/мин/кг).
МПК является показателем аэробной способности организма, т. е. способности совершать интенсивную мышечную работу, обеспечивая энергетические расходы за счет кислорода, поглощаемого непосредственново время работы.
Величину МПК можно определить математическим расчетом, используя специальные номограммы; можно в лабораторных условиях при работе на велоэргометре или восхождении на ступеньку.
МПК зависит от возраста, состояния сердечно-сосудистой системы, массы тела.
Для сохранения здоровья необходимо обладать способностью потреблять кислород как минимум на 1 кг — женщинам не менее 42 мл/мин, мужчинам — не менее 50 мл/мин.
Слайд 120ТИПЫ РЕАКЦИЙ НА НАГРУЗКУ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОПЕРАТИВНОГОВРАЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ:
ВО ВРЕМЯ НАГРУЗКИ
(ТРЕНИРОВКИ).
Физиологический тип реакции.
Субъективно ощущается возможность усиления интенсивности нагрузки; ЧСС -
в пределах, установленных для данного индивида; свободное ритмическое дыхание.
"Пограничный" тип реакции.
Ощущение предельной нагрузки; появление неприятных ощущений или болей за грудиной; учащение обычного темпа дыхания.
Патологический тип реакции.
Нарушение координации, бледность, боли в области грудной клетки, нарушение ритма сердца.
Слайд 121ТИПЫ РЕАКЦИЙ НА НАГРУЗКУ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ:
СРАЗУ ПОСЛЕ НАГРУЗКИ
(ТРЕНИРОВКИ).
Физиологический тип реакции.
Хорошее самочувствие; ощущение "мышечной радости"; снижение ЧСС до
120 уд/в мин и менее в течении 3 мин.
"Пограничный" тип реакции.
Психическая подавленность, по прошествии 3 мин ЧСС более 120 уд/в мин; боли и неприятные ощущения даже при нагрузках малой интенсивности.
Патологический тип реакции.
ЧСС в течение 3 мин после тренировки превышает 140 уд/в мин; сохраняются боли за грудиной; ощущение сильной усталости, недомогание, головокружение.
Слайд 122ТИПЫ РЕАКЦИЙ НА НАГРУЗКУ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ:
В ПЕРЕРЫВЕ МЕЖДУ
НАГРУЗКАМИ (ТРЕНИРОВКАМИ).
Физиологический тип реакции.
Ощущение общей усталости сохраняется не более 2
ч после тренировки; ЧСС менее 80 уд/мин; локальное утомление сохраняется до 12 ч; ортостатическая реакция пульса не более 12 в 1 мин.
"Пограничный" тип реакции.
Чувство усталости сохраняется более 2 ч после занятия; снижение интереса к занятиям; нарушение сна и аппетита; ЧСС более 80 уд/мин сохраняется до 12 ч после тренировки; локальное утомление сохраняется до 24 часов; ортостатическая реакция пульса 13-19 в мин.
Патологический тип реакции.
Отвращение к тренировке; недомогание; нарушение сна, аппетита; ощущение общей усталости более 12ч после занятия; ЧСС более 80 уд/мин; снижение устойчивости к привычной физической нагрузке; ортостатическая реакция пульса 20 и более в 1 мин.
Если имеется "пограничный" тип реакции - необходимо выяснить причину этого и постараться её устранить. При патологическом типе реакции необходимо обратиться к врачу.