Слайд 1Тема 1. Информационные технологии в современном обществе
Слайд 2Цели и задачи курса
Сформировать представление о современных информационных технологиях и
их роли в управлении ОУ
Развить умение анализировать информационную среду организации
и общества
Научить рассматривать отдельные элементы информационного общества как совокупность информационных технологий
Слайд 3Учебно-методическое обеспечение курса
Под ред. В. Трофимова
Информационные системы и технологии в
экономике и управлении. – М., 2015.
Слайд 4Учебно-методическое обеспечение курса
Граничин О.Н., Кияев В.И.
Информационные технологии в управлении. –
М., 2014.
Слайд 5Учебно-методическое обеспечение курса
Абросимова М.А.
Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении.
– М., 2011.
Слайд 6Учебно-методическое обеспечение курса
http://government.ru
http://www.d-russia.ru
http://www.i-gorod.com
http://minsvyaz.ru
http://www.iis.ru
Слайд 7Индустриальное общество
Индустриальное общество ориентировано в первую очередь на развитие промышленности,
совершенствование средств производства, усиление системы накопления и контроля капитала.
Слайд 8Информационное общество – общество, в котором большинство трудовых ресурсов заняты
производством, хранением, переработкой, продажей и обменом информации
Слайд 9Признаками информационного общества в настоящее время считают:
культ знаний;
информационная экономика;
информационная культура;
информационный рынок труда;
информационная инфраструктура;
информатизация социальных технологий;
информационное законодательство.
Слайд 10Признаки информационного общества
Культ знаний означает, что в общественной морали
устойчиво преобладает тяга к духовному самосовершенствованию над стимулом материального благополучия.
Культ знаний – это социально-психологическая установка, влияющая на все остальные подобные установки граждан информационного общества.
Слайд 11Признаки информационного общества
Информационная экономика должна быть ориентирована на высокие
технологии (Hi-Tech) – микро-, наноэлектронику, глобальные коммуникации, накопление и распространение
данных и знаний, экономию времени, энергии и других общественных ресурсов, разработку и внедрение интеллектуальных продуктов.
Слайд 12Признаки информационного общества
Информационная культура – часть общей культуры социума,
организующая социальную жизнь через информационную сферу.
Внешняя информационная культура есть
культура коммуникации и управления (данных и команд).
Внутренняя информационная культура общества и личности безотрывно связана с их внутренней информационной культурой, под которой понимается культура познания (знания).
Слайд 13Признаки информационного общества
Информационный рынок труда должен охватывать более половины
трудоспособного населения. Это значит, что более 50% трудовых ресурсов общества
должно работать в информационной сфере (компьютерные технологии; телекоммуникации; информационные услуги, включая библиотеки и сферу искусства; СМИ и рекламное дело; безлюдные производства под управлением АСУ и роботов; микропроцессорные и нанотехнические системы и устройства; наука и образование и т.п.).
Слайд 14Признаки информационного общества
Информационная инфраструктура включает аппаратно-программные средства поддержки информационной
сферы деятельности общества.
Информационное законодательство есть совокупность законов, нормативных актов и
других форм правового регулирования в сфере обращения и производства информации и применения информационных технологий.
Слайд 15Информационные технологии
(ИТ, от англ. information technology, IT) — широкий класс дисциплин и областей деятельности,
относящихся к технологиям создания, управления и обработки данных, в том числе с применением вычислительной
техники
Слайд 16Основные черты современных ИТ
компьютерная обработка информации по заданным алгоритмам;
хранение больших объёмов информации
на машинных носителях;
передача информации на значительные расстояния в ограниченное время
Слайд 17Эволюция информационных технологий
Слайд 18ENIAC, 1946, должен был считать баллистические траектории во время Второй
Мировой, однако война кончилась к тому времени как его доделали
Слайд 19SAGE, 1954, весил 300 тонн и предназначался для обсчета данных
с радаров ВВС США в реальном времени
Слайд 20NEAC 2203, 1960, первый японский компьютер на транзисторах, использовался для
бизнес-задач
Слайд 21IBM System/360, 1964, этот компьютер уже мог решать задачи разной
сложности и в разных секторах — от коммерческих до научных,
в частности самая старшая модель в линейке участвовала в обсчете траекторий миссий “Аполлон”
Слайд 22CDC 6600, 1964, самая быстрая ЭВМ своего времени, ее скорость
была побита только 1969, компьютером разработанным тем же инженером Сеймуром
Креем, который создал CDC 6600
Слайд 23DEC PDP-8, 1965, первый коммерческий компьютер для бизнеса
Слайд 24Interface Message Processor, 1969, во время разгара Холодной войны, американцы
придумывали системы, которые бы выжили после ядерного удара, так появился
этот компьютер, точнее маршрутизатор, на основе которых построили АРПАНЕТ, прародителя Интернет
Слайд 25Kenbak-1, 1971, эту игрушку можно было бы назвать первым персональным
компьютером, но продали их всего несколько десятков, и скорее это
была обучающая игрушка
Слайд 26Cray-1, 1976, суперкомпьютер, самый быстрый на то время, стоил он
$10 млн долларов и неплохо продавался
Слайд 27Apple I, 1976, набор “собери сам“ Стива Возняка, который отвергла
компания HP и Возняк отправился в Калифорнию, где вместе с
Джобсом пытался продавать эти модели, но успеха они не имели, какой получила Apple II
Слайд 28IBM Personal Computer, 1981, первый персональный ПК, который получил распространение
и успех в бизнесе, и на долгие годы стал ориентиром
для всех производителей ЭВМ
Слайд 29Osborne 1 Portable Computer, 1981, первый переносной ПК, пользовался он
большой популярностью в первую очередь из-за низкой цены — $2000,
и веса в 10 кг, что в то время считалось сверхлегким аппаратом
Слайд 30Hewlett-Packard 150, 1983, технология тачскрина, которая широко используется сегодня, появилась
именно благодаря компании HP
Слайд 31Deep Blue, 1997, суперкомпьютер, проект которого IBM начала в конце
80-х, использовал параллельные вычисления для решения разных задач, чтобы продемонстрировать
его силу был устроен турнир между ЭВМ и чемпионом мира по шахматам Гарри Каспаровым
Слайд 32iPad, 2010, первое устройство такого класса, бесклавиатурный и компактный
Слайд 33При компьютеризации общества особое внимание уделяется внедрению и развитию технической
базы – компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и
ее накопление.
При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и оперативного знания во всех видах человеческой деятельности.
Слайд 34ИНДЕКС развития информационного общества
ICT Development Index — Индекс развития информационно-коммуникационных
технологий в странах мира. Рассчитан по методике Международного союза электросвязи
Индекс
развития ИКТ сводит 11 показателей в единый критерий, который можно использовать в качестве инструмента для проведения сравнительного анализа на глобальном, региональном и национальном уровнях. Эти показатели касаются доступа к ИКТ, их использования, а также практического знания этих технологий, в частности: число стационарных и мобильных телефонов на 100 жителей страны, количество домашних хозяйств, имеющих компьютер, количество пользователей Интернета, уровни грамотности и так далее
Слайд 35ИНДЕКС развития информационного общества
Слайд 37Факторы, влияющие на использование ИКТ
ИКТ-инфраструктура
и доступ
Экономическая доступность
Мотивация
Подготовленность
Объективные бъективные
Субъективные
Слайд 38Факторы, влияющие на использование ИКТ
ИКТ-инфраструктура
и доступ
Экономическая доступность
Мотивация
Подготовленность
Фиксированная связь
Подвижная сотовая
связь
ПК
Интернет
ЦОДы
Уровень образования
Навыки использования ИКТ
Доходы населения
Цены на услуги ИКТ
Потребности
Предложение услуг ИКТ
Воздействие
среды
Слайд 39ТРЕБОВАНИЯ ФГОС НОО, ООО, С(П)ОО
Образовательное учреждение должно иметь интерактивный электронный
контент по всем учебным предметам, в том числе содержание предметных
областей, представленное учебными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться
Минимальным оснащением образовательного процесса является: компьютер, принтер и сканер, цифровой фотоаппарат, цифровая видеокамера, мультимедийный проектор, канал Интернета, доступный из учебных помещений, цифровые образовательные ресурсы, информационная среда на компьютере
Слайд 40Виды информационных технологий в образовании
информационное взаимодействие учащихся и учителей на
уроках (интерактивные доски, проекторы)
информационное взаимодействие учащихся и учителей после уроков
(с помощью электронной почты, чатов)
обеспечение быстрой обратной связи между родителями учащихся и педагогическим персоналом образовательного учреждения
обеспечение доступа родителей учащихся к персональным данным и данным о результатах обучения и воспитания ребенка, а также о его личных достижениях
Слайд 41Цель использования информационных технологий в управлении ОУ
Оптимизация временных затрат и
повышение качества принимаемых управленческих решений, обеспечение высокого качества образовательных услуг
Слайд 42Информационные технологии, используемые в управлении ОУ
Дистанционные технологии в организации информирования
сотрудников (электронная почта, чаты, социальные сети)
Слайд 43Информационные технологии, используемые в управлении ОУ
Организация содержательного наполнения и функционирования
информационного портала Университета
Слайд 44Информационные технологии, используемые в управлении ОУ
Использование презентаций и видео при
проведении заседаний кафедры, совета факультета, Ученого совета университета
Слайд 45Информационные технологии, используемые в управлении ОУ
Создание электронно-образовательных ресурсов факультета
Слайд 46Информационные технологии, используемые в управлении ОУ
Использование электронно-библиотечных систем в организации
методической деятельности факультета
Слайд 48Электронная почта
Управление педагогическим персоналом:
Распространение важной информации по электронной почте;
Обмен деловыми
письмами;
Обмен документами (обсуждение, согласование)
Слайд 49Skype в изучении иностранных языков и обучении маломобильных детей
Слайд 50Официальные бухгалтерские сайты
Информационные технологии в финансовой деятельности Учреждения:
Bus.gov.ru (сайт бухгалтерской
отчётности);
Электронные торговые площадки для проведения открытых аукционов;
Электронная почта для деловой
переписки с поставщиками
Слайд 53Вебинары и телеконференции в обучении
Слайд 54Обобщение и распространение опыта
Слайд 56Автоматизированная информационная система «Апостроф» ОУ
Слайд 58Проблемы использования информационных технологий
Чрезмерная загруженность педагогического и административного персонала
Слабая мотивация
персонала в освоении новых технологий общения
Недостаточный контроль со стороны руководителя
ОУ
Отсутствие инициативы в освоении сопутствующих знаний
Недостаточный уровень материального обеспечения
Низкая оперативность технической поддержки и решения проблем пользователей
Слайд 59Что мешает Вам использовать информационные технологии?
(данные опроса 28 преподавателей)
Слайд 60Перспективы использования информационных технологий
Дальнейшее внедрение технологий дистанционного обучения и взаимодействия
(в том числе – с представителями филиалов и представительств)
Интеграция в
информационную систему университета информационных потоков на уровне факультета, унификация отчетности, ее перевод в электронный вид
Оптимизация создания и обновления учебно-методической документации факультета (ОПОП, учебные программы, фонды оценочных средств)
Слайд 61Комплексные инновационные решения
Информационный центр (библиотека)
Возможность готовить домашнее задание в школе.
Инновационные технологии в области акустических систем направленного звука.
Автоматизированная библиотечная
информационная система - автоматизация полного цикла технологических процессов школьной библиотеки.
Слайд 62Комплексные инновационные решения
ФабЛаб (кабинет труда)
Лаборатория прототипирования, созданная на базе специального
оборудования для изготовления объемных прототипов разрабатываемых конструкций любого назначения из
мягких материалов (пластик, алюминий, дерево и др.), предоставит возможность оперативной проверки технических решений.
Школьные лаборатории цифрового изготовления, ориентированные на обучение созданию инновационных решений и проведение собственных экспериментов.
Использование 3D-принтера для производства объемных пластиковых изделий по компьютерным моделям.
Слайд 63Комплексные инновационные решения
Буфет и столовая
Обеспечение разнообразного и здорового рациона питания:
новые технологии приготовления и доготовки пищи, технические средства распределения и
выдачи блюд.
Соблюдение всех необходимых санитарных норм.
Слайд 64Комплексные инновационные решения
Система авторизации по отпечатку пальца, обеспечивающая:
надежную защиту школы
от проникновения посторонних лиц;
автоматизированный учет посещаемости в электронном журнале;
SMS-оповещение родителям
о точном времени прихода/ухода ребенка из школы;
безналичную оплату обедов в школьной столовой.
Технологическое оборудование для систем безопасности
«Детекторы взрывчатки и наркотиков»
Проходная