Слайд 1
Тема 1. Массовая культура и система знаков
Кимерлинг Анна Семеновна
Кандидат исторических
наук, доцент НИУ ВШЭ - Пермь
Высшая школа экономики, Пермь
www.hse.ru
Слайд 2Строение культуры
Ценности
Нормы
Модели поведения:
Стиль
Ритуал / Канон
Символы
Слайд 3Массовая культура
социальный феномен XX века
особый тип производства и потребления
культурных ценностей
характерный для массового общества
Демократизация: широкое приобщение индивидов к
культурным ценностям
Модернизация: Индустриализация, урбанизация, рынок
Массовизация: участие в жизни общества
массовое производство - массовое потребление
НТР, СМИ - усложнение
новые способы хранения и трансляции информации - широкое тиражирование продуктов культуры
Слайд 4Де Токвиль:
«Когда только богатые люди имели часы, почти все они
были великолепной работы. Сейчас подавляющее большинство часов сделано посредственно, зато
все на свете их имеют. Таким образом, демократия не только устремляет человеческое сознание к полезным видам искусства и ремесел, но и побуждает мастеров очень быстро изготавливать множество несовершенных вещей, а потребителей – удовлетворяться качеством этой продукции».
Слайд 5Специфика массовой культуры
Рассчет на «усредненный» уровень
развития
Стереотипы
Воздействует на базовые чувства
людей
Опора на коллективное бессознательное, архетипы.
пассивное, некритическое восприятие культурных ценностей, мифы
Динамизмом
Превращения уникальных ценностей других культур в предметы массового потребления
Серийность, конвеерность культурной индустрии
Коммерция. Формирования потребительской идеологии и потребительского сознания
Слайд 6Функции массовой культуры в обществе
Адаптивная функция
Функция манипуляции.
Массовая культура задает
иерархию ценностей
Нормативная (регулятивная) функция.
Развлекательно-гедонистическая функция.
Релаксационно-компенсаторная функция.
Мифологизирует
сознание
Коммуникативная функция
Знаково-символическая функция
Слайд 7Критика масс 30-е гг.
Ортега-и-Госсет: «Солистов больше нет – один хор».
Кракауэр
З. «рациональность орнамента – всего лишь иллюзия…То, из чего они
составлены, это строительный материал, не более»
Лебон Г. «В коллективной душе интеллектуальные способности индивидов исчезают; разнородное утопает в однородном, и берут верх бессознательные качества»
Слайд 10Общество потребления
Жан Бодрийяр «Общество потребления. Его мифы и структуры»
Отличие: «масс-медиа становятся
привилегированными объектами потребления…, когда рекламное послание впитывается с наслаждением и в первую очередь»
само
потребление потреблено в форме мифа
очевидность излишка, магическое и окончательное уничтожение нужды
Слайд 11Бодрийяр Ж.
«Мы переживаем время вещей: … мы живём в их ритме
и в соответствии с их непрерывной последовательностью. Сегодня мы видим, как они рождаются,
совершенствуются и умирают, тогда как во всех предшествующих цивилизациях именно вещи, инструменты или долговечные Монументы жили дольше, чем поколения людей».
Слайд 12Сегодня мало предметов предлагается в одиночку, без контекста говорящих о них других предметов
Порядок.
Соблазнить покупателя.
Синтез изобилия и подсчёта — это дрогстор (Дрогстор — ТЦ, включающий
кроме магазинов -бар, кафе, бассейн и тд.)
Слайд 14Образ как определенный визуальный факт
Образ является знаком или системой знаков,
за которыми скрываются культурные значения.
Язык – знак – образ
Слайд 15Типология знаков Ч. Пирса:
знаки-иконы
знаки-указатели – природные, общественные, экономические, культурные.
знаки-символы
Слайд 16Какой тип по типологии знаков Ч. Пирса?
Знак – «дом», «богатый
особняк»
Слайд 17особняк в Мумбаи (Индия) стоимостью в 1 миллиард долларов
Слайд 18Семинар: Отражение современной культуры в медиа пространстве
. Социальные сети:
знаки
успешности,
демонстративные модели поведения,
информация для работодателя.
Слайд 19Что такое успех? Знаки успеха
Успех есть то, что оценивается человеком
как субъективно значимое, проблематичное (т. е. не дающееся само по
себе, без осмысленных усилий) достижение.
индивидуальных успехов может быть множество, они не сравнимы друг с другом: богатство, рождение ребенка, карьера, профессиональные достижения, слава.