Слайд 1Тема 1. Организация работы архива
Слайд 2В состав Архивного фонда Российской Федерации входят архивные документы независимо
от источника их происхождения, времени и способа создания, вида носителя,
форм собственности и места хранения.
Слайд 3До передачи документов на постоянное хранение, временно, в пределах сроков,
установленных Федеральным архивным агентством (Росархивом), они хранятся в организации.
Слайд 4С целью своевременного приема архивных документов от структурных подразделений, обеспечения
их учета, сохранности, упорядочения, использования и подготовки к передаче документов
на постоянное хранение в организации создается архив.
Слайд 5В зависимости от компетенций (функций) организации могут создаваться следующие виды
архивов:
центральный архив федерального органа власти или органа власти субъекта Российской
Федерации;
центральный отраслевой (сетевой) архив;
объединенный архив;
архив организации.
Слайд 6В зависимости от состава документации, подлежащей хранению в архиве, могут
создаваться в качестве самостоятельных единиц, или как подразделения архива организации:
архив
управленческой документации;
научно-технический архив;
аудиовизуальный архив;
архив документации на электронных носителях.
Слайд 7Архив организации создается как самостоятельное структурное подразделение, возглавляемое заведующим архивом,
как
подразделение (сотрудник, ответственный за архивный фонд) в составе службы документационного
обеспечения организации.
Слайд 8Организация обязана обеспечить архив необходимым помещением, оборудованием и кадрами.
Заведующий
архивом (Ответственный за архивный фонд) совместно с руководителем организации несет
ответственность за:
- несоблюдение условий обеспечения сохранности документов;
- утрату и несанкционированное уничтожение документов;
- необоснованный отказ в приеме на хранение документов постоянного хранения и по личному составу подведомственных организаций, при ликвидации организации или изменении формы собственности;
- нарушение правил использования документов и доступа пользователей к документам, установленных законодательством.
Слайд 9В своей работе архив предприятия руководствуется законодательством РФ, законодательными актами
по архивному делу, правилами и другими нормативно-методическими документами Федерального архивного
агентства, приказами и указаниями вышестоящих организаций и руководства предприятия.
Слайд 10Основными документами, на основании которых ведется работа архива организации (предприятия),
являются:
- положение об архиве;
- инструкция по делопроизводству организации;
- должностные инструкции
сотрудников архива.
Слайд 11В архиве составляются:
- годовой план работы;
- отчет о выполнении
годового плана работы;
- карточка учета работы с архивами подведомственных организаций
(если они имеются).
Слайд 12Работа архива организуется в соответствии с положением об архиве, которое
согласовывается с соответствующим государственным (муниципальным) архивом, если организация является источником
его комплектования, и утверждается руководителем организации.
Слайд 13В положение об архиве включаются следующие разделы:
основные положения;
состав документов архива;
задачи
и функции архива;
права и обязанности архива;
организация работы архива.
При необходимости положение
об архиве может дополняться другими разделами.
Слайд 15Архив организации в своей работе руководствуется также Инструкцией по делопроизводству
в той ее части (разделах), которая определяет порядок проведения экспертизы
ценности и подготовки документов и дел на стадии делопроизводства к передаче в архив организации: составление номенклатуры дел, формирование и оформление дел, составление описей дел структурных подразделений.
Слайд 17Руководитель архива и лицо, ответственное за архивный фонд назначается на
должность и освобождается от должности приказом руководителя организации.
Слайд 18На имеющиеся в архиве должности согласно штатному расписанию составляются должностные
инструкции, в которых указываются виды работ, возлагаемые на работника архива,
его обязанности и права.
Должностные инструкции согласовываются с юридической службой организации и утверждаются соответственно руководителем организации (если архив является самостоятельным структурным подразделением), руководителем службы ДОУ, частью которой является архив.
Слайд 20Основными задачами архива организации являются:
комплектование архива документами, состав которых предусмотрен
положением об архиве;
учет и обеспечение сохранности документов;
создание научно-справочного аппарата
к документам архива;
использование хранящихся в архиве документов;
подготовка и передача документов, на постоянное хранение.
Слайд 21Для выполнения основных задач архив осуществляет следующие функции:
1. ведет
списки организаций и (или) структурных
подразделений организации - источников комплектования архива;
2. принимает упорядоченные документы структурных подразделений организации и организаций - источников комплектования архива;
3. учитывает и обеспечивает сохранность принятых в архив документов;
4. создает научно-справочный аппарат к документам архива;
5. организует информационное обслуживание руководителей и структурных подразделений организации;
6. осуществляет использование документов по запросам организаций и частных лиц, в том числе социально-правовым запросам граждан, ведет учет и анализ использования;
Слайд 227. проводит экспертизу ценности и осуществляет передачу документов на постоянное
хранение;
8. осуществляет проверку правильности формирования и оформления дел в структурных
подразделениях организаций и других организациях -источниках комплектования;
9. организует работу по составлению номенклатуры дел организации;
10. оказывает методическую и практическую помощь структурным подразделениям в работе с документами;
11. соучаствует в разработке нормативных и методических документов по архивному делу и документационному обеспечению управления;
12. участвует в проведении мероприятий по повышению квалификации работников архива и службы документационного обеспечения управления, в том числе в организациях - источниках комплектования архива.