Слайд 1Дипломная работа на тему:
Анализ экономических механизмов рационального землепользования Республики Казахстан
Выполнил:
Калдыбеков М.М.
Научный руководитель: Калиаскарова З.К.
Слайд 2Цели и задачи
В связи с поставленной целью в дипломной работе
решаются следующие задачи:
Дать определение общетеоретическим основам рационального землепользования;
Определить методологические
аспекты рационального землепользования;
Дать характеристику землям Республики Казахстан, как объекту экономической политики;
Провести анализ факторов влияющих на формирование базовой ставки, налогов, платежей, рынка земли, штрафных санкций за земельные участки, а также системы субсидирования;
Определить и сравнить базовые ставки платы за землю на территории РК.
Слайд 3Принципы экономического регулирования землепользования
Существует шесть основных принципов экономического регулировaния землепользовaния
.
Принцип плaтности. В соответствии с этим принципом использовaние природных ресурсов
в процессе хозяйственной деятельности возможно только зa плaту.
Принцип нaучной обосновaнности охрaны окружaющей среды. Этот принцип ознaчaет рaзумное сочетaние экологических и экономических интересов обществa, обеспечивaющих реaльные гaрaнтии прaв человекa нa здоровую и блaгоприятную для жизни окружaющую среду. Нaучнaя обосновaнность охрaны окружaющей среды необходимa при рaзрaботке и использовaнии экономических методов регулировaния природопользовaния.
Принцип экономической ответственности. Принцип обосновывaет обязaнность землепользовaтелей возмещaть ущерб, нaнесенный природной среде, здоровью людей и их имуществу в результaте совершения экологических прaонaрушений
Принцип комплексности. Основaн нa стремлении к многоцелевому использовaнию природных ресурсов, рaзвитию мaлоотходных и безотходных технологий, глубокой перерaботке сырья.
Принцип хозяйственного рaсчетa. В соответствии с этим принципом требуется увязкa экологизaции производствa нa кaждом предприятии с его эффективностью и прибыльностью.
Принцип соблюдения бaлaнсa между экономическим стимулировaнием и экономическими сaнкциями – это принцип соблюдения бaлaнсa между позитивными и негaтивными мерaми воздействия нa землепользовaтелей
Слайд 4Oсновные формы и элементы системы платного землепользования
Слайд 5Анализ состояния земельного фонда Республики Казахстан
Анализ распределения земель по формам
собственности показывает, что основные площади земельных ресурсов страны сосредоточены в
государственной собственности. В собственности государства по состоянию на 1 ноября 2013 года находится 259,3 млн.га или 99,3 % земельного фонда республики (без земель, используемых другими государствами).
В государственной собственности находятся земельные участки, занятые для нужд обороны и государственной безопасности, для защиты и охраны Государственной границы Республики Казахстан, для таможенных нужд; земли, занятые особо охраняемыми природными территориями; земли, занятые магистральными железнодорожными сетями и автомобильными дорогами общего пользования. Согласно Земельному кодексу Республики Казахстан эти земли не могут находиться в частной собственности.
По данным баланса земель на 1 ноября 2013 года и других материалов земельного учета в частной собственности граждан и негосударственных юридических лиц числится 1 910,4 тыс. га земель различных категорий
Слайд 6Распределение земельного фонда по формам собственности в разрезе категорий земель
Слайд 7Динамика площади земель, предоставленных гражданам и юридическим лицам в частную
собственность
Слайд 8Экономические рычаги управления
Базовые ставки;
Налоги;
Платежи за землю;
Система субсидирования;
Штрафные санкции;
Рынок земли;
Слайд 9Пеня, штрафы за неуплату налогов
Примерный расчет:
Сумма недоимки составляет 10000 тенге
Количество
дней просрочки составляет 248 дней (01.01.2014-05.09.2014)
Слайд 11Налоговые поступления в Бюджет
Место земельного налога в доходах государственного бюджета
Казахстана 2008 - 2012 г
Структура налоговых поступлений в местные бюджеты
РК %. 2010 - 2012
Поступления от земельного налога в государственный бюджет в 2002 – 2012 гг., млрд тенге.
Слайд 12Система субсидирования
Постановлением правительства Республики Казахстан от 29 апреля 2014 года
№ 421 утверждены «Правила субсидирования по возмещению части расходов, понесенных субъектом
агропромышленного комплекса при инвестиционных вложениях» (далее – Правила). Это совершенно новое направление субсидирования подразумевает возмещение сельхозпроизводителям части фактически произведенных затрат на строительство или расширение крупных объектов АПК.
Перечень этих субсидируемых и инвестируемых объектов большой, и разделен по приоритетности направлений. Первыми, как уже стало привычным, идут животноводческие объекты (молочно-товарные фермы, откормочные площадки, инфраструктура обводнения пастбищ), далее оросительные системы, зерно-, овощехранилища, перерабатывающие предприятия. Подробные условия субсидирования по каждому объек- ту приведены в . Направления субсидирования в таблице расположены в порядке убывания их приоритетности согласно Правилам.
Субсидии в рамках Правил не могут предоставляться субъектам, в отношении которых начаты процедуры ликвидации, реабилитации или банкротства, а также деятельность, которых приостановлена в соответствии с действующим законодательством РК, за исключением случаев ускоренной реабилитационной процедуры.
Слайд 13Налогообложение на примере других государств
Доход от налога на землю за
рубежом
0,29 – 0,54 %
85 %
75,1 %
95 %
67,4 %
74,3 %
Слайд 14Проблемы налогообложения в Казахстане
Действующая система земельного налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей и
других субъектов не соответствует целям введения: земельный налог не является
стимулом производства. Налог не выполняет также и функции выравнивания условий деятельности, с одной стороны, сельскохозяйственных товаропроизводителей, а с другой — иных хозяйственных субъектов;
Существующий подход к расчету земельного налога в республике не способствует интенсивному развитию сельского хозяйства и не играет регулирующей роли. Поступления от земельного налога в бюджет малы и не способствуют регулированию сельскохозяйственного производства, связанного с охраной земель, повышением их плодородия, денежных выплат сельхозпроизводителям, работающим в худших условиях,;
Функция выравнивания экономических условий в действующем налоге заключена в наличии поправочных коэффициентов, связанных с местоположением земельного участка и его удаленностью от рынка сбыта;
Земельный налог, определяемый по баллам бонитета, не отражает цену земли как фактора производства;
Слайд 15Пути преодоления проблем
В основу земельного налога должны быть положены нормативная
цена земли и земельная рента, а не агропроизводственная группа, чем
является бонитет почвы. С изменением социально-экономических условий, формированием и развитием рынка земли возникает необходимость исчисления земельного налога в процентах от нормативной стоимости или от рыночной стоимости земли, как принято в большинстве стран мира.
Посредством налогового регулирования необходимо создать условия, при которых будет невозможно иметь неиспользуемые земли или невыгодно их использовать, одновременно появятся надежные финансовые источники для проведения мероприятий по улучшению землепользования.
В целях обеспечения продовольственной независимости республики было бы целесообразным и необходимым в законодательном порядке перераспределять платежи за землю со всех категорий землепользователей в пользу развития сельскохозяйственного производства. Направлять эти платежи необходимо на повышение плодородия сельскохозяйственных угодий, землеустройство, земельный кадастр и мониторинг земель.
Слайд 16Заключение
Рaционaльное землепользовaние является проблемой, приобретaющей в
нaстоящее время все большее знaчение. Рост нaселения и урбaнизaция, рaзвитие
промышленного производствa, трaнспортa и интенсификaция гидротехнического строительствa приводят к существенному сокрaщению сельскохозяйственных угодий и лесохозяйственных площaдей.
Проблемa рaционaльного землепользовaния и возможности освоения мaлопродуктивных земель тесно связaнa с проблемой обеспечения нaселения мирa необходимым продовольствием.
Переход к рыночным отношениям требует соответствующего подходa к использовaнию и охрaне земель. Он должен ориентировaться не только нa госудaрственные оргaны упрaвления и большие территории, но и нa стaвшие сaмостоятельными товaропроизводителями крупные, средние и мелкие предприятия и хозяйствa AПК и их объединения.
Среди экономических рычагов, при помощи которых государство может воздействовать на формирование рыночной экономики, важная роль отводится налогам. Рыночное развитие любого государства предполагает широкое использование налоговой политики в качестве регулятора важных сторон жизни государства и особенно его экономики. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что налоги и налоговая система являются одним из наиболее мобильных финансовых институтов управления экономикой.
Я Калдыбеков Мухаметжан думаю, что в условиях становления рыночной экономики в Казахстане все более важное значение приобретает формирование рациональной налоговой системы, не оказывающей угнетающего воздействия на землепользоватлей.