Слайд 1Иоганн Вольфганг Гёте
«Фауст»
Слайд 2Великий Поэт
художник Гете написал знаменитое «Учение о красках»
метеоролог Гете
изобрел водяной барометр
анатом Гете открыл новую кость в человеческом
черепе.
Гете был известен в научных кругах и трудами по оптике, минералогии, ботанике и астрономии, а из под его кисти вышло множество картин.
Слайд 3Иоганн Вольфганг Гёте родился 28 августа 1749 года в городе
Франкфурт на Майне (Германия) в образованной богатой семье.
Его отец,
Иоганн Каспер Гёте, был имперским советником, он сам воспитывал сына Вольфганга и его младшую сестру Корнелию, нанимал хороших учителей и дал им отличное образование.
Слайд 4Катарина Элизабета Текстор-мать поэта, знатная дворянка и полная противоположность своего
мужа.
Молодая, цветущая и жизнерадостная она была любящей матерью и
подругой своим детям.
Слайд 5Читать начал рано, к семи годам знал латынь и греческий,
в 16 лет Гёте поступил в Лейпцигский университет, на юридический
факультет.
В течение всей своей жизни вел дневники и записи, а к концу жизни благодаря им восстановил свое прошлое в единое целое.
Слайд 6В 1775 году приехал в Веймар по приглашению герцога Карла
Августа.
Здесь Гёте стал государственным министром; ведал прокладкой дорог, набором
рекрутов, государственными финансами, общественными работами, горнорудными проектами и т.д.
Гёте находился в самом центре придворного общества – неустанный выдумщик и устроитель балов, любительских спектаклей, охот и пикников, попечитель парков, архитектурных памятников и музеев.
Слайд 7Иоганн Вольфганг Гёте прожил долгую жизнь, наполненную плодотворным трудом в
литературе. Начав писать стихи мальчиком, он не прекращал литературной деятельности
до последних дней. Поразителен объем его лирического творчества — около 1000 стихотворений.
Среди них лирические стихи: «Майская песня», «Дикая роза» «Фиалка», «Нашёл»; прекрасные баллады: «Лесной царь», «Рыбак», «Перчатка» и многие другие .
Слайд 8«Вся моя жизнь – усилия и тяжкий труд, и я
смело могу сказать, что за 75 лет не было у
меня месяца, прожитого в своё удовольствие. Вечно я ворочал камень, который так и не лёг на место.» (И.В.Гёте)
Иоганн Вольфганг Гете умер в Веймаре 22 марта 1832 года в возрасте 83 лет. Его последние слова были: "Mehr Licht..." ("Больше света...")
Слайд 9Гёте создал ряд известных романов: «Годы учения Вильгельма Майстера»,«Годы
странствий Вильгельма Мейстера», « Страдания юного Вертера» и драм
«Ифигения в Тавриде», «Эгмонт» и др.
Однако главным плодом последних лет жизни Гёте было завершение трагедии «Фауст», над которым поэт работал более 60 лет.
В этом произведении изображён человек, который пытается исследовать и изучить мир, который неустанно ищет что-то новое.
Слайд 10Народная легенда, бродячий сюжет
ФАУСТ (нем. Faust) - герой народной книги «История
о докторе Иоганне Фаусте, знаменитом чародее и чернокнижнике», напечатанной во
Франкфурте-на-Майне Иоганном Шписом (1587). Фауст - историческое лицо, сведения об этой фигуре сохранились весьма многочисленные. Он жил в первую половину XVI века и, по одним сведениям, был действительно доктор, по другим - магистр. Об Иоганне Фаусте упоминает соратник Лютера, Меланхтон; есть воспоминания о пребывании его в Зальцбурге, а также свидетельства о его учености, разнообразных талантах, о занятиях чернокнижием, магией и ведовством. Все эти факты отразились в образе Фауста народной книги. Его история излагалась так, чтобы воздействие книги сохраняло назидательность. Родители Фауста были добрые христиане и богобоязненные люди, но сын не унаследовал от них благочестия и смирения. Изучая богословие, Фауст не гнушался занятиями колдовством. Ум у него был «быстрый, склонный и приверженный науке. При этом была у него дурная, вздорная и высокомерная голова» Оттого Фауст вознамерился узнать больше, чем обычные люди, постичь «все глубины неба и земли». При помощи всякого рода заклинаний Ф. решил вызвать черта, чтобы он помог достичь невозможного. «Любопытство, свобода и легкомыслие победили», и он пришел в Шпессерский лес, где и удалось ему встретиться с чертом. На другой день черт явился в жилище Фауста разузнать, что этот ученый, не насытившийся знаниями, хочет от нечистой силы. Фауст выдвигает свои условия, главное из которых - чтобы черт всегда был ему подвластен и выполнял любое желание, чтобы все тайны «мира сего», и не только сего, но и других миров (ада и рая), раскрывал ему в полной мере.
Слайд 11Эпоха Просвещения
Просвещением в Европе называется идейное течение среди образованной части населения
Европы во второй половине XVII - XVIII вв. Главными идеями
Просвещения были:
- Идея гуманизма, естественного права каждого человека на признание ценности его личности, на счастье. Личность ценна независимо от ее происхождения, народности, расы.
- Осуждение социального неравенства людей, эксплуатации человека человеком. Антифеодальные настроения.
- Идея перестройки общества на началах разума и науки. Разум для просветителей - это активное орудие преобразования, а не пассивное вместилище идеально правильных знаний, данных Богом, как рассматривали его классицисты.
- Критика церкви, религиозных запретов и предрассудков, критический пересмотр общепринятых духовных и интеллектуальных ценностей.
- Осуждение политической тирании.
- Идея просвещенного абсолютизма - правители стран должны заботиться о развитии науки и образования среди населения («союз королей и философии»)
Слайд 12Просвещение в литературе
В центре литературных произведений, написанных просветителями - образ
интеллектуального героя, часто деятеля искусства или науки, который стремится реформировать
мир или борется за достойное место в жизни. Произведения просветителей наполнены пропагандой чтения книг и образования. Герои выражают авторские идеи лучшего устройства общества. Авторы часто приводят объемные рассуждения своих персонажей, их переписку по поводу проблем экономики, эстетики, религии и церкви, политики, педагогики и др.
Слайд 13«Фауст»
Великий Гете выдумал своего "Фауста", когда ему было немногим больше
двадцати лет, а завершил трагедию за несколько месяцев до кончины.
Это произведение стало итогом философских и художественных исканий автора - поэта, драматурга, прозаика, крупнейшего ученого своего времени, человека энциклопедических познаний.