Слайд 1Тема 1. Социология как наука
и
учебная дисциплина.
История развития социологии.
Социология –
это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях
его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.
Термин «социология» ввел в научный оборот французский философ Огюст Конт.
Исидо́р Мари́ Огю́ст Франсуа́ Ксавье́ Ко́нт (1798 -1857) — французский философ и социолог. Родоначальник позитивизма.
Слайд 3Предпосылки возникновения социологии
Политические и социальные предпосылки.
Смена строя в странах Западной
Европы, стремительные изменения политической ситуации во Франции.
Формирование парламентской республики во
Франции.
Экономические предпосылки.
Развитие капитализма, рост урбанизации,
Усложнение структуры общества и городского населения.
Социальный запрос со стороны буржуазии на разработку «социальных механизмов» управления настроениями и поведением людей.
Научные предпосылки.
Попытка экстраполяции «научного метода» на исследование социальных процессов, общее расширение областей применения «научного метода».
Формирование представления о том, что научный метод является универсальным инструментом исследования.
Слайд 4Объект и предмет социологии
Объектом изучения в социологии является общество.
Предмет
социологии
Позитивистский подход
(О.Конт): законы
общественного развития
Объективный подход
(Э.Дюркгейм):
социальные факты
Субъективный
подход
(М.Вебер): социальное
взаимодействие
Обобщающий подход:
социальные связи
Предмет социологии – совокупность связей и отношений, которые носят название социальных.
Социальное – это совокупность общественных отношений данного общества, интегрированная в процессе совместной деятельности (взаимодействия) индивидами или группами индивидов в конкретных условиях места и времени.
Слайд 5Место социологии в системе наук
Историческая логика развития наук (по О.Конту)
состоит в переходе к наукам более высокого порядка, каждая из
которых имеет в предшествующих необходимую предпосылку.
Математика
Астрономия
Химия
Биология
Социология
(«социальная физика»)
Позитивистская доктрина О.Конта направлена на создание «позитивной социальной науки», столь же доказательной и общезначимой, как и естественнонаучные теории.
Социология должна быть основана на фактах и их связи, изучаемых методами сравнения, эксперимента, точного измерения.
Общество рассматривается как эволюцио-нирующий социальный организм, законы которого имеют общность с природными.
Физика
Слайд 6 Социология в системе наук
об обществе
Экономика
Этнография
Этика
Психология
История
Правовые науки
Политология
Философия
Социология
Социология – социально-гуманитарная
наука, имеющая ряд общих черт как с естественными, так и с техническими науками.
Слайд 7Цель и принципы социологии
Основная цель социологии – дать рациональное объяснение
поведения социальных объектов и определить механизмы решения социальных проблем.
Основные принципы
исследования в социологии:
Принцип эмпиризма – теоретические положения и выводы должны подтверждаться данными, полученными с помощью специфических социологических методов.
Принцип объяснения – полученные опытные данные, эмпирические факты и обобщения должны быть объяснены исходя из существующих теоретических представлений.
Принцип свободы от ценностных суждений, независимости и объективности выводов.
Слайд 8Функции социологии:
Термин «функция» в переводе с латыни означает «исполнение». В
социологии этим термином обозначают роль, назначение, специфическую деятельность элемента системы.
Функции
социологии
Гносеологическая
(теоретико-
познавательная)
Прогностическая
функция
Прикладная
(управленческая)
функция
Идеологическая
(воспитательная)
функция
Функция социального
контроля
(информационная)
Слайд 9Функции социологии:
1. Познавательная - связана с изучением закономерностей социального развития,
тенденций изменения различных социальных явлений и процессов
2. практическая (прикладная) -
определяется степенью участия социологии в разработке практических рекомендаций и предложений.
3. прогностическая – выработка научно обоснованных прогнозов о тенденциях развития социальных процессов в будущем.
4. идеологическая - связана с участием социологии в идеологической деятельности
5. гуманистическая – служит улучшению взаимопонимания между людьми, способствует совершенствованию общественных отношений.
Слайд 10Социология изучающая общество как целостную систему, создавая более или менее
полную картину социальных отношений и процессов в современном мире, формирует
у людей систему взглядов на человеческий мир и место в нем человека, отношение человека к окружающей его социальной действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами жизненные позиции людей, их идеалы.
В этом проявляется мировоззренческая функция социологии.
Социология объясняет, какие социальные условия необходимы для того, чтобы человек стал реализовывать себя в качестве субъекта социальной деятельности, смог бы, в конечном итоге, полностью реализовать свою собственную сущность. В этом проявляется гуманистическая функция социологии.
Слайд 11
Социологическое значение базируется во многом на эмпирических исследованиях.
Осуществляя в
ходе эмпирических исследовании сбор, систематизацию и накопление социологической информации, социология
выполняет информационную функцию.
На основе собранной объективной информации социологии вырабатывают предложения и рекомендации для политики и практики.
Слайд 12Методы социологических исследований:
Теоретические методы- это способы рассмотрения фактов, в основе
которых лежат те или иные положения об устройстве изучаемых объектов.
Теоретические методы помогают выработать понятийный аппарат социологии.
Конкретные методы- направлены на получение данных, т.е. информации, касающейся того или иного аспекта социальной действительности
Слайд 13Теоретические методы:
Структурно- функциональный- рассматривает общество, как систему, которая состоит из
частей, выполняющих определённые функции и характеризуется устойчивостью.
Структурно- функциональный метод
изучает, каким образом взаимодействуют друг с другом различные социальные институты.
Интерпретирующий метод- стремится выявить те смыслы, которые члены общества приписывают отдельным социальным явлениям и поступкам людей.
Сравнительный метод- опирается на сопоставление однотипных социальных явлений, принадлежащих к разным культурам; сопоставляет разные системы.
Исторический метод- рассматривает общество и его составляющие с точки зрения их изменения.
Слайд 14
Конкретные методы:
1. Опрос- метод социологического исследования, заключающийся в целенаправленном
обращении к конкретной группе людей, с целью выяснения их мнения
и взглядов, способов поведения в определённых ситуациях.
Виды опросов:
- массовый и экспертный;
- индивидуальный и групповой;
- устный (интервью), письменный (анкетирование)
2. Наблюдение - метод, предполагающий напосредственный контакт исследователя с изучаемым явлением.
Виды наблюдения: -включённое; - невключённое; - полевое
Слайд 15Конкретные методы:
3. Эксперимент- метод, направленный на установление точной причинно-следственной связи
4.
Анализ документов- имеет дело с текстами, изучая которые исследователь получает
необходимую информацию.
Виды анализа: - внешний анализ;
- внутренний анализ;
- качественный анализ;
- биографический метод;
- метод официальных документов.
Слайд 16 Структура социологического знания
Как и многие другие науки,
социология развивалась в двух основных направлениях: фундаментальном и прикладном.
Основанием для
выделения фундаментальной и прикладной социологии служит различие в целях и задачах, которые ставятся перед социологическими исследованиями:
прикладное исследование направлено на решение каких-либо практических проблем и задач,
фундаментальное исследование ставит своей целью преимущественно разработку научных теорий, развитие основополагающих принципов социологии, выявление универсальных взаимозависимостей и закономерностей.
Слайд 18Теоретическая социология решает научные проблемы, связанные с объяснением социальных явлений,
разработкой категорийного аппарата науки и методологии.
Она стремится ответить на
вопрос: «что и как изучается?», практическое оформление теоретическая социология находит в общей социологической теории (общей социологии) и включает в себя; историю социологии, учение об обществе, знание о предмете социологии, теорию массового социального поведения, теорию социальных изменений, методологию.
Слайд 19Эмпирическое исследование может проводиться в рамках как фундаментальной, так и
прикладной социологии. Если его целью является построение теории, то оно
относится к фундаментальной социологии, если его цель выработка практических рекомендаций - к прикладной социологии. Эмпирическая социология собирает социальные данные о социальных процессах.
Социологи выделяют также внутри своей науки макросоциологию (исследует крупные социальные объекты и процессы, структуры, функции и т.д.) и микросоциологию (изучает социальное действие, взаимодействие, поведение индивида и групп).
Слайд 20Прикладная социология
ставит задачу поиска средства для достижения определенных практических
целей, путей и способов использования познанных теоретической социологией устойчивых взаимозависимостей
(закономерностей).
Она отвечает на вопрос: «для чего изучается?».
Слайд 21
К прикладной функции социологии
можно отнести также такие специфические научно- обоснованные виды деятельности как
социальное обслуживание населения (социальная работа),
социальное консультирование (службы семьи, телефоны доверия и т.п.).
Кроме того, практическая направленность социологии проявляется в специфических направлениях социальных исследований, например, маркетинг, телефон управления персоналом, опросы общественного мнения и др.
Слайд 22Связь между теоретическим и эмпирическим уровнями исследования осуществляют теории среднего
уровня. Методологическую базу для формирования отраслевых социологий разработал американский социолог
Роберт Мертон.
В 1947 г. Р. Мертон выдвинул идею о необходимости создания теорий среднего уровня.
Слайд 23 Теории среднего уровня – понятие, введенное для обозначения научных построений,
призванных выступить в качестве последующего звена между общесоциологической теорией и
эмпирическими исследованиями.
Это отрасли социологического знания, изучающие закономерности функционирования и развития человека, социальных общностей и институтов в отдельных сферах общественной жизни.
Теории среднего уровня раскрывают два основных типа социальных связей;
1) между обществом и данной сферой общественной жизни;
2) внутренние взаимосвязи и взаимозависимости, присущие данной сфере общественной жизни.
Функционально эти теории служат методологией познания отдельных социальных процессов, общностей и институтов, то есть используются как методологическая основа конкретных социологических исследований.
Слайд 24
Теории среднего уровня можно условно разделить на три группы:
теории
социальных институтов (социология семьи, образования, труда, политики, религии и т.п.),
теории социальных отношений ( малых групп, организаций, классов, этносов и т.п.)
и теории специализированных социальных процессов (отклоняющегося поведения, социальной мобильности, урбанизации и т.п.).
Задачи такого рода теорий – аккумуляция \
эмпирических данных.
Примером такого рода теорий может служить созданная Р. Мертоном концепция аномии, объясняющая различные типы отклоняющегося поведения.