Слайд 1Тема 1. Теоретические основы антикризисного управления
1.1. Понятие и причины возникновения
кризиса
Слайд 2Данные статистики
Расчетный оптимальный срок жизни организации – 200 лет
Средний срок
жизни организаций в мире составляет 20 лет
Средний срок жизни
ТНК в мире составляет 40-50 лет
С 1970 года ликвидировано более 60 % компаний, входивших в список Fortune 500
К настоящему времени прекратили существование примерно 40% компаний, входивших в Fortune 500 в 1987 году
Из 12 крупнейших в мире компаний по состоянию на 1900 г. в настоящее время существует только Дженерал Электрик.
Слайд 310 крупнейших банкротств в истории США
Слайд 4Еще факты
2001 год – компания «Боинг» (The Boeing Company) уволила
4000 сотрудников с целью улучшения финансового положения
2007 год –компания «Airbus»
увольняет 10 000 человек (20% персонала) в процессе реструктуризации компании стремясь ликвидировать полученные убытки.
Слайд 5Еще примеры банкротов
ЮКОС
Land Rover Sony
Москвич Parmalat Daewoo
Инкомбанк Банк Империал Токобанк
Чара Банк
ОТЗ
КД-Авиа
Сегежский ЦБК Питкярантский ЦБК
Лесозаводы (Ильинский, Сегежский, Кемский…)
…………………………………………………………
Слайд 6Определения кризиса
«Кризис» в переводе с греческого «решение»
Кризис –это крайнее обострение
противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее
ее жизнестойкости в окружающей среде. (Общепринятое определение)
Кризис–внезапная и резкая смена повышательной тенденции понижательной (Дж. Кейнс)
Кризис–неожиданная и непредвиденная ситуация, угрожающая приоритетным целям развития, при ограниченном времени для принятия решений (Херман К.Ф.)
Слайд 7Основная функция кризиса
разрушение тех элементов, которые наименее устойчивы и жизнеспособны,
которые в наибольшей мере нарушают организованность целого.
В результате кризиса
происходит упрощение системы и возрастание ее стройности.
Слайд 8Причины позволившие состояться банкротству ЮКОСа
Объективные причины:
Уклонение от уплаты налогов
Ходорковским и другими акционерами ЮКОСа;
уклонение от уплаты налогов с организаций;
хищение
чужого имущества;
злостное неисполнение вступившего в законную силу решения суда;
причинение имущественного ущерба собственникам путём обмана;
подделка документов;
присвоение или растрата чужого имущества организованной группой в крупном размере;
мошенничество.
Другие причины:
Недовольство Путина финансированием Ходорковским и другими акционерами «ЮКОСа» оппозиционных партий — «Яблока», СПС, КПРФ.
Михаил Касьянов: «Путин мне лично сказал, что «компания "ЮКОС" финансировала политические партии "Яблоко" и СПС, которые он разрешил финансировать, и компартию, которую не разрешал».
Слайд 9Причины банкротства ОАО «ОТЗ»
Внутренние
Отставание в разработки новых моделей
Низкая ЗП и
качество продукции
Низкая реализация возможностей по расширению рынка сбыта
Пассивный сбыт (предоплата)
Недостаток
оборотных средств
Внешние
Отсутствие финансовой поддержки и протекционной политики государства
Рост объемов лесосечных работ с использованием колесной техники
Рост неплатежеспособных предприятий лесной отрасли
Отставание лесной отрасли от др. по темпам роста
Слайд 10Причины банкротства Enron Corp.
Убыточная деятельность
Многолетнее сокрытие убытков посредством оффшорных схем
(на Каймановых островах по одному адресу было зарегистрировано 692 доч.
комп.)
Огромные долги
Финансовые махинации
Сговор высшего менеджмента с аудиторами «Arthur Andersen»
Стремление менеджеров любой ценой нарастить стоимость акций компании
Слайд 11Причины кризиса
Объективные, связанные с циклическими потребностями в модернизации и реструктуризации
Субъективные,
отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении
Природные, характеризующие явления климата, землетрясения
и др.
Внутренние, связанными с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой.
Внешние, связанные с тенденциями и стратегией макроэкономического развития или развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране
Слайд 12
Внешние причины кризиса
1.Международные факторы:
Кризис в других странах, глобальные, экономические
или финансовые кризисы;
Международная политика и политика международных финансовых институтов, наличие
ограничений, эмбарго и т.п.;
Наличие международных торговых, тарифных соглашений;
Международная конкуренция
Слайд 13
Внешние причины кризиса
2. Национальные факторы
Нестабильность политического курса;
Неустоявшееся законодательство;
Чрезмерный монополизм;
Низкий
или спадающий платежеспособный спрос;
Слабый гос. бюджет и гос. заказ;
Нестабильное состояние
финансовой системы;
Нарушение устоявшихся партнерских связей;
Высокая инфляция;
Налоговая, кредитная, валютная политики;
Коррупция, лоббизм, криминализация экономики.
Слайд 14
Внешние причины кризиса
3.Специфические для России внешние региональные факторы в
связи большой территорией страны:
Особое местное региональное законодательство;
Удаленность от рынков сбыта;
Отсутствие
развитой экономической инфраструктуры;
Сложные климатические условия.
Слайд 15Параметры кризиса собственного развития
1.Возраст.
В течение 10 лет выживает только
4-5 % компаний одновременно начавших деятельность
3-ий год – 20 %
компаний выживает
6-8 годы – разоряется еще 80 % «оставшихся в живых» компаний
Слайд 16
Специфика возрастных кризисов различна:
Криз 2-3 годов вызывается к.п. факторами, связанными
с финансовой устойчивостью компании и с финансовым управлением компанией
Кризис 6-8
года в большинстве случаев носит менеджерский оттенок (цели, миссия ценности компании, регламентированные бизнес-процессы, управленческая и организационная структуры и т.п.
Слайд 17Параметры кризиса собственного развития
2.Продажи.
Не все компании справляются с деньгами
Закономерность:
1-ый кризис
– компания достигает объема продаж в 100 тыс. $/год (затем
кризис повторяются при двукратном увеличении продаж)
2-й кризис – 200 тыс. и т.д. с 2-х кратным увеличением
Наибольшие трудности возникают при преодолении рубежа в 100-200 тыс. $, 3-6 млн., 50, 100, 800 млн. $ (верхний предел статуса среднего бизнеса)
Слайд 18Параметры кризиса собственного развития
3.Сотрудники
Не все справляются с людьми
Закономерность:
1-ый шаг
– 7-8 человек (оптимальная группа людей с точки зрения эффективности
управления и достижения целей).
Ситуация критических отношений между сотрудниками растет с двукратным шагом
Самые кризисные точки для компании – 30, 250, 500, 1000 человек
Слайд 20Тема 1. Теоретические основы антикризисного управления
1.2. Система антикризисного управления в
организации
Слайд 21
Антикризисное управление
это процесс предотвращения или преодоления
кризиса в организации
Политика
антикризисного управления представляет собой часть общей стратегии развития предприятия, заключающейся
в разработке системы методов предварительной диагностики кризисных ситуаций и «включении» механизмов финансового оздоровления предприятия, обеспечивающих выход из кризиса.
Слайд 22Принципы антикризисного управления
Постоянная готовность к возможному нарушению финансового равновесия
Ранняя диагностика
кризисных явлений в финансовой деятельности предприятий
Использование системы индикаторов кризисных явлений,
позволяющих дифференцировать их по степени опасности
Срочность реагирования на отдельные кризисные явления
Соответствие принимаемых предприятием мер степени угрозы равновесию организации
Полная реализация внутренних факторов и возможностей выхода предприятия из кризиса
Слайд 23Этапы формирования и реализации политики антикризисного управления предприятием в кризисной
ситуации
Создание регламента антикризисного управления
ЦЕЛЬ – упорядочивание управленческого процесса
СОСТАВ
– инструкция по проведению диагностики кризиса,
распределение полномочий и обязанностей,
формы отчетности,
график документооборота и т.п.
Слайд 24Этапы формирования и реализации политики антикризисного управления предприятием в кризисной
ситуации
Организация постоянно действующего финансового мониторинга
ЦЕЛЬ - диагностика кризиса и определение
масштаба кризиса
ПЕРИОДИЧНОСТЬ – от ежедневной до ежемесячной
ИНСТРУМЕНТРИЙ - система финансовых показателей
Слайд 25Этапы формирования и реализации политики антикризисного управления предприятием в кризисной
ситуации
Определение масштабов кризисного состояния предприятия
МАСШТАБЫ КРИЗИСНОГО СОСТОЯНИЯ:
Легкий кризис
Тяжелый кризис
Катастрофа
Слайд 26Этапы формирования и реализации политики антикризисного управления предприятием в кризисной
ситуации
Исследование основных факторов, обусловивших кризисное развитие предприятия
ИНСТРУМЕНТАРИЙ – фундаментальная диагностика
банкротства
ЦЕЛЬ - подготовка информации для разработки перечня мероприятий антикризисного управления
Слайд 27Этапы формирования и реализации политики антикризисного управления предприятием в кризисной
ситуации
Формулирование целей выхода предприятия из кризиса, адекватных масштабам кризиса
ВАРИАНТЫ :
1. Устранение неплатежеспособности
2. Восстановление финансовой устойчивости в краткосрочной перспективе
3. Обеспечение устойчивого экономического роста и финансовой устойчивости в долгосрочной перспективе
Слайд 28Этапы формирования и реализации политики антикризисного управления предприятием в кризисной
ситуации
Выбор и использование действенных внутренних механизмов финансовой стабилизации предприятия, соответствующих
масштабам его кризисного состояния
Использование внешних возможностей может привести к риску потери контроля над бизнесом
Слайд 29Этапы формирования и реализации политики антикризисного управления предприятием в кризисной
ситуации
Выбор эффективных форм санации (финансового оздоровления) предприятия
ПРИМЕРЫ – банкротство
слияние с другой компанией
получение долгосрочного кредита
продажа контрольного пакета акций и др.
Слайд 30Этапы формирования и реализации политики антикризисного управления предприятием в кризисной
ситуации
Обеспечение контроля за результатами разработанных мероприятий по выводу предприятия из
кризиса
В случае отклонения результатов от ожидаемых в Программу антикризисного управления могут вноситься коррективы в ходе ее реализации