Слайд 1Тема 1. Теория организации и ее место в системе научных
знаний
План
1 Объект, предмет и метод теории организации
2 Функции теории
организации
3 Место теории организации в системе смежных наук
4 Основные направления развития теории организации
Слайд 2Объект теории организации - это регулируемые и самоорганизующиеся процессы, происходящие в
общественных организационных системах, совокупность организационных отношений, т.е. взаимодействие людей по
поводу организации совместной деятельности, производства материальных благ, воспроизводства самих себя как субъектов общественных изменений.
Слайд 3Предмет теории организации - организационные отношения, т.е. связи и взаимодействия между
различного рода целостными образованиями и их структурным составляющим, а также
процессы и действия организующей и дезорганизующей направленности
Слайд 4Предметом теории организации являются организационные отношения между работниками или целыми
организациями как по вертикали, так о по горизонтали.
Выделяют 2 вида
организационных отношений:
Структурные отношения:
- воздействие – одновременное действие по передачи приказа, распоряжения, просьбы, совета от одного субъекта организации другому;
- взаимодействие – долговременная положительная реакция со стороны объекта управления на воздействие субъекта управления;
- противодействие – долговременная отрицательная реакция объекта управления на воздействие субъекта управления.
Процессорные отношения:
массовые, групповые, единичные;
равенства и подчинения;
межорганизационные и внутриорганизационные;
постоянные и случайные;
непрерывные и дискретные.
Слайд 5Метод теории организации - набор теоретико-познавательных и логических принципов и категорий,
а также научного (формально-логического, математического, статистического, собственно организационного) инструментария для
исследования системы организационных отношений
Слайд 6К основным методам теории организации относятся: индуктивный, статистический, абстрактно-аналитический, сравнительный
и др.
Индуктивный метод представляет собой движение мысли от единичного к всеобщему,
от знания меньшей степени общности к знанию большей степени общности.
Слайд 7Статистический метод заключается в количественном учете факторов и частоте их повторяемости.
Исследование массовых явлений окружающего мира с использованием методов теории вероятностей,
группировок, средних величин, индексов, графических изображений
Слайд 8Абстрактно-аналитический метод позволяет устанавливать законы явлений, отражающие связи и постоянные тенденции.
Средством для этого служит «абстрагирование», т.е. мысленное выделение существенных свойств
и связей предмета, отвлечение от частностей, что позволяет увидеть в чистом виде основу изучаемых явлений
Слайд 9Суть сравнительного метода заключается в подборе сходных организаций как объектов исследования. Исключительно
важное значение данный метод приобретает для выяснения процессов изменения, развития,
динамики исследуемого явления, раскрытия тенденций и закономерностей функционирования развития организационных систем.
Слайд 10Комплексный подход позволяет получить новые знания об организации посредством изучения этого
явления в междисциплинарном аспекте на стыке различных наук.
Системный подход дает возможность
раскрыть такие свойства организации, как целостность, системность, организованность, описать законы взаимосвязи между ее элементами, внутриорганизационные отношения и взаимоотношения рассматриваемого объекта с другими.
Слайд 11Применение функционального подхода дает возможность:
1.изучить проявление целенаправленности и активности деятельности организации;
2. установить
то место, которое занимает та или иная организация в природных
и общественных процессах;
выявить взаимодействие рассматриваемой организации с другими системными и несистемными образованиями, зависимость между отдельными компонентами внутри данной системы.
Слайд 12Системно-исторический подход определяет, интегрирует данное состояние и движение организации, учитывает нарастание
темпов развития, позволяет установить закономерности перехода из одного состояния в
другое, органически соединяет генетическое и прогностическое истолкование объектов и процессов.
Слайд 132 Функции теории организации
Познавательная функция проявляется в раскрытии процессов организации и
самоорганизации социальных систем, закономерных тенденций организационного развития, динамики различных социальных
явлений и событий.
Слайд 14Методологическая функция тесно связана с познавательной функцией теории организации. В отличие
от частных теорий теория организации является комплексной, интегрирующей наукой
Слайд 15Рационально-организующая функция проявляется в обобщении опыта организационной деятельности как в прошлом,
так и в настоящем, разработке оптимальных моделей организаций и их
структур, определении социальных технологий относительно безболезненного разрешения социальных и политических конфликтов.
Слайд 16Прогностическая функция позволяет заглянуть в «общественное завтра», предугадать организационные явления и
события.
Слайд 173 Основные направления развития теории организации
Организацией как объектом исследования занимаются
менеджмент, экономика, социология, психология, политология
Слайд 18Теория управления изучает следующие проблемы, касающиеся организации:
производство как система,
типы отношений управления, формирование объектов и субъектов управления, цели и
функции управления, организационная структура управления, линейные и функциональные связи, организационно-распорядительные методы управления, организация процесса управления, организация управленческого труда.
Слайд 19Развитие каждой науки характеризуется двумя процессами: дифференциацией и интеграцией знаний.
Дифференциация - это поиск своей ниши (своего объекта исследования) для
проведения углубленных исследований.
Слайд 20Интеграция основана на стремлении исследовать проблему с разных сторон, формировать
приоритеты влияния той или иной процедуры на ситуацию в целом.
Слайд 21Ученые, занимающиеся теорией организации, обсуждают перспективность трех путей ее развития:
-
создания общего подхода к основным научным воззрениям на базе имеющихся
в менеджменте, экономике, социологии и других, относительно разработанных науках научных воззрений и дальнейшего продвижения в исследованиях;
Слайд 22- выделения своей локальной области исследования части организации и развития
ее;
- формирования трехступенной схемы развития
Слайд 23Развитие теории организации включает семь конкретных этапов:
1) сбор фактов, явлений,
прогнозов, тенденций, исторических и фольклорных сведений, легенд и мифов о
существовании или функционировании организаций, особенностях организации;
Слайд 242) систематизация информации и составление типологии (по времени, по эффективности,
по характеру организационных отношений, по сфере деятельности);
3) создание понятийного аппарата
(категории, термины, их взаимосвязь, и т.д.);
Слайд 254) нахождение зависимостей между параметрами, отношений между категориями, формулирование законов
и закономерностей (нормы управляемости персоналом в зависимости от характера деятельности,
закон развития и др.);
5) привлечение научного багажа других наук для более полного понимания своих собственных проблем;
6) практическое апробирование разработанных теорий и методик;
Слайд 267) обобщение теоретических разработок и практических результатов применения отдельных положений
теории организации, накопление статистических данных.
Каждый из перечисленных этапов повторяются циклически
друг за другом при этом совершенствуя знания в области теории организации.